Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа
Целью написания данной работы является исследование механизма управления прибылью на предприятии на основе анализа соответствующих показателей, а также предложение рекомендаций по совершенствованию процесса формирования, распределения и использования прибыли организации.
Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач:
Определение экономической сущности прибыли, ее видов и функций;
Рассмотрение путей и инструментов управления прибылью предприятия;
Выявление факторов, влияющих на формирование прибыли предприятия;
Введение………………………………………………...………………………...….3
1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления……..……….....6
Экономическая сущность прибыли, ее роль, виды и функции..……6
Пути и инструменты управления прибылью предприятия………...17
Факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия…....26
2. Управление прибылью на предприятии ОАО «Оркла Брэндс Россия»……29
2.1. Анализ формирования и распределения прибыли…………………29
2.2. Факторный анализ прибыли от продаж…………………………….39
2.3. Расчет точки безубыточности и порога рентабельности…………..43
2.4. Анализ показателей рентабельности………………………………..47
2.5. Планирование прибыли……………………………………………...53
3. Совершенствование управления прибылью на ОАО «Оркла Брэндс Россия»………………………………………………………………………………….58
3.1. Снижение непроизводственных расходов и потерь……………….58
3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма формирования, распределения и использования прибыли………………………………………..63
Заключение……………………………………………………………………...…..66
Список использованной литературы……………………………………………...69
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Пчо 10 = 159 885 * (1 – (0 / - 90 111) = 159 885 тыс. руб.,
Пчо 11 = 284 685 * (1 – (106 / 206 854) = 284 539 тыс. руб.
Экономическая прибыль:
Пэ = Пч – ск
* Кс,
где Пч = чистая прибыль,
ск – рыночная стоимость собственного капитала.
Рассчитывать экономическую прибыль ОАО «ОБР» нет смысла, поскольку чистой прибыли в исследуемых периодах предприятие не имеет.
Для наглядности сведем все
основные показатели прибыли ОАО
«ОБР» в таблицу и
По результатам исследований, проведенных в таблице 2.3, можно сказать, что, несмотря на прирост выручки от реализации на 35,75%, валовая же прибыль возросла только на 25,39%. Это констатирует тот факт, что себестоимость увеличивается опережающими темпами по сравнению с выручкой.
Прибыль от продаж за исследуемый период переросла в убыток.
Тем не менее, гросс-операционная и операционная прибыль за анализируемый период увеличились на 70,81% и 77,96% соответственно, что свидетельствует о значительном приросте внереализационных доходов предприятия.
Поскольку на конец исследуемых периодов ОАО «ОБР» имеет отрицательный финансовый результат, налогов с прибыли не уплачивалось, но в 2011 году в отчете отражены отложенные налоговые обязательства, поэтому чистая операционная прибыль 2010 года равна операционной прибыли, а в 2011 году немного скорректирована на отложенные налоговые обязательства.
Убыток отчетного периода покрылся за счет нераспределенной прибыли, в связи с чем она уменьшилась на 79,12%.
Таблица 2.3 – Основные показатели прибыли ОАО «ОБР»
Показатель |
Значение на конец 2010 г., тыс. руб. |
Значение на конец 2011 г., тыс. руб. |
Изменение, тыс. руб. |
Темп прироста, % |
Выручка от продаж |
3 500 184 |
4 751 498 |
1 251 314 |
35,75 |
Валовая прибыль |
1 153 515 |
1 446 355 |
292 840 |
25,39 |
Прибыль (убыток) от продаж |
127 888 |
- 99 201 |
- 227 089 |
- 77,57 |
Гросс-операционная прибыль |
261 071 |
445 948 |
184 877 |
70,81 |
Операционная прибыль |
159 885 |
284 539 |
124 654 |
77,96 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
- 90 111 |
- 206 854 |
- 116 743 |
- 129,55 |
Чистая операционная прибыль |
159 885 |
284 539 |
124 654 |
77,96 |
Чистая прибыль (убыток) |
- 88 007 |
- 132 507 |
- 44 500 |
- 50,56 |
Нераспределенная прибыль |
434 095 |
90 631 |
- 343 464 |
- 79,12 |
Эффективность управления прибылью зависит не только от результатов ее формирования, но и порядка ее распределения. Распределение прибыли представляет собой процесс определения направлений ее использования. Принятый на предприятии порядок распределения прибыли оказывает влияние на его инвестиционную, социальную политику, темпы развития производства и др.
