Формирование и управление кадровым потенциалом региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:12, доклад

Описание работы

В условиях перехода экономики страны и ее регионов на путь модернизации вопросы управления кадровым потенциалом встают в разряд основных резервов роста экономики и устойчивого развития общества.
Сегодня, в современной экономической теории и социологии труда актуальным является методологический подход, согласно которому человеческий фактор, воплощенный в кадровом потенциале приобретет качественно новую ценность и становится основным в эффективности современного производства в противовес технократическим, механистическим взглядам. Действительно, по мере дальнейшего продвижения по пути инновационного развития, в условиях создания новой технологической базы промышленности и возрастающей мобильности технологий, конкурентоспособность все в более весомой степени будет зависеть от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов.

Файлы: 1 файл

garejshina.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

В структуре  затрат на выполнение научно - исследовательских  работ (табл. 12) наибольшую долю представляют затраты на заработную плату, которая  имеет тенденцию роста.

Однако практика последних лет доказывает, что оплата научного труда не служит мотивацией проявления творчества, таланта, возможностей.

 
 

Таблица 12

Внутренние  затраты на выполнение научных исследований и работ по видам затрат, млн. руб.

20052006200720082009млн.  руб.в %млн. руб.в %млн. руб.в %млн. руб.в %млн. руб.в %Внутренние текущие затраты, всего1414,11001847,41002728,51003275,91003397,1100на оплату труда705,649,8957,751,81364,550,71747,553,31818,443,5отчисления на соц. нужды170,512,0219,811,8316,511,5398,412,1403,911,8затраты на оборудование23,61,650,92,898,93,6617,518,840,31,1другие материальные затраты249,117,7362,319,6542,719,8412,712,6546,016,0прочие текущие затраты256,318,8256,713,9405,714,8588,517,3

Затраты на оборудование в НИИ (удельный вес от 1 до 3%) свидетельствуют  о низком оснащении современной техникой и экспериментальной базой. Отсюда можно заключить, что фактору времени не придается должного значения, от которого в известной степени зависит успех поиска, воплощения и реализации нововведения.

Проанализируем  кадровое обеспечение НИИ, от которого во многом зависит инновационная деятельность всей республики (табл. 13).

 

Таблица 13

Численность персонала  занятого исследованиями и разработками.

ГодыВсегоИсследователи  и техникиВспомогательный персоналКромечел.%чел.%чел.%чел.%200010290100555453,9284727,6188918,320058415100429651,0238028,2173920,620068047100408550,7231428,7164820,620078281100408849,3243229,3176121,420088005100385148,1249931,2165520,720097543100374449,6218028,9161921,5

Научные исследования и разработки выполняют более 8 тыс. человек, из которых около половины исследователи. В научных организациях занято около 230 докторов и 800 кандидатов наук.

Наибольшая  доля докторов и кандидатов наук в  таких отраслях как филология, математика, биология и др. Что касается численности исследователей докторов и кандидатов наук, то наибольшая их доля приходится на технические науки.

Как видно из табл. 9 численность исследователей уменьшается. Соотношение исследователей и вспомогательного персонала соответствует 1: 2, желательно 1:4 и более при наличии сложной вычислительной техники и экспериментального оборудования. На одного исследователя приходится менее одного техника: если в 2000 году - 0,25, то 2005 г. - 0,33, а в 2009 - 0,17. Очевидно, становится труднее осуществлять рутинную и техническую работу из-за отсутствия или дефицита - техников и вспомогательного персонала. Здесь негативно срабатывает фактор оплаты труда.

Численность исследователей со степенями катастрофически уменьшается - за последние 9 лет сокращение составило 1405 человек.

Исследователи по качественному составу не представляют должного фундамента башкирской науки: удельный вес докторов наук колеблется от 4,6 до 7,5%, а кандидатов наук - от 20 - 25%.

Выполнение  поставленных задач перед научной  сферой не представляется возможным решить в ближайшей перспективе из - за отсутствия: рациональной системы оплаты труда, престижа научного труда, соответствующих условий работы.

В республике кардинально  решаются вопросы дальнейшего развития инновационной деятельности.

