Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 14:51, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в исследовании человеческого капитала как фактора конкурентоспособности современной организации и разработка предложений эффективного управления им.
Для реализации поставленной цели поставлены следующие задачи:
- изучить сущность человеческого капитала;
- дать определение понятия и содержания конкурентоспособности человеческих ресурсов;
- изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность человеческого капитала;
- проанализировать системы управления персоналом на примере ООО «Респект», а именно дать характеристику предприятию, оценить системы управления, системы мотивации и системы оплаты труда;
- дать предложения по совершенствованию системы управления человеческим капиталом ООО «Респект».
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1 Человеческий капитал и рыночные позиции современной организации…………………………………………………………………………7
1.1. Сущность человеческого капитала……………………………………………7
1.2. Понятие и содержание конкурентоспособности человеческих ресурсов……………………………………………………………………………23
Глава 2 Анализ человеческого капитала и конкурентных преимуществ в организации ООО «Респект»……………………………………………………41
2.1. Краткая характеристика ООО «Респект» и анализ его кадрового потенциала…………………………………………………………………………..41
2.2. Анализ практики обеспечения качества человеческого капитала……………………………………………………………………………56
2.3. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал ООО «Респект»……………………………………………………………………………61
Глава 3. Рекомендации по улучшению качества человеческого капитала в ООО «Респект»…………………………………………………………………….66
3.1 Разработка рекомендаций по дополнительному обучению и другому развитию персонала……………………………………………………………………………66
3.2 Рекомендации по эффективности мотивации персонала в ООО «Респект»……………………………………………………………………………75
Заключение ………………………………………………………………………..81
Список использованной литературы…………………………………………..84
Различают два подхода к развитию компетенции — традиционный и инновационный.
Традиционный подход
предполагает развитие
Инновационный подход
к развитию компетенции
Концептуальный элемент
«максимум экономии совокупных
затрат». Качественные
Совокупные затраты работодателя состоят из двух частей: цены рабочей силы и цены ее потребления.
В экономической
отечественной и зарубежной
Согласно марксистской теории, наемный работник, вступая в отношения купли-продажи на рынке труда, за свой товар особого рода получает заработную плату, равную цене только необходимого труда. Современная экономическая теория определяет заработную плату как цену труда, включающую суммарный доход, процент и прибыль. Теория предельной производительности распределения утверждает, что наемный работник получает вознаграждение сообразно его предельной производительности. Согласно теории «сделки», цена рабочей силы, являясь результатом договора между продавцом и покупателем рабочей силы, предполагает выгодность для них совершаемой сделки купли-продажи.
Издержки на труд
формируют цену потребления
Ценовые параметры
конкурентоспособности
сократить издержки на обучение вновь принятых сотрудников путем продвижения по службе работников предприятия, получивших некоторые навыки в процессе работы (если предприятие заполняет рабочие места с помощью внешнего рынка труда, ему придется финансировать обучение вновь принятых работников);
снизить затраты на отбор рабочей силы и уменьшить риск ошибки при заполнении вакансий, т. к. предприятие обладает обширной информацией о собственных работниках и ограниченными данными о качестве работников внешнего рынка;
стимулировать работников
в плане поддержания
Политика работодателя
относительно совокупных
во-вторых, получить целевую прибыль; в-третьих, приспособиться к действиям конкурентов; в-четвертых, создать условия для реализации каждой функции цены рабочей силы (воспроизводственной, учетной, стимулирующей, регулирующей).
Концептуальный элемент «максимум эффективности труда». Под эффективностью труда следует понимать комплексный компонент эффективности производства, который непосредственно связан с затратами живого, овеществленного и совокупного труда, позволяющими удовлетворить рыночную потребность в товарах и услугах. Тем самым, рост эффективности труда означает восходящее развитие экономики. Уменьшение значения соотношения полезного результата и затрат труда означает не только экономический, но и социальный спад.
Концептуальный элемент
«максимум удлинения
Применительно к
компетенции персонала можно
также говорить о ее жизненном
цикле. Жизненный цикл
Жизненный цикл
компетенции персонала
жизненный цикл товара (или услуги), в производстве и реализации которого
используется труд данного персонала;
жизненный цикл предприятия или организации;
особенности естественного движения персонала, связанных главным образом с продолжительностью его трудовой активности;
процессы накопления и использования человеческого капитала, которые происходят на протяжении всей трудовой жизни работника.