При этом главная цель распределения прибыли состоит в повышении благосостояния собственников организации. Собственники самостоятельно определяют размеры прибыли изымаемой в виде дивидендов. Прибыль может быть распределена между собственниками, а может остаться в обороте предприятия в виде собственного капитала.
К не менее важной функции
распределения прибыли
Рассматривая функции
механизма распределения
Решение о направлениях распределения прибыли могут принимать исключительно собственники. Состав источников покрытия полученного убытка определяется также собственниками организации. В этой связи основополагающим направлением признается оптимизация соотношения между суммами, выплачиваемыми в виде дивидендов, и суммами, капитализируемыми в организации.
ОАО «ОБР» вправе ежеквартально принимать решения о выплате дивидендов по размещенным акциям в порядке, установленном действующим законодательством из чистой прибыли.
Предприятие обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, если Общим собранием акционеров принято решение о выплате дивидендов иным имуществом, то дивиденды выплачиваются имуществом, указанным в решении Общего собрания акционеров.
Кроме распределения части нераспределенной прибыли на выплату дивидендов чистая прибыль направляется на пополнение резервного капитала организации, если это предусмотрено действующим законодательством.
Резервный капитал или фонд создаются как гарантия на вложенный в производство капитал и представляют собой часть нераспределенной прибыли (собственного капитала), зарезервированную для покрытия возможных убытков, непредвиденных расходов и обязательств. Величина резервного капитала зависит в основном от полученного организацией финансового результата, а также решения учредителей о его распределении и может изменяться из года в год. Резервный капитал по своей природе является страховым, он гарантирует благосостояние участников и обеспечивает страховой барьер для кредиторов в случае, если на эти цели не хватает прибыли.
В ОАО «ОБР» создается Резервный фонд в размере, равном 5% от уставного капитала предприятия, путем обязательных отчислений от чистой прибыли. Размер ежегодных отчислений до достижения им установленного размера составляет 5% от чистой прибыли. Резервный фонд может использоваться для покрытия убытков, а также для погашения облигаций и выкупа акций организации.
Прибыль от продаж компании рассчитывается как разница между выручкой от продаж товаров, работ, услуг (за исключением НДС, акцизов и других обязательных платежей), себестоимостью, коммерческих расходов и управленческих расходов.
Основными факторами, влияющими на величину прибыли от продаж являются:
Факторный анализ позволяет определить влияние отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования.
Таким образом, факторный анализ прибыли от продаж необходим для оценки резервов повышения эффективности производства, т.е. основной задачей факторного анализа является поиск путей максимизации прибыли компании. Кроме того, факторный анализ прибыли от продаж является обоснованием для принятия управленческих решений [11, с. 358-360].
Для проведения факторного анализа прибыли от реализации ОАО «ОБР» используем следующую модель:
П = П1 + П2 + П3, (2.6)
где, П1 - изменение прибыли от реализации за счет изменения объема реализованной продукции;
П2 - изменение прибыли от реализации за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;
П3 - изменение прибыли от реализации за счет изменения уровня затрат на один рубль реализованной продукции.
В свою очередь, изменение прибыли от реализации за счет изменения объема реализованной продукции рассчитывается следующим образом:
П1 = П0 * (k1 - 1), (2.7)
где, П0 – прибыль от реализации исследуемого периода (2010 или 2011г.г.);
k1 - коэффициент роста реализации продукции, исчисленный по полной себестоимости.
Данный коэффициент
k1 = C1 / C0,
где, C1 и С0 - полная себестоимость реализованной продукции за 2010 и 2011 года соответственно.
