Анализ эффективности мотивации и стимулирования сотрудников организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2014 в 15:36, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучение процесса мотивирования и стимулирования персонала в организации.
Задачи:
- изучить теоретические основы мотивирования и стимулирования персонала в организации;
- провести анализ системы мотивирования и стимулирование персонала ОАО «МГТС»;
- исследовать действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом ОАО «МГТС»;
- предложить возможное направление работы по повышению мотивирования и стимулированию персонала ОАО «МГТС»;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ………………………………………6
1.1. Сущность мотивации и мотивирования ………………………………….6
1.2. Использование теорий мотивации в практике управления персоналом ………………………………………………………………………………13
1.3. Элементы процесса мотивирования и стимулирования ………………..21
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………… …………..29
2.1. Характеристика объекта исследования …………………………………..29
2.2. Диагностика показателей производственно-хозяйственной деятельности организации ………………………………………………………………...35
2.3. Анализ практики мотивирования и стимулирования в организации …..48
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………...61
3.1. Мероприятия по совершенствованию процесса мотивирования и стимулирования в организации …………………………………………..61
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию процесса мотивирования и стимулирования в организации ……………72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………83

Файлы: 1 файл

Анализ эффективности мотивации и стимулирования сотрудников организации (на примере)..doc

— 1.20 Мб (Скачать файл)

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………...4

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ………………………………………6
    1. Сущность мотивации и мотивирования ………………………………….6
    2. Использование теорий мотивации в практике управления персоналом ………………………………………………………………………………13
    3. Элементы процесса мотивирования и стимулирования ………………..21
  2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………… …………..29
    1. Характеристика объекта исследования …………………………………..29
    2. Диагностика показателей производственно-хозяйственной деятельности организации ………………………………………………………………...35
    3. Анализ практики мотивирования и стимулирования в организации …..48
  3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ……………………………………………………………...61
    1. Мероприятия по совершенствованию процесса мотивирования и стимулирования в организации …………………………………………..61
    2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию процесса мотивирования и стимулирования в организации ……………72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….80

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………83

ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………....87

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы заключается в том, что путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления человеком. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами, мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Мотивация представляет собой процесс создания системы условий или мотивов (motif – фр. побудительная причина, повод к тому или иному действию), оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей [8].

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а  следовательно, и методов мотивации.

В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.

Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться избрать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей [31].

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование – это одно из средств, с помощью которого может, осуществляется мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводит к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия [10].

Цель исследования – изучение процесса мотивирования и стимулирования персонала в организации.

Задачи:

- изучить теоретические основы мотивирования и стимулирования персонала в организации;

- провести анализ системы мотивирования и стимулирование персонала ОАО «МГТС»;

- исследовать действие мотивационного и стимулирующего механизма в процессе управления персоналом ОАО «МГТС»;

- предложить возможное направление работы по повышению мотивирования и стимулированию персонала ОАО «МГТС»;

Объект исследования – ОАО «МГТС».

Предмет исследования – система мотивирования и стимулирования персонала ОАО «МГТС».

Информационной базой исследования являлись нормативно-законодательные акты Российской Федерации, монографическая, методическая и учебная литература по теме исследования, материалы периодической печати, справочные материалы, нормативная и отчетная документация ОАО «Московская городская телефонная сеть» за 2008 – 2009 гг..

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка  литературы и приложений.

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА МОТИВИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

 

1.1. Сущность мотивации и мотивирования

 

          Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

Основная деятельность человека – это труд, который занимает, как минимум, треть взрослой самостоятельной жизни (выбор профессии, трудовое и профессиональное обучение, передача трудового опыта в семье, использование профессиональной помощи других людей и т.п.). Становится очевидным, что труд, а, следовательно, и все вопросы с ним связанные имеют большое значение для любого человека и всегда находятся в поле внимания.

Результаты, достигнутые людьми в процессе работы, зависят не только от знаний, навыков и способностей этих людей. Эффективная деятельность возможна лишь при наличии у работников соответствующей мотивации, то есть желания работать. Позитивная мотивация активирует способности человека, освобождает его потенциал, негативная тормозит проявление способностей, препятствует достижению целей деятельности [29].

