Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:12, доклад
В условиях перехода экономики страны и ее регионов на путь модернизации вопросы управления кадровым потенциалом встают в разряд основных резервов роста экономики и устойчивого развития общества.
Сегодня, в современной экономической теории и социологии труда актуальным является методологический подход, согласно которому человеческий фактор, воплощенный в кадровом потенциале приобретет качественно новую ценность и становится основным в эффективности современного производства в противовес технократическим, механистическим взглядам. Действительно, по мере дальнейшего продвижения по пути инновационного развития, в условиях создания новой технологической базы промышленности и возрастающей мобильности технологий, конкурентоспособность все в более весомой степени будет зависеть от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов.
Модернизация экономики – это системный процесс, он сложнее обычных трудовых
процессов, направленных на производство духовных и материальных благ общества.
Сегодня в нашей экономике кадровый потенциал для решения поставленных задач – это
занятое население, уже включенное в систему трудовых отношений с имеющимся опытом
работы в
период индустриальной эпохи. В то же
время имеются незанятые
ресурсы, которые
в системе профессионального
образования предстоит
соответствии с современными требованиями постиндустриального общества. Они
нуждаются в адаптации к трудовому процессу на обновляемых производствах [2].
Новый кадровый потенциал должен иметь способности к реализации масштабного
технико-технологического обновления, созданию новых технологий и оборудования. Но
подготовить его предстоит в обществе, где ещё сильно безразличие населения к инновациям,
низкая гражданская активность, в ряде случаев наблюдается прямая деградация
человеческого капитала при отсутствии необходимых социальных и политических
институтов, позволяющих повысить международный рейтинг конкурентоспособности и
регионов, и страныв целом.
По данным Международного института развития менеджмента (IMD), Россия в мире в
2010 г. занимала
по развитию инновационного
возможных. В качестве главной проблемы было отмечено существенное отставание по
уровню образования и непрерывному повышению квалификации профессиональных кадров
специалистов, в томчисле и рабочих.
Поэтому всестороннее изучение кадрового потенциала модернизации экономики
региона, проблем его развития, оценка текущего состояния и разработка предложений
находящихся на его территории вузов, филиалов вузов, техникумов, колледжей по
совершенствованию
кадрового обеспечения
настоящее время имеет все шансы не только повысить его конкурентные преимущества, но и
способствовать
повышению
Однако для этого необходима тщательно продуманная стратегия развития кадрового
потенциала в регионе. Разработанная на основе научного исследования Программа
использования возможностей, находящихся на его территории вузов и их филиалов,
учреждений начального и среднего профессионального образования, может обеспечить
целостную систему мер по её реализации совместными усилиями государства, 119
предпринимательского сектора и образовательных учреждений, в том числе филиалов
высшей школы.
Для разработки стратегии развития кадрового потенциала региона на базе имеющихся
образовательных учреждений следует учитывать все характеристики работающего и
потенциально готового к труду населения как трудового ресурса, с одной стороны, и
образовательный
ресурс имеющихся в регионе
учреждений, способных сформировать для него необходимый по всем параметрам новый
кадровый потенциал [3].
Анализ кадрового потенциала региона в начале ХХI века должен соответствовать
следующим параметрам:
– численность
занятых в производствах
возрастной и гендерный состав, уровень квалификации, повышение квалификации за
последние пять лет (по каждому предприятию и организации региона);
– показатель производительности труда региона (по предприятиям);
– численность персонала, занятого исследованиями и научно-техническими
разработками;
– объем произведённой продукции (товаров, услуг) как основной показатель
результативности инновационной деятельности по модернизации экономики региона.
На основании этих параметров экономисты могут рассчитать интегральный
показатель оценки кадрового потенциала региона. Он состоит из двух компонентов:
1) формирование, 2) использование кадрового потенциала региона. Каждый компонент
включает в себя количественный и качественный показатель, характеризующий его
состояние.
Прослеживается
взаимосвязь кадрового
потенциала науки, то есть научно-исследовательской деятельности по созданию
коммерчески успешных научных продуктов, технологий. Потенциал научно-
исследовательской деятельности включает в себя потенциал занятого в сфере общественного
производства населения региона по производству и реализации разработанных
инновационных продуктов. Кадровый потенциал науки региона учитывается на основе таких
показателей как численность докторантов, аспирантов, выпускников вузов региона.
Однако основными показателями, характеризующими систему формирования
кадрового потенциала модернизации экономики, являются показатели работы системы
высшего профессионального и послевузовского образования [4].
В системе образования происходит реализация первого компонента – формирование
нового кадрового потенциала для региона.
Субъектом региональной политики по формированию кадрового потенциала наряду с
руководителями профессиональных образовательных учреждений является орган
исполнительной власти, отвечающий за управление инновационной деятельностью региона.
