Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:12, доклад
В условиях перехода экономики страны и ее регионов на путь модернизации вопросы управления кадровым потенциалом встают в разряд основных резервов роста экономики и устойчивого развития общества.
Сегодня, в современной экономической теории и социологии труда актуальным является методологический подход, согласно которому человеческий фактор, воплощенный в кадровом потенциале приобретет качественно новую ценность и становится основным в эффективности современного производства в противовес технократическим, механистическим взглядам. Действительно, по мере дальнейшего продвижения по пути инновационного развития, в условиях создания новой технологической базы промышленности и возрастающей мобильности технологий, конкурентоспособность все в более весомой степени будет зависеть от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов.
Для развития кадрового потенциала в регионе необходимо обратить внимание на
количество и качество мигрантов, рост уровня зарплаты, который должен быть выше, чем в
других регионах. Этими проблемами должно озаботиться региональное министерство
(комитет) труда.
Консультативная и
обеспечить поддержку субъекта управления кадровым потенциалом, улучшение морально-
психологического климата на территории региона, проводить тренинги сплочения
коллективов, региональные конференции и т.д. Все эти мероприятия реализуются на уровне
организаций при
деловых контактах
регионального правительства (администрации), министерств (комитетов) образования,
промышленности, инвестиционной и инновационной политики.
При всей значимости перечисленных мер формирования и использования кадрового
потенциала региона основным показателем является результативность использования
регионального кадрового потенциала. Многочисленные исследователи этой проблемы
предлагают разные коэффициенты оценки, но ведущим остаётся показатель динамики
производительности труда [5].
Он складывается из показателей количественной и качественной сторон кадрового
потенциала инновационной деятельности. Статистический учет персонала, занятого
инновационной деятельностью, в настоящее время не ведется, поэтому количественную
оценку кадрового потенциала инноваций предлагается производить на основании только
статистических показателей кадров науки. Поэтому для региона очень важна сфера высшего
профессионального образования, имеющая высокий научный потенциал.
К показателям, характеризующим эффективность формирования и использования
кадрового потенциала, можно отнести следующие:
– доля расходов на образование в расходах регионального бюджета;
– среднегодовая численность занятого населения региона иуровень его квалификации [3].
Основные задачи модернизации экономики в регионе – повышение
конкурентоспособности продукции и производительности труда. Главными показателями
оценки кадрового потенциала являются:
– уровень образования кадрового потенциала региона, учитывается численность
студентов вузов, аспирантов и докторантов региона;
– их соотношение с общей численностью экономически активного населения региона;
– уровень региональных расходов на образование, отражающий приоритетность
инвестиций в человеческий потенциал в структуре государственных расходов;
– уровень образования занятых в регионе;
– динамика роста производительности труда в регионе (качественный показатель
оценки имеющегося кадрового потенциала);
– валовый региональный продукт региона;
– численность персонала, занятого исследованиями и разработками (количественный
показатель оценки имеющегося кадрового потенциала);
– количество и качество произведённой инновационной продукции. 122
Для кадрового потенциала в условиях модернизации экономики одинаково важными
являются как использование имеющегося кадрового потенциала в области модернизации в
узком понимании, так и использование имеющегося кадрового потенциала в области
инноваций.
Формирование кадрового потенциала региона отражает возможности населения
региона к воспроизводству кадров, эффективность подготовки которых, в первую очередь,
определяется
расходами на образование в регионе.
К повышению эффективности
потенциала регион может прийти двумя путями: увеличив расходы на образование, либо
повысив долю учащихся
системы высшего
образования в численности населения региона.
Только в этом случае кадровый потенциал региона будет способен к технико-
технологическому обновлению и производству инновационной продукции, обеспечит рост
производительности
труда и инновационной
использования имеющихся кадров. Одинаковые показатели использования кадрового
потенциала инноваций могут быть и при низком объеме продукции и высоком значении
показателя наличия исследовательского персонала и наоборот. При этом в первом случае
можно говорить о неэффективной работе исследовательского персонала. Возможные
причины: трудности
с финансированием
исследователей, неразвитая инновационная инфраструктура и т.д. Во втором случае
возможной причиной значительного объема произведённой инновационной продукции при
сравнительно небольшом количестве исследовательского персонала является высокая доля
применяемых инноваций, разработанных не в этом регионе. В долгосрочной перспективе
такая стратегия неэффективна, так как доход от инноваций в этом случае получают другие
регионы и другие страны. При покупке технологий, патентов и т.п. финансируется дефицит
собственного кадрового потенциала инноваций.
