Древние организации и особенности управления ими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы - определить сущность моделей организации государственной власти в ряде стран и на основе полученных данных сделать вывод о форме правления в них. При этом преследуется цель не только выявить классические признаки определенных форм правления, но и показать, какие из них, не меняя при этом формы правления, могут быть изменены или вообще отсутствовать. Другими словами, объектом данного анализа являются не только классические формы правления, но и их разновидности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ………………………...……5
1.1 К истории вопроса о разновидностях форм правления ….5
1.2 Современные подходы к классификации форм правления
2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ ………………...16
2.1. Анализ бренда KANZLER ….………………………………………….16
2.2. Ценности бренда KANZLER…………………………………………….17
2.3. Особенности создания визуального образа рекламы одежды на примере KANZLER 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Андрей курсач.doc

— 785.00 Кб (Скачать файл)

 В дуалистической монархии  парламент вырабатывает дополнительные, иногда весьма эффективные способы  участия в политике. Если у  парламента нет права законодательной  инициативы, то он может использовать  скрытую инициативу. Депутаты вправе  обратиться к монарху с посланием, в котором излагаются их позиции, просьбы о принятии целесообразных решений. Безусловно, монарх может проигнорировать парламентский адрес, но тогда парламентарии могут отказать в ратификации предложенных монархом актов.   

 Правительство зачатую вынуждено учитывать позиции депутатов и вступать в контакт с парламентом, его комитетами и фракциями. В результате депутаты получают фактическую возможность участвовать в разработке законопроектов, даже если формально их вносят в парламент монарх и правительство.   

 Будучи верховным главнокомандующим  вооруженными силами, монарх самостоятельно  определяет военную политику  государства. Однако действия главы  государства в данной области  всегда требуют финансирования, которое осуществляется с участием  парламента.   

 Таким образом, дуалистическая монархияпредставляет собой форму правления, в которой наряду с политически суверенным монархом действует парламент, обладающий немногочисленными, но существенными полномочиями. Поэтому данная форма правления по праву считается переходной от абсолютной к парламентарной. Это такое состояние государства, когда монарх уже не может единолично управлять государством, а парламент при этом не может отстранить его от власти.   

 Очевидно, дуалистическая монархия  как форма правления неустойчива, так как каждая из сосуществующих властей стремится захватить всю полноту власти. Монархия вынашивает надежду вернуть утраченное, тем самым трансформировать форму правления в абсолютную, а парламент – превратить монарха в номинального главу государства, установив в стране парламентаризм.

2.2.3. Номинальные Монархии


 

    Парламентарная монархия. Традиции современного государствоведения позволяют (в зависимости от источника власти монарха) выделить две категории конституционной (парламентарной) монархии: 
    1) основанные на принципе народного суверенитета (Испания, Португалия, Бельгия, Норвегия, Швеция, страны Балканского полуострова – Греция, Румыния, Сербия, Болгария),   

2) основанные на монархическом принципе (германские государства, Австрия, Дания).   

 Различия между ними заключаются  в следующем.    

В монархиях, основанных на монархическом принципе (германских монархиях), конституции были актом самоограничения абсолютизма, власти монарха. Они связывали власть монарха лишь постольку, поскольку такое ограничение устанавливалось текстом конституции. Парламенты имели только права, предоставленные им конституцией, следовательно, при разрешении вопросов об объеме полномочий монарха, конфликтов между монархом и парламентом конституционная практика и теория исходили из того, что презумпция всегда была направлена в пользу неограниченности власти монарха и против ограничивающих ее факторов. В этом принципе и заключается, по словам Г. Еллинека, «все юридическое ядро монархического начала».    

 Поскольку конституция по целому ряду вопросов не требовала участия народного представительства, то для их решения полномочия власти осуществлялись монархом непосредственно или в опосредованном порядке, фактически в рамках дуалистической модели единоличного правления государя и парламента.    

В монархиях, основанных на принципе народного суверенитета, вся полнота власти первоначально принадлежала народу. Например, по Конституции Бельгии 1831 г., «все власти исходят от народа. Король не имеет других полномочий кроме тех, которые формулирует Конституция, а также иные законы, изданные на ее основе» (ст. 25 и 78). При этом в спорном вопросе презумпция всегда склонялась в пользу народного представительства и против короны, что соответствует конституционной (парламентарной) монархии современного типа.    

Парламентарная монархияпредставляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена представительными органами. В этой форме правления уже нет дуализма между законодательной и исполнительной властью, поскольку правительство формируется не монархом, а парламентом из представителей политических партий, получивших большинство мест в парламенте, и ответственно оно за свою деятельность тоже перед парламентом.    

 Эта форма правления, является  наиболее распространенной формой монархии на сегодняшний день и существует в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Дания, Испания и др.).    

 В данной форме правления  есть разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью.   

 Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), следовательно, монарх вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либо лидера коалиции партий, располагающей таким большинством.   

 Монарх в парламентарной  монархии – номинальный глава государства, т. е. такое должностное лицо, у которого нет реальных властных полномочий какой-либо ветви государственной власти. Реальное положение монарха отражает классическая формула: «монарх царствует, но не правит». «От имени» или «по поручению» монарха фактические полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти осуществляют парламент и образуемое им правительство. Конституция формально относит к компетенции номинального монарха широкий круг вопросов, но монарх не вправе решать их самостоятельно.   

 Как правило, монарх лишен  возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него  акты обычно подготавливаются  правительством и контрассигнуются его главой или соответствующим министром, без чего эти акты не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответствен (в Великобритании, например, это выражается принципом: «король не может быть неправ»).   

