Формирование и управление кадровым потенциалом региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:12, доклад

Описание работы

В условиях перехода экономики страны и ее регионов на путь модернизации вопросы управления кадровым потенциалом встают в разряд основных резервов роста экономики и устойчивого развития общества.
Сегодня, в современной экономической теории и социологии труда актуальным является методологический подход, согласно которому человеческий фактор, воплощенный в кадровом потенциале приобретет качественно новую ценность и становится основным в эффективности современного производства в противовес технократическим, механистическим взглядам. Действительно, по мере дальнейшего продвижения по пути инновационного развития, в условиях создания новой технологической базы промышленности и возрастающей мобильности технологий, конкурентоспособность все в более весомой степени будет зависеть от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов.

Файлы: 1 файл

garejshina.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

Для развития кадрового  потенциала в регионе необходимо обратить внимание на

количество  и качество мигрантов, рост уровня зарплаты, который должен быть выше, чем в

других регионах. Этими проблемами должно озаботиться  региональное министерство

(комитет) труда.  Консультативная и информационная  служба этого подразделения должна

обеспечить  поддержку субъекта управления кадровым потенциалом, улучшение морально-

психологического  климата на территории региона, проводить  тренинги сплочения

коллективов, региональные конференции и т.д. Все эти мероприятия  реализуются на уровне

организаций при  деловых контактах руководителей  бизнеса с вузами и представителями

регионального правительства (администрации), министерств (комитетов) образования,

промышленности, инвестиционной и инновационной  политики.

При всей значимости перечисленных мер формирования и использования кадрового

потенциала  региона основным показателем является результативность использования

регионального кадрового потенциала. Многочисленные исследователи этой проблемы

предлагают  разные коэффициенты оценки, но ведущим остаётся показатель динамики

производительности  труда [5].

Он складывается из показателей количественной и  качественной сторон кадрового

потенциала  инновационной деятельности. Статистический учет персонала, занятого

инновационной деятельностью, в настоящее время не ведется, поэтому количественную

оценку кадрового  потенциала инноваций предлагается производить на основании только

статистических  показателей кадров науки. Поэтому  для региона очень важна сфера  высшего

профессионального образования, имеющая высокий научный потенциал.

К показателям, характеризующим эффективность  формирования и использования

кадрового потенциала, можно отнести следующие:

– доля расходов на образование в расходах регионального  бюджета;

– среднегодовая  численность занятого населения региона иуровень его квалификации [3].

Основные задачи модернизации экономики в регионе  – повышение

конкурентоспособности продукции и производительности труда. Главными показателями

оценки кадрового  потенциала являются:

– уровень образования кадрового потенциала региона, учитывается численность

студентов вузов, аспирантов и докторантов региона;

– их соотношение  с общей численностью экономически активного населения региона;

– уровень региональных расходов на образование, отражающий приоритетность

инвестиций  в человеческий потенциал в структуре  государственных расходов;

– уровень образования  занятых в регионе;

– динамика роста  производительности труда в регионе (качественный показатель

оценки имеющегося кадрового потенциала);

– валовый региональный продукт региона;

– численность  персонала, занятого исследованиями и  разработками (количественный

показатель  оценки имеющегося кадрового потенциала);

– количество и  качество произведённой инновационной  продукции. 122

Для кадрового  потенциала в условиях модернизации экономики одинаково важными

являются как  использование имеющегося кадрового  потенциала в области модернизации в

узком понимании, так и использование имеющегося кадрового потенциала в области

инноваций.

Формирование  кадрового потенциала региона отражает возможности населения

региона к воспроизводству  кадров, эффективность подготовки которых, в первую очередь,

определяется  расходами на образование в регионе. К повышению эффективности кадрового

потенциала  регион может прийти двумя путями: увеличив расходы на образование, либо

повысив долю учащихся системы высшего профессионального  и послевузовского

образования в  численности населения региона.

Только в  этом случае кадровый потенциал региона  будет способен к технико-

технологическому обновлению и производству инновационной продукции, обеспечит рост

производительности  труда и инновационной продукции, что и отражает эффективность

использования имеющихся кадров. Одинаковые показатели использования кадрового

потенциала  инноваций могут быть и при  низком объеме продукции и высоком  значении

показателя  наличия исследовательского персонала  и наоборот. При этом в первом случае

можно говорить о неэффективной работе исследовательского персонала. Возможные

причины: трудности  с финансированием исследований, низкая квалификация

исследователей, неразвитая инновационная инфраструктура и т.д. Во втором случае

возможной причиной значительного объема произведённой инновационной продукции при

сравнительно  небольшом количестве исследовательского персонала является высокая доля

применяемых инноваций, разработанных не в этом регионе. В долгосрочной перспективе

такая стратегия  неэффективна, так как доход от инноваций в этом случае получают другие

регионы и другие страны. При покупке технологий, патентов и т.п. финансируется дефицит

собственного  кадрового потенциала инноваций.

