Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:51, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы состоит в исследовании человеческого капитала как фактора конкурентоспособности современной организации и разработка предложений эффективного управления им.
Для реализации поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность человеческого капитала;
- дать определение понятия и содержания конкурентоспособности человеческих ресурсов;
- изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность человеческого капитала;
- проанализировать системы управления персоналом на примере ООО «Респект», а именно дать характеристику предприятию, оценить системы управления, системы мотивации и системы оплаты труда;
- дать предложения по совершенствованию системы управления человеческим капиталом ООО «Респект».

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..4

Глава 1 Человеческий капитал и рыночные позиции современной организации…………………………………………………………………………7

1.1. Сущность человеческого капитала……………………………………………7
1.2. Понятие и содержание конкурентоспособности человеческих ресурсов……………………………………………………………………………23

Глава 2 Анализ человеческого капитала и конкурентных преимуществ в организации ООО «Респект»……………………………………………………41

2.1. Краткая характеристика ООО «Респект» и анализ его кадрового потенциала…………………………………………………………………………..41
2.2. Анализ практики обеспечения качества человеческого капитала……………………………………………………………………………56
2.3. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал ООО «Респект»……………………………………………………………………………61

Глава 3. Рекомендации по улучшению качества человеческого капитала в ООО «Респект»…………………………………………………………………….66

3.1 Разработка рекомендаций по дополнительному обучению и другому развитию персонала……………………………………………………………………………66
3.2 Рекомендации по эффективности мотивации персонала в ООО «Респект»……………………………………………………………………………75

Заключение ………………………………………………………………………..81

Список использованной литературы…………………………………………..84

Файлы: 1 файл

Копия diplom_Ivanov_pravki_2.doc

— 694.50 Кб (Скачать файл)

1. переменные, связанные со средой существования внутреннего рынка предприятия и восприятием персоналом стабильности своего существования, т.е. переменные, характеризующие особенности   и структуру   предприятия, виды деятельности, особенности выпускаемой продукции, а также нестабильность, давление и враждебность коммерческого и технологического окружения предприятия;

2. переменные, связанные с человеческими ресурсами, которые делают внутренний рынок труда более или менее уязвимым по отношению к внешним непредвиденным изменениям (сокращение или увеличение потребности в рабочей силе, изменение структуры работающих, гибкость компетенции персонала, гибкость в структуре должностей и рабочих мест, степень быстроты реакции персонала на внешние возмущения, мотивация и открытость персонала внешней среде, падение/возрастание эффективности труда, необходимость значительных вложений в персонал и в другие ресурсы, т.д.), а также определяют конкурентные преимущества персонала на рынке;

3. переменные, связанные с трудовой деятельностью, которые характеризуются факторами, не зависящими от персонала, но влияющими на стратегию и тактику его деятельности. Эти переменные меняются эволюционно под воздействием целого ряда причин, складывающихся постепенно, а могут изменяться резко во время кризисов и под целенаправленным регулирующим воздействием. Они могут быть благоприятны для всех видов трудовой деятельности, могут быть выборочно или частично благоприятны.

 Конкурентоспособность  трудовых ресурсов— комплекс характеристик трудоспособного населения, определяющих успех его участия в социально-экономической деятельности той или иной территории. Конкурентоспособность трудовых ресурсов характеризуется выгодными отличиями совокупной рабочей силы по степени и по затратам удовлетворения рыночной потребности в труде территории (региона, страны).

 Итак, конкурентоспособность  на рынке труда характеризует свойство человеческого капитала, определяющее меру удовлетворения рыночной потребности в труде.

 В таком понимании конкурентоспособности на рынке труда важны четыре концептуальных момента, которые характеризуют ее сущность:

1. потребность в рабочей силе в самом общем виде определяется потребностью работодателей в труде, необходимостью удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах;

2. категория «человеческий капитал» выражает отношения по активизации экономического ресурса «труд» с целью получения дохода, прибыли. Понятие «человеческий капитал» является более объемным, разносторонним, чем термины «трудовой потенциал» и «рабочая сила». Поскольку его основой является термин «капитал» — ценности, используемые для их приумножения. Человеческий капитал подобно физическому капиталу обеспечивает своему обладателю более сложную профессию, должность, доход, т.е. более высокое качество труда;

3. соответствие объема и структуры человеческого капитала работника количеству и качеству выполняемого им труда устанавливается при обмене и использовании рабочей силы;

4. инвестиции в человеческий капитал оказывают долгосрочное воздействие на производственно-коммерческий   процесс, и их отдача   распределяется на то время, пока работник занят выполнением целесообразной деятельности.

