Управление прибылью как основным источником развития организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является исследование механизма управления прибылью на предприятии на основе анализа соответствующих показателей, а также предложение рекомендаций по совершенствованию процесса формирования, распределения и использования прибыли организации.
Для достижения поставленных целей необходимо решение ряда задач:
Определение экономической сущности прибыли, ее видов и функций;
Рассмотрение путей и инструментов управления прибылью предприятия;
Выявление факторов, влияющих на формирование прибыли предприятия;

Содержание работы

Введение………………………………………………...………………………...….3
1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления……..……….....6
Экономическая сущность прибыли, ее роль, виды и функции..……6
Пути и инструменты управления прибылью предприятия………...17
Факторы, влияющие на формирование прибыли предприятия…....26
2. Управление прибылью на предприятии ОАО «Оркла Брэндс Россия»……29
2.1. Анализ формирования и распределения прибыли…………………29
2.2. Факторный анализ прибыли от продаж…………………………….39
2.3. Расчет точки безубыточности и порога рентабельности…………..43
2.4. Анализ показателей рентабельности………………………………..47
2.5. Планирование прибыли……………………………………………...53
3. Совершенствование управления прибылью на ОАО «Оркла Брэндс Россия»………………………………………………………………………………….58
3.1. Снижение непроизводственных расходов и потерь……………….58
3.2. Рекомендации по совершенствованию механизма формирования, распределения и использования прибыли………………………………………..63
Заключение……………………………………………………………………...…..66
Список использованной литературы……………………………………………...69
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Файлы: 1 файл

Управление прибылью предприятия.docx

— 136.43 Кб (Скачать файл)

Постоянные затраты не зависят от изменения объема производства и сбыта продукции, а обуславливаются организационными условиями и продолжительностью отчетного периода, по окончании которого определяются финансовые результаты. Постоянные затраты включают амортизационные отчисления, оклады, которые нельзя отнести непосредственно к конкретным видам продукции, налоги, взносы, пошлины и другие общехозяйственные затраты.

Себестоимость продукции  учитывается и планируется только в части переменных производственных затрат. Постоянные расходы при этом полностью списываются за счет маржинального дохода отчетного периода, т.е. относятся на его уменьшение. Маржинальный доход (маржа) представляет собой разницу между выручкой от продаж и переменной себестоимостью и предназначен для возмещения постоянных затрат и получения прибыли. Фактически прибыль вместе с постоянными затратами понимается как маржинальный доход предприятия.

Зависимость между себестоимостью, объемом и прибылью используется для определения порога прибыли, или точки критического объема продукции, который необходимо произвести и  сбыть, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период.

Порог прибыли (точка безубыточности) – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка организации от реализации продукции равна всем его совокупным затратам, т.е. это объем продаж, при котором организация не имеет ни прибыли, ни убытка. Если организация продает продукции меньше порогового объема продаж, то она терпит убытки, если больше – получает прибыль [10, с. 212-215].

Для вычисления порога прибыли  используем метод уравнений и метод маржинального дохода.

Для расчета порога прибыли (точки безубыточности) рассмотрим исходные данные:

· Допустим, ОАО «ОБР» планирует реализовать на рынке 3 500 шт. изделий (q).

· Затраты (З) на выпуск одного набора составят 1 555 руб., на весь выпуск – 5 442 500 руб.

· Переменные расходы (ПР) на выпуск одного набора составят 1 250 руб., а на весь выпуск – 4 375 000 руб.

· Постоянные затраты (ПЗ) для  всего выпуска составят 1 237 535 руб.

· Отпускная цена (Ц) планируется  в размере 2 000 руб., выручка от продаж (В) – 7 000 000 руб.

Рассмотрим метод  уравнений.

Определим, при каком объеме изделий (q1) фирма достигнет покрытия общих затрат (З) в соответствии с формулой:

(Ц - ПР) * q = ПЗ,                                             (2.12)

(2 000 – 1 250) * q1 = 1 237 535;

750 * q1 = 1 237 535;

q1 = 1 650 шт.

Таким образом, предприятие  достигает точки безубыточности при объеме сбыта 1 650 изделий, т.е. при этом объеме продаж фирма не имеет ни прибыли, ни убытка.

Критический объем реализации при этом равен:

Ц * q1 = ПП,                                                 (2.13)

2 000 * 1 650 = 3 300 000 руб. – порог прибыли.

В точке безубыточности (порог  прибыли) объем продаж равен совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю.

Для определения цены продукции  при безубыточной реализации можно  воспользоваться следующей формулой:

Цена безубыточности = Порог  прибыли / Объем продаж в натуральном  выражении                                                                                                            (2.14)

Цена безубыточности = 3 300 000 / 3 500 = 945,86 руб.

Зная формулу цены безубыточности, всегда можно установить необходимую цену продажи единицы товара для получения определенной величины прибыли при установленном объеме продаж.

Рассмотрим метод  маржинального дохода.

При анализе финансовых результатов  следует установить порог прибыли  по всему объему реализуемой продукции  в связи с необходимостью определения запаса финансовой устойчивости предприятия.

Порог прибыли (ПП) определяется как отношение суммы постоянных затрат (ПЗ) в себестоимости продукции к доле маржинального дохода (МД) в выручке от реализации (NP):

ПП = ПЗ / (МД / NP),                                               (2.15)

ПП10 = 125 358 / (158 257 / 3 500 184) = 2 772 554,4 тыс. руб.,

ПП11 = 211 012 / (- 296 218 / 4 751 498) = 3 368 646,2 тыс. руб.