Таким образом, для оценки интегрального показателя оценки кадрового потенциала

региона одинаково важны и система его формирования, и результативность его

использования [6].

В целях эффективного управления развитием кадрового  потенциала выбор наиболее

перспективного  направления осуществляется на основе постоянного анализа ситуации с

кадрами в регионе и ориентации на показатели статистики инновационно развитых стран,

входящих в  международную экономическую организацию  – Организацию экономического

сотрудничества  и развития.

В заключение следует  подчеркнуть: независимо от имеющегося уровня образования

кадров региона  следует развивать систему подготовки и повышения их квалификации для

инновационной деятельности, превратить её в систему  непрерывного образования, начиная

от общеобразовательных  до профессиональных высших учебных  заведений и постоянного

повышения квалификации каждой личности в течение всейжизни.

Литература

1. О бюджетной  политике в 2010–2012 гг.: Бюджетное  послание Президента РФ

Федер. собранию от 25 мая 2009 г. // Парламентская газета. 2009. № 28. 29 мая.

2. Валькеев Д.  Формирование отношений к жизни через отношение к знаниям //

Высшее образование  в России. 2000. № 9. С. 72.

3. Пруель Н.А.  Образование как общественное  благо: воспроизводство, распределение

и потребление. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001.

4. Долгушин Н.К.  Формирование кадрового потенциала в системе образования

(вопросытеории  и практики). изд. 2-е, доп. М.: ФГНУ  «Росинформагротех», 2004. 360 с. 

5. Мешкова А.А.  Российская модель корпоративного  управления: специфика в

современной экономике: дис. … канд. экон. наук. СПб., 2006.

6. Поворёнков  Ю.П. Психологическое содержание  профессионального становление

человека. М., 2002.

 

 
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ  РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА  ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ЯКУТИИ ДО 2020 ГОДА

Нефтегазовый  комплекс является базовым сегментом экономики Дальнего Востока и Якутии, который должен закладывать основы ее долгосрочного и стабильного развития. В то же время отдельные районы Дальнего Востока обладают различными условиями и предпосылками для развития отдельных звеньев нефтегазового комплекса. Эффективность последнего во многом будет зависеть от взаимосвязи и пропорциональности этих звеньев. Концепция развития нефтегазового комплекса на период до 2020 года является документом, отражающим общую стратегическую линию государственной политики в нефтегазовом секторе в указанный период времени. В Концепции рассмотрены цели, задачи и приоритеты развития нефтегазового комплекса с учетом влияния геополитических факторов и факторов внутреннего и внешнего рынков, а также меры и механизмы ее реализации.

I. Цели, задачи и приоритеты Концепции

Главной целью Концепции является обоснование создания единого нефтегазового комплекса Дальнего Востока и Якутии, способного обеспечить Дальневосточный федеральный округ не только углеводородным сырьём, но и нефтепродуктами, продуктами газонефтехимии - конкурентноспособными как на внутреннем, так и внешнем рынках стран Азиатско-Тихоокеанского.  
 
Для достижения цели необходимо с учетом реализации основных положений "Энергетической стратегии России на период до 2020 года", Федеральных целевых программ "Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы на перспективу до 2010 года" и "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы и до 2010 года" , обеспечить решение следующих основных задач:

- Дать прогнозные  оценки уровня добычи нефти  и газа в Дальневосточном Федеральном  округе в средне- и долгосрочной  перспективе с учетом предполагаемой  нефтегазоразведки (приложение 1) ; 
- Оценить перспективы внутреннего потребления нефти, нефтепродуктов и газа на Дальнем Востоке и в Якутии, на основе расчетов оптимального топливно-энергетического баланса региона, с учетом рациональной его структуры (Приложение 2); 
Провести обоснование: 
- Создания на Дальнем Востоке собственной производственно-транспортной инфраструктуры для разведки, добычи и переработки углеводородов в целях обеспечения региона сырьем и нефтепродуктами; 
- Формирования новых отраслей экономики: нефтехимической, нефтеперерабатывающей, газовой, химической, нефтегазового машиностроения; 
- Создания системы газоснабжения, газификации населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий Дальневосточного федерального округа; 
- Создания транспортных коридоров для передачи по магистральным нефтегазопроводам углеводородного сырья на переработку и экспорт в страны АТР ( Приложение 3) ; 
- Организации подготовки и переподготовки специалистов в учебных заведениях Дальнего Востока, и формирования научно-исследовательских и проектно-конструкторских центров по изучению проблем комплексного использования углеводородов и для проектирования объектов комплекса;  
- Создания условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реализации программы создания единого нефтегазового комплекса; 
- Создания международного консорциума по планированию, организации и реализации основных проектов развития Дальневосточного нефтегазового комплекса.