 Правом вето в отношении  законов, принятых парламентом, даже  когда оно ему и принадлежит, монарх на практике либо не  пользуется, либо осуществляет это  право по указанию правительства (например, право абсолютного вето, которым обладает монарх Великобритании, не используется им с 1707 г.).    

Главный отличительный признак парламентарной монархии – политическая ответственность правительства перед парламентом (либо нижней палатой при двухпалатной структуре) за свою деятельность. Если парламент выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом.   

 Однако это полномочие парламента  уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласятся, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.   

 Такая система отношений  между монархом, парламентом и  правительством характерна для парламентарного режима, илипарламентаризма.. Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийного правительства. Эта ситуация традиционна, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 г. сложилась и в Японии.   

 Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем  менее устойчиво это правительство, ибо тем сложнее будет достигнуть  согласия между партнерами по  коалиции относительно различных политических вопросов. Стоит какой-либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте и зачастую вынуждено уйти в отставку.   

 Напротив, в странах, где существует  двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955–1993 гг.), правительства, в принципе, однопартийные и парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность.    

 Юридически парламент осуществляет  контроль за деятельностью правительства, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров  партии, обладающей большинством  в парламенте, через эту партийную  фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.   

 Следовательно, при одной и той же форме правления – парламентарной монархии – возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.   

 Различают «старые» и «новые»  парламентарные монархии. В «старых»  монархиях, например в Великобритании, Бельгии, Норвегии, монархи лишились  реальной государственной власти  очень давно, но там сохраняются так называемые спящиеполномочия монарха. Это означает, что определенные полномочия монарха, которые в обычной жизни не востребованы, могут применяться в кризисной ситуации, так сказать «просыпаться». Классическим примером является право короля Великобритании назначать премьер-министра в ситуации, когда места в парламенте (палате Общин) после выборов разделились пополам и нет доминирующей партии. Можно подумать, что это – абстракция, а между тем применение «спящих» полномочий имеет место. Например, в 60-е годы XX в. в Великобритании было несколько случаев, когда симпатии избирателей делились пополам: число парламентариев от консервативной и лейбористской партий оказывалось равным. Королева Елизавета II тогда использовала свои «спящие» полномочия и назначила премьер-министром Гарольда Макмиллана. Правда, такое назначение король может делать только с ведома Королевского тайного совета, который фактически и определяет кандидатуру будущего премьера.   

 Таким образом, для парламентарной монархии характерны следующие черты.   

1) монарх – номинальный глава государства; власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти, отсутствует какой бы то ни было ее дуализм;   

2) исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом, а не монархом;   

3) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах; главой правительства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;   

4) законы принимает парламент, а подписание их монархом представляет формальный акт.     

Иные разновидности номинальных монархий. Три рассмотренные выше разновидности монархической формы правления отражают только основную классификацию. Однако наряду с ними на сегодняшний день в мире существуют другие разновидности монархии, которые условно можно определить как нетипичные монархии современности.   

 Так, своеобразная форма монархии  существует в ряде мусульманских стран. Она связана с концепцией халифата –справедливого государственного строя, который, по преданию, был основан пророком Мухаммедом. Особая роль в замещении поста монарха здесь принадлежит совету правящей семьи – неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха, которым не всегда является старший сын, а также может заставить монарха отречься от престола (как это было, например, в Саудовской Аравии). В управлении государством применяется концепция ашшура, т. е. консультации правителя с авторитетными людьми, ибо в мусульманской доктрине читается, что выборы – не очень надежный институт: выбранными могут быть не самые достойные.     

Характерными чертами этой формы правления'.   

 • институт маджилиса – право доступа любого мусульманина со своими нуждами к правителю. Просьбы принимает особый чиновник, хотя нередко выслушивает посетителей сам правитель или члены его семьи;   

 • неравноправие граждан при назначение на государственные должности. Некоторые важнейшие посты могут занимать только правоверные мусульмане. Женщины в ряде стран вообще ограничены в политических, а зачастую и личных правах);   

 • закят – обязательный 2,5 %-ный налог с имущества богатых в пользу бедных.   

 Одной из основных целей  этих монархий является укрепление  единства уммы – мусульманской  общины. Этому способствует и тот факт, что монарх, как правило, является высшим духовным лицом государства – имамом. Данная форма монархии в своей основе представляет теократическую монархию.   

 Особая разновидность монархии  существует в странах Черной Африки и Океании, где сильны пережитки патриархального строя (Свазиленд, Тонга и др.). Организация власти там характеризуется наличием советов теменных вождей. Хотя по племенным традициям никто не может быть наследником престола по рождению, общегосударственный племенной совет в Свазиленде – ликоко – в составе 17 других вождей обычно выбирает нового монарха из числа многочисленных сыновей покойного (в последний раз – из числа более 100 сыновей от 80 жен). В связи с пережитками матриархата особую роль в вопросах определения политики и деятельности ликоко играет королева-мать, используются многие ритуалы, символизирующие различные преображения короля (облачение короля в костюм чудовища, обнажение, сожжение костюма короля и др.). Парламенты, если они есть, представляют собой декоративные учреждения, которые нередко надолго распускаются.    

 Еще одна разновидность монархии  существует в некоторых государствах  – членах британского Содружества (многие его члены – республики). Мелкие островные государства, бывшие  колонии (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Ямайка и др.), имеют своим главой монарха Великобритании, которого представляет в этих странах генерал-губернатор. Последний на практике назначается не правительством Великобритании, а правительством данного государства, хотя это назначение и должно быть подтверждено британским монархом. По существу, это – своеобразная форма парламентарной монархии.   

Информация о работе Древние организации и особенности управления ими