Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ внутрифирменного планирования и принципов формирования внутрифирменных планов.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и посылки внутрифирменного планирования;
рассмотреть методические вопросы внутрифирменного планирования;
изучить основные виды планов;
Введение
Глава 1. Методика внутрифирменного планирования
1.1 Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования
1.2 Методические вопросы планирования
1.2.1 Принципы планирования
1.2.2 Подходы к планированию (философия планирования)
1.2.3 Уровни планирования
1.2.4 Классификация планов (измерители планов)
1.2.5 Процесс планирования
Глава 2. Временной анализ внутрифирменного планирования
2.1 Стратегические, тактические и оперативные планы
2.1.1 Виды планов
2.1.2 Характеристики планов
2.2 Стратегическое планирование
2.2.1 Основные понятия
2.2.2 Стратегический анализ и стратегические альтернативы
2.3 Годовое планирование
2.3.1 Задачи ассортиментного планирования
2.3.2 Формирование продуктовой программы
2.3.3 Годовой (тактический) план фирмы
2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)
2.4.1 Типы производств и специфика задач оперативного планирования
2.4.2 Основные календарно-плановые нормативы
2.4.3 Системы оперативно-календарного планирования
Глава 3. Внутрифирменное планирование (практика)
3.1 Краткая характеристика объекта исследования
3.2 Цели и задачи исследования
3.3 Определение целевых сегментов потребителей
3.4 Исследование уровня цен и качества обслуживания
3.5 Изучение конкурентов и сотрудников клуба
3.6 Исследование деятельности торговых посредников
3.7 План тактического развития фитнес клуба «Дукат»
Заключение
Список использованной литературы
Занимается разработкой
годового плана специальная служба
- планово-экономический отдел
На оперативном уровне
планируются конкретные действия в
рамках тактического плана: происходит
дезагрегация тактического плана в месячные,
недельные, суточные и часовые планы. Задачи
этого уровня сводятся к составлению расписания
(календарного плана) движения деталей,
узлов, агрегатов и изделий по отдельным
станкам, производственным участкам, цехам
и между цехами. Расписание составляется
на период от месяца до смены. При этом
решаются задачи загрузки оборудования,
последовательности запуска, пропускной
способности и выявления «узких мест»,
диспетчирования и ряд других вопросов.
В новых условиях производственно-
Занимаются разработкой оперативных планов производственно-диспетчерский отдел, цеховые службы планирования. Решения этого уровня планирования являются децентрализованными, так как необходимо в реальном масштабе времени учитывать изменения, происходящие в производстве (поломки оборудования, болезни персонала, брак и пр.), повторяющимися, их сложность ведет к внутренней оптимизации. По мере того как планирование переходит от стратегической стадии к тактической и перемещается вниз по иерархии управления все более существенным становится значение внутренних параметров планирования. В целом процесс внутрифирменного планирования должен быть непрерывным и обеспечивать последовательную реализацию системы планов.
2.2 Стратегическое планирование
2.2.1 Основные понятия
Отправной точкой формирования стратегического плана является видение будущего фирмы (ее образ), которое трансформируется в стратегические цели, то есть отражает представление руководства либо владельцев о том, к чему должна стремиться фирма и каким должен быть ее долгосрочный курс.
Видение - прогнозируемый и желаемый образ фирмы и внешней среды в среднесрочной (долгосрочной) перспективе (куда движемся?).
Стратегические цели - желаемое взаимодействие фирмы с внешней средой (что должно быть сделано и в какое время?).
Собственник (руководитель)
формирует видение на основе разнообразной
информации о внешней среде и
внутренних возможностях фирмы, а также
собственных устремлений и
тенденции развития отрасли,
тенденции развития рынка
с позиций потребления и
последствия важнейших событий внутри фирмы и вне ее.
Разнообразная информация,
в том числе и «слабые сигналы»
рынка позволяют определить желаемый
образ фирмы. При этом главное - видеть
фирму не такой, какая она есть,
а такой, какой она может быть!
Стратегический анализ - процесс выявления
стратегических факторов и проблем,
которые могут представлять угрозу
или открывать новые
В основе стратегического плана лежат стратегические решения, которые чаще всего ориентированы на изменения в фирме.
Стратегические решения - управленческие решения, направленные на достижение целей, которые не могут быть реализованы в рамках протекающего процесса и состояния внешней среды.
Особенности стратегических решений:
-направлены на перспективные
цели фирмы, на ее будущее,
поэтому характеризуются
в отличие от тактических
решений множество
субъективны по своей природе, заранее трудно оценить их последствия, которые имеют долговременный характер;
большое значение имеет качество решения, а не быстрота и своевременность его принятия. Для стратегических решений нет жестких временных рамок;
связаны со значительной неопределенностью, поскольку находятся под воздействием внешних, не контролируемых фирмой факторов;
инновационны по своей природе, для их восприятия они должны быть открытыми и понятными сотрудникам;
связаны с вовлечением значительных ресурсов, как правило, необратимы и имеют долгосрочные последствия для фирмы.
Примеры: освоение новой продукции, выход на новые рынки, технологические изменения, реструктуризация управления, интеграция с поставщиками и т.д.