П1 (10) = 127 888 * (2 346 669 / 2 014 156 - 1) = 21 112,78 тыс. руб.;
П1 (11) = - 99 201 * (3 305 143 / 2 346 669 – 1) = - 40 517,68 тыс. руб.
Изменение прибыли от продаж за счет изменения структуры и ассортимента выпускаемой продукции рассчитывается следующим образом:
П2 = П0 * (k2 – k1), (2.9)
где, k2 - коэффициент роста реализованной продукции, исчисленной в оптовых ценах.
Данный коэффициент
k2 = В1 / В0, (2.10)
где, В1 и В0 - выручка от реализации продукции за 2010 и 2011 годы соответственно.
П2 (10) = 127 888 * (3 500 18 /3 078 247 - 2 346 669/2 014 156) = - 3 583,1 тыс. руб.;
П2 (11) = - 99 201 * (4 751 498/3 500 184 - 3 305 143/2 346 669) = 5 053,38 тыс. руб.
Изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения затрат на один рубль реализованной продукции рассчитывается следующим образом:
П3 = В1 * (С0
/ В0 – С1 / В1),
П3 (10) = 3 500 184 * (2 014 156 / 3 078 247 – 2 346 669 / 3 500 184) = - 56 431,76 тыс. руб.;
П3 (11) = 4 751 498 * (2 346 669 / 3 500 184 – 3 305 143 / 4 751 498) = 317 111,13 тыс. руб.
П10 = 21 112,78 – 3 583,1 – 56 431,76 = - 38 902,08 тыс. руб.
П11 = - 40 517,68 + 5 053,38 + 317 111,13 = 281 646,83 тыс. руб.
Результаты факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «ОБР» обобщим в таблице 2.4.
По результатам проведенного анализа можно сказать, что в связи с изменением объема реализации продукции сумма прибыли от продаж увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 21 112,78 тыс. руб.; за счет изменения структуры и ассортимента выпускаемой продукции прибыль от продаж уменьшилась на 3 583,1 тыс. руб., а за счет изменения затрат на один рубль реализованной продукции прибыль уменьшилась на 56 431,76 тыс. руб. Под совокупным влиянием трех факторов за период 2009-2010 г.г. прибыль от реализации ОАО «ОБР» сократилась на 38 902,08 тыс. руб.
Таблица 2.4 – Результаты факторного анализа прибыли от реализации продукции ОАО «ОБР»
Фактор |
Сумма прибыли, тыс. руб. |
Удельный вес, % | ||
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. | |
П 1- изменение объема реализации продукции |
21 112,78 |
- 40 517,68 |
54,27 |
- 14,39 |
П2 - изменение структуры и ассортимента продукции |
- 3 583,1 |
5 053,38 |
- 9,21 |
1,79 |
П3 - изменение уровня затрат на 1 руб. продукции |
- 56 431,76 |
317 111,13 |
145,06 |
112,6 |
ИТОГО: |
- 38 902,08 |
281 646,83 |
100,0 |
100,0 |
В 2011 г. в результате изменения объема реализованной продукции сумма прибыли уменьшилась на 40 517,68 тыс. руб.; за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции прибыль от реализации возросла на 5 053,38 тыс. руб.; за счет изменения затрат на один рубль товарной продукции прибыль возросла на 317 111,13 тыс. руб. В целом прибыль от реализации продукции за период 2010-2011 г.г. увеличилась на 281 646,83 тыс. руб.
Таким образом, анализируя таблицу 2.4 можно сделать вывод, что в 2010 г. основное влияние на сокращение прибыли от реализации оказало изменение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции. В 2011 г. этот же фактор оказал обратное воздействие и способствовал росту прибыли от продаж.
Так, проводя факторный анализ прибыли от реализации ОАО «ОБР», выяснилось, что наибольшее влияние на нее оказывает изменение затрат на производство и реализацию продукции.
Анализ порога прибыли (точки безубыточности) – это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, объема продаж (дохода), и прибыли. Основой анализа является классификация затрат по их отношению к объему производства на переменные и постоянные.
Переменные затраты меняются
прямо пропорционально
Информация о работе Управление прибылью как основным источником развития организации