Таким образом, для оценки интегрального показателя оценки кадрового потенциала
региона одинаково важны и система его формирования, и результативность его
использования [6].
В целях эффективного управления развитием кадрового потенциала выбор наиболее
перспективного направления осуществляется на основе постоянного анализа ситуации с
кадрами в регионе и ориентации на показатели статистики инновационно развитых стран,
входящих в
международную экономическую
сотрудничества и развития.
В заключение следует подчеркнуть: независимо от имеющегося уровня образования
кадров региона
следует развивать систему
инновационной деятельности, превратить её в систему непрерывного образования, начиная
от общеобразовательных до профессиональных высших учебных заведений и постоянного
повышения квалификации каждой личности в течение всейжизни.
Литература
1. О бюджетной политике в 2010–2012 гг.: Бюджетное послание Президента РФ
Федер. собранию от 25 мая 2009 г. // Парламентская газета. 2009. № 28. 29 мая.
2. Валькеев Д. Формирование отношений к жизни через отношение к знаниям //
Высшее образование в России. 2000. № 9. С. 72.
3. Пруель Н.А.
Образование как общественное
благо: воспроизводство,
и потребление. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.
4. Долгушин Н.К. Формирование кадрового потенциала в системе образования
(вопросытеории и практики). изд. 2-е, доп. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2004. 360 с.
5. Мешкова А.А.
Российская модель
современной экономике: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2006.
6. Поворёнков
Ю.П. Психологическое
человека. М., 2002.
Нефтегазовый комплекс является базовым сегментом экономики Дальнего Востока и Якутии, который должен закладывать основы ее долгосрочного и стабильного развития. В то же время отдельные районы Дальнего Востока обладают различными условиями и предпосылками для развития отдельных звеньев нефтегазового комплекса. Эффективность последнего во многом будет зависеть от взаимосвязи и пропорциональности этих звеньев. Концепция развития нефтегазового комплекса на период до 2020 года является документом, отражающим общую стратегическую линию государственной политики в нефтегазовом секторе в указанный период времени. В Концепции рассмотрены цели, задачи и приоритеты развития нефтегазового комплекса с учетом влияния геополитических факторов и факторов внутреннего и внешнего рынков, а также меры и механизмы ее реализации. I. Цели, задачи и приоритеты Концепции Главной целью Концепции является обоснование
создания единого нефтегазового комплекса
Дальнего Востока и Якутии, способного
обеспечить Дальневосточный федеральный
округ не только углеводородным сырьём,
но и нефтепродуктами, продуктами газонефтехимии
- конкурентноспособными как на внутреннем,
так и внешнем рынках стран Азиатско-Тихоокеанского. - Дать прогнозные
оценки уровня добычи нефти
и газа в Дальневосточном Основными инструментами, необходимыми для достижения цели и решения задач, являются: - стимулирование
инвестиционной и II.
Современное состояние и Нефтегазовый
комплекс Дальнего Востока и Якутии является стратегической
составляющей промышленности региона,
имеет огромное общехозяйственное и оборонное
значение для развития экономики региона.
Он включает в себя ряд обустроенных и
обустраивающихся месторождений по добыче
нефти и газа, существующие и строящиеся
нефтепроводы и газопроводы, два нефтеперерабатывающих
завода производительностью до 10 млн.т.в
год и несколько "мини"- НПЗ, а также
несколько небольших химических и нефтехимических
предприятий, специализирующихся на выпуске
разнообразной химической продукции.
В нефтегазовой промышленности имеется
2 крупных, 7 научных и проектно-конструкторских
организаций и отделов. В нефтегазовом
комплексе работают около 5 тысяч человек.
