Формирование и управление кадровым потенциалом региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:12, доклад

Описание работы

В условиях перехода экономики страны и ее регионов на путь модернизации вопросы управления кадровым потенциалом встают в разряд основных резервов роста экономики и устойчивого развития общества.
Сегодня, в современной экономической теории и социологии труда актуальным является методологический подход, согласно которому человеческий фактор, воплощенный в кадровом потенциале приобретет качественно новую ценность и становится основным в эффективности современного производства в противовес технократическим, механистическим взглядам. Действительно, по мере дальнейшего продвижения по пути инновационного развития, в условиях создания новой технологической базы промышленности и возрастающей мобильности технологий, конкурентоспособность все в более весомой степени будет зависеть от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов.

Файлы: 1 файл

garejshina.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

Представленные системы  показателей направлены преимущественно на оценку достаточно развитого инновационного потенциала развитых стран и поэтому не учитывают ряда факторов, характерных для развивающихся рынков и накладывающих ограничения на стимулирование инновационной деятельности. В этом случае помимо традиционных показателей целесообразно рассчитывать ряд индикаторов, оценивающих результативность инновационных процессов, влияющих на социально-экономическое развитие страны (отдельных регионов) [15,c.9-10].

В России в составе системы  показателей инновационного потенциала выделяются характеристики ресурсов и результатов инновационной деятельности: показатели инноваций; показатели источников информации об инновациях; численность и состав персонала, занятого инновационной деятельностью; показатели объема и структуры производственных фондов, используемых в инновационной деятельности; показатели затрат на инновации; показатели объема и структуры затрат на инновации; показатели динамики затрат на инновации; показатели технологического обмена; показатели приобретения технологий; показатели передачи технологий; показатели результатов инновационной деятельности; показатели объема, структуры и динамики производства и реализации инновационной продукции; показатели влияния инноваций на результаты деятельности предприятий; показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате внедрения инноваций; показатели прибыли от реализации инновационной продукции; показатели инновационной активности предприятий; показатели, характеризующие влияние инноваций на экономику и общество; показатели технологической структуры экономики; показатели экспорта и импорта технологий; оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость; интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта; индикаторы влияния науки на развитие общества; индикаторы общественного понимания роли науки и инноваций; индикаторы социального статуса науки; индикаторы научной грамотности населения.

Вышеуказанные показатели в  своей совокупности обеспечивают комплексную оценку масштабов, состава и динамики инновационного потенциала [11,c.56].

Отметим, что в российской практике оценка инновационного потенциала регионов приводится в ежегодных  исследованиях национального рейтингового агентства «Эксперт РА». Однако в данном случае такая оценка не может дать полного картины инновационного развития, поскольку представляет собой лишь ранги регионов по инновационному потенциалу и выступает составляющей частью инвестиционного потенциала субъектов.

С учетом сказанного, комплексная оценка инновационного потенциала страны региона) предполагает, во-первых, существование обоснованной и научно выверенной системы показателей. Во-вторых, наличие статистической базы. В-третьих, оценки совокупного инновационного потенциала страны должны учитывать показатели составляющих ее регионов. Формирование и развитие инновационного потенциала России предполагает учет и анализ специфики инновационного развития отдельных регионов. В условиях становления принципиально новых федеративных отношений целесообразно в каждом регионе, учитывая его специфические условия развития, исходя из наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры, разработать свою инновационную среду. Совокупность региональных инновационных систем, объединенных единой целью и действующих в рамках государственной экономической политики и законодательства, будет формировать инновационный потенциал страны в целом [15,c.10].

инновационный потенциал  экономика башкортостан

 

2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

.1 Законодательная  основа инновационной деятельности

 

Основным законодательным  актом в области инновационной  деятельности в Российской Федерации  является «Закон об инновационной деятельности в РФ», который содержит расширенное  толкование самого понятия «инновационная деятельность» и определяет механизм стимулирования развития инновационной деятельности на различных уровнях. Предметом регулирования законопроекта являются основные направления деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по развитию инновационной деятельности, а также формы поддержки инновационной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления. Законопроект законодательно закрепляет такие понятия как инновация, инновационная деятельность, инновационная организация и инновационное предприятие, инновационный проект, целевая инновационная программа и инновационная инфраструктура.

Так, в частности, инновационная деятельность определяется как деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и пр.

На основе важнейших  законов по инновационной деятельности Российской Федерации разработаны и носят дополнительный характер нормативно-правовые акты Республики Башкортостан.

