Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:07, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ эффективности управления на примере предприятия ЗАО «Тандер» магазин «Магнит» г. Киров.
Задачами для решения поставленной цели являются следующие:
1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты управления предприятием.
2. Изучить общую организационно-правовую характеристику предприятия ЗАО «Тандер».
3. Проанализировать систему управления на предприятии ЗАО «Тандер».
4. Представить оценку эффективности управления ЗАО «Тандер».
5. Предложить направления повышения эффективности управления ЗАО «Тандер» и рассчитать их эффективность
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты управления предприятием 4
1.1 Предприятие как объект управления 4
1.2 Понятие системы управления предприятием 4
1.3 Методы исследования системы управления предприятия 4
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Тандер» 4
2.1. Общая организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «Тандер» 4
2.2. Анализ экономико-финансовой деятельности предприятия ЗАО «Тандер» 4
2.3. Система управления на предприятии ЗАО «Тандер» 4
3. Анализ и оценка эффективности управления ЗАО «Тандер» 4
3.1 Направления повышения эффективности системы управления ЗАО «Тандер» 4
3.2. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий ЗАО «Тандер» 4
Заключение 4
Список литературы 4
В работе Глущенко В.В., Глущенко И.И. [5] понимают систему управления как такую систему, которая предназначена для воздействия на объект управления, при этом переводит этот объект в желаемое состояние, придавая его параметрам и процессам определенные количественные или качественные значения, при этом являясь конкретным аппаратурным, нормативным, функциональным вариантом реализации технологий для решения конкретной проблемы управления.
Как отмечают, И. Acтaшкинa, B. Mишин [1], система управления предприятием представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка, при этом состав элементов каждой из подсистем системы управления предприятием является разнообразным и зависящим от конкретного содержания системы организации.
Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы управления.
Система управления предприятием включает такие элементы, как функции управления, организационную структуру управления, персонал управления, технические средства управления, информацию, методы управления, технологию, финансы, управленческие решения.
Исследование такого элемента системы управления, как функции имеет большое практическое значение, так как они определяют структуру органов управления предприятия, о чем говорится в статье «Функции управления» [27], при этом существует общие функции управления, которые являются обязательными для успешной работы любой организации (планирование, организация, мотивация и контроль), а также конкретные функции управления (специфические), определяемые объектом управления.
К функциям управления современным предприятием относят: планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организацию, производство, инновации, информацию и социальное развитие.
Любая функция управления как указывается в статье «Сущность функции управления» [24] реализуется «в комплексе управленческих задач, решение которых обеспечивает достижение целей производства и поддержание процессов в заданных состояниях».
Также важно учитывать то, что исследование практической реализации функций управления на предприятии связано с исследованием тех решаемых задач в ходе выполнения последовательных действий соответствующим аппаратом управления, отмечают Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. [20].
Также необходимо исследовать такой элемент системы управления предприятием, как организационная структура управления. Необходимо дать определение, ссылаясь на Кабушкина Н.И., Бондаренко Г.А. [10], что организационная структура управления предприятием – это такая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые находятся между собой в устойчивых отношениях, а это в свою очередь обеспечивает их функционирование как единого целого.
Организационная структура управления предприятием включает в себя состав организационный структуры, соотношение элементов структуры, а также расположение взаимосвязанных отдельных подсистем предприятия, при этом создание такой структуры нацелено на эффективное распределение прав и ответственности между всем управленческим персоналом предприятия, который тоже является элементом системы управления и подлежит исследованию.
Как отмечает Гольдштейн Г. Я. [6], что исследуя такой элемент системы управления, как организационная структура управления с целью его оптимизации и рационализации, необходимо проводить анализ (диагностика) существующей структуры управления и синтез (проектирование) структуры управления, при этом задача анализа -установление необходимого уровня соответствия организационной структуры управления предприятием и условиями среды функционирования, синтез же используется как определение числа и состава структурных единиц управления и определенных способов, связывающих их во взаимодействие.