Основными инструментами, необходимыми для достижения цели и решения задач, являются:

- стимулирование  инвестиционной и инновационной  активности в нефтегазовой и нефтехимической отраслях Дальнего Востока;  
- совершенствование законодательства Российской Федерации с целью создания благоприятных условий для развития Дальневосточного нефтегазового комплекса;  
- проведение институциональных преобразований для более эффективного управления механизмом создания и совершенствования нефтегазового комплекса и повышения его конкурентоспособности;

II. Современное состояние и тенденции  развития нефтегазового комплекса.

Нефтегазовый  комплекс Дальнего Востока и Якутии является стратегической составляющей промышленности региона, имеет огромное общехозяйственное и оборонное значение для развития экономики региона. Он включает в себя ряд обустроенных и обустраивающихся месторождений по добыче нефти и газа, существующие и строящиеся нефтепроводы и газопроводы, два нефтеперерабатывающих завода производительностью до 10 млн.т.в год и несколько "мини"- НПЗ, а также несколько небольших химических и нефтехимических предприятий, специализирующихся на выпуске разнообразной химической продукции. В нефтегазовой промышленности имеется 2 крупных, 7 научных и проектно-конструкторских организаций и отделов. В нефтегазовом комплексе работают около 5 тысяч человек. На функционирование существующего нефтегазового комплекса значительное влияние оказывают вертикально интегрированные структуры (ОАО "НК"Роснефть", РАО "Газпром", НК "Альянс") и международные компании, участвующие в разработке нефтегазоносного шельфа О. Сахалин, которые производят и перерабатывают значительную часть нефти и газа. Эти корпорации также располагают возможностями для осуществления технологических процессов от добычи до выпуска нефтепродуктов.  
 
Сегодня в нефтегазовой отрасли Дальневосточного региона сосредоточено значительные основные производственные фонды региона. Доля нефтегазового комплекса в общем объеме промышленного производства региона возрастает с каждым годом. В настоящее время наметился новый подъем нефтегазовой отрасли в основном за счет освоения нефтегазовых ресурсов шельфа о. Сахалин. 
 
В то же время нефтеперерабатывающая промышленность, представленная Хабаровским и Комсомольским - на -Амуре НПЗ, не обеспечивает регион нефтепродуктами, работает в среднем на 50% своей проектной мощности и требует реконструкции. Удельный вес природного газа используемого в Дальневосточном федеральном округе весьма незначителен. В основном газификацией охвачены центральные районы Якутии, частично Хабаровский край и Сахалинская область. Реализация ряда проектов по строительству газопроводов в Хабаровском крае, на о. Сахалин, Камчатке замедлена или прекращена из- за недостаточного финансирования. 
 
Основные предпосылки создания нефтегазового комплекса Дальнего Востока 
 
Благоприятные предпосылки, факторы развития комплекса:

- наличие значительной  сырьевой базы нефти, газа в  ряде районов; 
- большие собственные потребности в нефтепродуктах и газе; 
- необходимость совершенствования и оптимизации регионального топливно-энергетического баланса с увеличением доли газа и гидроэнергетики;  
- уникальное географическое положение Дальневосточного региона создает широкие возможности экспорта как нефти и газа, так и продуктов их переработки, в т.ч. электроэнергии в страны Северо-Восточной Азии и АТР; 
- рост потребностей в нефти, газе, продуктах их переработки в соседних странах АТР (Китай, Япония, Респ. Корея); 
- наличие учебно-научной базы для подготовки инженерных кадров, для разработки новых технологических и технических решений. 
 
Основные факторы, сдерживающие создание единого дальневосточного нефтегазового комплекса.

1. Отсутствие  комплексной программы развития нефтегазовой отрасли Дальнего Востока и Якутии.

Принятые ранее  программы развития восточных регионов России не содержат системного подхода  для обоснования развития единого  нефтегазового комплекса, в частности, в них предусмотрена реализация только проектов , решающих вопросы локального развития субъектов или реализации только локальных проектов, например энергосбережения. Ни одна из программ не содержит прогнозных оценок развития всей нефтегазовой отрасли Дальнего Востока в целом, даже в проекте Энергетическая стратегия России до 2020 года обозначены только общие направления развития нефтегазового комплекса и инфраструктуры транспорта энергоносителей.  
 
Всё это в совокупности делает крайне неопределенными сроки и этапы формирования новых крупных центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири и Якутии, а также - центров их переработки.

2. Отсутствие  согласованной политики администраций  субъектов Федерации на территории  Дальнего Востока, попытки проводить  независимую политику освоения  месторождений одного региона без учета межрегиональных и общероссийских интересов.

Эффективное развитие нефтегазовой отрасли Дальнего Востока  и Якутии невозможно без согласованной  политики администрации субъектов  Федерации на территории Дальнего Востока, т.к. субъекты в силу сложившихся условий находятся в неравных условиях по наличию ресурсов, кадрового потенциала , современных и прогнозных потребностей развитости инфраструктур, географическому положению и др. Только совместное участие субъектов в нефтегазоразведке, обустройстве месторождений, добыче углеводородов, их транспортировке, переработке и, наконец, в реализации продукции позволит решить задачу создания единого нефтегазового комплекса, устойчиво функционирующего и способного решать геополитические задачи долгосрочного присутствия России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

3. Отсутствие  сформировавшейся политики государства  в отношении недропользования  уже разведанных нефтяных и  газовых месторождений, предполагаемых  потенциальных отечественных и  иностранных партнеров, участвующих в создании единого нефтегазового комплекса на Дальнем Востоке.

