Бизнес-план малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ внутрифирменного планирования и принципов формирования внутрифирменных планов.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и посылки внутрифирменного планирования;
рассмотреть методические вопросы внутрифирменного планирования;
изучить основные виды планов;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методика внутрифирменного планирования
1.1 Основные понятия и посылки внутрифирменного планирования
1.2 Методические вопросы планирования
1.2.1 Принципы планирования
1.2.2 Подходы к планированию (философия планирования)
1.2.3 Уровни планирования
1.2.4 Классификация планов (измерители планов)
1.2.5 Процесс планирования
Глава 2. Временной анализ внутрифирменного планирования
2.1 Стратегические, тактические и оперативные планы
2.1.1 Виды планов
2.1.2 Характеристики планов
2.2 Стратегическое планирование
2.2.1 Основные понятия
2.2.2 Стратегический анализ и стратегические альтернативы
2.3 Годовое планирование
2.3.1 Задачи ассортиментного планирования
2.3.2 Формирование продуктовой программы
2.3.3 Годовой (тактический) план фирмы
2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)
2.4.1 Типы производств и специфика задач оперативного планирования
2.4.2 Основные календарно-плановые нормативы
2.4.3 Системы оперативно-календарного планирования
Глава 3. Внутрифирменное планирование (практика)
3.1 Краткая характеристика объекта исследования
3.2 Цели и задачи исследования
3.3 Определение целевых сегментов потребителей
3.4 Исследование уровня цен и качества обслуживания
3.5 Изучение конкурентов и сотрудников клуба
3.6 Исследование деятельности торговых посредников
3.7 План тактического развития фитнес клуба «Дукат»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая малый бизнес план.docx

— 339.04 Кб (Скачать файл)

План производства и реализации продукции.

План технического и организационного развития (план оргтехмеро-приятий).

План повышения эффективности  производства.

План капитального строительства.

План материально-технического обеспечения.

План по труду и заработной плате.

План по себестоимости, прибыли  и рентабельности производства.

Финансовый план

9.План по фондам экономического  стимулирования. 10.План социального  развития предприятия.

11 .План внешнеэкономической  деятельности.

12.План по обеспечению  природоохранных мероприятий. Мы  будем использовать в дальнейшем  термин «тактический план фирмы».

Тактический план (по аналогии с техпромфинпланом предприятия) -это совокупность увязанных между собой функциональных планов и проектов, направленных на достижение стратегических целей фирмы.

Словарь иностранных слов определяет тактику как «приемы, способы достижения поставленной цели», поэтому тактическое планирование является планированием достижения целей. Главные решения связаны  с распределением ресурсов, с ответом  на вопрос как обеспечить реализацию поставленных перед фирмой целей.

В рамках тактического планирования определяется программа производства продуктов и услуг в разрезе  ассортимента и объемов, а также  необходимые для этого мероприятия (операции) в функциональных сферах. Схема планирования на фирме с  функциональной организацией приведена  на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Система тактического планирования на фирме с функциональной организацией

На фирмах с продуктовой  или региональной организационной  структурой к перечисленным планам добавляются планы по штабным  функциям, а также планы мероприятий  на уровне отдельных продуктовых  или региональных отделений.

Важно: в процессе тактического планирования рассматриваются не только регулярно повторяющиеся мероприятия, но и отдельные проекты: проекты  освоения новой продукции, новых  технологий и т.д.

Ранее отмечено, что тактическое  планирование - это чаще всего годовое  планирование с последующей разбивкой  на более короткие периоды времени, привязанное к законодательно установленным  формам и срокам бухгалтерской и  статистической отчетности.

Решения, принимаемые на уровне тактического планирования, являются ситуативными (текущими) и характеризуются  следующими признаками [Хан, с. 58]:

- влияют на величину  активов и показатели успеха  фирмы;

- требуют ответственности  подразделений и отделов фирмы;

- могут приниматься на  верхнем, среднем и нижнем уровне  управления;

- действуют в краткосрочной  перспективе и принимаются относительно  часто;

- должны приниматься с  учетом видения и стратегических  целей фирмы, ее корпоративной  культуры, а также возможных субкультур  отдельных подразделений.

