Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2012 в 13:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является формирование теоретических и практических основ составления бизнес-плана.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
понять необходимость и сущность бизнес-планирования;
рассмотреть структуру и содержание бизнес-плана;
экономически обосновать целесообразность реализации бизнес-плана;
рассмотреть основные ошибки и риски, и меры по их предотвращению.
Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Теоретические основы составления бизнес-плана предприятия…………....5
1.1 Назначение бизнес-плана…………………………………………………….5
1.2 Исходная информация для составления бизнес-плана…….…………….…7
1.3 Рекомендации по разработке бизнес-плана…………...……………….......10
1.3.1 Титульный лист……………………….……………..…………………….11
1.3.2 Резюме………………………………………………………..………….....12
1.3.3 Цели и задачи.……………………………………………………………...13
1.3.4 Продукт (услуга). ………………………………………………………….15
1.3.5 Анализ рынка…………………….. …………………..………………..….16
1.3.6 План маркетинга …………………………….………………………….....17
1.3.7 Производственный план…….…………………………………………….23
1.3.8 Управленческий персонал……..………………...………………..............24
1.3.9 Источники и объем требуемых средств.…………………………….…...24
1.3.10 Юридический план…………………………………..…………………...25
1.3.11 Оценка риска…………………………………………………………..….26
1.3.12 Финансовый план..….…………………………………………...……….28
2. Формирование бизнес-плана на примере кафе быстрого обслуживания…31
2.1 Исходные данные для разработки бизнес-плана…………………………..32
2.2 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта……...41
3. Основные ошибки и риски, связанные с реализацией бизнес-плана, возможности их предотвращения………………………………………………45
3.1 Основные риски и меры по их минимизации……………………………...45
3.2 Стандартные ошибки, возникающие при написании бизнес-плана……...47
Заключение……………………………………………………………...………..51
Список использованных источников...…………………………….…………...53
Приложения………………………………………………………………………55
Рисунок 2.4 – Постатейная доля затрат
Анализ постатейной доли затрат позволяет сделать выводы о том, что самой затратной частью является статья сырье и материалы, что составляет 48%. Доля данной статьи может меняться в зависимости от сезонности: в теплую погоду увеличивается потребление холодных закусок и прохладительных напитков. А зимой предпочтение отдают первым блюдам, мясной и рыбной продукции. Поэтому предугадать возможность увеличения дохода очень сложно.
2.2.
Оценка экономической
Методы оценки экономической эффективности делятся на два больших класса: простые методы и методы дисконтирования.
Простые методы позволяют достаточно быстро произвести оценку экономической эффективности на основании простых расчетов. В их основе заложена идея о том, что предприятие может оплачивать инвестиции из чистой прибыли или амортизационных отчислений. Данная методика удобна тем, что если проект не эффективен по простым критериям, значит можно быть уверенным, что он не эффективен и по более сложным.
В простых
методах на основании таблицы
движения денежных средств и отчета
о прибылях и убытках оценивается
простая норма прибыли, простой
срок окупаемости и точка
Основные формулы расчета:
ПНП = ЧП / ОИИ
где ПНП – простая норма прибыли;
ЧП – чистая прибыль;
ОИИ – общие инвестиционные издержки.
ПСО = ОИИ / ЧП
где ПСО - простой срок окупаемости.
ТБ = (СС-УПЗ)
/ (ВР-УПЗ)
где ТБ – точка безубыточности;
СС – себестоимость продукции (услуг);
УПЗ – условно-переменные затраты;
ВР – выручка от реализации.
По формуле (2.1) простая норма прибыли равна:
974 196 / 3 968 650 = 24,5%
По формуле (2.2) простой срок окупаемости равен:
3 968 650 / 974 196 = 4,07 года.
Вычисления по формуле (2.3) проводиться не будут, поскольку неизвестна себестоимость продукции (услуг).
Методы дисконтирования основаны на сравнении денежных поступлений в различные моменты времени. Они позволяют максимально полно учесть инфляцию, риски и альтернативную стоимость капитала на различных стадиях проекта.
Расчет эффективности инвестиционного проекта. Согласно формулам (2.4), (2.5), (2.6) и (2.7) рассчитываются: чистая приведенная стоимость проекта (NVP), индекс прибыльности (PI), срок окупаемости проекта (PBP) и внутренняя норма рентабельн6ости (IRR).
Основные формулы расчета:
(2.4)
где NPV - чистая приведенная стоимость;
∑ - знак суммы;
n – число периодов;
PMT - будущий платеж (поступление) в конце периода T;
d - необходимая норма доходности по инвестициям.
По формуле (2.4) NPV находится прямым подсчетом:
NPV = - 3 460 8120,1 + 699 652,4 + 592 925,8 + 502 479,5 + 425830,1 + 360 872,9 + 305 824,5 + 259 173,3 + 219 638,4 + 186 134,2 = 91 718,9
Очевидно, что если:
NPV > 0, то проект следует принять;
NPV < 0, то проект следует отвергнуть;
NPV = 0, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
(PI) = (2.5)
где PI - индекс прибыльности.
По формуле (2.5) индекс прибыльности равен:
(3 460 8120,1 + 91 718,9) / 3 460 8120,1 = 1,026
Очевидно, что если:
РI > 1, то проект следует принять;
РI< 1, то проект следует отвергнуть;
РI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.
PBP = A + B (2.6)
где PBP - срок окупаемости проекта;
A – срок окупаемости в годах;
B – срок окупаемости в месяцах.