Это связано, по-видимому, с тем, что последние годы государство  столкнулось с негативными действиями компаний, в недропользование которых  были переданы уникальные месторождения углеводородов, на разведку и обустройства которых в свое время были затрачены огромные государственные финансовые вложения, но эффективность их отдачи в настоящее время в целом недостаточна. По-видимому, государству необходимо быстрее пересмотреть свою политику в отношении недропользования разведанных месторождений и распределения прибыли от освоения ресурсов. Затруднения в реализации поставленных задач связаны с отсутствием четкой позиции относительно участия в освоении месторождений и развитии инфраструктуры Китаем, Японией, Кореей, нефтяных и газовых компаний этих стран. Необходима ясная и последовательная для потенциальных иностранных партнеров и потребителей нефти и газа политика государства.

4. Отсутствие  ясности в сроках проведения  аукциона или конкурса на право геологического изучения и разработки крупных месторождений, без которых многие проекты становятся нерентабельными

Перенос сроков конкурсов и аукционов по крупным  месторождениям Якутии сдерживает начало их геологического изучения и разработки, что в значительной мере влияет на выбор трассы прокладки нефтепровода и газопровода "Восточная Сибирь - юг Приморья", и тем самым сдерживает развитие единого нефтегазового комплекса Дальнего Востока. Необходима разработка программы поэтапного лицензирования недр, которая бы стимулировала интенсивное проведение геологоразведочных работ;

5. Отсутствие  единого Дальневосточного государственного  центра по координации работы  предприятий и организаций газонефтяного  комплекса и сопутствующих отраслей.

- Для реализации экономических и геополитических интересов России, обеспечения территориальной целостности и безопасности необходима разработка долгосрочной государственной стратегии нефтегазовых проектов Дальнего Востока. 
- Необходима государственная координация деятельности субъектов федерации ДФО, государственных и частных компаний. 
- Необходима разработка единой государственной экспортной ценовой политики на энергоресурсы и контроль за её реализацией. 
- Необходима государственная дипломатическая поддержка деятельности российских компаний нефтегазового комплекса за рубежом. 
 
Для реализаций этих предложений считаем необходимым организацию Федерального агентства по управлению нефтегазовыми проектами Дальнего Востока, с расположением аппарата Агентства в г. Хабаровске и с подчинением непосредственно Правительству Российской Федерации. Структурно, в составе агентства, необходимо сформировать Департаменты геологоразведки, планирования, проектирования, нефтехимии, транспорта, ценовой политики и внешнеэкономических связей.

6. Также  неблагоприятными факторами являются: высокая капиталоемкость разведки, добычи, транспортировки нефти, газа, создание перерабатывающих мощностей;  отсутствие собственных инвестиционных  ресурсов на развитие комплекса;  высокие экологические ограничения.

III. Инвестиционная политика в нефтегазовом  комплексе.

Инвестиционная  привлекательность региона является одним из основных факторов обеспечения  стратегического развития нефтегазового  комплекса. В сложившихся экономических  условиях основными источниками инвестиционных средств на Дальнем Востоке в основном являются иностранные.  
 
Доля собственных средств предприятий, направляемых на инвестиции, в общем объеме инвестиций очень мала. Значительная часть прибыли предприятий нефтегазового комплекса направляется на решение текущих задач производства (восполнение недостатка оборотных средств, ремонт действующих производств), на капитальное строительство расходуется незначительная ее часть. Высокая степень износа оборудования на предприятиях отрасли не обеспечивает достижения необходимых показателей производства для успешного развития нефтегазового сектора экономики и стабилизации экологической обстановки. Но несмотря на общую положительную динамику роста инвестиций, в основном за счет реализации сахалинских проектов, при сложившейся возрастной структуре основных фондов, их физическом износе, объем инвестиций является недостаточным для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов в нефтегазовой отрасли.  
 
Основными факторами, сдерживающими кредитную активность отечественных банков, является низкий уровень рентабельности значительной части отечественных предприятий. В нефтегазовом комплексе проекты, как правило, имеют длительный инвестиционный цикл. В настоящее время для инвесторов наиболее привлекательны проекты, которые не требуют существенных затрат и обладают приемлемым сроком окупаемости. В связи с этим необходима целенаправленная государственная политика для активизации долгосрочного кредитования банками реального сектора экономики.  
 