Организационная структура предприятия должна постоянно совершенствоваться соразмерно ее развитию, чему может способствовать персонал управления предприятия, как один из элементов системы управления предприятием, требующий исследования и изучения.
Сатору Такая наги [21] отмечает, что предприятие должно ориентироваться на участие персонала управления в принимаемых решениях непосредственно на всех уровнях управления, в ходе использования приемов управления предприятием и системой, направленных на максимально возможное использование талантов и способностей работников.
Исследование персонала управления как отмечает С. Сильченко [22] должно рассматриваться с точки зрения эффективности использования и управления рабочим временем с помощью планирования и для взаимодействия с другими элементами системы управления, так как именно системный принцип может обеспечить большее достижение целей всей системы управления предприятием.
Также необходимо исследовать
технические средства управления. В статье
«Технические средства управления» [25]
большую роль играют при принятии управленческих
решений, при этом для получения более
высокой эффективности необходимо комплексное
применение технических средств: связи,
проведения совещаний, демонстрационной
техники, средств оснащения рабочего места
руководителя, средств контроля. Исследование
технических средств управления, как отмечает
В.И. Кнорринг [11] способствует повышению
эффективности технологии управления,
организации управленческого труда и
процесса управления на предприятии, используя
при этом более совершенную технику и
грамотное пользование ею руководителем.
Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc [31] отмечают, что управленческая
информация должна не просто соотноситься
с задачами руководителя, а также подходить
и сочетаться с применяемыми моделями
процессов, при этом информация должна
быть значимой, то есть влиять на принимаемые
решения. Для всего этого должна быть организована
информационная система управления, что
увеличит эффективность системы управления
предприятием.
Потребность в информации разных субъектов и звеньев системы управления предприятием неодинакова, а определяема задачами, которые решаются в процессе управления субъектом управления: руководителем или работником управленческого аппарата, что отмечает В. Попов [18].
При исследовании управленческой
информации, как отмечает Чуб Б.А. [29] необходимо
учитывать, что в ходе исследования: «большие
объемы информации должны обрабатываться
в жестко ограниченные сроки; исходная
информация подвергается неоднократной
обработке с различных производственных
точек зрения и с учетом требований потребителей;
исходные данные и результаты расчетов
хранятся длительное время».
Также при проведении исследования управленческой
информации как элемента системы управления
предприятия, как отмечает В.П.Нестеров
[17] основой принятия правильных решение
во внешней, внутренней сферах работы
предприятия является «наличие необходимой
для корректного анализа достоверной
информации».
Методы управления являются одним из основополагающих элементов системы управления, так как именно с их помощью можно проводить как исследование системы управления предприятием, так и именно методы обеспечивают достижение целей и задач для предприятия.
Игнатьева А.В., Максимцов М.М. [9] отмечают, что «эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования».
Чтобы управление предприятием было наиболее эффективным, необходимо применять системную методологию, то есть методы системного подхода к организации управленческой деятельности на предприятии. Как отмечает автор статьи «Методы управления» [14], при этом в зависимости от разнообразия функций управления, для осуществления которых применяются такие определенные методы как методы управления функциональными подсистемами предприятия, выполнение функций управления и принятие управленческих решений.
Как отмечают авторы статьи «Методы исследования систем управления» [14] при проведении исследований системы управления предприятием можно использовать «исключительно широкий арсенал разнообразных методов: теоретические, эмпирические, теоретико-эмпирические».
Еще одним элементом системы управления предприятия, подлежащим исследованию является технология управления. Технология управления определяется как совокупность взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений управленческих процессов. Технология управления состоит из «информационных, вычислительных, организационных и логических операций, выполняемых руководителями и специалистами различного профиля по определенному алгоритму вручную или с использованием технических средств», именно эти составные части и подлежат исследованию.
Как отмечает Д. Плотников [19], финансовый анализ и исследование всей финансовой деятельности предприятия, так и конкретно системы управления предприятия может помочь в эффективной и объективной оценке платежеспособности, эффективности и доходности от деятельности предприятия, а также выявить перспективы развития и в результате принять обоснованные решения.
