Формирование и управление кадровым потенциалом региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:12, доклад

Описание работы

В условиях перехода экономики страны и ее регионов на путь модернизации вопросы управления кадровым потенциалом встают в разряд основных резервов роста экономики и устойчивого развития общества.
Сегодня, в современной экономической теории и социологии труда актуальным является методологический подход, согласно которому человеческий фактор, воплощенный в кадровом потенциале приобретет качественно новую ценность и становится основным в эффективности современного производства в противовес технократическим, механистическим взглядам. Действительно, по мере дальнейшего продвижения по пути инновационного развития, в условиях создания новой технологической базы промышленности и возрастающей мобильности технологий, конкурентоспособность все в более весомой степени будет зависеть от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов.

Файлы: 1 файл

garejshina.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

Целями создания индустриальных парков является диверсификация экономики монопрофильных муниципальных  образований, создание дополнительных возможностей для эффективного наращивания  социально-экономического потенциала республики, увеличение валового регионального продукта, создание новых рабочих мест, значительного наращивание объемов производства промышленной и научно-технической продукции, привлечение транзитных перевозок для соседних регионов России и других стран, развития малого и среднего бизнеса в производственной и инновационной сферах. В данное время в Башкортостане осуществляют свою инновационную деятельность 2 индустриальных парка [3,c.60].

Цель создания индустриального парка «Прикамье»: повышение промышленного и инновационного потенциала монопрофильного городского округа г. Нефтекамск.

Основными видами деятельности являются:

-производство изделий  из стеклопластика;

-производство трубопроводного  оборудования;

производство буровых  нефтепромыслового оборудования,

производство коммунальной техники, металлоконструкций, прицепов, комплектующих для мебельной промышленности.

Потенциальная инвестиционная площадка-территория бывшего завода «Башсельмаш»,расположенная в промышленной зоне городского округа вблизи крупных  производственных объектов на земельном участке площадью около 100 га.

Объем инвестиций: 34,4 млн. руб.

Ожидаемый социально-экономический  эффект:

-дополнительные поступления  в консолидированный бюджет Республики  Башкортостан (только по НДФЛ - 4,4 млн. руб. / год);

-предполагаемый к реализации  годовой объем продукции собственного производства, работ (услуг) собственными силами составит свыше 500 млн. руб.

С условием расширения и  развития действующих производств  и создания новых годовой объем  реализуемой продукции на территории действующего индустриального парка  составит около 1 млрд. руб.;

-получение прибыли - до 200 млн. руб. в год, налог на  прибыль с учетом преференций  составит 36 млн. руб. в год;

-содействие занятости  населения и стабилизация рынка  труда, создание дополнительных  рабочих мест, оценочно - 200;

диверсификация экономики монопрофильного города Нефтекамск;

повышение эффективности  экономики города;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

Индустриальный парк «Строительные  материалы Башкортостана»

Цель создания парка:

-создание высокотехнологичных  обрабатывающих видов промышленно-производственной деятельности в сфере экономики,

-комплексная и глубокая  переработка древесины, производство  новых видов продукции лесопереработки,  стройматериалов, переработки и  производства мяса и продукции  из него, организации выпуска других видов потребительских товаров.

Ожидаемый социально-экономический  эффект:

Содействие занятости  населения и стабилизация рынка  труда, диверсификация экономики монопрофильного  города Агидель, поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства, снижение социальной напряженности.

Анализируя ситуация в  целом в Башкортостане, имеющем  существенные конкурентные преимущества в формировании индустриальных парков и технопарков всех типов: развитую химическую промышленность, машиностроение, транспортную инфраструктуру, - наиболее приоритетными направлениями являются: химия; нефтехимия; машиностроение; электротехническая промышленность и технологии энергосбережения; биотехнологии; агропромышленный комплекс; логистика; деревообработка; легкая промышленность.

Внедряя в практику новые  формы организации научной деятельности в республике наращивается производственный и научно-технологический потенциал, который является гарантом дальнейшей стабильности высоких показателей  в промышленности и инновационном развитии региона.

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения контрольной работы были сделаны  следующие выводы:

1.Инновационный  потенциал представляет собой  сложное, многофакторное, многовариантное  явление, которое требует внимательного  и тщательного изучения. Однако  его оценка изначально затрудняется тем, что нет единого определения данного понятия, до конца не разработана система показателей инновационного потенциала.

2.Приведенные  в работе классификации свидетельствуют  о том, что процессы нововведений  многообразны и различны. Каждый  регион или предприятие (в зависимости от назначения и условий функционирования) вправе формировать собственную классификацию, в наибольшей степени соответствующую реальности и поставленным задачам.