В зависимости от факторов, влияющих на жизненный цикл компетенции, мы выделяем три его модели (товарная, организационная, физическая) и три субмодели (работника, специалиста, менеджера).
Товарная модель
жизненного цикла
Организационная модель
жизненного цикла
Физическая модель жизненного цикла компетенции определяет временной диапазон трудовой активности, который различает:
максимальную продолжительность предстоящей трудовой жизни (как разницу в числе лет между верхней и нижней границами рабочего возраста);
предполагаемую
потенциальную продолжительность (как разница в числе лет между верхней и нижней границами рабочего возраста с учетом уровня возрастной смертности населения данного региона или страны);
реальную продолжительность (как разница между верхней и нижней границами рабочего периода с учетом половозрастных уровней экономической активности и возрастных уровней смертности населения данного региона или страны).
В условиях инновационного
процесса прослеживается
Таким образом, жизненный цикл компетенции изначально и объективно является «укороченным», непосредственно зависящим от внешней среды. Влияние фактора внешней среды на деятельность персонала отдельного предприятия настолько велико, что он не может самостоятельно существовать дольше, чем существует система, в которой он функционирует. Иными словами, персонал не может существовать вне предприятия, вне системы, а значит, он должен развиваться вместе с предприятием, регионом, обществом в целом13.
Практика показывает, что новые приемы в развитии конкурентоспособности персонала появляются не как откровение отдельных организаций. Новации рождаются как результат творческого изучения, систематизации, обобщения и оценки функционирования различных субъектов рынка труда. Воспринимая другие рыночные субъекты как отправную точку для своих собственных подходов, организация разрабатывает и реализует новые продуктивные стратегии поведения на внутреннем рынке труда. Привлечение чужого опыта позволяет ускорить собственный прогресс, усиливаются возможности предприятия, организации для достижения синергетического эффекта в процессе управления конкурентоспособностью наемного персонала.
Таким образом, изучив сущность человеческого капитала, понятия и содержания конкурентоспособности человеческих ресурсов можно сделать следующие выводы.
Конкурентоспособность работника — это способность к индивидуальным достижениям в труде, представляющим вклад в достижение организационных целей. Конкурентоспособность работника определяется качеством рабочей силы, соответствующим рыночной потребности в функциональном качестве труда. Конкурентоспособность работника рассматривается как показатель «селекции» наемных работников по уровню их потенциальной и фактической эффективности труда и способности к профессиональному развитию. Происходит отбор наиболее способных работников с точки зрения соответствия их человеческого капитала качеству труда.
Человеческий капитал - это совокупность врожденных способностей и приобретенных знаний, навыков и мотиваций, эффективное использование которых способствует увеличению дохода и иных благ. Понятие человеческого капитала является естественным развитием и обобщением понятий человеческого фактора, человеческих или трудовых ресурсов, интеллектуального капитала и социального капитала, однако оно является более широкой экономической категорией.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человеческий капитал и циклы его роста и развития являются главными факторами возбуждения инновационных волн развития и цикличного развития мировой экономики и общества. Революционные изменения в экономике и обществе, крупнейшие инновации осуществлялись на базе накопленного человеческого капитала в каждый исторический период развития народа, страны, цивилизации.
Глава 2. Анализ человеческого капитала и конкурентных преимуществ в организации ООО «Респект».
2.1. Краткая характеристика ООО «Респект» и анализ его кадрового потенциала
Общество с ограниченной ответственностью «Респект»» создано в 2008 году. Основными направлениями (видами) деятельности Общества являются: строительные, ремонтно-строительные, реставрационные работы на жилищных, промышленных, дорожных, сельскохозяйственных, гражданских и других объектах. Более наглядно деятельность ООО «Респект» представлена в Приложении 5. Организация оказывает услуги по проектированию и составлению смет. Также, полный перечень выполняемых работ указан в Свидетельстве о допуске к определенному виду работ (СРО) (Приложение 2).
В ООО «Респект», согласно Уставу (Приложение 1) – один учредитель, следовательно, деятельность этого предприятия полностью подконтрольна этому лицу. Согласно Уставу организации, Уставный капитал Общества сформирован в размере 15 000 рублей. Общество с ограниченной ответственностью «Респект», создано с целью получения прибыли и может заниматься любой, не запрещенной законом деятельностью.
Информация о работе Человеческий капитал как фактор конкурентоспособности современной организации