На функционирование существующего нефтегазового
комплекса значительное влияние оказывают
вертикально интегрированные структуры
(ОАО "НК"Роснефть", РАО "Газпром",
НК "Альянс") и международные компании,
участвующие в разработке нефтегазоносного
шельфа О. Сахалин, которые производят
и перерабатывают значительную часть
нефти и газа. Эти корпорации также располагают
возможностями для осуществления технологических
процессов от добычи до выпуска нефтепродуктов. - наличие значительной
сырьевой базы нефти, газа в
ряде районов; 1. Отсутствие комплексной программы развития нефтегазовой отрасли Дальнего Востока и Якутии. Принятые ранее
программы развития восточных регионов
России не содержат системного подхода
для обоснования развития единого
нефтегазового комплекса, в частности,
в них предусмотрена реализация только проектов , решающих
вопросы локального развития субъектов
или реализации только локальных проектов,
например энергосбережения. Ни одна из
программ не содержит прогнозных оценок
развития всей нефтегазовой отрасли Дальнего
Востока в целом, даже в проекте Энергетическая
стратегия России до 2020 года обозначены
только общие направления развития нефтегазового
комплекса и инфраструктуры транспорта
энергоносителей. 2. Отсутствие
согласованной политики Эффективное развитие нефтегазовой отрасли Дальнего Востока и Якутии невозможно без согласованной политики администрации субъектов Федерации на территории Дальнего Востока, т.к. субъекты в силу сложившихся условий находятся в неравных условиях по наличию ресурсов, кадрового потенциала , современных и прогнозных потребностей развитости инфраструктур, географическому положению и др. Только совместное участие субъектов в нефтегазоразведке, обустройстве месторождений, добыче углеводородов, их транспортировке, переработке и, наконец, в реализации продукции позволит решить задачу создания единого нефтегазового комплекса, устойчиво функционирующего и способного решать геополитические задачи долгосрочного присутствия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 3. Отсутствие
сформировавшейся политики Это связано, по-видимому,
с тем, что последние годы государство
столкнулось с негативными 4. Отсутствие ясности в сроках проведения аукциона или конкурса на право геологического изучения и разработки крупных месторождений, без которых многие проекты становятся нерентабельными Перенос сроков конкурсов и аукционов по крупным месторождениям Якутии сдерживает начало их геологического изучения и разработки, что в значительной мере влияет на выбор трассы прокладки нефтепровода и газопровода "Восточная Сибирь - юг Приморья", и тем самым сдерживает развитие единого нефтегазового комплекса Дальнего Востока. Необходима разработка программы поэтапного лицензирования недр, которая бы стимулировала интенсивное проведение геологоразведочных работ; 5. Отсутствие
единого Дальневосточного - Для реализации экономических
и геополитических интересов России, обеспечения
территориальной целостности и безопасности
необходима разработка долгосрочной государственной
стратегии нефтегазовых проектов Дальнего
Востока. 6. Также
неблагоприятными факторами III.
Инвестиционная политика в Инвестиционная
привлекательность региона - повышение
инвестиционной Намеченные к реализации важнейшие инвестиционные проекты в нефтегазовом комплексе Дальнего Востока и Якутии представлены в приложении 3, 4 и карта-схема. IV.
Научно-техническая, В современных
условиях рыночной экономики участие
науки в развитии нефтегазовой отрасли
является решающим фактором поддержания конкурентоспособности
продукции отечественной промышленности.
Перед нефтегазовой наукой ставятся такие
важные задачи, как обеспечение максимального
энерго- и ресурсосбережения, снижение
отрицательного воздействия на окружающую
среду, обеспечение безопасности ведения
технологических процессов. - комплексное
техническое перевооружение Для достижения поставленных целей в нефтегазовом комплексе необходимо: - повышение
уровня участия науки и Механизмы реализации политики в научно-технической, образовательной и инновационной сфере: - концентрация
бюджетных и внебюджетных V. К обоснованию магистрального нефтепровода. В сооружении крупного
нефтепровода Восточная Сибирь - юг
Приморского края существуют (и совмещаются)
значительные экономические и Для России в целом это: - формирование
новых доходов в федеральный
бюджет; Для субъектов РФ на ДВ: - диверсификация
хозяйственных комплексов; Для стран СВА (Япония, Китай, Респ. Корея) это возможности: - удовлетворение
растущих потребностей в нефти
и газе; VI.
Формирование транспортной Россия и
особенно Дальний Восток может обеспечить
высокие темпы развития экономики
и удвоение ВВП в намеченные сроки, опираясь во
многом на ускоренное развитие газовой
промышленности. В России сосредоточено
около 30% доказанных и свыше 40% прогнозных
мировых запасов газа. Несмотря на такие
запасы, Россия все больше отстает от западных
стран по уровню газификации. Хотя из отечественного
и мирового опыта известно, что газификация
обеспечивает значительное повышение
эффективности экономики и позволяет
успешно решать социальные проблемы. VII. Экологическая безопасность. Охрана окружающей
среды и рациональное использование
природных ресурсов относится к
одной из глобальных проблем современности.