В процессе тактического планирования осуществляется поиск эффективных  решений по реализации принятой стратегии  фирмы {планирование основных процессов  и ресурсов) при заданных внешних  и внутренних ограничениях. Ограничениями могут быть сроки поставок, совокупный спрос на продукцию, имеющиеся производственные мощности и доступные ресурсы и пр.

Управляемыми переменными  в процессе тактического планирования являются:

персонал и его рабочее  время - при определенных условиях фирма  может изменять численность работников или совокупный фонд рабочего времени;

запасы сырья, материалов и готовой продукции;

загрузка собственного оборудования и возможность использования  субподрядчиков.

Выделяют три основных, «чистых» стратегий тактического планирования, хотя в хозяйственной практике наблюдается  их сочетание [Мескон, Альберт, Хедоури, с. 623].

Стратегия постоянного объема производства при постоянной численности  персонала предусматривает постоянный выпуск продукции независимо от колебаний  спроса. Разница между объемом  совокупного спроса и объемом  выпуска компенсируется путем варьирования запасом готовой продукции или  портфелем отложенных заказов. Такой  принцип используется в капиталоемких  производствах с низкими затратами  на хранение продукции (система водоснабжения), в сфере услуг, где можно создать  портфель отложенных заказов.

Стратегия переменного объема выпуска при постоянной численности  персонала используется в трудоемких отраслях, где требуется высококвалифицированный  персонал, а поддержание запасов  или портфеля отложенных заказов  невозможно, либо обходится весьма дорого. Соответствие между спросом  и предложением в этом случае регулируется путем организации сверхурочных работ или неполной рабочей недели, а также использованием субподрядчиков.

Стратегия переменного объема выпуска при переменной численности  персонала используется, как правило, в отраслях с сезонными колебаниями.

Задачами тактического планирования являются:

планирование продуктовой  программы фирмы;

определение потребности  в основных ресурсах: производственные фонды, материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы;

планирование эффективности  деятельности фирмы: снижение издержек за счет роста производительности труда, рационального использования ресурсов и т.д.;

планирование мероприятий  по повышению конкурентоспособности  продукции фирмы: управление качеством, обновление и модификация продукции, разнообразие условий поставок и  т.д.;

обеспечение «качества жизни» персонала фирмы: планирование численности  персонала, условий и оплаты труда, профессионального роста и развития и т.д.;

обеспечение развития имущественного комплекса фирмы и т.д.

В основе тактического планирования лежат нормативная база фирмы  и система планово-экономических  показателей, которые охватывают все  стороны деятельности фирмы и  на основе которых организуется управление ею. Система этих показателей и  методы их расчета подробно рассматриваются  в курсе «Экономика фирмы».

В рыночных условиях фирмы  не обязаны придерживаться жестко заданной структуры тактического плана, количество и формат разрабатываемых разделов плана определяется ими самостоятельно, при этом желательно учитывать установленные  государством формы статистической и финансовой отчетности.

В мировой практике фирмы  обычно разрабатывают следующие  разделы плана:

план маркетинга и сбыта  продукции в различных разрезах;

производственная (продуктовая) программа;

планирование потребности  в персонале;

инвестиционное планирование;

планирование выручки  и издержек;

финансовый план.

Учитывая сложившийся  в нашей стране опыт планирования, можно рекомендовать фирмам использовать структуру техпромфинплана (его базовые разделы) в качестве основы тактического планирования, адаптируя ее к своим особенностям. При этом для разных разделов тактического плана могут быть использованы различные форматы планов (см. табл. 2.3). Сложнейшей задачей тактического планирования является задача увязки и согласования различных разделов плана, при этом могут быть использованы разные методы и подходы: интуитивный метод, метод балансовой увязки разделов плана, методы многовариантных расчетов с использованием электронных таблиц, методы линейного программирования и более сложные математические модели.

Нормативная база включает: технические расходные нормы - предельно-допустимые затраты ресурсов на единицу продукции (нормы расходов сырья, материалов, топлива, энергии и нормы времени  на единицу продукции (работы)); нормативы  по использованию оборудования, рабочего времени и организации производства; нормативы, применяемые в календарном  планировании.

