Древние организации и особенности управления ими

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы - определить сущность моделей организации государственной власти в ряде стран и на основе полученных данных сделать вывод о форме правления в них. При этом преследуется цель не только выявить классические признаки определенных форм правления, но и показать, какие из них, не меняя при этом формы правления, могут быть изменены или вообще отсутствовать. Другими словами, объектом данного анализа являются не только классические формы правления, но и их разновидности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ………………………...……5
1.1 К истории вопроса о разновидностях форм правления ….5
1.2 Современные подходы к классификации форм правления
2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМОЙ ПРАВЛЕНИЯ ………………...16
2.1. Анализ бренда KANZLER ….………………………………………….16
2.2. Ценности бренда KANZLER…………………………………………….17
2.3. Особенности создания визуального образа рекламы одежды на примере KANZLER 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….24

Файлы: 1 файл

Андрей курсач.doc

— 785.00 Кб (Скачать файл)

 Выше уже упоминалось о выборной монархии в Малайзии, где пост главы государства выборный, но его фактически занимают по очереди в соответствии с особым списком султаны девяти штатов из тринадцати (в четырех штатах нет султанов, и их представители участия в коллегии выборщиков не принимают).    

 Отчасти похожий порядок  существует в ОАЭ, но здесь  во главе государства находится коллективный монарх — Совет правителей (эмиратов) семи членов федерации, которые выбирают своим председателем на пятилетний срок одного из них. В отличие от Малайзии, постоянно избирается правитель крупнейшего эмирата – Абу-Даби. По Конституции он наделен лишь представительскими полномочиями, но в реальной жизни его роль гораздо весомее, если учесть, что Абу-Даби – крупнейший эмират, он занимает 86 % территории федерации. Таким образом, ОАЭ – «коллективная монархия» с доминированием одного из эмиратов.

 

3.СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕИ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

3.1. Общие положения о  республиканской форме правления

Как и монархия, республиканская форма правления имеет длительную историю. Она зародилась в Древнем мире и наивысшего расцвета достигла в Афинской республике. Ее высшим органом было Народное собрание, избираемое полноправными и свободными гражданами Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, выступало судебной инстанцией. Наряду с Народным собранием в Афинах действовал выборный высший орган управления – Совет пятисот. В его ведение входило распоряжение финансами, контроль над деятельностью должностных лиц, проведение решений Народного собрания в жизнь.   

 Республиканская форма правления  сохранялась и в эпоху Средневековья  в городах, имевших право на самоуправление (Новгород, Псков, Генуя, Венеция и др.).    

 Во Франции республиканская  форма правления окончательно  установилась лишь с принятием  Конституции 1875 г. после двукратной реставрации монархии.   

 Швейцария и государство Сан-Марино имеют эту форму правления изначально. При этом своеобразие организации государственной власти в Сан-Марино заключается в том, что законодательная власть принадлежит Генеральному Совету (Generale Consiglio Principe) из 60 пожизненных членов, из которых 20 принадлежит к дворянству, 20 – к гражданам города, 20 – к сельским землевладельцам. Освободившиеся места замещаются самим Советом посредством кооптации. Исполнительная власть принадлежит двум Capitani Reggenti, избираемым на шестимесячный срок Советом из своей среды, при этом один из них обязательно должен быть дворянином.   

 Большинство же современных  европейских республик обрели  данную форму правления после  военных и революционных потрясений XX в., связанных прежде всего с двумя мировыми войнами. В Южной Америке успешная вооруженная национально-освободительная борьба бывших колоний против монархических метрополий тоже, как правило, порождала республиканскую форму правления. Аналогично в Африке и в Азии распад колониальной системы в середине XX в. привел, за единичными исключениями, к образованию республик.   

 При прочих равных условиях  республика – наиболее демократичная  форма правления, поскольку предполагает, что полномочия любой ветви  власти, любого высшего ее органа, включая главу государства, в конечном счете основываются на мандате народа. Но вывод верен лишь при прочих равных условиях. Дело в том, что существуют изощренные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, в результате которого во главе государства становится единоличный диктатор (он может называться как угодно: президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и т. п.) или группа диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но ее демократическая суть уничтожается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и т. п.) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий – одним словом, когда он узурпирует власть. Так поступил А. Гитлер в Германии в 1933 г., Ж. Мобуту в Заире (тогда Конго) в 1960 г., «черные полковники» в Греции в 1967 г., А. Пиночет в Чили в 1973 г.   

 К сожалению, это не единственные  примеры подобных действий. Истории  известны также случаи замены  монархии республикой, которые означали  ликвидацию существовавшей при  монархии демократии. Так, те же  греческие «черные полковники» в июне 1973 г. ликвидировали монархию, однако демократии стране такая «республика» отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна. Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не всеобщих выборов. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, президент вообще находится в должности пожизненно. Социалистические республики служили и служат прикрытием единоличной диктатуры генерального первого секретаря компартии или групповой диктатуры политбюро ее центрального комитета. 
    Термин «республика», переводимый с латыни как «общее дело», обозначает форму правления, юридическая конструкция которого предполагает, что единственным субъектом суверенитета является народ. В республике высшие полномочия государственной власти должны осуществляться должностными лицами (президентом, депутатами парламента и т. д.), избираемыми на определенный срок.    

 Таким образом, признаками республиканской формы правления являются.

выборность;

коллегиальность одного или нескольких высших государственных органов;

законность;   

 • краткосрочность легислатур и замещения высших должностей исполнительной власти.    

