Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ внутрифирменного планирования и принципов формирования внутрифирменных планов.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и посылки внутрифирменного планирования;
рассмотреть методические вопросы внутрифирменного планирования;
изучить основные виды планов;
Введение
Глава 1. Методика внутрифирменного планирования
1.1 Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования
1.2 Методические вопросы планирования
1.2.1 Принципы планирования
1.2.2 Подходы к планированию (философия планирования)
1.2.3 Уровни планирования
1.2.4 Классификация планов (измерители планов)
1.2.5 Процесс планирования
Глава 2. Временной анализ внутрифирменного планирования
2.1 Стратегические, тактические и оперативные планы
2.1.1 Виды планов
2.1.2 Характеристики планов
2.2 Стратегическое планирование
2.2.1 Основные понятия
2.2.2 Стратегический анализ и стратегические альтернативы
2.3 Годовое планирование
2.3.1 Задачи ассортиментного планирования
2.3.2 Формирование продуктовой программы
2.3.3 Годовой (тактический) план фирмы
2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)
2.4.1 Типы производств и специфика задач оперативного планирования
2.4.2 Основные календарно-плановые нормативы
2.4.3 Системы оперативно-календарного планирования
Глава 3. Внутрифирменное планирование (практика)
3.1 Краткая характеристика объекта исследования
3.2 Цели и задачи исследования
3.3 Определение целевых сегментов потребителей
3.4 Исследование уровня цен и качества обслуживания
3.5 Изучение конкурентов и сотрудников клуба
3.6 Исследование деятельности торговых посредников
3.7 План тактического развития фитнес клуба «Дукат»
Заключение
Список использованной литературы
План производства и реализации продукции.
План технического и организационного развития (план оргтехмеро-приятий).
План повышения эффективности производства.
План капитального строительства.
План материально-технического обеспечения.
План по труду и заработной плате.
План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства.
Финансовый план
9.План по фондам
11 .План внешнеэкономической деятельности.
12.План по обеспечению
природоохранных мероприятий.
Тактический план (по аналогии с техпромфинпланом предприятия) -это совокупность увязанных между собой функциональных планов и проектов, направленных на достижение стратегических целей фирмы.
Словарь иностранных слов
определяет тактику как «приемы,
способы достижения поставленной цели»,
поэтому тактическое
В рамках тактического планирования
определяется программа производства
продуктов и услуг в разрезе
ассортимента и объемов, а также
необходимые для этого
Рис. 2.2. Система тактического планирования на фирме с функциональной организацией
На фирмах с продуктовой или региональной организационной структурой к перечисленным планам добавляются планы по штабным функциям, а также планы мероприятий на уровне отдельных продуктовых или региональных отделений.
Важно: в процессе тактического
планирования рассматриваются не только
регулярно повторяющиеся
Ранее отмечено, что тактическое планирование - это чаще всего годовое планирование с последующей разбивкой на более короткие периоды времени, привязанное к законодательно установленным формам и срокам бухгалтерской и статистической отчетности.
Решения, принимаемые на уровне тактического планирования, являются ситуативными (текущими) и характеризуются следующими признаками [Хан, с. 58]:
- влияют на величину активов и показатели успеха фирмы;
- требуют ответственности подразделений и отделов фирмы;
- могут приниматься на
верхнем, среднем и нижнем
- действуют в краткосрочной
перспективе и принимаются
- должны приниматься с
учетом видения и
В процессе тактического планирования осуществляется поиск эффективных решений по реализации принятой стратегии фирмы {планирование основных процессов и ресурсов) при заданных внешних и внутренних ограничениях. Ограничениями могут быть сроки поставок, совокупный спрос на продукцию, имеющиеся производственные мощности и доступные ресурсы и пр.
Управляемыми переменными в процессе тактического планирования являются:
персонал и его рабочее время - при определенных условиях фирма может изменять численность работников или совокупный фонд рабочего времени;
запасы сырья, материалов и готовой продукции;
загрузка собственного оборудования и возможность использования субподрядчиков.
Выделяют три основных, «чистых» стратегий тактического планирования, хотя в хозяйственной практике наблюдается их сочетание [Мескон, Альберт, Хедоури, с. 623].
Стратегия постоянного объема
производства при постоянной численности
персонала предусматривает
Стратегия переменного объема
выпуска при постоянной численности
персонала используется в трудоемких
отраслях, где требуется
Стратегия переменного объема выпуска при переменной численности персонала используется, как правило, в отраслях с сезонными колебаниями.
Задачами тактического планирования являются:
планирование продуктовой программы фирмы;
определение потребности в основных ресурсах: производственные фонды, материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы;
планирование эффективности
деятельности фирмы: снижение издержек
за счет роста производительности труда,
рационального использования
планирование мероприятий
по повышению
обеспечение «качества жизни»
персонала фирмы: планирование численности
персонала, условий и оплаты труда,
профессионального роста и
обеспечение развития имущественного комплекса фирмы и т.д.
