Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:07, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является анализ эффективности управления на примере предприятия ЗАО «Тандер» магазин «Магнит» г. Киров.
Задачами для решения поставленной цели являются следующие:
1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты управления предприятием.
2. Изучить общую организационно-правовую характеристику предприятия ЗАО «Тандер».
3. Проанализировать систему управления на предприятии ЗАО «Тандер».
4. Представить оценку эффективности управления ЗАО «Тандер».
5. Предложить направления повышения эффективности управления ЗАО «Тандер» и рассчитать их эффективность
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты управления предприятием 4
1.1 Предприятие как объект управления 4
1.2 Понятие системы управления предприятием 4
1.3 Методы исследования системы управления предприятия 4
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Тандер» 4
2.1. Общая организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «Тандер» 4
2.2. Анализ экономико-финансовой деятельности предприятия ЗАО «Тандер» 4
2.3. Система управления на предприятии ЗАО «Тандер» 4
3. Анализ и оценка эффективности управления ЗАО «Тандер» 4
3.1 Направления повышения эффективности системы управления ЗАО «Тандер» 4
3.2. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий ЗАО «Тандер» 4
Заключение 4
Список литературы 4
4. Определение функций, подлежащих анализу.
5. Определение критериев оценки результатов исследования.
6. Определение критериев оценки предлагаемых решений по улучшению управления».
Авдошина З. А. [2] определяет метод исследования как такой способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится необходимое исследование.
В зависимости от уровня изучаемой проблемы, целей, задач исследования исследование систем управления отражает глобальный (системный, междисциплинарный, исследуются с помощью общенаучных методов) или локальный характер (проблемы небольшого масштаба с выраженной спецификой, исследуются с помощью частнонаучных методов).
В. А. Долятовский, В. Н. Долятовская [7] выделяют существование четырех групп методов исследования систем управления:
1.Практические методы
исследования систем
2. Общая методология: системный анализ; гипотезы и концепции; диалектический подход; приемы построения исследовательских процедур.
3. Планирование и организация
исследования системы
4. Оценка результатов исследования, диагностика состояния системы управления: расчет показателей эффективности системы управления; организация экономической и организационной диагностики.
Авдошина З. А.[2] к общенаучным методам исследования относит: «контроль и диагностику проблем, системный анализ, экспертные методы исследования, моделирование и статистические исследования, морфологический анализ и функционально - декомпозиционное представление в форме агрегата, анализ и синтез понятий». К частнонаучным методам: «определение выборки и методы социологических исследований, Дельфи, методы средневзвешенных критериев при оценке поставщиков, метод Монте-Карло, тестирование, параметрический метод, факторный анализ, функционально-стоимостный анализ, финансовый анализ, бюджетирование, калькулирование, хронометраж, фотография рабочего времени, метод Парето, и многие другие методы, применяемые в функциональных подсистемах менеджмента».
Коротков Э. М. [12] указывает на такую особенность исследования, что оно не только функция современного менеджмента, а также стиль функционирования и определенный тип по организации деятельности персонала всей системы управления предприятия, при этом исследование выступает как основная функция, подход управления, которое может обеспечить качество управленческих решений и как средство возможного совершенствования.
Можно выделить основные принципы, которые должны соблюдать все подсистемы системы управления предприятия при формировании, развитии и функционировании, а также при проведении исследования системы управления предприятия: принцип государственной законности системы менеджмента организации; принцип правовой регламентации при создании, функционировании и развитии внутри организации; принцип единства теории практики управления; принципы унификации элементов; принцип специализации, универсализации всех процессов управления; принцип целостности субъекта и объекта управления; принцип многовариантности управленческого решения; принцип устойчивости по отношению к внешней среде; принцип мобильности (адаптируемости) процесса; принцип автоматизации управления; принцип развития системы менеджмента.
В процессе проведения исследования и анализа работы предприятия изучается состояние производственно-хозяйственной деятельности предприятия; производственная структура предприятия; система управления и ее организационная структура; особенности взаимодействия предприятия с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка и другие важные аспекты деятельности и особенно системы управления предприятия.
