Библиотечный коллектив как объект управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:34, дипломная работа

Описание работы

Цели дипломной работы: показать, что такое трудовой и библиотечный коллективы; определить критерии оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический климат коллектива; раскрыть значимость руководителя коллектива библиотечных работников.

Файлы: 1 файл

готовый диплом.docx

— 129.06 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Руководитель имеет дело с большим диапазоном социальных отношений, складывающихся в коллективе. Он - организатор и воспитатель  коллектива. Наряду с организаторскими способностями, на эффективность деятельности руководителя, как показывают исследования, оказывает влияние организаторская  направленность его личности. Анализ различных точек зрения на содержание понятия направленности и ее места  в структуре личности позволяет  нам сделать следующие обобщения:

 

1.Направленность является  стержневым и многогранным свойством  личности, обусловливающим ее индивидуальность  и своеобразие.

 

2.Направленность определяется  потребностями, интересами, склонностями  личности.

 

.Направленность характеризуется  системой ведущих мотивов, определяющих  внутреннюю позицию личности.

 

Общество, как известно, представляет собой сложную, многоуровневую, целостную  и динамически развивающуюся  систему. Неотъемлемым атрибутом любой  системы, экономической, технической, социальной - является управление, которое  обеспечивает ее сохранение и развитие, упорядочение структуры, взаимодействие с окружающей средой и достижение целей системы. По мере развития производства и научных исследований в области  социологии и психологии управления, социологии организации, социальной психологии появились различные подходы  к оценке управления как специфической  человеческой деятельности управления. В последние годы в России происходят фундаментальные преобразования в  управленческой деятельности, в структуре  и функциях управления, в процедурах разработки и принятия управленческих решений. В современном обществе происходят глубинные изменения, начиная  с социально-политической жизни, и, заканчивая, личной жизнью отдельного человека, то есть идет пересмотр единообразия ценностных ориентаций и смысложизненных установок к свободному выбору жизненной позиции, идеалов, стандартов поведения. В этих условиях идут и изменения всей системы управления, происходит смена управленческих кадров. Но значительная часть новых людей, начинающих профессионально заниматься управленческой деятельностью, не обладает необходимой управленческой грамотностью.

 

Учитывая важность управления персоналом, представляется необходимым  уточнить, какие цели преследует управленческая деятельность такого рода. В современной  литературе, как правило, выделяют организационные  цели менеджмента персонала: традиционно  стоят в центре управления персоналом, да и управления в целом. Обычно их связывают с обеспечением эффективности  предприятия. И с этой точки зрения управление персоналом есть деятельность по использованию сотрудников для  достижения эффективности организации.

 

Управление - одна из самых  сложных и вместе с тем самых  тонких сфер общественной деятельности (20, с. 345). Это взаимодействие между  собой в различных сферах деятельности людей, а человек - существо сложное  и многогранное, каждый со своими взглядами, ценностями, моральными, психологическими и психическими устоями. Поэтому  можно утверждать, что в процесс  управления входят традиционные социально-психологические  явления (лидерство, психологический  климат, психология общения и т.п.), социально-психологические проблемы трудовой деятельности, влияние стилей руководства (морально психологическое  состояние коллектива).

 

Люди, входящие в различные  формы общественного производства: отрасли, объединения, акционерные  общества, предприятия и т.д., целью  деятельности которых является выполнение определенных функций являются объектом изучения социологии и психологии управления.

 

 

Управленческие отношения  в различных типах общностей, организаций, социальных институтах и  общества в целом являются предметом  управления. Другими словами предметом  управления является социально-психологическая  сторона всего многообразия управленческих отношений охватывающих людей как  членов трудового коллектива (68, с. 134).

 

Таким образом, исходя из актуальности и проблемы исследования, определена тема дипломной работы: «Роль руководителя в управлении библиотечным коллективом».

 

Цели дипломной работы: показать, что такое трудовой и  библиотечный коллективы; определить критерии оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический  климат коллектива; раскрыть значимость руководителя коллектива библиотечных работников.