.Рассмотрена  система показателей, которые  в совокупности обеспечивают комплексную оценку масштабов, состава и динамики инновационного потенциала. Необходимо отметить, что в российской практике оценка инновационного потенциала регионов приводится в ежегодных исследованиях национального рейтингового агентства «Эксперт РА».

.Выявлено что основным законодательным актом в области инновационной деятельности в Российской Федерации является «Закон об инновационной деятельности в РФ», который содержит расширенное толкование самого понятия «инновационная деятельность» и определяет механизм стимулирования развития инновационной деятельности на различных уровнях. На основе важнейших законов по инновационной деятельности Российской Федерации разработаны и носят дополнительный характер нормативно-правовые акты Республики Башкортостан. Основным законодательным актом, в соответствии с которым в республике развивается инновационная деятельность, является Закон «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан».

.Проанализировано, что в настоящее время растет  число средних и крупных предприятий, ориентированных на инновационную деятельность, возникает и ряд сложностей с расширением инновационной деятельности. В республике созданы и осуществляют деятельность субъекты инновационной инфраструктуры технопарки, индустриальные парки. В Башкортостане в настоящее время создано 7 технопарков, и 2 индустриальных парка. Следующим шагом на пути к организации инновационной деятельности на предприятии должна стать выработка инновационных целей.

.Переориентация  экономики республики на инновационный  путь развития чрезвычайно важная и сложная задача. При решении ее возникает необходимость в определении того, чем располагает экономика и уровень ее достижений.

.Формирование  и реализация кластерной политики - основа сбалансированного развития  территорий, одно из главных направлений государственной политики по повышению национальной и региональной конкурентоспособности. В Республике Башкортостан разработана концепция кластерной политики, одобренная Советом по научно-технической и инновационной политике при Правительстве республики.

 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Закон Республики  Башкортостан от 28 декабря 2006 года  № 400 - з (принят Гос. Собранием  - РБ 22.12.2006 года) «Об инновационной  деятельности РБ» (в ред. Законов  РБ 24.11.2008 № 71-з, от 25.05.2010 № 264-з) // Собранием законодательства РБ. - № 400.

2.Вагапов, Р.Ф.  Территория инвестиций / Р.Ф. Вагапов,  Е.А. Артемова. - Уфа: Издательство  Министерство промышленности и  инновационной политики РБ, 2010.

.Вагапов, Р.Ф.  Территория иннноваций / Р.Ф. Вагапов, Е.А. Артемова. - Уфа: Издательство Министерство промышленности и инновационной политики РБ, 2010.

.Вагапов, Р.Ф.  Инновационный потенциал / Р.Ф.  Вагапов, Е.А. Артемова. - Уфа: Издательство  Министерство промышленности и  инновационной политики РБ, 2007.

.Вагапов, Р.Ф., Гузаиров, М.Б. Инновационный Башкортостан / Р.Ф. Вагапов, М.Б. Гузаиров // Научно - популярный журнал - 2010. - № 3.

6.Данько, М. Инновационный  потенциал в промышленности Украины  / М. Данько // Экономист. - 1999. - № 10.

7.Добров, Г.М. Научно-технический потенциал: структура, динамика, эффективность / Г.М. Добров, В.Е. Тонкаль, А.А. Савельев и др. - Киев: Наукова думка, 1987.

.Жиц, Г.И.  Инновационный потенциал / Г.И.  Жиц. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999.

.Кокурин, Д.И.  Инновационная деятельность / Д.И. Кокурин. - М.: Экзамен, 2001.

10.Комплексный  сборник. Республика Башкортостан  в цифрах. В 2-х ч. / Башкортостанстат. - Уфа, 2010.

11.Котов, Д.В.  Инновационный менеджмент: Учебное  пособие / Д.В. Котов. - Уфа.: Издательство  УНГТУ, 2005.

12.Кравченко,  С.И. Исследование сущности инновационного  потенциала / С.И. Кравченко, И.С.  Кладченко // Научные труды Донецкого  национального технического университета. Серия экономическая. - Донецк : ДонНТУ, 2003.

13.Николаев, А.И.  Инновационное развитие и инновационная культура / А.И. Николаев // Наука и наукознание. - 2001. - № 2.

.Саудер, У.Е.  Руководство по наилучшим методам  трансфера технологий / У.Е. Саудер, А.С. Нашар // Управление инновациями. - М.: Дело-ЛТД, 1995.

.Шевченко, И.В.  Оценка инновационного потенциала национальной экономики / И.В. Шевченко, Е.Н. Александрова // Финансы и кредит. - 2005. - № 33 (201).