Основным законодательным  актом, в соответствии с которым  в республике развивается инновационная  деятельность, является Закон «Об  инновационной деятельности в Республике Башкортостан». Однако проблемы, связанные с инновационным развитием всех отраслей промышленности и экономики в целом, настолько динамичны, что за период 2008-2010 годов в Закон дважды вносились изменения. В редакции Закона РБ от 24 ноября 2008 года №71-з изменения коснулись уточнений в формулировках основных понятий, дополнения целей инновационной политики и статей об инновационной системе Республики Башкортостан, основных направлениях развития инновационной деятельности в образовании, развитии активности молодежи и кадрового обеспечения инновационной сферы. Редакцией Закона РБ от 25 мая 2010 года №264-з также расширен перечень основных понятий инновационной деятельности такими элементами как «монопрофильные муниципальные образования», «кластер», «индустриальный парк», «технопарк».

Кроме того, в  дополнение и развитие Закона «Об  инновационной деятельности в Республике Башкортостан» принято более 30 нормативных  правовых актов, направленных на реализацию самых разных аспектов инновационной  деятельности. «Республиканская целевая инновационная программа Республики Башкортостан на 2008-2010 годы» утверждена Указом Президента РБ от 30 декабря 2007 года (УП-636) и одобрена постановлением Правительства от 28 ноября 2007 года № 346. «Региональная инновационная стратегия как фактор повышения инвестиционной привлекательности РБ» одобрена Советом по научно-технической и инновационной политике при Правительстве РБ в декабре 2007 года, Также были утверждены программные мероприятия по ее реализации.

Следует также  обратить внимание на «Концепцию кластерной политики РБ», которая была одобрена Советом по научно-технической и инновационной политике при Правительстве РБ в декабре 2008 года. В настоящее время ведется работа по выполнению плана мероприятий по реализации кластерной политики до 2012 года, который был утвержден постановлением Правительства РБ от 2 сентября 2009 года № 336.

В ходе заседания  Совета законодателей России по вопросу  «О законодательном обеспечении  развития инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации», которое состоялось 9 ноября 2009 года под руководством Председателя совета Федерации С.М. Миронова, отмечено, что Республика Башкортостан занимает лидирующие позиции в законодательном обеспечении развития инновационной деятельности.

Совет по научно-технической и инновационной политике при Правительстве РБ является координирующим органом в вопросах реализации инновационной политики в республике является Совет по научно-технической и инновационной политике при Правительстве РБ, состав которого был утвержден постановлением Правительства РБ от 16 июля 2007 года №97.

На заседаниях Совета обсуждаются вопросы государственного программного содействия инновациям, программ Академии наук РБ, отчет деятельности в рамках проекта ТАСИС «Двустороннее  партнерство», развитие венчурного финансирования в республике, одобрены Региональная инновационная стратегия как фактор повышения инвестиционной привлекательности РБ, Концепция кластерной политики, законодательное обеспечение и прочие [5,c.5-9].

Законодательная работа в РБ продолжается, о чем свидетельствует проекты нормативно - правовых актов (табл. 2), реализация которых позволит значительно повысить эффективность инновационной деятельности в республике [16].

 

Таблица 2

Проекты нормативных  правовых актов

№Вид документаСодержание проекта1Постановление Правительства РБО совете по научно-технической и инновационной политике при Правительстве Республики Башкортостан2Постановление Правительства РБОб утверждении долгосрочной целевой инновационной программы РБ на 2011-2015гг.3Указ Президента РБ (проект)О внесении изменений в указы Президента РБ4Постановление Правительства РБ (проект)О внесении изменений в составы межведомственных советов, комиссий, рабочих групп при Правительстве Республики Башкортостан5Закон РБ (проект)О внесении изменений в Закон РБ «Об инновационной деятельности РБ»6Закон РБ (проект)«О внесении изменений в Закон РБ «О налоге на имущество»7Постановление Правительства РБ (проект)О внесении изменений в постановление Правительства РБ от 24.12.09 №484 «Об утверждении положения об индустриальных парках»8Постановление Правительства РБ (проект)Об утверждении целевой программы «Расширения применения альтернативных источников теплоснабжения»9Закон РБ (проект)Новая редакция Закона РБ «О промышленной политике»10Постановление Правительства РБ (проект)Об утверждении Программы развития легкой промышленности в Республике Башкортостан на 2011-2015 годы11Постановление Правительства РБ (проект)Об утверждении Порядка определения и корректировки Состава приоритетных направлений регионального научно-технического и инновационного развития и Перечня критических технологий Республики Башкортостан

Следует отметить, что реализация вышеперечисленных проектов нормативно-правовых актов позволит сформировать четкую и обоснованную политику региона в области инновационной деятельности на долгосрочный период, до 2015 года и окажет непосредственное воздействие на уровень формирования и развития малых и средних форм предпринимательства, основанного на инновационной составляющей. Для комплексного понимания процесса перехода Республики Башкортостан на инновационный путь развития следует рассмотреть анализ функционирования экономики региона.