 

Данная дипломная работа состоит из трех глав. Первая глава  дает характеристику трудового, библиотечного  коллективов. Во второй главе раскрывается содержание труда руководителя библиотеки, его особенности. Так как люди, как личности в эмоциональном  плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимостью, длительностью и устойчивостью  возникающих у них эмоциональных  переживаний, доминированием положительных  или отрицательных эмоций, в реальной жизни стили руководства не соответствуют  теоретической основе. Но более всего  личностей различают по силе и  глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Третья глава дает характеристику стилям руководства.

 

В данной работе использована литература и публикации, авторами которых являются такие библиотечные деятели, как Суслова С.И., Веснин В.Р., Ванеев А.Н. и другие.

 

Тема исследования: исследование морально-психологического климата  в коллективе, на примере ЦБ г. Челябинска им. А.С. Пушкина.

 

Актуальность исследования обуславливается тем, что характер взаимоотношений во многом определяется способностью руководителя учитывать  на практике динамику восприятия, понимания  и отношения к нему подчиненного коллектива. Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое  и межличностное общение будет  малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой  односторонностью.

 

Цель исследования: сформировать умение, создать условия, вызывающие положительные изменения морально-психологического климата коллектива, сближение коллектива, его сплоченность.

 

Объект исследования (анализа): библиотечный коллектив.

 

Гипотеза исследования: положительный  морально-психологический климат в  коллективе сложится при условии, если:

 

-руководитель придерживается  демократического стиля управления;

 

-руководитель является  истинным лидером своего коллектива;

 

ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.

 

Используемый инструментарий (методология, методы, методики и т.п.): анкета для изучения социально-психологического климата в библиотеке - определение  атмосферы в коллективе.

 

Основные предполагаемые результаты работы: положительный морально-психологический  климат в коллективе сложится при  условии, если ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.

 

 

 

1. Библиотечный коллектив  как объект управления

 

 

.1 Характеристика трудового  коллектива

 

библиотека трудовой коллектив  руководство

 

В отечественной психологии управления значительное внимание уделялось  изучению коллектива. Западная психология не признавала такого понятия, как коллектив, и оперировала понятием малая  социальная группа. В последние годы происходит взаимообогащение этих двух направлений исследования и теперь признается наличие и социальной группы, и коллектива в зарубежной и отечественной психологии, а  также в менеджменте.

 

Основной организационной  ячейкой является первичный трудовой коллектив.

 

Под первичным трудовым коллективом  понимается объединение людей, входящих в одно подразделение, связанных  совместной деятельностью и решающих под руководством одного и того же руководителя общую производственную задачу» (69).

 

В каждой организации существует система первичных трудовых коллективов. Первичный коллектив - это люди, с  которыми, работая над общими задачами, вступаем в необходимые контакты. Интересы членов не должны противоречить  друг другу. На этой основе складывается сложная система делового и личного  взаимодействия работников. Таким образом, основная деятельность коллектива определяет всю систему взаимоотношений  и взаимодействий в нем, а также  его психологические особенности.

 

Одним из главных признаков  коллектива является единство действий. Действие сплачивает людей, обеспечивает реализацию целей, оно вместе с тем  воспитывает активность, формирует  и закаляет волю, стремление к достижению целей. Действие тогда эффективно во всех отношениях, когда оно осуществляется в форме сотрудничества членов коллектива. Только при этом условии формируется  коллективизм как черта личности человека. В этом проявляется эффект коллективных действий. Коллектив характеризует  высокая сплоченность в основных или во всех сферах жизнедеятельности, доминирование принципов товарищества в развитии деловых и личностных отношений, преобладание общественного  самоопределения над индивидуальным.