Мотивация включает в себя внутреннее состояние человека, называемое потребностью, и нечто вне его, определяемое как стимул или задача. Поведение человека определяется потребностью, которая доминирует в данный момент времени. Удовлетворение своих потребностей, являющихся важнейшим мотивирующим фактором человеческой деятельности, человек осуществляет, предъявляя свои возможности  на рынке труда.

      Теперь обратимся  к понятию “мотив”. По мнению  Х. Хекхаузена мотив включает  в себя такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на “динамический” момент направленности действия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы разнообразные средства и пути к этому ни вели. При таком понимании можно предположить, что мотив задается таким целевым состоянием отношения “индивид-среда”, которое само по себе желательнее или удовлетворительнее наличного состояния. Из этого весьма общего представления можно вывести ряд следствий об употреблении понятий “мотив” и “мотивация” при объяснении поведения или, по меньшей мере, вычленить некоторые основные проблемы психологического исследования мотивации. Если понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения “индивид-среда”, то, исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации.

      1. Существует столько  различных мотивов, сколько существует  содержательно эквивалентных классов отношений “индивид-среда”. Эти классы можно разграничить, основываясь на характерных целевых состояниях, стремление к которым часто наблюдается у людей.

      2. Мотивы формируются  в процессе индивидуального развития  как относительно устойчивые оценочные диспозиции.

      3. Люди различаются  по индивидуальным проявлениям (характеру  и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные  иерархии мотивов. Таким образом, существует проблема измерения  мотивов.

      4. Поведение человека  в определенный момент времени мотивируется не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение. Такой мотив активируется, становится действенным. (Одновременно могут активироваться и другие мотивы, соподчиненные ему или находящиеся с ним в конфликте. Но ради простоты побочными мотивами мы пренебрежем.) Здесь мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива, т. е. с проблемой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализации [26].

      5. Мотив остается  действенным, т. е. участвует в мотивации  поведения, до тех пор, пока либо  не достигнется целевое состояние соответствующего отношения “индивид-среда”, либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситуации, либо целевое состояние не перестанет угрожающе отдаляться, либо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущным, в результате чего последний активируется и становится доминирующим. Действие, как и мотив, нередко прерывается до достижения желаемого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения частей действия, т. е. с проблемой смены мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации [32].

      6. Побуждение к  действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Короче: мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.

      7. Мотивация безусловно не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вначале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оценивания их последствий. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой аналитической реконструкции мотивации через гипотетические промежуточные процессы саморегуляции, характеризующие отдельные фазы протекания действия [16].

      8. Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение  цели мотива, однако ее не следует  смешивать с мотивацией. Деятельность  складывается из отдельных функциональных  компонентов - восприятия, мышления, научения, воспроизведения знаний, речи или моторной активности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, знаний), которыми психология мотивации не занимается, принимая их как данное. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многообразия влияний мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты.

      Вместо мотивов можно говорить о потребностях или установках, вместо мотивации - о направленном влечении, а целенаправленность поведения можно отдать на откуп, как в классической теории научения, хорошо освоенным связям “стимул-реакция”. Можно даже отказаться от понятий “мотив” и “мотивация” и положить в основу, как это делает Келли (G. Kelly, 1955, 1958), “системы личностных конструктов”. Проблемы остаются в сущности те же, лишь несколько меняются подходы к их решению. Использованные форма изложения и теоретические представления - это не более (но и не менее), чем способ осмысления проблем, которые обозначались и обозначаются в наивных и научных объяснениях действий общим словом “мотивация” [12].

      Принципиальная трудность  состоит в том, что мотив и мотивирование (или их эквиваленты – стимул, например) напрямую ненаблюдаемы и тем самым недоступны непосредственному познанию. В качестве объяснительных понятий они являются гипотетическими конструктами. Необходимо эмпирически доказать, что использование этих конструктов плодотворно. Для этого требуются особые методологические предпосылки и экспериментальные построения.

      Следует отметить, что значение, которое приписывалось  тем или иным взглядам на  проблему, с течением времени  заметно менялось. Если, например, при  зарождении психологии мотивации интересы были в основном сосредоточены на классификации мотивов, то теперь это считается малоплодотворным, а достаточным считается тщательное вычленение отдельного мотива. Применительно же к конкретным мотивам большое внимание привлекает седьмая проблема, а именно анализ опосредующих мотивационных процессов саморегуляции.

Информация о работе Анализ эффективности мотивации и стимулирования сотрудников организации