 

2.2 Анализ функционирования  экономики Республики Башкортостан

 

Функционирование экономики  Республики Башкортостан в 2010 году было осложнено последствиями мирового финансово-экономического кризиса, конструктивная экономическая и социальная политика, проводимая в республике, а также улучшение внешнеэкономических условий позволили выйти на траекторию положительных тенденций в преодолении кризисных явлений и обеспечить в целом восстановление экономического роста.

Основной индикатор экономического развития - валовой региональный продукт  за прошедший год, по оценке, увеличился на 4,0% против падения в условиях кризиса на 1,0% согласно уточненной статистической оценке за 2009 год.

Положительная динамика развития экономики республики базировалась на интенсивном восстановлении промышленного  производства, являющегося структурообразующим  видом экономической деятельности, в том числе за счет улучшения внешнеэкономической конъюнктуры на мировых рынках и увеличения физических объемов экспортных поставок, а также активизации потребительского спроса на фоне повышения денежных доходов населения.

Оборот организаций по всем видам экономической деятельности по итогам года составил 1,8 трлн. рублей и увеличился в действующих ценах на 23,3%.

Основной вклад в обеспечение  роста промышленного производства внесли предприятия металлургического  и машиностроительного комплексов, химического производства, производства резиновых и пластмассовых изделий, целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности, где индексы варьировались от 112,6% до 136,8% [17].

Не преодолен порог  падения 2009 года только в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, и производстве прочих неметаллических минеральных продуктов [2,c.8].

Улучшение внешнеэкономической  конъюнктуры и оживление мировой  экономики дало возможность проявиться экспортной составляющей республиканской  экономики.

Вместе с  тем, несмотря на улучшение общеэкономической  ситуации в республике, в 2010 году инвестиционная активность осталась на низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал  в республике составил 139,6 млрд. рублей и сократился на 10,0%.

В целях активизации инвестиционных процессов в прошедшем году была развернута работа по инвентаризации и обновлению нормативной - правовой базы, проводился комплекс мероприятий, направленных на выстраивание четких правил взаимодействия с инвесторами, обеспечение государственных гарантий субъектам инвестиционной деятельности, формирование целенаправленной и системной работы по повышению инвестиционной привлекательности республики.

В результате сужения  инвестиционной активности, накопившихся ранее проблем в строительной сфере не удалось восстановить темпы роста объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство". За 2010 год он составил 81,2 млрд. рублей и снизился на 3,5%.

Отрицательную роль в динамике восстановления экономического роста сыграли сложные погодные условия 2010 года. Под влиянием засухи объем продукции сельского хозяйства сократился на 32,6% и составил 90,0 млрд. рублей, в том числе производство продукции животноводства сократилось на 14,6%, продукции растениеводства - на 58,0%.

Негативные  последствия засухи оказали существенное влияние на уровень инфляции, являющейся одним из ключевых параметров экономического развития. В 2010 году сводный индекс потребительских цен составил 109,6%, превысив уровень предыдущего года на 1,3 процентного пункта. Основной вклад в усиление инфляции внес рост цен на продовольственные товары. За год удорожание продуктов питания составило 14,5%.

В процессе выхода из кризиса отмечалась тенденция  стабилизации и улучшения финансовых показателей деятельности предприятий  и организаций республики. Сальдированный финансовый результат за 2010 год составил 123,2 млрд. рублей и превысил в 1,9 раза уровень предыдущего года. Доля убыточных крупных и средних предприятий и организаций снизилась по сравнению 2009 годом в 1,1 раза и составила 14,2%.

Реальные располагаемые  денежные доходы населения за 2010 год  увеличились на 2,4% по отношению к  предыдущему году. Среднедушевые  денежные доходы населения составили 17815,8 рублей и выросли на 10,7%.

Среднемесячная  заработная плата в 2010 году увеличилась в номинальном выражении на 10,0%, в реальном выражении - на 2,2%, составив 16377,4 рублей.

На фоне роста  доходов населения восстановилась положительная динамика покупательского  спроса. Оборот розничной торговли составил 512,1 млрд. рублей и увеличился на 4,6% против падения на 2,0% в предыдущем году. Объем платных услуг населению сложился на уровне 156,6 млрд. рублей, превысив уровень 2009 года на 1,6% [2,c.10].

В условиях восстановления экономического роста несколько  улучшилась ситуация на рынке труда. Уровень безработицы по методологии МОТ снизился с 9,3% экономически активного населения в 2009 году до 9,0% в 2010 году, численность зарегистрированных безработных - с 43,9 тыс. человек до 39,6 тыс. человек.

Информация о работе Формирование и управление кадровым потенциалом региона