Управление прибылью как основным источником развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование механизма управления прибылью на предприятии на основе анализа соответствующих показателей, а также предложение рекомендаций по совершенствованию процесса формирования, распределения и использования прибыли организации.
Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач:
Определение экономической сущности прибыли, ее видов и функций;
Рассмотрение путей и инструментов управления прибылью предприятия;
Выявление факторов, влияющих на формирование прибыли предприятия;

Содержание работы

Введение………………………………………………...………………………...….3
1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления……..……….....6
Экономическая сущность прибыли, ее роль, виды и функции..……6
Пути и инструменты управления прибылью предприятия………...17
Факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия…....26
2. Управление прибылью на предприятии ОАО «Оркла Брэндс Россия»……29
2.1. Анализ формирования и распределения прибыли…………………29
2.2. Факторный анализ прибыли от продаж…………………………….39
2.3. Расчет точки безубыточности и порога рентабельности…………..43
2.4. Анализ показателей рентабельности………………………………..47
2.5. Планирование прибыли……………………………………………...53
3. Совершенствование управления прибылью на ОАО «Оркла Брэндс Россия»………………………………………………………………………………….58
3.1. Снижение непроизводственных расходов и потерь……………….58
3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма формирования, распределения и использования прибыли………………………………………..63
Заключение……………………………………………………………………...…..66
Список использованной литературы……………………………………………...69
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Управление прибылью предприятия.docx

— 136.43 Кб (Скачать файл)

 

По результатам проведенного анализа можно сказать, что величина основных средств предприятия в составе внеоборотных активов увеличилась на 161,4%, что свидетельствует о приобретении машин, оборудования, зданий и прочих основных средств.

За счет значительного  увеличения основных средств, произошел  прирост и общей величины оборотных  средств на 61,58%.

Темп прироста оборотных  активов в 2 раза превысил темп прироста внеоборотных активов и составил 119,26%. Увеличение оборотных активов произошло, главным образом, за счет неоправданного роста величины запасов и дебиторской задолженности (на 135,11% и 122,85% соответственно). Такое увеличение дебиторской задолженности говорит о значительном отвлечении собственных средств из оборота. Основная доля дебиторской задолженности – это расчеты с покупателями.

Более чем 2 раза увеличилась  величина краткосрочных займов и  кредитов предприятия, что свидетельствует  о низких показателях абсолютной и быстрой ликвидности организации.

Значительно увеличилась  величина кредиторской задолженности  предприятия (на 247,09%). Подавляющую долю общей кредиторской задолженности составляет задолженность перед поставщиками и подрядчиками и прочими кредиторами.

Выручка от реализации продукции  за исследуемый период увеличилась  на 35,75%, что свидетельствует о  наращивании оборотов в производстве. Соответственно, увеличилась и валовая прибыль предприятия (на 25,39%).

Прибыль от продаж ОАО «ОБР»  сократилась на 77,57% и превратилась в убыток, который на конец 2011 года составляет 99 201 тыс. рублей. Такая же тенденция наблюдается и в изменении чистой прибыли – она сократилась на 50,56% и представляет собой убыток. Данный убыток покрылся за счет накопленной нераспределенной прибыли, которая теперь уменьшилась на 79,12%.

Таким образом, текущее финансовое состояние предприятия можно  охарактеризовать, как не совсем удовлетворительное, поскольку, несмотря на увеличение оборотных и внеоборотных активов, повышение объемов производства и реализации продукции, предприятие работает в убыток. Это связано с тем, что в течение 2009-2010 отчетных периодов произошла реструктуризация организации в виде объединения нескольких фирм. Поэтому работа предприятия еще не вошла в размеренное русло, на что, безусловно, имеются перспективы.

Прибыль предприятия формируется  под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов не позволяет их четко ограничить, и обуславливает их группировку. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление их на внешние и внутренние.

Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние и внутренние.

Внутренние  факторы – факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют стороны работы коллектива.

Внешние факторы – факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако они могут оказывать существенное влияние на прибыль.

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на внепроизводственные и производственные.

К внепроизводственным  факторам относят: организацию реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.

Производственные  факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.

В процессе осуществления  хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости и взаимосвязи.

Среди многообразия внешних факторов, которые можно встретить в современной литературе, можно выделить основные из них:

  1. степень политической стабильности;
  2. состояние экономики государства;
  3. демографическая ситуация в стране;
  4. конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
  5. темпы инфляции;
  6. ставка процента за кредит;
  7. государственное регулирование экономики;
  8. платежеспособный спрос потребителей;
  9. цены, устанавливаемые поставщиками товаров;

10. налоговая и кредитная  политика государства;

    1. развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг;
    2. экономические условия хозяйствования;
    3. емкость рынка.

К внутренним факторам относятся:

  1. объем валового дохода;
  2. производительность труда работников;
  3. скорость оборачиваемости товаров;
  4. наличие собственных оборотных средств;
  5. эффективность использования основных фондов;
  6. объем розничного товарооборота;
  7. порядок ценообразования;
  8. уровень издержек обращения;
  9. структура товарной продукции;

10) средства труда;

11) предметы труда;

    1. трудовые ресурсы.

По каждому из этих двух групп выделяются следующие виды:

  1. экстенсивные факторы;
  2. интенсивные факторы.