 Конкурентоспособность на рынке  труда — понятие относительное,  поскольку рынок труда неоднороден и может быть структурирован на сегменты, различающиеся степенью рыночной потребности в функциональном качестве труда, уровнем уникальности качества рабочей силы, а также особенностями потребительского спроса на рабочую силу.

 Различия в рыночной потребности в том или ином качестве труда обусловливают соответствующие виды конкурентоспособности персонала (работника): устойчивая конкурентоспособность, временная (полуустойчивая), неустойчивая9.

 В зависимости от  уровня уникальности потребительной  стоимости товара «рабочая сила» на рынке труда (ее функционального качества) конкурентоспособность персонала (работника) может быть трех видов: эксклюзивная, диверсификационная, селективная.

 Различия в характере  потребительского спроса на рабочую  силу обусловливают четыре вида конкурентоспособности: явная, латентная, иррациональная, перспективная.

 В зависимости от особенностей  кадровой стратегии и кадровой  политики можно выделить конкурентоспособность:

при найме;

при продвижении на вышестоящую  должность;

при зачислении в резерв кадров на руководящую должность;

при стимулировании труда;

при обучении;

при высвобождении т.д.

 В зависимости от характера  мобильности рабочей силы можно  выделить внутри-организационную и внешнюю конкурентоспособность персонала (работника), которые в зависимости от предмета конкурентоспособности могут быть трех видов: внутрипрофессиональная, межпрофессиональная и физическая.

 Восприятие конкурентоспособности  персонала как философии управления внутренним рынком труда означает, что работодателю необходимо периодически пересматривать свои целевые стратегические и тактические установки, разрабатывая соответствующие концепции поддержания конкурентных преимуществ человеческого ресурса, находящегося в его распоряжении.

 Концепция поддержания конкурентоспособности персонала — это философия, идеология, стратегия и политика работодателя, ориентированная на наиболее полную реализацию преимуществ персонала как субъекта экономической жизни. Это — система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов, а также организационно-практических подходов к формированию механизма управления конкурентоспособностью наемного персонала в конкретных условиях функционирования организации.

 В практике отечественных предприятий можно выделить четыре основных этапа в развитии концепции поддержания конкурентоспособности персонала по критериям доминирования «социальная цель — экономическая цель», «персонал как ресурс — персонал как социум»   (рис. 2).

 

 

Рис. 2 Классификация концепции поддержания  конкурентоспособности персонала

 

Суть потребительской  концепции, или концепции совершенствования  процесса накопления человеческого  капитала заключена в том, чтобы  обеспечить наиболее полную укомплектованность рабочих мест персоналом. Численность наемного персонала изменяется в полном соответствии с изменениями объемов производства товаров или услуг. В этой связи работодателя интересует такой товар «рабочая сила», который широко доступен и предлагается по низким ценам. В основе концепции поддержания конкурентоспособности персонала лежит многопрофильная подготовка работника с ориентацией на поливалентную квалификацию, т.е. комплекс знаний, умений, навыков выполнения работ, относящихся к   разным профессиям.

 Компетенционная концепция, или концепция повышения качества человеческого капитала утверждает, что собственники капитала будут благосклонны к рабочей силе, предлагающей наивысшее качество. Согласно этой концепции потребители рабочей силы ориентируются на такой товар, который в наибольшей степени соответствует высшему уровню в техническом, эксплуатационном и качественном отношениях и тем самым обеспечивает наибольшую выгоду для организации. Работодатель направляет усилия на создание и формирование высококвалифицированной рабочей силы и ее непрерывное совершенствование. «Когда компетенция сотрудников растет, увеличивается производительность, появляется больше инноваций, повышается концентрация усилий, прилагаемых к тому, что действительно важно, больше людей начинают работать на тех участках, которые являются критическими для успеха организации»10.

 Согласно компетенционной  концепции поддержания конкурентоспособности, работодатель ориентирован на:

- изменения и приведение квалификации своих работников в соответствие с требованиями изменившейся трудовой нагрузки;

- поддержание и стимулирование использования различных гибких стратегий занятости, оплаты труда и вознаграждения. В частности, организация настойчиво предлагает свою цену рабочей силы, чтобы привлечь и удержать наемных работников, поскольку «когда работники уходят из организации — на один день или навсегда, — компетенция уходит вместе с ними».