 

Признаками трудового  коллектива являются:

 

-Единство целей, воли  коллектива. Это первый признак.  Общность целей сплачивает людей,  направляет их волю. Цели коллектива  вытекают из потребностей и  интересов членов коллектива  и общества. С самого начала  образования коллектива определяются  его цели. Постепенно все большее  количество людей проникается  целями группы, вследствие чего  ее цели становятся стремлениями  каждого. Только при этом условии  формируется подлинное единство воли. Общие цели конкретизируются коллективом; устанавливается определенная иерархия целей;

 

-Воля личности не сводится  к постановке цели, решающее значение  имеет сам процесс исполнения, процесс регулирования деятельности  коллектива, который ведет к достижению  поставленной цели. Единая воля  слагается из воли руководителя, лиц и организаций, составляющих  коллектив.

 

Личные воли, сливаясь в  единую волю, не теряют своей значимости, так как каждая из них вносит свой вклад в общее дело. Как только теряется единство цели и воли вследствие противоречия личных и общих мотивов, конфликтных отношений, начинается распад коллектива.

 

-Идейная общность, под  которой понимается единство  морально-политических взглядов  подавляющего большинства членов  коллектива, лежит в основе формирования  общественного мнения, которое регулирует  внутриколлективные отношения и  поведение каждой личности. Благодаря  идейной общности в коллективе  нет антагонизма во взглядах  и напряженной борьбы мнений  в оценке происходящих событий.  Идейная общность, как и философия  фирмы, является составляющей  организационной культуры, но не  предполагает устранения различий  в понимании происходящего отдельными  лицами и микрогруппами, которые  определяются уровнем образования,  общего и политического развития, возрастом и различным жизненным  опытом, глубиной или поверхностью  мышления, зависят от количества  и качества информации, которой  располагают члены коллектива, и  т.д.;

 

-Сотрудничество и взаимопомощь. Коллектив - это группа людей,  сотрудничающих друг с другом. Без этого не может быть  коллектива, общности. Если между  людьми нет антагонизма, их  объединяют общие цели и интересы, то в коллективе устанавливаются  отношения товарищеской взаимопомощи. Сотрудничество и взаимопомощь  в настоящем коллективе имеют  принципиальную основу;

 

-Руководство. Важнейший  признак коллектива - наличие органов  управления и руководства. Всякий  совместный труд людей требует  координации, согласования, планирования, что немыслимо без управления;

 

-Демократизм. Развитый  коллектив - это самоуправляющаяся  и саморегулирующаяся система.  Такая система может функционировать  только на демократической основе. Демократизм развивается на общей  системе демократических прав  трудящихся и на участии в  управлении предприятием, когда  член коллектива может принимать  участие в обсуждении вопросов  и принятии решений, касающихся  проблем коллективной жизни и  труда. Решения, принятые после  обсуждения в коллективе, становятся  решениями всех и каждого в  отдельности. Вполне понятно,  что собственные решения люди  приводят в жизнь с большей  настойчивостью и удовлетворением,  чем те, которые приняты руководителем  без предварительного обсуждения  вопроса в коллективе;

 

-Дисциплина - основное условие  образования и существования  коллектива, она обеспечивает определенный  распорядок деятельности.

 

Дисциплина - это не только разумная активность, обеспечивающая плановое достижение цели, но и способность  торможения, задержки всех тенденций, которые мешают реализации общей  цели. Это - явление нравственное. В  основе дисциплины лежит сознание долга, чувство ответственности, привычка строго выполнять распорядок труда. Только при ее наличии возможна плановая, упорядоченная деятельность, высокая  производительность труда. Дисциплина создает более оптимальные условия  для деятельности и здоровья человека. Дисциплина в коллективе - это полная защищенность, полная уверенность личности в своем праве. Наконец, она украшает коллектив. Нарушение дисциплины отдельными членами группы наносит большой  ущерб общей деятельности, производительности труда, а в еще большей степени  вредит общей воли, так как расшатывает  общность, пагубно влияя на поведение  мало устойчивых в нравственно-психологическом  отношении лиц.

 

Основными факторами трудового  коллектива являются:

Информация о работе Библиотечный коллектив как объект управления