16.Министерство  промышленности и инновационной  политики Республики Башкортостан // http://www.minpromrb.ru/ <http://www.businessvoc.ru/>

.Территориальный  орган Федеральной службы государственной  статистики по Республике Башкортостан // <http://www.bashstat.ru>

 

РЕГИОНАЛЬНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАДРОВОГО  ПОТЕНЦИАЛА ГОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ *

 

Куттубаева Т.А.

Формирование кадрового потенциала в настоящее время в основном связано с социально-экономическим  развитием региона. В то же время  развитие и накопление кадрового  потенциала региона и повышение отдачи от него определяют экономическое развитие самого региона, возможности его экономического роста и достижение социального благосостояния населения.

Любой регион можно характеризовать  как целостную социально-экономическую  систему с определенной структурой народного хозяйства, с предприятиями всех форм собственности, как пространство с концентрацией населения, трудовых ресурсов, рабочих мест, условий культурной и духовной жизни человека, с определенной структурой органов управления.

В связи с развитием федерализма  в России регион становится полноправным субъектом экономических отношений. В этой ситуации важной задачей является определение приоритетов развития региональной экономики с учетом специфических особенностей региона.

В отечественной литературе признано, что целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня жизнеобеспечения населения соответствующего региона [2].

При этом можно отметить, что приоритет  в развитии экономики региона  отдавался материально-вещественному фактору, роль человеческого фактора недооценивалась. Однако необходимо отметить, что человеческие ресурсы являются важнейшим фактором экономического и социального прогресса, инвестиции в человеческие ресурсы намного эффективнее и выгоднее, чем инвестиции в основной капитал. Поэтому в современных условиях необходимо понимание первостепенной и важной роли кадрового потенциала в социально-экономическом развитии региона. При этом важно не только осознание этой роли, но и принятие конкретных мер для создания условии формирования соответствующего современным требованиям кадрового потенциала, который станет залогом развития экономики региона.

Отсутствие общепризнанных методологических подходов к формированию системы  стратегического управления кадровым потенциалом на региональном уровне, по нашему мнению, является одной из причин возникновения проблем в области кадровой политики, в том числе и в вопросах развития кадрового потенциала. К таким проблемам, на наш взгляд, можно отнести: 
- понимание роли и места стратегического управления кадровым потенциалом в экономике региона не соответствует действительному объему и стратегическому характеру задач, требующих решения; 
- не до конца осознается взаимосвязь качественных и количественных характеристик кадрового потенциала и социально-экономического развития региона; 
- несоответствие структуры подготовки в системе профессионального образования требованиям региональной экономики, ее ориентация только на текущие потребности, а не на перспективу; 
- переход на новые виды деятельности, достаточно быстрая смена технологий производства и услуг, вызывают необходимость постоянного обновления знаний, поиск новых кадров, увольнения по этим причинам части персонала; 
- проблемы долгосрочного прогнозирования и планирования потребности в профессиональной подготовке кадров в связи с неопределенностью влияния факторов внешней среды; 
- отсутствие эффективных механизмов альтернативного финансирования профессиональной подготовки кадров при дефиците бюджетных ресурсов; 
- отсутствие методической базы по формированию регионального рынка труда и его инфраструктуры, в том числе недостаток информации о состоянии рынка труда, о его потребностях к профессиональному уровню кадрового потенциала.

Решение этих проблем возможно только в том случае, если будет осознана и признана важная роль и значение квалифицированных кадров для экономического роста и процветания региона, когда мероприятия в области работы с кадрами не будут носить характер отдельных, разрозненных действий, когда цели и задачи формирования и развития кадрового потенциала будут признаны приоритетными и стратегически важными.

Особенности формирования стратегии  развития кадрового потенциала на уровне региона определяются уровнем и  условиями развития региональных экономических систем: природно-климатическими условиями, геополитическим и географическим положением, национально-культурными традициями, социально-экономическими и этнографическими характеристиками и т.д.

Республика Алтай (РА) расположена  в Южной части Алтайского горного массива, где высокие горные хребты (Катунский, Курайский, Северный и Южный Чуйские) перемежаются с глубокими долинами (Абайская, Уймонская, Чуйская). Более половины территории республики (общая площадь - 92, 9 тыс. кв. км.) - это горные массивы. Следовательно, Республику Алтай можно отнести к горным регионам, поэтому, как нам представляется, необходимо выделить, связанные с этим, особенности развития и использования кадрового потенциала. Необходимо отметить, что формирование кадрового потенциала в горных регионах тесно взаимосвязано с особенностями их социально-экономического развития. В свою очередь, социально-экономическое развитие горных регионов обуславливается специфическими особенностями, присущими горным территориям. Рассмотрим влияние особенностей горных территорий на определение направлений социально-экономического развития и на процессы развития и использования кадрового потенциала.

Информация о работе Формирование и управление кадровым потенциалом региона