Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ внутрифирменного планирования и принципов формирования внутрифирменных планов.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и посылки внутрифирменного планирования;
рассмотреть методические вопросы внутрифирменного планирования;
изучить основные виды планов;
Введение
Глава 1. Методика внутрифирменного планирования
1.1 Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования
1.2 Методические вопросы планирования
1.2.1 Принципы планирования
1.2.2 Подходы к планированию (философия планирования)
1.2.3 Уровни планирования
1.2.4 Классификация планов (измерители планов)
1.2.5 Процесс планирования
Глава 2. Временной анализ внутрифирменного планирования
2.1 Стратегические, тактические и оперативные планы
2.1.1 Виды планов
2.1.2 Характеристики планов
2.2 Стратегическое планирование
2.2.1 Основные понятия
2.2.2 Стратегический анализ и стратегические альтернативы
2.3 Годовое планирование
2.3.1 Задачи ассортиментного планирования
2.3.2 Формирование продуктовой программы
2.3.3 Годовой (тактический) план фирмы
2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)
2.4.1 Типы производств и специфика задач оперативного планирования
2.4.2 Основные календарно-плановые нормативы
2.4.3 Системы оперативно-календарного планирования
Глава 3. Внутрифирменное планирование (практика)
3.1 Краткая характеристика объекта исследования
3.2 Цели и задачи исследования
3.3 Определение целевых сегментов потребителей
3.4 Исследование уровня цен и качества обслуживания
3.5 Изучение конкурентов и сотрудников клуба
3.6 Исследование деятельности торговых посредников
3.7 План тактического развития фитнес клуба «Дукат»
Заключение
Список использованной литературы
При организации планирования снизу-вверх корпоративный план формируется на основе объединения предложений хозяйственных и функциональных подразделений.
Иерархичность планов приводит к тому, что процесс планирования неизбежно становится итерационным, то есть включает большое количество переговоров между уровнями иерархии, направленными на то, чтобы различные цели, стратегии, планы и бюджеты были согласованы и подкрепляли друг друга.
Сложный и противоречивый процесс согласования плановых решений различных уровней является важным моментом внутрифирменного планирования.
1.2.4 Классификация планов (измерители планов)
Многообразие планов может быть описано с использованием различных измерителей (факторов классификации), которые включают в себя:
Уровень планирования: корпоративный, группы бизнесов или бизнес-единицы.
Функции: отдельные функции, на которых сфокусирован план. Это НИОКР, маркетинг, производство, персонал, финансы.
Временные рамки планирования: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы.
Регулярность планов: повторяющиеся планы, политика, процедуры и правила.
Степень уникальности: уникальные, действующие ограниченный промежуток времени планы (программы, проекты), которые не повторяются после достижения поставленных целей.
Остановимся на последних двух факторах классификации планов, которые показывают, что планы могут быть регулярно повторяющимися или уникальными (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Классификация планов по степени повторяемости
Регулярно повторяющиеся
планы - руководство по выполнению постоянно
повторяющихся видов
Для повторяющихся планов необходимо детально проработать все методические вопросы их формирования, согласования, корректировки и контроля, то есть разработать технологию внутрифирменного планирования.
Технология - способ реализации персоналом фирмы конкретного сложного процесса (в данном случае процесса внутрифирменного планирования) путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно.
Наличие такой технологии позволяет говорить о системе управления, ориентированной не на конкретного человека как носителя опыта, а на определенный набор руководящих указаний, процедур и правил, регламентирующих процесс планирования.
1 Процедура - руководство
по принятию определенных
Технология важна и
для уникальных (однократных) планов,
но для них она не может быть
детально прописана, что связано
именно с уникальностью планов. Такие
планы разрабатываются для
Формой представления уникальных планов являются бизнес-план, программы и проекты, а эффективным инструментом отображения таких планов - сетевые модели.
Программа (проект) - взаимосвязанный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены для достижения поставленной цели.
1.2.5 Процесс планирования
Процесс планирования предполагает
получение ответа на три ключевых
вопроса: где находится фирма, каких
позиций она желает достичь и
каким образом. Соответственно процесс
начинается с анализа внешней
среды и внутренних возможностей
фирмы, касается определения целей
и возможных направлений
Анализ внешней среды и внутренних возможностей фирмы, так называемый SWOT-анализ, призван показать текущее состояние фирмы, ее сильные и слабые стороны, а также возможности и угрозы, существующие на рынке. В результате определяется позиция фирмы на рынке (где находимся?). В процессе планирования необходимо определить конкретные цели разрабатываемого плана. Эти цели устанавливаются на основе общих целей (целевых установок) фирмы и указывают конечные результаты, которые должны быть достигнуты при реализации планов, распоряжений и смет.
Возможны два подхода
к определению целей
1.Установить цели исходя из достигнутого уровня, добавляя, скажем, 2-3% к цифрам прошлого года. Это метод «планирования от достигнутого уровня».
2.Второй подход сложнее,
он предполагает разбиение
Установление общих целей фирмы на плановый период исходя из ее миссии, видения перспектив развития бизнеса.
Определение конкретных целей (задач).
Различие между целями
и задачами можно представить
следующим образом: задачи - это цели,
которые фирма надеяться
Общие цели фирмы на плановый период могут устанавливаться в нескольких ключевых сферах: положение на рынке; инновации; качество и производительность; прибыльность и т.д. Многоплановость целей объясняется тем, что деятельность любой фирмы является многоцелевой. Соответственно сложность планирования и управления заключается в определении приоритетов целей, а также их сопоставлении и взаимной увязки.