Стратегические решения лежат в основе стратегии фирмы.
Стратегия - это управляемый процесс разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленных стратегических целей (как будут достигнуты конченые результаты?). Она задает направление развития бизнеса (интегрированный рост, диверсификация, рыночная экспансия и т.д.).
Сущность стратегии
Важно: формирование стратегии — не функция специалистов по стратегическому планированию. Это общая функция руководства!
Стратегический менеджмент - система управления процессом разработки и реализации стратегии фирмы.
По своему предметному содержанию стратегическое управление обращается лишь к основным процессам в фирме и за ее пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания и реализации стратегического потенциала фирмы.
При реализации стратегических
решений руководство
Отметим, что присутствие
всех элементов и взаимосвязей повышает
качество стратегического планирования
и управления, однако в практике
бизнеса отдельные элементы могут
отсутствовать, в частности может
быть стратегическое управление без
стратегии или, наоборот, стратегия
без стратегического
2.2.2 Стратегический анализ и стратегические альтернативы
Важным этапом стратегического
планирования является комплексный
анализ внешней среды и деятельности
фирмы с целью выявления
Внешний анализ охватывает факторы макросреды, отрасль, отраслевую бизнес-систему, конкурентов и потребителей, анализ интересов заинтересованных групп, который частично пересекается с внутренним анализом.
Внутренний анализ предполагает
анализ портфеля бизнесов фирмы, финансовый
анализ ее деятельности, маркетинговый
аудит, анализ производства и НИОКР,
а также комплексный
В стратегическом планировании используются как традиционные и широко известные методы (мозговой штурм и групповая работа, экспертные методы, экономико-математические методы, методы анализа рынка и деятельности фирмы, классификации и т. д.), так и специфические методы.
К специфическим методам
стратегического анализа
С содержанием большинства
указанных методов можно
Применение методов
Деловая практика свидетельствует, что фирма должна проводить стратегический анализ с определенной регулярностью. Результатом такого анализа может стать решение о выходе из некоторых областей бизнеса (уход с рынка и продажа бизнеса) или, наоборот, окажется целесообразным расширить определенное направление бизнеса.
Тщательно проведенный стратегический анализ позволяет определить сильные и слабые стороны фирмы (Strengths/Weaknesses), а также возможности и угрозы рынка (Opportunities/Threats), сформировав тем самым SWOT-матрицу, которая наряду с портфельными матрицами является важным методическим инструментом формирования стратегических альтернатив развития фирмы.
Стратегические альтернативы
связаны с инвестиционными
Должны ли существующие сферы бизнеса быть расширены или уменьшены?
В какие направления роста вкладывать инвестиции?
Появились ли новые привлекательные сферы бизнеса?
Другая группа стратегических альтернатив связана со стратегией достижения конкурентных преимуществ и отвечает на вопрос: как конкурировать?
Какие стратегии достижения конкурентных преимуществ наиболее адекватны существующей ситуации на рынке и возможностям фирмы?
Какие функциональные стратегии должны быть реализованы?
Какими должны быть стратегии продвижения, товарная, ценовая и т.д.?
Какие ресурсы и сферы деятельности необходимо вовлечь в реализацию стратегии? Важной проблемой при оценке и выборе стратегических альтернатив в первом случае является сбалансированность портфеля бизнесов фирмы, во втором - координация функциональных и иных стратегий, их направленность на достижение общей цели фирмы.
Переменные, которые определяют
выбор стратегии, на практике с трудом
поддаются количественному
В реальной жизни варианты
стратегии фирмы, как правило, не
исключают друг друга и могут
по-разному комбинироваться. Работая
над альтернативными решениями,
следует относиться к ним прагматически,
так как может не хватить ресурсов
для проработки ряда возможностей одновременно.
Идеальное решение может быть
в пределах досягаемости, но время
или необходимые затраты могут
воспрепятствовать его
В целом у каждой фирмы существует множество стратегических альтернатив, выбор которых является непростой задачей. Возможные критерии выбора можно объединить в пять групп (рис. 2.1), отметив их противоречивость. Противоречия возникают между долгосрочными и краткосрочными ориентирами рентабельности и объемов продаж; рентабельностью и гибкостью; гибкостью и синергизмом.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА
Отклик на возможности/угрозы внешней среды.
Вовлечение конкурентных преимуществ фирмы
- использование своих сильных сторон, слабых сторон конкурентов;
-нейтрализация слабых сторон фирмы, сильных сторон конкурентов
•Соответствие целям предприятия
-достижение заданных долгосрочных показателей;
-совместимость с миссией.
•Выполнимость стратегии
требуются только имеющиеся ресурсы?
совместимость с внутренней организацией и культурой фирмы
•Учет взаимосвязей с другими стратегиями предприятия
способствовать портфельному балансу;
учет выполнимости;
-использовать синергизм.
Стратегический анализ, а также разработка и оценка стратегических альтернатив является важным этапом стратегического планирования.
2.3 Годовое планирование
2.3.1 Задачи ассортиментного планирования
Важнейшими задачами годового планирования являются определение ассортимента и программы выпуска продукции, в том числе новой продукции.