Нефтегазовый комплекс является значительным
источником загрязнения окружающей
среды. Загрязнение окружающей среды может
происходить при обустройстве нефтяных
и газовых месторождений, транспорте нефти,
нефтепереработке и на предприятиях нефтехимии
и газопереработки, как в период эксплуатации,
а особенно - при авариях. Дальневосточный
регион имеет ряд специфических особенностей,
которые необходимо учитывать при разработке
природоохранных мероприятий: сейсмичность,
низкие отрицательные температуры, шельфовое
залегание многих нефтяных и газовых месторождений
в замерзающих морях, высокая уязвимость
природных систем. Все это создает условия
большей вероятности аварий и больших
последствий, чем в других регионах страны.
Для успешной ликвидации и предотвращения
возможных аварий в Дальневосточном нефтегазовом
комплексе должно быть предусмотрено
обязательное страхование рисков и создание
специального фонда отчислений для снижения
антропогенной нагрузки на окружающую
среду в районе расположения предприятий
нефтегазового комплекса. - снижение токсичных
выбросов загрязняющих веществ
и отходов при увеличении VIII.
Стратегия деятельности Экспортная
деятельность в значительной степени
определяет функционирование многих нефтегазовых
и нефтехимических компаний. В последние
годы за рубеж поставляется в основном
в сырье - газ и нефть. Сырьевая направленность
экспорта существенно снижает эффективность
внешнеэкономической деятельности. Часть
нефтепродуктов, вывозимые из России,
перерабатываются за рубежом и возвращаются
на российский рынок в виде продукции
с высокой добавленной стоимостью (изделия
из пластмасс, волокон и т.д.). Однако высокая
доля экспорта в структуре совокупного
спроса на нефть и газ обусловлена низкой
платежеспособностью внутреннего рынка.
В этих условиях экспорт для предприятий
нефтегазового комплекса является одним
из основных путей поддержания производственного
потенциала и извлечения прибыли. Такая
экспортная политика делает экономику
Дальнего Востока и всей России зависимой
от стоимости нефти и газа на мировом рынке.
Поэтому целесообразна диверсификация
экспорта. - падение ценовой конкурентоспособности
отечественной продукции нефтегазового
комплекса вследствие высоких темпов
удорожания энергосырьевых ресурсов и
тарифов на перевозки; Повышение эффективности
внешнеэкономической - сохранение
более низких внутренних цен
на энергоресурсы по сравнению
с ценами мирового рынка IX. Реализация
Концепции и прогнозируемые Последовательность реализации концепции может быть следующей: 1 Этап (4 квартал 2004 г.): Принятие принципиального
решения Правительства о приоритете создания
единого нефтегазового комплекса Дальнего
Востока и Якутии. Организация Федерального
Агентства по управлению нефтегазовыми
проектами Дальнего Востока. Разработка
комплекса мер, направленных на создание
льготных условий для привлечения инвестиций
и развития нефтегазового комплекса.
|
Выучить и вырастить
профессионалов
Нестандартный подход к формированию
кадрового потенциала
Одним из основных
информационных поводов прошедшей
недели стал межрегиональный молодёжный
образовательный форум «
Инициатор и
Основная цель
форума – поиск новых и
- Главная ценность любого предприятия – люди, - считает Олег Чепурной, ген. директор ОАО «Транссибнефть». – Сегодня «Транссибнефть» – это более 3600 км нефтепроводов, пролегающих по территории 4 субъектов России от Омска до южных границ Красноярского края, 19 нефтеперекачивающих станций, огромный резервуарный парк, более 600 млн.рублей налоговых отчислений врегиональные бюджеты зоны ответственности. Эффективную и бесперебойную работу такого мощного подразделения в структуре государственной нефтепроводной компании «Транснефть» могут обеспечить только настоящие профессионалы. Соответственно, с каждым годом повышаются требования к подготовке молодых специалистов, приходящих на предприятия компании, и повышению квалификации действующих сотрудников. В коллективе «Транссибнефти» работают 703 молодых специалиста, это более 20% кадрового состава. В то же время, в связи с реализацией новых проектов, расширением географии присутствия компании «Транснефть» на Восток, строительством новых станций и введением в эксплуатацию новых объектов, потребность в квалифицированных специалистах сохраняется. В этой связи возрастает роль ориентации вузов на подготовку специалистов для нефтегазовой отрасли.
- В рамках
программы социально-
Информация о работе Формирование и управление кадровым потенциалом региона