Приоритетными направлениями инвестиционной политики в нефтегазовом комплексе Дальнего Востока являются:

- повышение  инвестиционной привлекательности  данного сектора экономики за  счет снижения инвестиционных  рисков и эффективной защиты прав и интересов инвесторов;  
- развитие рыночных институтов и механизмов трансформации сбережений в инвестиции;  
- создание условий для переориентации банковской системы на долгосрочное кредитование предприятий нефтегазового комплекса;  
- активная поддержка высокоэффективных инвестиционных проектов для выпуска конкурентоспособной продукции газонефтехимии;  
- создание благоприятных условий для привлечения в нефтегазовый сектор экономики иностранных инвестиций; 
- формирование системы гарантий и страхования иностранных инвестиций.  
Основными мерами, необходимыми для активизации инвестиционной деятельности в нефтегазовом комплексе, являются: 
- обеспечение благоприятного инвестиционного климата в нефтегазовом комплексе;  
- совершенствование нормативно-правовой базы, гарантирующей права инвесторов;  
- страхование инвестиций от коммерческих и некоммерческих рисков;  
- повышение уровня управления кредитными рисками;  
- улучшение системы амортизационных отчислений, введение ускоренной амортизации основных фондов;  
- осуществление антиинфляционной политики;  
- совершенствование механизма ценообразования на тарифы и услуги естественных монополий.

Намеченные  к реализации важнейшие инвестиционные проекты в нефтегазовом комплексе  Дальнего Востока и Якутии представлены в приложении 3, 4 и карта-схема.

IV. Научно-техническая, образовательная  и инновационная политика в  Дальневосточном нефтехимическом  комплексе.

В современных  условиях рыночной экономики участие  науки в развитии нефтегазовой отрасли  является решающим фактором поддержания конкурентоспособности продукции отечественной промышленности. Перед нефтегазовой наукой ставятся такие важные задачи, как обеспечение максимального энерго- и ресурсосбережения, снижение отрицательного воздействия на окружающую среду, обеспечение безопасности ведения технологических процессов. 
 
Научный потенциал нефтегазовой отрасли в настоящее время незначителен и представлен несколькими научно-исследовательскими и проектными организациями, в основном расположенными в Южно-Сахалинске, Хабаровске, Владивостоке и Якутске. Научно-техническая деятельность этих организаций не оказывает существенного влияния на состояние нефтегазового комплекса. Снизилась роль головных научных центров, утрачена возможность концентрации научных сил на приоритетных направлениях. Это вынуждает предприятия ориентироваться главным образом на современные импортные технологии и оборудование. 
 
Подготовка квалифицированных кадров для нефтегазового комплекса осуществлялась ведущими нефтегазовыми университетами Европейской части страны и Западной Сибири, на Дальнем Востоке практически не велась. В настоящее время приступили к подготовке специалистов среднего звена - в Южно-Сахалинске, инженеров - во Владивостоке и Хабаровске. Для успешной реализации программы подготовки специалистов необходима как поддержка государства, так и предприятий нефтегазового комплекса.  
 
На среднесрочную перспективу основными целями в научно-технической, образовательной и инновационной сфере будут являться:

- комплексное  техническое перевооружение нефтегазового сектора экономики;  
- стимулирование инновационной деятельности в нефтегазовом комплексе, направленной на разработку и внедрение новых ресурсосберегающих высокоэффективных технологий;  
- развитие кадрового потенциала в научно-исследовательской сфере;  
- создание центров подготовки и переподготовки специалистов для нефтегазового комплекса.

Для достижения поставленных целей в  нефтегазовом комплексе необходимо:

- повышение  уровня участия науки и образовательных  учреждений в развитии нефтегазового  комплекса, усиление интеграции с предприятиями;  
-концентрация научно-технического потенциала нефтегазовой отрасли, которая позволит направить усилия нескольких коллективов на решение конкретных перспективных задач;  
- создание благоприятных условий для привлечения молодых специалистов в научно-техническую и образовательную сферы.

Механизмы реализации политики в научно-технической, образовательной и инновационной сфере:

- концентрация  бюджетных и внебюджетных средств  для создания и реализации  инновационных продуктов;  
- реорганизация государственных предприятий нефтегазового комплекса для повышения эффективности управления научно-техническим комплексом;  
- сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями, создание научно-образовательных комплексов для привлечения молодых специалистов в науку и образование.

V. К обоснованию магистрального  нефтепровода.

В сооружении крупного нефтепровода Восточная Сибирь - юг Приморского края существуют (и совмещаются) значительные экономические и геополитические  интересы России в целом и всех субъектов Дальнего Востока России.

Для России в  целом это:

- формирование  новых доходов в федеральный  бюджет; 
- рост потенциала Восточных и Дальневосточных районов, реализация важных предпосылок их устойчивого развития; 
- укрепление геополитического потенциала России на Востоке и рост геополитического влияния России в АТР.

Для субъектов  РФ на ДВ:

- диверсификация  хозяйственных комплексов; 
- формирование новых мест занятости; 
- рост доходов населения; 
- рост доходов в региональные и местные бюджеты; 
- положительное воздействие на демографический потенциал региона; 
- повышение эффективности и устойчивости региональных звеньев ТЭКа; 
- удовлетворение региональных потребностей в нефтегазовых и энергетических ресурсах и продукции за счет собственных источников.