 Карьерная концепция,  или концепция стимулирования  использования возрастающего человеческого  капитала основана на убеждении, что если предоставить персоналу право самостоятельно решать вопрос о накоплении своего человеческого капитала, развитии своей компетенции, то предложение потребительского выбора может остаться неизменным или даже ухудшиться. Работодатели, ориентированные на данную концепцию поддержания конкурентоспособности персонала, интенсифицируют свои усилия на стимулирование предложения рабочей силы, причем такого предложения, которое в наибольшей степени удовлетворяет потребности рынка в материальных, духовных благах и услугах, дает возможность их производства с наименьшими экономическими, экологическими и социальными издержками.

 Традиционная маркетинговая  концепция, или концепция эффективности  удовлетворения желаний и предпочтений  работодателя опирается на то, что критерием оптимизации стратегии потребления рабочей силы является прибыль (убытки) от процесса соединения способности к труду с капиталом и природными ресурсами. Именно прибыль (убытки) позволяет выбрать лучшие способы ведения производства, отказаться от менее эффективных, стимулировать процессы перемещения ресурсов в сторону максимально эффективного их применения, разорить предприятия, осуществляющие подобные трансформации в неправильно выбранном направлении. Эта концепция поддержания конкурентоспособности персонала позволяет оперативно реагировать на изменения требований производства к профессионально-квалификационной структуре совокупной рабочей силы, обеспечивать соответствие человеческого капитала повышению функционального качества труда.

 Современная концепция поддержания конкурентоспособности персонала означает подчинение всех аспектов деятельности по достижению конкурентных преимуществ на рынке труда удовлетворению рыночной потребности в товарах и услугах наилучшим способом. Высокая эффективность деятельности профессионалов в организации достигается созданием рационального управления их возможностями. Современная концепция носит системный характер и базируется на основных принципах развития человеческого ресурса в мировой экономике, на учете факторов и проблем, которые сдерживают повышение конкурентоспособности этого ресурса. Факторами, позволяющими достичь максимального эффекта на рынке труда в целях наиболее полного удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах, являются объем и структура корпоративной компетенции, длительность жизненного цикла, мера совокупных затрат на рабочую силу, уровень и динамика эффективности труда персонала (рис. 3).

 

 

Рис. 3 Факторы, влияющие на удовлетворение потребности в товарах и услугах

 

Концептуальный элемент «максимум корпоративной компетенции». Корпоративная компетенция представляет компетенцию персонала на уровне, необходимом организации для достижения ее основных целей: экономических, научно-технических, производственно-коммерческих и социальных.

Развитие корпоративной компетенции может происходить в двух аспектах — автономном и организационном (корпоративном).

 В автономном аспекте  развитие корпоративной компетенции  предполагает удовлетворение частных интересов отдельным наемным работником в формировании и повышении своих конкурентных преимуществ на рынке труда путем приращения знаний, умений, навыков, полномочий. Этот процесс в большей мере идет независимо от частных интересов других участников трудовой деятельности.

 В организационном  (корпоративном) аспекте развитие компетенции персонала предопределяется:

связанностью и всеобщностью частных социально-экономических  интересов всех субъектов трудовой деятельности;

готовностью организации  взять на себя обязательство по созданию необходимых условий для формирования и поддержания конкурентных преимуществ на рынке труда в интересах достижения целей и реализации своей миссии.

В организационном аспекте  развитие корпоративной компетенции  предполагает то, что весь персонал организации непрерывно развивается, обучается и за счет этого превосходит конкурентов. Для того чтобы быть эффективным, не снижать достигнутого уровня, персонал должен развивать корпоративную компетенцию по крайней мере такими же темпами, какими меняются окружающие условия. А чтобы предвосхищать будущее, персонал должен совершенствовать свою компетенцию еще быстрее. Подобное развитие корпоративной компетенции способствует превращению организации в саморазвивающуюся систему, использующую свои подразделения в качестве лабораторий передового опыта и втягивающую в процесс развития компетенции весь персонал. Такая ситуация порождает множество новых идей и способствует выходу менее опытных работников на самые высокие уровни качества труда.

 Характеристиками  развития корпоративной компетенции  в организационном аспекте являются: его подчиненность требованиям развития организации (региона) приоритетность мер, обеспечивающих социально-политическую стабильность в организации (обществе); создание экономических условий для поддержания каждым работником своих конкурентных преимуществ на рынке труда с учетом объема и структуры человеческого капитала; устранение (минимизацию) неравенства в формировании конкурентных преимуществ у отдельных работников, возникающего по различным объективным причинам; т.п.

Информация о работе Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности современной организации