Запас финансовой устойчивости показывает, на сколько можно снизить  объемы продаж товара, прежде чем будет  достигнута точка безубыточности. Запас  финансовой устойчивости организации  показывает, в каких пределах можно  уменьшать выпуск продукции за год, оставаясь при этом безубыточным.

Запас финансовой устойчивости в абсолютной сумме (ЗФУ) определяется как разность между суммой выручки от реализации и безубыточным объемом продаж (порогом прибыли):

ЗФУ = NP – ПП,                                                     (2.16)

ЗФУ 10 = 3 500 184 – 2 772 554,4 = 727 629,6 тыс. руб.;

ЗФУ11 = 4 751 498 – 3 368 646,2 = 1 382 851,8 тыс. руб.

Запас финансовой устойчивости – это величина, показывающая превышение фактического объема продаж над пороговым объемом продаж, обеспечивающим безубыточность продаж, т.е. отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах.

Чем выше запас финансовой устойчивости, тем это лучше для  организации.

Запас финансовой устойчивости в процентах вычисляется по формуле:

ЗФУ = [(NP – ПП) / NP] * 100,                                 (2.17)

ЗФУ10 = [(3 500 184 - 2 772 554,4) / 3 500 184] * 100 = 20,79%;

ЗФУ11 = [(4 751 498 - 3 368 646,2) / 4 751 498] * 100 = 29,10%.

Доля маржинального дохода в выручке от реализации в процентах  вычисляется по формуле:

(МД / NP) * 100,                                                     (2.18)

2010 г.: (МД / NP) * 100 = (158 257 / 3 500 184) * 100 = 4,52%

2011 г.: (МД / NP) * 100 = (- 296 218 /4 751 498) * 100 = - 6,23%.

Сведем все расчеты  в единую таблицу и проанализируем (см. Таблица 2.5).

Как можно видеть из таблицы 2.5, в 2010 году порог прибыли составил 2 772 554,4 тыс. руб., чтобы покрыть все затраты. Фактическая же выручка в прошлом году составила 3 500 184 тыс. руб., при этом запас финансовой устойчивости –727 629,6 тыс. руб. или 20,79 %.

В 2011 году запас финансовой устойчивости в абсолютной сумме снизился на 655 222,2 тыс. руб., в то время как объем продаж увеличился. Вместе с тем относительная величина запаса финансовой устойчивости возросла на 8,31%.

Значение маржинального  запаса прочности 29,10% показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращение спроса, ухудшение конкурентоспособности) выручка организации сократится менее чем на 29,10%, то фирма будет получать прибыль, если более чем на 29,10% окажется в убытке.

Таблица 2.5 – Расчет порога прибыли и финансовой устойчивости      предприятия ОАО «ОБР»

 

Показатели

Значение на конец 2010 г., тыс. руб.

Значение на конец 2011 г., тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Выручка от реализации

3 500 184

4 751 498

1 251 314

Себестоимость продукции

2 346 669

3 305 143

958 474

Сумма переменных расходов

2 221 311

3 094 131

872 820

Сумма постоянных затрат

125 358

211 012

85 654

Сумма маржинального дохода

158 257

- 296 218

- 454 475

Доля маржинального дохода в выручке от реализации

4,52

- 6,23

- 10,75

Порог прибыли

2 772 554,4

3 368 646,2

596 091,8

Запас финансовой устойчивости

727 629,6

1 382 851,8

655 222,2

Процент к выручке от реализации

20,79

29,10

8,31


 

Предприятию необходимо постоянно  следить за запасом финансовой устойчивости и величиной порога прибыли, ниже которого не должна снижаться выручка от реализации продукции.

 

 

    1. Анализ показателей рентабельности

Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При  рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.

Возможные сочетания прибыли  с влияющими на нее факторами  дают в итоге множество показателей  рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли. В качестве последних в отечественной практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли от реализации товаров и чистой прибыли.

Рентабельность  товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара.

Показатель рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

Рентабельность  активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.

Рентабельность  производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.

Наряду с показателями товарооборота, капитала, основных и  оборотных средств для расчета  уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

Уровень рентабельности, исчисленный  отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих  затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых на предприятии работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника (отношение балансовой прибыли к среднесписочной численности работников).

Рассмотрим основные показатели рентабельности предприятия [11, с. 354-362].

Рентабельность  продаж.

Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение  прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте.

Использование различных  показателей прибыли при определении  уровня рентабельности продаж позволяет  значительно расширить аналитические  возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия, что видно из таблицы 2.6.

Таблица 2.6 – Расчет показателей  рентабельности продаж ОАО «ОБР»

Показатель

Значение на конец 2010 г., тыс. руб.

Значение на конец 2011 г., тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Выручка (нетто) от реализации товаров

3 500 184

4 751 498

1 251 314

Себестоимость реализации товаров

2 346 669

3 305 143

958 474

Коммерческие расходы

764 548

1 255 531

490 983

Управленческие расходы

261 079

290 025

28 946

Прибыль от реализации

127 888

- 99 201

- 227 089

Проценты к получению

364

357

- 7

Проценты к уплате

130 071

146 487

16 416

Прочие внереализационные  доходы

31 633

383 529

351 896

Прочие внереализационные  расходы

119 925

345 052

225 127

Прибыль отчетного периода

- 88 007

- 132 507

- 44 500

Рентабельность продаж (%)

- по прибыли от реализации  товаров

3,65

- 2,09

- 5,74

- по балансовой прибыли

- 2,51

- 2,79

- 0,28

Информация о работе Управление прибылью как основным источником развития организации