К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объем  производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий) [12, с. 78-83].

Для того, чтобы произвести анализ формирования прибыли ОАО  «ОБР», рассмотрим структуру ее формирования. Данными послужат показатели формы  №2 (см Таблица 2.2).

По данным нижеследующей  таблицы можно сказать, что, как  и полагается, основную долю прибыли предприятия составляет выручка от реализации продукции. За исследуемый период выручка возросла на 35,75%. Себестоимость же продукции также увеличилась, на 40,84%, и в процентном соотношении к выручке увеличилась на 2,52%. Как следствие, в процентном соотношении к выручке уменьшилась валовая прибыль, на 2,52% соответственно. Тем не менее, в денежном выражении валовая прибыль ОАО «ОБР» увеличилась на 25,39%.

Значительно увеличилась  величина коммерческих расходов предприятия, что, безусловно, влияет на процесс  формирования прибыли. Коммерческие расходы увеличились на 64,22%. Управленческие же расходы возросли не так значительно (на 11,09%).

Таблица 2.2 – Структура  прибыли ОАО «ОБР»

 

Показатель

Значение на конец 2010 г., тыс. руб.

Значение на конец 2011 г., тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп прироста, %

% к выручке (2010 г.)

% к выручке (2011 г.)

Изменение, %

Выручка от реализации

3 500 184

4 751 498

1 251 314

35,75

100

100

-

Себестоимость продаж

2 346 669

3 305 143

958 474

40,84

67,04

69,56

2,52

Валовая прибыль

1 153 515

1 446 355

292 840

25,39

32,96

30,44

- 2,52

Коммерческие расходы

764 548

1 255 531

490 983

64,22

-

-

-

Управленческие расходы

261 079

290 025

28 946

11,09

-

-

-

Прибыль (убыток от продаж)

127 888

- 99 201

- 227 089

- 77,57

3,65

- 2,09

- 5,74

Проценты к получению

364

357

- 7

- 1,92

-

-

-

Проценты к уплате

130 071

146 487

16 416

12,62

-

-

-

Прочие доходы

31 633

383 529

351 896

1112,43

-

-

-

Прочие расходы

119 925

345 052

225 127

187,72

-

-

-

Прибыль (убыток) до налогообложения

- 90 111

- 206 854

- 116 743

129,55

-

-

-

Изменение отложенных налоговых  обязательств

-

106

106

-

-

-

-

Изменение отложенных налоговых  активов

2 195

75 512

73 317

3340,18

-

-

-

Прочее

- 91

- 1 059

- 968

1063,73

-

-

-

Чистая прибыль (убыток)

- 88 007

- 132 507

- 44 500

50,56

-

-

-


В течение исследуемого периода прибыль от продаж превратилась в убыток и на конец 2011 года составляет – 99 201 тыс. руб.

Значительно увеличились  доходы и расходы из категории  прочих. В связи с чем, на 129,55% уменьшилась  прибыль до налогообложения, и на конец 2011 года убыток составляет – 206 854 тыс. руб. Соответственно, и вместо чистой прибыли предприятие имеет убыток.

Поскольку мы знаем, что помимо валовой прибыли, прибыли от продаж, до налогообложения и чистой прибыли  существуют и другие ее виды, рассмотрим и их.

Маржинальная  прибыль рассчитывается по данным управленческого учета:

МП = В - Рпер,                                                     (2.1)

где В – выручка (нетто) от продажи продукции,

Рпер – переменные расходы, определяемые по данным управленческого учета.

Рассчитаем маржинальную прибыль ОАО «ОБР» за 2010 и 2011 годы:

МП10 = 3 500 184 – 3 341 927 = 158 257 тыс. руб.,

МП11 = 4 751 498 – 5 047 716 = - 296 218 тыс. руб.

Прибыль от основной деятельности до вычета процентов, налога и амортизации (гросс-операционная):

Пда = В – МЗ – ЗОТ – ОСН – Зпр + ФРпр = Ппр + А + ФРпр,               (2.2)

где МЗ – материальные затраты,

ЗОТ – затраты на оплату труда,

ОСН – отчисления на социальные нужды,

Зпр – прочие затраты,

ФРпр – прочий финансовый результат, не включающий проценты к уплате.

Рассчитаем гросс-операционную прибыль за 2010 и 2011 годы:

Пда 10 = 127 888 + 101 186 + 364 + 31 633 = 261 071 тыс. руб.,

Пда 11 = - 99 201 + 161 263 + 357 + 383 529 = 445 948 тыс. руб.

Прибыль до выплаты  процентов и налога (операционная):

По = В – МЗ – ЗОТ - А – ОСН – Зпр + ФРпр = Ппр + ФРпр = Пда – А,        (2.3)

где Ппр – прибыль от продаж,

А – амортизация.

Рассчитаем операционную прибыль ОАО «ОБР» за 2010 и 2011 годы:

По 10 = 261 071 – 101 186 = 159 885 тыс. руб.,

По 11 = 445 948 – 161 263 = 284 685 тыс. руб.

Чистая операционная прибыль:

Пчо = По * (1 – tр),                                                (2.4)

где tр – расчетная ставка налога на прибыль, определяемая как отношение текущего налога на прибыль и отложенных налогов к прибыли до налогообложения.

Рассчитаем чистую операционную прибыль:

Информация о работе Управление прибылью как основным источником развития организации