В основе тактического планирования
лежат нормативная база фирмы
и система планово-
В рыночных условиях фирмы не обязаны придерживаться жестко заданной структуры тактического плана, количество и формат разрабатываемых разделов плана определяется ими самостоятельно, при этом желательно учитывать установленные государством формы статистической и финансовой отчетности.
В мировой практике фирмы обычно разрабатывают следующие разделы плана:
план маркетинга и сбыта
продукции в различных
производственная (продуктовая) программа;
планирование потребности в персонале;
инвестиционное планирование;
планирование выручки и издержек;
финансовый план.
Учитывая сложившийся в нашей стране опыт планирования, можно рекомендовать фирмам использовать структуру техпромфинплана (его базовые разделы) в качестве основы тактического планирования, адаптируя ее к своим особенностям. При этом для разных разделов тактического плана могут быть использованы различные форматы планов (см. табл. 2.3). Сложнейшей задачей тактического планирования является задача увязки и согласования различных разделов плана, при этом могут быть использованы разные методы и подходы: интуитивный метод, метод балансовой увязки разделов плана, методы многовариантных расчетов с использованием электронных таблиц, методы линейного программирования и более сложные математические модели.
Нормативная база включает:
технические расходные нормы - предельно-допустимые
затраты ресурсов на единицу продукции
(нормы расходов сырья, материалов,
топлива, энергии и нормы времени
на единицу продукции (работы)); нормативы
по использованию оборудования, рабочего
времени и организации
Таблица 2.3 - Сравнительная характеристика различных форм планирования
Формы планов Параметры |
Бизнес-план (инвестиционный проект) |
План маркетинга |
Бюджет (финансовое планирование) |
Уровень планирования |
Стратегический |
Тактический |
Тактический |
Объект планирования |
Проект с высоким уровнем риска |
Товарная группа, стратегическая бизнес-единица |
В целом процессы и подразделения фирмы |
Степень детализации |
Низкая - агрегированные расчеты (прогнозы) |
Детализация на уровне товарных групп и рыночных сегментов |
Детализация на уровне основных
процессов и структурных |
Сферы деятельности |
Комплексный охват разных сфер: маркетинг, производство, персонал, финансы |
Маркетинг и сбыт |
Финансовые потоки фирмы |
Реализация тактического плана предполагает разработку более детальных оперативных (оперативно-календарных) планов, включающих календарное расписание выполнения запланированных работ.
2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)
2.4.1 Типы производств и специфика задач оперативного планирования
Оперативное планирование - планирование, направленное на обеспечение выполнения заданий и показателей, определенных на этапе тактического планирования.
Оперативное планирование осуществляется
путем разработки программы изготовления
продукции на короткие промежутки времени:
месяц и меньше (декада, неделя, сутки,
часы) при непрерывном контроле и
регулировании ее выполнения. Это
завершающая стадия ВФП, на которой
формируется производственно-
Задачи ОКП - обеспечение:
ритмичной работы всех подразделений
фирмы по единому графику и
равномерности выпуска
максимальной непрерывности производственного процесса и управления;
соответствия оперативного планирования типу и характеру производства.
Организация оперативного планирования сильно зависит от типа производства.
Тип производства - совокупность взаимосвязанных факторов, характеризующих степень специализации фирмы, масштабы производства, номенклатуру выпускаемых изделий, размеры и повторяемость их выпуска.
Тип производства соответствует характеру связей технологических операций (поточное производство или дискретное) и размерам партии готовых изделий. Выделяют 4 типа производств: единичное, серийное, массовое и непрерывное (табл. 2.4).
Таблица 2.4 . Характеристика единичного и массового типов производств
Параметры |
Тип производства | |
Единичное |
Массовое | |
Масштаб производства |
Отдельные экземпляры для известных заказчиков |
Значительные объемы выпуска однородных изделий |
Номенклатура продукции |
Широкая, неустойчивая |
Крайне узкая, редко изменяющаяся |
Оборудование |
Универсальное |
Высокоспециализированное, конвейерное производство |
Гибкость производства |
Максимальная |
Минимальная |
Специализация кадров |
Широкая, высокая квалификация. Много ручных сборочных и доводочных операций |
Узкая специализация |
Специализация рабочих мест |
Технологическая - рабочие места не имеют постоянно закрепленных операций |
Предметная - рабочие места загружены выполнением одной и той же операции |
Степень разработки технологического процесса |
Укрупненный техпроцесс, уточняемый в цехе (маршрутная технология) |
Наибольшая степень детализации (пооперационная технология) |
Оперативное планирование |
Децентрализованное |
Централизованное |
Объект планирования |
Заказ |
Отдельные операции |
Связь с рынком |
Предварительная (заказ) |
Обратная |
Примеры производств |
Турбины, генераторы, суда, уникальные станки и т.д. |
Автомобили, бытовая техника, продукты питания и т.д. |