По формуле (2.6) срок окупаемости равен:
9 + (94415 / 91718) = 10,03 лет.
Расчет представлен в Приложении 5.
IRR = СТ0 **(СТ1-СТ0) (2.7)
где IRR - внутренняя норма рентабельн6ости;
СТ0 – годовая ставка процента, при которой NPV >0;
СТ1 - годовая ставка процента, при которой NPV <0;
NPV (+) – чистая приведенная стоимость >0;
NPV (-) - чистая приведенная стоимость <0.
Значение IRR вычисляется по формуле следующим образом:
IRR = 0,18 +(91 718 / 91 718 + 649 444) * (0,24-0,18) = 18,7%
При проведении предварительного анализа можно сделать вывод о том, что сфера общественного питания является высокозатратным бизнесом, поскольку на него оказывают влияние рыночные, конкурентные, ценовые и другие факторы.
Исходя из того, что в сфере общественного питания бизнес-план составляется со сроком окупаемости максимум 4 года, то в кафе быстрого обслуживания «Фасоль» срок окупаемости равен 10 годам. На этом примере явно видно, что если установить приемлемые цены на продукцию, то кафе будет нерентабельным, о чем сигнализирует индекс рентабельности равный 2,6%. Ценовая надбавка в среднем около 100% является недостаточной, ее необходимо корректировать.
3. Основные ошибки и риски, связанные с реализацией бизнес-плана, возможности их предотвращения
Ни один
бизнес не обходится без убытков,
от них никто не застрахован, чаще
всего они возникают в самый
не подходящий момент. Причины возникновения
убытков могут быть как ожидаемыми,
так и неожиданными. Ожидаемые
убытки возникают, как правило, из-за
неправильности расчетов, грубых или
мелких ошибок, и могут проявиться
сразу же или через некоторое
время. При написании только одного
бизнес-плана можно допустить
множество ошибок, как в описательной
части, так и в расчетной. Любая
допущенная погрешность в расчетной
части может вылиться в определенную
сумму в будущем, что ставит не
просто под угрозу существование
всего проекта, а может привести
к образованию кризисной
3.1 Основные риски и меры по их минимизации
К основным рискам, препятствующим вводу проекта в эксплуатацию и его дальнейшему существованию можно отнести:
Политические риски: связаны с нестабильностью хозяйственного, налогового, банковского, земельного и других законодательств в РФ, отсутствием поддержки или противодействием правительства и т.п.
Меры по снижению риска:
Юридические риски: связаны с несовершенством законодательства, нечетко оформленными документами, неясностью судебных мер в случае разногласий учредителей.
Меры по снижению риска:
Производственные риски: связаны с возможностью задержек ввода в эксплуатацию новых технических средств и недостаточно высоким качеством предоставляемых услуг.
Меры по снижению рисков:
Внутренний социально-
Меры по снижению риска:
Маркетинговые риски: связаны с возможными задержками выхода на рынок, неправильным (без учета потребностей рынка) набором услуг, ошибочным выбором маркетинговой стратегии и ценовой политики. Задержки выхода на рынок могут быть вызваны, к примеру, производственно-техническими причинами.
Меры по снижению риска:
Финансовые риски: отсутствие или незначительная величина доходов, зависящих в первую очередь от рекламы и качества продуктов или услуг.
Меры по снижению риска:
3.2 Стандартные ошибки, возникающие при написании бизнес-плана
Каждый проект, будь то новая разработка или реорганизация предприятия, требует систематической работы с целью максимального достижения результатов при соблюдении установленных сроков, фиксированных затрат и требований к качеству. Однако далеко не всегда удается достичь желаемых результатов.
Анализ недостатков и опыт, накопленный при разработке и осуществлении бизнес - проектов позволяет показать стандартные ошибки и наглядно продемонстрировать пользу профессионального менеджмента. Можно рассмотреть некоторые стандартные ошибки:
Текст должен быть доступным и понятным, с использованием общедоступных терминов.
Необходимо
дополнительное и четкое разъяснение
тех мероприятий и методов, с
помощью которых будут
При переходе от продажи товаров к их производству надо указывать опыт специалистов, готовых к сотрудничеству.
Если предусмотрены высокие темпы роста, то их необходимо мотивировать или обосновать отдельно. Необходимо знать, какие реальные потребности потребителей удовлетворяет товар, должны быть ссылки на источники информации, опросы.
При написании бизнес-плана в помощь можно привлечь специалистов из консалтинговых организаций, имеющих практический навык в данной сфере.
Необязательно указывать подробные описания техники или производственных мощностей, так как требования рынка меняются и 2-3 простаивающих станка могут быть как дополнительной производственной мощностью, так и ненужным балластом. Это может отпугнуть инвестора.
В бизнес-план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Ее лучше вынести в приложения, наличие которой увеличит гибкость проекта.
Другие, часто возникающие ошибки, представляют Межведомственный аналитический центр и Министерство экономического развития. Их совокупный опыт по созданию и реализации государственных проектов и программ позволяет выделить 3 группы ошибок:
1. Ошибки,
связанные с оценкой рыночных
рисков: не проработанность
Часто для
обеспечения плановых объемов реализации,
предприятие должно занять монопольную
позицию на рынке (иметь долю в 50-80%).
Недостаточно полное исследование рынка
и конкуренции приводит к тому,
что объемы реализации продукции
во многих проектах значительно завышаются
по сравнению с реальными
Информация о работе Формирование бизнес-плана на примере кафе быстрого питания