Обычно это Совет по научно-технической и инновационной политике при правительстве
(администрации)
региона, в рамках которого
возможно создание рабочей
формированию кадрового потенциала во всех профессиональных образовательных
учреждениях, находящихся на территории региона. Основные функции такой рабочей
группы: организаторская, консультационная, информационная, контрольная.
К основным мероприятиям по развитию кадрового потенциала региона можно
отнести:
– развитие системы непрерывного образования (Life-long learning);
– внедрение в учебные программы вузов дополнительных образовательных программ
в сфере инновационной деятельности;
– подготовку менеджеров предприятий в сфере внедрения и управления
инновационной деятельностью;
– разработка образовательных программ для реализации инноваций в
формирующихся основных кластерах региона, субсидирование обучения в них. 120
Эти проблемы в регионе призваны решать такие субъекты системы формирования
кадрового потенциала как региональное Министерство образования, региональное
Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики, ведущие вузы
региона, предприятия, входящие в состав кластера [5].
При этом региональное Министерство образования осуществляет мероприятия по
увеличению доступности образования, контроль за эффективностью использования
бюджетных средств – региональное Министерство образования совместно с региональной
контрольно-счетной палатой. Поощрение защит кандидатских и докторских диссертаций в
приоритетных областях экономики региона (технических, сельскохозяйственных,
медицинских и т.п.), путем грантов, стипендий, выделения средств для предоставления
грантов и стипендий,
поощрения практико-
осуществляется правительством региона. Постоянную заботу об увеличении расходов на
образование осуществляет орган законодательной власти субъекта РФ.
Одним из главных вопросов в формировании кадрового потенциала региона является
уровень управления: предприятие, отрасль, регион, государство в целом. Инновационный
вектор модернизации в настоящее время в России задается со стороны государства, а не
частного бизнеса. Федеральная, а вслед за ней и региональная власти, осуществляют
мероприятия по развитию системной модернизации всей общественной жизни. Одна из
возможных причин такого явления, очевидно, отсутствие развитой конкуренции между
представителями частного бизнеса в большинстве отраслей внутри региона и страны. Но
федеральная власть только задает такой вектор развития, а региональная власть может
проводить целенаправленные мероприятия по модернизации конкретных предприятий с
учетом особенностей экономики региона. Конечно, рассмотрение кадрового потенциала на
уровне предприятия и отрасли очень важно. Но изучение кадрового потенциала на уровне
региона в свете модернизации экономики пронизывает одновременно и уровень
предприятий, и уровень отрасли. Актуальность регионального маркетинга, усиливающаяся
межрегиональная конкуренция за федеральные и международные финансовые ресурсы,
обусловливают необходимость изучения и управления кадровым потенциалом на уровне
региона и его оценку в сопоставимых, международных показателях.
Необходимо назвать и мероприятия, направленные на развитие системы
использования
кадрового потенциала в регионе.
К ним следует отнести
инвестиционный потенциал работодателя, который откликается на улучшение
инвестиционного климата, привлечение трудовых ресурсов с капиталом, создание и развитие
технопарков [3].
Обеспечить эти условия призваны региональное Министерство промышленности,
инвестиционной и инновационной политики, Торгово-промышленная палата, министерство
(комитет) образования региона.
Одновременно эти органы управления обязаны обеспечивать пропаганду тренингов
кадров по развитию и управлению экономикой региона, развитие креативности кадров новой
формации, обучение потенциальных работодателей. Вместе с ведущими профессорами вузов
для работающих и потенциальных кадров проводить круглые столы, дискуссии с мозговым
штурмом, стимулировать организацию подготовки и повышения квалификации работников в
сфере развития инфраструктуры инновационной деятельности, заботиться о росте
профессионализма представителей органов исполнительной власти региона.
Региональное Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной
политики, развивая инновационно-инвестиционный потенциал работодателя, обязано
обеспечить
доступность кредитных
стимулирование инновационной деятельности, развитие применения иностранных
технологий и технологий, созданных в других регионах РФ. Им следует сделать системой
своей работы совместно с вузами, их филиалами проведение управленческих тренингов,
круглых столов,
презентаций инновационных
Система использования кадрового потенциала обязана позаботиться о развитии
инновационно-инвестиционного потенциала наемного работника. Для этого необходимо
обеспечить индивидуальное обучение, развивать работу кружков качества, коллективное
обучение, обеспечить оплату труда работников, сочетая её с групповым поощрением,
развивать систему грантов за инновационные идеи и технологии, создать службу патентов и
пропагандировать их среди сотрудников, проводить конкурсы инновационных проектов и
многое другое.
Особо следует обратить внимание на организацию государственной поддержки
инновационных идей с участием молодежи (Всероссийское общество изобретателей и
рационализаторов, Региональный совет молодых ученых, центры детского технического
творчества и др.).
Информация о работе Формирование и управление кадровым потенциалом региона