Таблица 2.3 - Сравнительная  характеристика различных форм планирования

Формы планов Параметры

Бизнес-план (инвестиционный проект)

План маркетинга

Бюджет (финансовое планирование)

Уровень планирования

Стратегический

Тактический

Тактический

Объект планирования

Проект с высоким уровнем  риска

Товарная группа, стратегическая бизнес-единица

В целом процессы и подразделения  фирмы

Степень детализации

Низкая - агрегированные расчеты (прогнозы)

Детализация на уровне товарных групп и рыночных сегментов

Детализация на уровне основных процессов и структурных подразделений

Сферы деятельности

Комплексный охват разных сфер: маркетинг, производство, персонал, финансы

Маркетинг и сбыт

Финансовые потоки фирмы


Реализация тактического плана предполагает разработку более  детальных оперативных (оперативно-календарных) планов, включающих календарное расписание выполнения запланированных работ.

2.4 Оперативное планирование (производственная логистика)

2.4.1 Типы производств и  специфика задач оперативного  планирования

Оперативное планирование - планирование, направленное на обеспечение  выполнения заданий и показателей, определенных на этапе тактического планирования.

Оперативное планирование осуществляется путем разработки программы изготовления продукции на короткие промежутки времени: месяц и меньше (декада, неделя, сутки, часы) при непрерывном контроле и  регулировании ее выполнения. Это  завершающая стадия ВФП, на которой  формируется производственно-технологическое  расписание выполнения работ и организуется контроль его выполнения. Оперативное  планирование часто называют оперативно-календарным  планированием (ОКП). ОКП призвано обеспечить синхронизацию производственного  процесса во времени и пространстве, его гибкость и непрерывность. Основой  оперативного планирования производства является планирование потоков (информации, материалов, финансов), поэтому в  литературе часто говорят о логистической системе оперативного планирования. В конкурентной экономике стабильность потока и синхронность операций являются такими же важными условиями деятельности фирмы, как и быстрая реакция на требования рынка.

Задачи ОКП - обеспечение:

ритмичной работы всех подразделений  фирмы по единому графику и  равномерности выпуска продукции;

максимальной непрерывности  производственного процесса и управления;

соответствия оперативного планирования типу и характеру производства.

Организация оперативного планирования сильно зависит от типа производства.

Тип производства - совокупность взаимосвязанных факторов, характеризующих  степень специализации фирмы, масштабы производства, номенклатуру выпускаемых  изделий, размеры и повторяемость  их выпуска.

Тип производства соответствует  характеру связей технологических  операций (поточное производство или  дискретное) и размерам партии готовых  изделий. Выделяют 4 типа производств: единичное, серийное, массовое и непрерывное (табл. 2.4).

Таблица 2.4 . Характеристика единичного и массового типов  производств

Параметры

Тип производства

 

Единичное

Массовое

Масштаб производства

Отдельные экземпляры для  известных заказчиков

Значительные объемы выпуска  однородных изделий

Номенклатура продукции

Широкая, неустойчивая

Крайне узкая, редко изменяющаяся

Оборудование

Универсальное

Высокоспециализированное, конвейерное производство

Гибкость производства

Максимальная

Минимальная

Специализация кадров

Широкая, высокая квалификация. Много ручных сборочных и доводочных операций

Узкая специализация

Специализация рабочих мест

Технологическая - рабочие места не имеют постоянно закрепленных операций

Предметная - рабочие места загружены выполнением одной и той же операции

Степень разработки технологического процесса

Укрупненный техпроцесс, уточняемый в цехе (маршрутная технология)

Наибольшая степень детализации (пооперационная технология)

Оперативное планирование

Децентрализованное

Централизованное

Объект планирования

Заказ

Отдельные операции

Связь с рынком

Предварительная (заказ)

Обратная

Примеры производств

Турбины, генераторы, суда, уникальные станки и т.д.

Автомобили, бытовая техника, продукты питания и т.д.

Информация о работе Бизнес-план малого предпринимательства