 Рассмотрев монархическую форму  правления, можно сделать вывод, что различение монархии и  республики по критериям выборности, коллегиальности, законности и краткосрочности осуществления должностных обязанностей весьма условно, если учитывать, что выборы монарха, как было отмечено, не составляют редкого исключения, что коллегиальность в республике характерна не для всех государственных органов (этот признак полностью отсутствует в номинальных республиках). 
    Когда противопоставляют республику и монархию, то под монархией подразумевается монархия реальная, прежде всего абсолютная, которая складывалась в период позднего феодализма и действительно является противоположностью республике. Как разновидность реальных монархий к абсолютным монархиям примыкают еще и древние монархии, в частности, Римская империя эпохи домината, а также раннефеодальные и сословно-представительные монархии, в которых власть монарха была ограничена привилегиями вассалов или органом сословного представительства типа парламента, созывавшимся монархом.   

 Реальные монархии характерны  для доиндустриального общества, а для индустриального характерны  республики и номинальные монархии. 
    При этом номинальные (в частности парламентарные) монархии не являются противоположностью республиканской форме правления, так как, по сути, организация государственной власти в парламентарной монархии ничем не отличается от организации государственной власти в парламентарной республике. Исходя из этого вполне уместно вообще говорить о существовании государств с парламентарной формой правления. 
    Республиканская идеология базируется на принципе формального равенства. Идеологи республиканизма в свое время не без оснований полагали, что только республиканское (коллективное) правление способно обеспечить такое равенство. «Законы демократии вообще стремятся к благу наибольшего числа граждан, которое может ошибаться, но не может иметь интересов, противоположных ему самому», – указывал А Токвиль. 
    Дополнил эту мысль Ф. Фукуяма, пояснивший, что республиканская форма правления возможна только в сочетании с демократическим политическим режимом; социализм же, авторитаризм и тем более тоталитаризм – режимы, которые вообще выводят республику за рамки исследования форм правления.

3.2. Виды республик

3.2.1. Исторический обзор государств  с республиканской формой правления    

 Республиканская форма правления  насчитывает многовековую историю. Она была известна еще в античных рабовладельческих государствах (Греции, Риме), встречалась в феодальных государствах (Венеции, Новгороде, Пскове, Бремене, Любеке).   

 Так, особенность Афинской демократической республики (V–IV вв. до н. э.) обусловлена социальной структурой афинского общества, характером рабовладения, не признававшим превращения свободных афинян в рабов, а также коллективного рабовладения. В республиканский период в Афинах сложилась эффективная система органов власти, которая состояла из Народного Собрания, Совета 500, выборных должностных лиц, суда присяжных и высшего судебного и политического органа – Ареопага. В структуре афинской республики просматриваются элементы будущего разделения властей: Народное Собрание – законодательный орган, Совет 500 – исполнительный орган, Ареопаг – орган судебной власти. Таким образом, республиканское правление в Афинах строилось на основе принципов, которые во многом определяют и признаки современной демократической (реальной) республики: выборность, срочность осуществления полномочий, коллегиальность, отсутствие иерархической подчиненности, возмездность государственной службы.   

 В Спартанской аристократической республике (V–IV вв. до н. э.), так же как и в Афинах, просматривались элементы разделения властей. Формально верховенство государственной власти принадлежало двум царям, но фактически их власть была ограничена в пользу аристократии: цари были военачальниками и ведали делами культуры, в военное время им принадлежала и судебная власть. Законодательная власть осуществлялась Советом старейшин (Герусией). Кроме того, ежегодно из числа аристократии Спарты избиралась коллегия эфоров для контроля за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц, в том числе и царей, решающая важнейшие государственные вопросы. В Спарте Народное Собрание большой роли не играло: вопросы, которые формально входили в компетенцию Народного Собрания, заранее предрешались коллегией эфоров и Герусией.   

 Верховной государственной  властью в Римской аристократической республике (V—II вв. до н. э.) обладал Сенат. Члены Сената назначались особо уполномоченными лицами – цензорами, которых, в свою очередь, назначало Народное Собрание. Формально Сенат подчинялся Народному Собранию, однако если решения последнего не соответствовали интересам республики, он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от должностей. Сенат мог устанавливать диктатуры, после чего все должностные лица Рима переходили в подчинение диктатора, срок полномочий которого был ограничен шестью месяцами. Кроме того, Сенат обладал прерогативой в распоряжении казной и государственным имуществом, решал вопросы войны и мира, назначал командующих войсками и членов судебных коллегий.   

 Несмотря на господствующее  положение Сената, государственная власть республики в основном обеспечивала срочность полномочий должностных лиц, их подотчетность Народному Собранию, коллегиальность в государственном правлении. Заслуга римской государственности состоит в том, что она оказала большое влияние на характер и структуру государственной власти многих стран более поздних цивилизаций, а древнеримская магистратура стала прообразом современного института президентства.    

 Таким образом, к VI–V вв. до н. э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.   

 В противоположность Афинам  Спарта вошла в историю как  образец аристократического военно-лагерного  государства, которое ради подавления  огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов.   

 Таким образом, соперничество  Афин и Спарты вылилось в  своеобразное соревнование двух  разных гражданских и политических общин в Греции. История древнегреческой государственности показала, как конфронтация двух «полисных сверхдержав» втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.   

 Причиной гибели древнегреческой  государственности, в частности  Афин, ставших идеалом демократического  государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, было не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и дальнейшей эволюции.   

 К I в. до н. э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда стало особенно очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом.   

Информация о работе Древние организации и особенности управления ими