Создание при  ВУЗах и научных организациях инновационных предприятий в соответствии с Федеральным Законом от 2 августа 2009 года позволит активизировать студентов и преподавателей в инновационный процесс. При этом преследуются и иные цели, как материальная заинтересованность, проявление личных способностей, формирование молодого ученого, престиж творческого научного труда.

Малые инновационные  предприятия имеют такие вузы как Башкирский государственный  университет, Уфимский государственный  авиационный технический университет, Уфимский государственный нефтяной университет, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы.

Кроме того, в  инновационном развитии республики принимают участие муниципальные  образования согласно принятой "Концепции  развития монопрофильных муниципальных образований РБ". В их состав включены Баймак, Белебей, Белорецк, Благовещенск, Кумертау, Нефтекамск, Салават, Учалы, г. Агидель, с. Раевский, п. Чишмы, ЗАТО Межгорье.

Все инновационные  проекты зарегистрированы в «Реестре инновационных проектов РБ» и инвестиционных проектов муниципальных образований РБ, из них 81 проект входит в Реестр приоритетных инвест- проектов РБ до 2017 года на 600 млрд. рублей.

Немаловажное  значение в инновационном развитии имеет инфраструктура. Принято специальное Постановление Правительства РБ от 11 августа 2008 г. № 278 "Положение об условиях и порядке создания и развития субъектов инновационной инфраструктуры в РБ". По результатам обследования промышленных предприятий определены 7 приоритетных направлений научно - технического и инновационного развития Республики Башкортостан на ближайшие годы: авиационные и транспортные системы, энергетика и энергосбережение и др. Реализация "Долгосрочный целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2011-2015 гг." позволит увеличить к 2020 г. доли инновационной продукции республиканских предприятий до 30% (в 2010 г. - 7%); продолжить поиск и разработку наноматериалов и нанотехнологий для применения в машиностроении, сельском хозяйстве, строительстве, здравоохранении и иных сферах деятельности.

Правительство РБ сформулировало пять условий дальнейшего  развития инновационной деятельности региона:

-формирование  кадрового потенциала;

-информационное  обеспечение инновационной деятельности;

развитие инфраструктуры;

развитие творческой деятельности общества;

материальное  обеспечение инновационной активности общества [3,c.5].

Для успешного  перехода экономики РБ на инновационный  путь, необходимо проделать огромную работу и устранить прежде всего  факторы, препятствующие решению этой задачи:

-развитие кооперированных  связей внутри региона и за  его пределами;

-формирование  банка данных о рынках сбыта,  новых технологиях, о наличии  квалифицированных кадров узкой  специальности (специализации);

создание современной  инновационной инфраструктуры;

стимулирование  предприятий в обновлении техники, технологии, продукции, услуг;

финансирование  и госрегулирование системы образования  и подготовки кадров для инновационной  сферы;

участие государства  в финансировании фундаментальных  и прикладных исследований.

Исходя из изложенного  материала и анализа значительного  числа инновационных и социально-экономических  показателей РБ, можно сделать  выводы о том, что регион обладает масштабным потенциалом в области  инновационной деятельности и руководством республики предпринимаются конструктивные шаги в области его реализации.

3. ИННОВАЦИОННЫЙ  ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

 

.1 Кластерный  подход к формированию структуры  экономики региона

 

Формирование  и реализация кластерной политики - основа сбалансированного развития территорий, одно из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности.

Кластер - сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений) в определенных областях конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу [1]. Согласно теории кластеров производственная структура конкретного региона должна развиваться по направлению, позволяющему использовать продукт одной отрасли для нужд несколько других.

Кластер является проявлением самоорганизации социально-экономического пространства по всем направлениям: факторам производства, технологиям, знаниям, занятости, культурной среде и др. Создание кластеров позволяет связано и непротиворечиво решать вопросы развития крупных корпораций, малого и среднего бизнеса, научного и кадрового обеспечения производства, развития транспортно- логистической, инновационной и финансовой инфраструктуры.

Кластер, кластерный подход - эти модные ныне понятия  означают наиболее эффективную форму  организации работы нескольких предприятий и учреждений для реализации крупного, общественно значимого проекта. Как правило, кластеры строятся по территориальному принципу, с использованием промышленного и научно-технического потенциала всех структурных единиц. Кластеры формируют бренды региона, помогают ему позиционироваться на внешнем рынке. Иначе говоря, кластер - это своего рода крыша, под которой собираются заинтересованные представители отрасли, а то и ряда смежных отраслей. Собираются, чтобы создать нечто важное, полезное, а применительно к экономике - конкурентоспособное.