И, конечно же, исследованию подлежат управленческие решения, принимаемые в сфере системы управления. Как отмечает В. Цыплухин [28], что большую часть решений принимают руководители, но также часто специалисты гораздо лучше разбираются в отрасли, чем руководитель, поэтому исследование управленческих решений должно обеспечить четкую разграниченность областей принимаемых решений и тем самым повысив в конечном итоге их эффективность, иначе ошибки руководства могут привести к неэффективности системы управления предприятия и невозможности ее развития.
Основными характеристиками исследования системы управления являются: методология исследования, организация исследования, ресурсы исследования, объект исследования, предмет исследования, тип исследования, результат исследования, эффективность исследования.
Авдошина З.А. [2] указывает на то, что для достижения поставленных целей исследования систем управления должны быть определены объект, предмет, новизну, практическая значимость, методы исследования, ограничения и условия использования различных методов технология управления, определение проблемы в исследовании процессов и систем управления, осуществление системного анализа прямых и косвенных факторов, эффективность.
Объединяя все элементы системы управления предприятия можно прийти к выводу, что современное управление предприятием нуждается в исследовательском подходе, что будет способствовать динамичности, перспективности управления, росту потенциала, повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.
1.3 Методы исследования системы управления предприятия
Исследование систем управления позволяет выявить наиболее прибыльный и эффективный вариант вложения финансовых средств в систему управления. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. [16] обращают внимание на то, что эффективность деятельности любых предприятий в значительной степени зависит от исследования систем управления, создаваемых и рационально построенных при использовании нужного объема инвестиций.
Исследование системы управления предприятия, в общем, тоже является исследованием и значит, ему соответствует определение, данное Зайцевым А.К. [8], исследование как вид деятельности человека, состоящий из распознавания проблем, ситуаций, а также определения их происхождения, выявление свойств, содержания, закономерностей развития и поведения, установление места в системе накопленных знаний, нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений, знаний о проблеме в практике решения проблемы.
«Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями» определяют его так Игнатьева А.В., Максимцов М.М. [9]
Коротков Э. М. [12] говорит о том, что «исследовать нужно не только процессы объекта управления, но и процессы функционирования и развития самого управления».
Авдошина З. А. [2] говорит о том, что при проведении исследований на предприятиях ставятся определенные цели, для достижения которых необходим анализ и выявление существующих проблем, а также рекомендации для их разрешения. Эффективность проведения исследования системы управления предприятием будет обеспечена за счет системного видения владения научно-категориальном аппаратом исследования, то есть «оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности».
В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская [7] представили схему предметной области исследования системы управления в настоящее время (рисунок 3).
Рисунок 3 – Структура исследования систем управления
Рисунок 3 показывает развитый арсенал методов исследования систем управления, используя данные методы можно добиться построения модели системы управления, провести оценку и диагностику состояния системы управления, расчет характеристик системы управления, постановку диагноза, выявление и устранение организационных проблем, что будет составлять методологию исследований систем управления.
Шутилов Ф.В [30] отмечает такой немаловажный факт, как то, что исследование систем управления имеет главной целью разработку именно долгосрочных нацеленных на перспективу мероприятий по совершенствованию организации, структуры, методов моделей управления, что должно быть осуществлено на основе системного похода, а полученные результаты стану т основой для перестройки существующей системы управления.
Необходимо учитывать то, о чем говорит А.Б.Бушуев [3], а именно «каждый элемент системы преобразует поступающее на него внешнее воздействие (связь от другого элемента) в выходное воздействие, которое поступает на следующий элемент системы».
Процесс исследования систем управления предприятием имеет последовательные этапы:
«1. Выделение объекта исследования (фирма, подсистема, подразделение).
2. Определение цели исследования, то есть, какой результат нас интересует.
3. Выделение управляющих и характеристических переменных.