Для стран СВА (Япония, Китай, Респ. Корея) это возможности:

- удовлетворение  растущих потребностей в нефти  и газе; 
- удовлетворение растущих потребностей в электроэнергии; 
- диверсификация их рынка в нефтегазовых и энергетических ресурсах; 
- создание более надежных, устойчивых звеньев рынка.

VI. Формирование транспортной схемы  газоснабжения; газификация Дальневосточного  федерального округа

Россия и  особенно Дальний Восток может обеспечить высокие темпы развития экономики  и удвоение ВВП в намеченные сроки, опираясь во многом на ускоренное развитие газовой промышленности. В России сосредоточено около 30% доказанных и свыше 40% прогнозных мировых запасов газа. Несмотря на такие запасы, Россия все больше отстает от западных стран по уровню газификации. Хотя из отечественного и мирового опыта известно, что газификация обеспечивает значительное повышение эффективности экономики и позволяет успешно решать социальные проблемы.  
 
В мире постоянно возрастает потребление газа. На обозримую перспективу прогнозируется существенное повышение спроса на газ в Азии. Учитывая это, необходимо ставить задачу ускоренного развития газовой промышленности в Дальневосточном федеральном округе. Доказательством этому может служить то, что в советское время крупные капиталовложения в газовую промышленность окупались всего за 2 года. Именно газовая промышленность позволила государству успешно решать многие крупные экономические и социальные проблемы. Благодаря газовой промышленности и сегодня обеспечиваются энергетическая безопасность страны, социальная стабильность и устойчивые поступления в бюджет. 
 
Газовые программы, опирающиеся на большие запасы газа, расположенные в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, должны стать приоритетными в развитии нефтегазового комплекса. 
 
Таким проектом может стать газопровод для транспорта до 100 млрд. м3 газа из газового региона Ямало-Ненецкого автономного округа на восток, пролегающий вблизи газовых месторождений Якутии для газификации Сибири и Дальнего Востока с выходом на юг Приморья и далее - для экспорта газа в Китай, Корею, Японию. Протяженность такого газопровода составит около 4000 км. Газопровод даст мощный импульс развития газовой и нефтяной промышленности Якутии и Дальнего Востока. В коридоре такого газопровода целесообразно прокладывать другие газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы, линии электропередач. Такой мощный энергетический коридор создаст благоприятные условия отечественным и зарубежным инвесторам для разработки новых месторождений, тяготеющих к этой трассе. 
 
Общегосударственное значение этого объекта невероятно велико, ведь благодаря тому, что газопровод создаст надежную основу развития нефтяной и газовой промышленности Якутии и Дальнего Востока, эти районы быстро перестанут быть дотационными, и наоборот, станут новым валютным цехом страны, каким в своё время стал нефтегазовый комплекс Западной Сибири. 
 
В связи с тем, что в газе месторождений Якутии и Дальнего Востока содержится большое количество важных химических элементов, его следует использовать в качестве топлива только после переработки на газохимических производствах. Для этого необходимо создать мощные газохимические комплексы по производству современных продуктов и товаров, потребность в которых на мировом рынке постоянно возрастает.  
 
Именно такая стратегия развития создаст возможность значительного роста поставок газа и продуктов газохимии за рубеж, прежде всего, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и получения значительных доходов в бюджет государства на длительную перспективу. 
 
Прокладка газопровода позволит газифицировать вдоль трассы все крупные и средние населенные пункты, промышленные предприятия и тем самым улучшит социальное положение населения. 
 
Завершение строительства газопровода на Камчатке позволит решить проблему энергоснабжения области и уменьшит объемы завоза нефтепродуктов.

VII. Экологическая безопасность.

Охрана окружающей среды и рациональное использование  природных ресурсов относится к  одной из глобальных проблем современности. Нефтегазовый комплекс является значительным источником загрязнения окружающей среды. Загрязнение окружающей среды может происходить при обустройстве нефтяных и газовых месторождений, транспорте нефти, нефтепереработке и на предприятиях нефтехимии и газопереработки, как в период эксплуатации, а особенно - при авариях. Дальневосточный регион имеет ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при разработке природоохранных мероприятий: сейсмичность, низкие отрицательные температуры, шельфовое залегание многих нефтяных и газовых месторождений в замерзающих морях, высокая уязвимость природных систем. Все это создает условия большей вероятности аварий и больших последствий, чем в других регионах страны. Для успешной ликвидации и предотвращения возможных аварий в Дальневосточном нефтегазовом комплексе должно быть предусмотрено обязательное страхование рисков и создание специального фонда отчислений для снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду в районе расположения предприятий нефтегазового комплекса. 
 
Достижение экологической безопасности в нефтегазовом комплексе предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы природоохранной деятельности, а также создание государством условий и предпосылок для внедрения нефтегазовыми и нефтехимическими предприятиями ресурсосберегающих и экологически чистых технологий. Это позволит уменьшить отрицательное воздействие на окружающую среду и улучшить экологическую обстановку в зоне действия предприятий нефтегазового комплекса.  
 