В Республике Башкортостан разработана концепция кластерной политики Республики Башкортостан, одобренная Советом по научно-технической и  инновационной политике при Правительстве  республики. На основании Концепции  принято постановление Правительства Республики Башкортостан от 02.09.2009 г. №336 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации кластерной политики Республики Башкортостан до 2012 года». План мероприятий включает два основных направления:

1.Поддержка  кластерных инициатив.

2.Меры по  информационному, методическому  и кадровому обеспечению кластерной  политики.

Основополагающими целями кластерной политики является повышение конкурентоспособности  и инновационного потенциала предприятий  и отдельных отраслей, развитие малого и среднего бизнеса, диверсификация национальной экономики.

Проведение  кластерной политики в Республике Башкортостан позволит участникам кластера: получить упрощенный доступ к новым технологиям, выход на внешние рынки; оптимально распределять риски; интегрировать знания и основные фонды; организовывать совместные НИОКР; снижать трансакционные издержки.

Роль государства  при проведении кластерной политики заключается в следующем:

Правительство сводит заинтересованные стороны между  собой;

-Инвестирование в инфраструктуру региона, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров;

Реализация  специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации региона  через развитие кластеров;

Дальнейшее  развитие кластеров посредством  трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере, формирование его специализации.

Кластерная  политика в Республике Башкортостан может быть реализована по трем направлениям [3,c.10].

Первое направление  представляет собой комплекс мер, осуществляемых республиканскими органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики поддержания кластеров в республике.

Второе направление  подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого  кластера в отдельности посредством: создания платформы для диалога  участников кластера; диверсификации местного спроса посредством размещения у местных компаний государственных заказов; повышения квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; создания «бренда» республики для привлечения иностранных инвестиций.

Третье направление - это формирование кластерных инициатив возникающих в результате сотрудничества между университетами, НИИ, технопарками, частными компаниями и т.д.

На основе сформулированной цели определяются задачи кластерной политики.

На республиканском  уровне задачи кластерной политики заключаются в следующем:

-стимулирование  кластерных инициатив;

-организация  коммуникационных площадок для  участников кластера;

содействие  в развитии контактов малого бизнеса  с участниками кластера;

содействие  в развитии инфраструктуры кластера на своей территории;

налоговое стимулирование реализации кластерных инициатив в  части налогов, зачисляемых в  бюджет республики, муниципальных образований  и др.

В рамках взаимодействия республиканских органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, ВУЗов, предприятий и организаций сформированы предложения и программы по созданию в республике трех кластеров:

1)Энергопромышленный  кластер.

Управляющая компания кластера: Государственное автономное учреждение Республиканский научно-технологический и информационный комплекс «Баштехинформ».

Ключевые задачи:

-повышение энергоэффективности  отраслей экономики Республики  Башкортостан и Российской Федерации;

-организация  кооперационной разработки и  производства продукции с высокой долей добавленной стоимости - модульных энергоустановок, основанных на современных микротурбинных технологиях, с повышенным уровнем экономичности, обеспечением жестких экологических характеристик, высокой надежностью и приемлемыми сроками окупаемости.

Общий объем  инвестиций:

Планируемые объемы инвестиций, в том числе господдержка и собственные средства, - 825 млн. руб. в период до 2014 года, в т. ч.: в 2010 г. - 11 млн. руб., в 2011 г. - 251 млн. руб., в 2012 г. - 161 млн. руб.

Планируемые объемы производства инновационной продукции:

г. - 150 млн. руб.

г. - 500 млн. руб.

к 2015 г. - 1500 млн. руб.

Ожидаемый социально-экономический  эффект:

-ожидается рост  объема производства инновационной  продукции до 1,5 млрд. руб. к 2015 г.;

-выпуск номенклатурного ряда продукции с высокой долей добавленной стоимости на основе широкой унификации узлов;

Информация о работе Формирование и управление кадровым потенциалом региона