Цели фирмы должны обладать рядом характеристик, которые иногда называют критериями качества поставленных целей:
конкретность и измеримость целей, что позволяет контролировать их реализацию;
гибкость целей обеспечивает пространство для маневра в связи с непредвиденными изменениями рынка и возможностей фирмы;
достижимость целей за плановый период.
Примеры конкретных целей:
Маркетинг- увеличить объем продаж на 5%;
- расширить число потребителей на 10%. Финансы- увеличить рентабельность с 10 до 12% к концу года.
Кадры- сократить текучесть кадров с 10 до 7%.
Итак, первым и, вероятно, самым решающим этапом планирования является определение конкретных целей на плановый период. Последующий анализ внешнего окружения фирмы, а также ее сильных и слабых сторон позволяет определить текущую позицию фирмы на рынке и желаемую позицию. Расхождение между ними или стратегический разрыв как раз и будет определять, что именно необходимо сделать для достижения поставленных целей (рис. 1.2).
Рис. 1.2 Схема взаимосвязей в процессе планирования
Собственно этап планирования должен включать несколько шагов:
формирование альтернативных вариантов плановых решений;
оценка этих альтернатив;
окончательный выбор.
В итоге предприятие планирует направление своего развития (куда двигаться?).
Формирование альтернативных вариантов плановых решений довольно сложное дело. Здесь может использоваться сценарный анализ, методы портфельного анализа, список базовых стратегий по И. Ансоффу (стратегия проникновения на рынок, расширения рынка, расширения товарного ассортимента, диверсификации).
При выборе окончательного варианта плана можно воспользоваться некоторыми общими критериями:
Осуществимость - оцените
требуемые ресурсы и
Конкурентная сила - стремитесь всегда иметь конкурентные преимущества.
Концентрация - избегайте распыления сил.
Синергизм - обеспечьте координацию и согласование действий.
Гибкость - будьте готовы к неожиданностям.
-Экономичность - не растрачивайте
ограниченные ресурсы.
Глава 2. Временной анализ внутрифирменного планирования
2.1 Стратегические, тактические и оперативные планы
2.1.1 Виды планов
Важнейшим фактором классификации плановых решений является временной горизонт планирования, в соответствии с которым выделяют три вида планов:
Стратегические (долгосрочные) планы.
Тактические, чаще всего годовые планы.
Оперативные (оперативно-календарные) планы.
Конкретный период времени, для которого разрабатывается план, зависит от отраслевой специфики бизнеса, от традиций и опыта фирмы.
Однозначно можно сказать, что обязательным видом планов является годовой (тактический) план. За год происходят все типичные для фирмы события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. К тому же такой период соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду (годовая бухгалтерская и статистическая отчетность).
Считается, что тактическое планирование является средством реализации стратегического плана, оно заключается в планировании всех направлений деятельности фирмы и ее подразделений в органическом сочетании и взаимодействии.
Стратегический и долгосрочный план имеют одинаковый горизонт планирования - долгосрочный (от года и выше), но различаются подходами к планированию: долгосрочное планирование ориентируются на экстраполяцию прошлых тенденций, то есть относится скорее к реактивному типу планирования. В то время как стратегическое планирование основано на прогнозировании изменений внешней среды, то есть относится к преактивному либо интерактивному планированию.
Оперативные, краткосрочные или, чаще говорят, оперативно-календарные планы фирмы направлены на детализацию тактического плана. На этом этапе необходимо спланировать производственные, финансовые, маркетинговые и иные операции и потоки во времени, чтобы получить желаемый результат. На этом этапе составляются календарные графики, расписания выполнения работ, то есть, по сути, речь идет о логистическом планировании деятельности фирмы.
2.1.2 Характеристики планов
Стратегические планы определяют общее направление деятельности фирмы, ее место в рыночной среде. Они включают цели, стратегию и политику фирмы, а также в общих чертах характеристики и те результаты, которые фирма может и намерена получить.
Плановые решения этого
уровня связаны с выбором товаров
и рынков, с выбором месторасположения
фирмы, ее отдельных структур, в том
числе складских помещений, торговых
представительств и т.д. Они касаются
также организационно-правовой формы
бизнеса и его организационной
структуры, определяют такие стратегические
направления как слияние, поглощение,
отпочкование, вхождение в различные
интеграционные структуры и ассоциации.
Объектами стратегического
Стратегические решения принимаются в условиях неопределенности и риска. Эти решения, как правило, не повторяются и не ведут к появлению подобных же решений. Стратегический план принимает Совет директоров фирмы, который опирается на плановые решения, подготовленные специально созданной службой (отдел стратегического планирования, отдел развития и пр.).
Плановые решения тактического уровня направлены на пошаговую реализацию стратегии фирмы. Решения этого уровня касаются производственно-хозяйственной деятельности фирмы и ее подразделений. Ключевые плановые решения: прогноз продаж, производственная программа, бюджеты, план использования ресурсов фирмы.
Во многих западных фирмах основой тактического планирования является план маркетинга, который служит отправной точкой внутрифирменного планирования.
На основе прогноза продаж
продукции фирмы формируется
план закупок, план производства, план
по персоналу, финансовый план и т.д.
Важность плана маркетинга, который
увязывает маркетинговые