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Тандер»
2.1.
Общая организационно-правовая
Сеть магазинов «Магнит» была образована в далеком 1994 году. Первоначально это была компания-поставщик косметики, парфюмерии и бытовой техники. В 1995 году компания начала формировать отделения в Южной части России, в таких городах как: Сочи, Пятигорск и Ставрополь. А уже к концу 1996 года компания «Магнит» вошла в десятку лучших дистрибьюторских фирм России, которые занимались парфюмерией, косметикой и бытовой техникой. Также в 1996 году были открыты филиалы еще в нескольких городах страны.
Адрес исследуемого магазина: г. Киров, ул. Горького, 33.
На сегодняшний день сеть магазинов «Магнит» является одной из самых успешных компаний, работающих в сфере продуктового ритейла. Основной формат магазинов сети «Магнит» - это торговые точки с площадью от трехсот до четырехсот квадратных метров, в Москве имеются магазины формата «гипермаркет», которые нацелены на обслуживание населения в сфере розничной торговли продовольственными и промышленными товарами, торговые точки ориентированы на значительное количество покупателей.
Сеть магазинов «Магнит» в Москве и Московской области предлагает своим покупателям товары собственной марки, имеющие надпись на упаковке «для магазинов «Магнит»». Эти товары произведены при соблюдении всех технологичных требований. Сеть магазинов «Магнит» имеет возможность осуществлять закупку продукции по низким ценам за счет довольно больших партий. Затраты на рекламу собственных марок сети меньше по сравнению с аналогичными товарами других производителей. Вся собственная продукция сети «Магнит» производится ведущими зарубежными и российскими предприятиями («Вимм Билль Данн», «Галина Бланка», «Балтимор», «Лебедянский» и многие другие). Ассортимент сети магазинов «Магнит» в Москве и Московской области учитывает потребности и вкусы клиентов, в самих магазинах по просьбе покупателя могут порезать колбасные изделия и сыр.
По организационно-правовой форме данное торговое предприятия - закрытое акционерное общество, полное название которого ЗАО «Тандер» (далее магазин «Магнит»).
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам.
Права и обязанности данного оптово-розничного предприятия магазин «Магнит» объединяет в себя сеть крупных продовольственных магазинов, как юридического лица соответствует целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах.
Магазин «Магнит» имеет лицензию на продажу продовольственных товаров. Также следует отметить, что у торгового предприятия имеется также лицензия на продажу алкогольной продукции. Магазин «Магнит» осуществляет свою деятельность на основании учредительных документов. Это устав и учредительный договор.
Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями (участниками) юридического лица.
В учредительных документах указывают: наименование юридического лица (с обязательным указанием его организационно-правовой формы, а для коммерческих организаций; фирменного наименования, которое может быть зарегистрировано в установленном порядке); место нахождения юридического лица (оно, как правило, определяется местом его государственной регистрации); порядок управления деятельностью юридического лица (закрепляется порядок назначения или избрания высшего органа управления, представительного, исполнительного и других органов, круг решаемых ими вопросов и т. д.); другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Органами управления магазина «Магнит» является Совет директоров, который расположен в головном офисе.
Магазин «Магнит» осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами. Тип – универсальный гастроном, специализация – продовольственный с формой продажи самообслуживание, при котором покупатели имеют свободный доступ к большинству товаров.
В магазине используется наиболее распространенный метод продажи продовольственных товаров – самообслуживание. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличивает пропускную способность магазина, расширяет объем реализации товаров. Он предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределять функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в едином узле расчета. В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций.
Коммерческая деятельность данного предприятия заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли. Супермаркет специализируется на купле-продаже продовольственных и бытовых товаров. Ассортимент ориентирован на широкие слои населения. В него входят самые разнообразные продукты, напитки и товары: от недорогих до элитных. При высоком качестве представленных товаров цены на многие из них неизменно сохраняются доступными для покупателей со средним и низким уровнем доходов. Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплекса входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса.
Магазин расположен в жилой зоне, вблизи остановок общественного транспорта, что увеличивает посещаемость его покупателями, отсюда контингент обслуживания магазина различен.