В соответствии с единой государственной политикой в области экологии, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, необходимо обеспечить:

- снижение токсичных  выбросов загрязняющих веществ  и отходов при увеличении добычи, транспорте и переработке нефти  и газа за счет внедрения  передовых технологических процессов, нового оборудования и материалов;  
- безаварийную работу оборудования нефтегазовых и нефтехимических предприятий, что позволит избежать чрезвычайных ситуаций;  
- выработку необходимых критериев оценки ущерба от загрязнений углеводородами и продуктами их переработки;  
- приведение российских правил и нормативов промышленной безопасности к международным стандартам;  
- совершенствование системы управления охраной окружающей среды в отрасли и ее адаптация к международным стандартам;  
- повышение экологической культуры работников нефтегазового комплекса.

VIII. Стратегия деятельности нефтегазового  комплекса на внешнем рынке  и влияние присоединения России  к ВТО на его развитие

Экспортная  деятельность в значительной степени  определяет функционирование многих нефтегазовых и нефтехимических компаний. В последние годы за рубеж поставляется в основном в сырье - газ и нефть. Сырьевая направленность экспорта существенно снижает эффективность внешнеэкономической деятельности. Часть нефтепродуктов, вывозимые из России, перерабатываются за рубежом и возвращаются на российский рынок в виде продукции с высокой добавленной стоимостью (изделия из пластмасс, волокон и т.д.). Однако высокая доля экспорта в структуре совокупного спроса на нефть и газ обусловлена низкой платежеспособностью внутреннего рынка. В этих условиях экспорт для предприятий нефтегазового комплекса является одним из основных путей поддержания производственного потенциала и извлечения прибыли. Такая экспортная политика делает экономику Дальнего Востока и всей России зависимой от стоимости нефти и газа на мировом рынке. Поэтому целесообразна диверсификация экспорта.  
 
Стратегической задачей нефтегазового комплекса Дальнего Востока России в сфере внешнеэкономической деятельности является достижение максимально возможного объема экспорта нефти, газа и нефтепродуктов без ущемления интересов внутренних потребителей, а также увеличение в структуре экспорта доли продуктов глубокой переработки нефти и газа, а также конкурентоспособной продукции нефтехимии и химии.  
 
Строительство на Дальнем Востоке нефтеперерабатывающих заводов, предприятий нефтехимии, заводов по производству пластмасс и удобрений позволит экспортировать продукцию с высокой добавленной стоимостью, что обеспечит экономический и геополитический вес Дальневосточного федерального округа.  
 
Основные факторы, влияющие на состояние внешнеэкономической деятельности нефтегазового комплекса Дальнего Востока на перспективу до 2020 года, и проблемы, связанные с присоединением к ВТО:

- падение ценовой конкурентоспособности отечественной продукции нефтегазового комплекса вследствие высоких темпов удорожания энергосырьевых ресурсов и тарифов на перевозки;  
- ожидаемый рост внутреннего спроса на некоторые виды нефтехимической продукции, являющиеся дефицитными из-за недостатка или полного отсутствия мощностей по их производству;  
- усиление конкуренции за рынки сбыта с зарубежными поставщиками, прежде всего из стран, располагающих дешевым углеводородным сырьем и обладающих высоким экспортным потенциалом по продукции, составляющей основу экспорта нефтегазового комплекса Дальнего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Венесуэла и др.).

Повышение эффективности  внешнеэкономической деятельности предприятий отрасли в условиях присоединения к ВТО сопряжено  с необходимостью реализации ряда мер по защите и отстаиванию интересов отечественных производителей:

- сохранение  более низких внутренних цен  на энергоресурсы по сравнению  с ценами мирового рынка должно  поддерживаться государством;  
- упрощение порядка и сокращение сроков возмещения НДС при экспорте продукции;  
- снижение или полная отмена ввозных таможенных пошлин на нефтегазовое и технологическое оборудование, не производимое в Российской Федерации;  
- Создание транснациональных корпораций по разведке, добыче, транспорту и переработке нефти и газа и производству нефтехимической продукции и ее реализации, в том числе, на мировом рынке.  
 
Для повышения конкурентоспособности продукции и рентабельности экспорта также необходимо существенно снизить расходы на транспортировку нефти, нефтепродуктов и продуктов нефтехимии и на её обработку в портах. 

IX. Реализация  Концепции и прогнозируемые результаты.

Последовательность  реализации концепции может быть следующей:

1 Этап (4 квартал 2004 г.): Принятие принципиального решения Правительства о приоритете создания единого нефтегазового комплекса Дальнего Востока и Якутии. Организация Федерального Агентства по управлению нефтегазовыми проектами Дальнего Востока. Разработка комплекса мер, направленных на создание льготных условий для привлечения инвестиций и развития нефтегазового комплекса. 
 