Магазин «Магнит» оказывает основные услуги: приемка товаров, хранение, подготовки их к продаже, непосредственно продажа товаров, консультация продавцов и расчет за седланную покупку. К дополнительным услугам относятся: хранение вещей покупателей.
2.2.
Анализ экономико-финансовой
Размер торгового предприятия характеризуется, прежде всего, объемом товарооборота, а также обеспеченностью предприятия материальными и трудовыми ресурсами.
Любой процесс по продаже товаров невозможен без участия материальных факторов, которые овеществлены в основных производственных фондах.
Важнейшей задачей анализа хозяйственной деятельности является определение эффективности использования основных средств на предприятии. От структуры и удельного веса доли машин и оборудования зависит эффективность использования всех основных фондов, а здания, сооружения обеспечивают нормальные условия для труда. Уровень обеспеченности предприятия основными средствами является определяющим фактором для ведения производственной деятельности.
В таблице 2.1 представим динамику основных средств ЗАО «Тандер».
Таблица 2.1 - Состав и структура основных средств ЗАО «Тандер»
Виды основных средств |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г.. к 2012 г., % | |||
Сумма, тыс.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд.вес, % |
Сумма, тыс.руб. |
Уд.вес, % | ||
Основные средства, в том числе |
14065 |
100 |
17175 |
100 |
21808 |
100 |
155,1 |
- здания, соору-жения |
12400 |
88,2 |
15297 |
89,1 |
19577 |
89,8 |
157,9 |
- транспортные средства |
113 |
0,8 |
204 |
1,2 |
252 |
1,2 |
223,0 |
- оборудование |
367 |
2,6 |
421 |
2,4 |
574 |
2,6 |
156,4 |
- оргтехника |
394 |
2,8 |
480 |
2,8 |
643 |
3,0 |
163,2 |
- хозяйственный инвентарь |
791 |
5,6 |
77 |
4,5 |
762 |
3,4 |
96,3 |
За период с 2012-2014 гг. среднегодовая стоимость основных средств возросла на 55,1%, стоимость зданий и сооружений – на 57,9%, транспортных средств – в 2,23 раза, оборудования и оргтехники – на 56,4% и 63,2% соответственно. Стоимость хозяйственного инвентаря за этот же период снизилась на 3,7%.
Наибольший удельный вес в структуре основных средств фирмы занимают здания и сооружения, их доля варьирует от 88,2% в 2012 году до 88,8% в 2014 году. Доля транспортных средств за рассматриваемый период увеличилась на 0,4% и составила в 2014 году 1,2%; доля оборудования составила 2,6%. Удельный вес оргтехники в общем объеме основных средств изменяется от 2,8 % в 2012 году до 3,0% в 2014 год. За период с 2012 – 2014 гг. доля хозяйственного инвентаря сократилась с 5,6% до 3,4%.
Таким образом, анализируемое предприятие ЗАО «Тандер» достаточно обеспечено основными средствами и их объем имеет постоянную тенденцию к увеличению.
Основными показателями, характеризующими эффективность использования основных средств являются показатели фондоотдачи, показатель фондоемкости – обратный показатель фондоотдачи, показатель фондовооруженности и показатель фондорентабельности.
В таблице 2.2 представлены
показатели эффективности
Таблица 2.2 - Показатели эффективности использования основных средств ЗАО «Тандер»
|
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. к 2012 г., % |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
14065 |
17175 |
21808 |
155,1 |
Объем товарооборота, тыс. руб. |
31500 |
45186 |
63639 |
202,0 |
Среднесписочная численность персонала, чел. |
33 |
39 |
40 |
121,2 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
2961 |
3626 |
4634 |
156,5 |
Фондовооруженность, тыс.руб./чел. |
246,8 |
238,5 |
253,6 |
102,7 |
Фондоотдача, руб./руб. |
2,24 |
2,63 |
2,92 |
130,4 |
Фондоемкость, руб./руб. |
0,45 |
0,38 |
0,34 |
75,6 |
Рентабельность основных средств, % |
21,1 |
21,1 |
21,2 |
100,5 |