2 Этап (1-2 квартал 2005 г.): Разработка единой комплексной программы развития нефтегазового комплекса Дальнего Востока и Якутии с участием всех субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, Западной и Восточной Сибири. Стержнем программы должно явиться решение двух суперзадач : первая - разведка и разработка новых нефтегазовых месторождений, вторая - начало строительства нефтепровода и газопровода, связывающих месторождения Восточной Сибири и Якутии с потенциальными потребителями на Тихоокеанском побережье России. 
 
3 Этап (3 квартал 2005 года): Начало реализации комплексной программы строительства нефтепровода Восточная Сибирь- юг Приморья и разработки новых нефтегазовых месторождений (Приложение 3 , Карта-схема). 
 
4 Этап (1 квартал 2006 года): Начало реализации комплексной программы строительства газопровода Восточная Сибирь-Якутия - юг Приморья.( Карта-схема) 
 
5 Этап (2007- 2020 годы): Строительство новых предприятий по переработке нефти и газа, предприятий нефтехимии, предприятий по производству пластмасс и удобрений. Частичный или полный перевод основных ТЭЦ и ГРЭС на газ. (Приложение 4, Карта-схема). 
 
Эффективная реализация комплексной программы развития нефтегазового комплекса может дать существенный импульс для ускоренного экономического роста в регионе, повысит благосостояние населения, позволит внедрить ряд мер, направленных на закрепление и привлечение населения в Дальневосточный регион. И как важный результат - повысит геополитическую роль Дальнего Востока России как полноправного партнера стран Азиатско-Тихоокеанского региона. К 2010 году, когда наступит пик спроса на нефть в странах АТР, Россия будет готова к ее поставкам в необходимом количестве.

Председатель  Координационного Совета ЦСИ ТЭК ДВ 
Председатель ДВО РАН 
академик 

В.И.Сергиенко

Директор Тихоокеанского института 
Географии ДВО РАН 
академик 

П.Я.Бакланов

Директор ЦСИ  ТЭК ДВ 

И.Б.Светлов

Руководитель  нефтегазовой 
секции ЦСИ ТЭК ДВ  
профессор, д.т.н. 

А.Н.Гульков



 

 

 
Выучить и вырастить  профессионалов  
Нестандартный подход к формированию кадрового потенциала

 

         

Одним из основных информационных поводов прошедшей  недели стал межрегиональный молодёжный образовательный форум «Транссибирские  нефтегазовые магистрали». Уникальность мероприятия в том, что впервые  в нашем городе на одной площадке собрались руководители и молодые специалисты основных предприятий нефтегазового комплекса и нефтепроводной отрасли, представители органов государственной власти, ведущих вузов, а также журналисты из нескольких регионов Сибири для совместного обсуждения приоритетных задач кадровой политики.



 

          Инициатор и вдохновитель  проекта – компания «Транссибнефть».  Несмотря на то, что столь масштабное  и многоплановое мероприятие  проходило в нашем городе впервые,  организаторы постарались «на  отлично», полностью опровергнув старую мудрость про «первый блин».         

Основная цель форума – поиск новых и совершенствование  уже существующих механизмов по обеспечению  предприятий отрасли квалифицированными молодыми кадрами.         

- Главная ценность  любого предприятия – люди, - считает Олег Чепурной, ген. директор ОАО «Транссибнефть». – Сегодня «Транссибнефть» – это более 3600 км нефтепроводов, пролегающих по территории 4 субъектов России от Омска до южных границ Красноярского края, 19 нефтеперекачивающих станций, огромный резервуарный парк, более 600 млн.рублей налоговых отчислений врегиональные бюджеты зоны ответственности. Эффективную и бесперебойную работу такого мощного подразделения в структуре государственной нефтепроводной компании «Транснефть» могут обеспечить только настоящие профессионалы. Соответственно, с каждым годом повышаются требования к подготовке молодых специалистов, приходящих на предприятия компании, и повышению квалификации действующих сотрудников. В коллективе «Транссибнефти» работают 703 молодых специалиста, это более 20% кадрового состава. В то же время, в связи с реализацией новых проектов, расширением географии присутствия компании «Транснефть» на Восток, строительством новых станций и введением в эксплуатацию новых объектов, потребность в квалифицированных специалистах сохраняется. В этой связи возрастает роль ориентации вузов на подготовку специалистов для нефтегазовой отрасли.         

- В рамках  программы социально-экономического  развития Омской области запланировано  создание отраслевых кластеров, в том числе нефтегазового. Это потребует объединения усилий всех заинтересованных сторон, и прежде всего, в повышении качества профессиональной подготовки и профориентации. Наша общая задача – удержать молодых специалистов в регионе, создавая кадровый резерв на местах. Отправной точкой в решении этой задачи служит готовность компаний выстраивать диалог с органами власти и вузами, - убеждён Владимир Титенко, зам. министра образования Омской области.         

Информация о работе Формирование и управление кадровым потенциалом региона