Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:12, доклад
В условиях перехода экономики страны и ее регионов на путь модернизации вопросы управления кадровым потенциалом встают в разряд основных резервов роста экономики и устойчивого развития общества.
Сегодня, в современной экономической теории и социологии труда актуальным является методологический подход, согласно которому человеческий фактор, воплощенный в кадровом потенциале приобретет качественно новую ценность и становится основным в эффективности современного производства в противовес технократическим, механистическим взглядам. Действительно, по мере дальнейшего продвижения по пути инновационного развития, в условиях создания новой технологической базы промышленности и возрастающей мобильности технологий, конкурентоспособность все в более весомой степени будет зависеть от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов.
Складывающиеся на рынках труда в нефтегазовом и энергетическом, а также в других индустриальных секторах тренды — «старение» кадров, отсутствие преемственности поколений, нехватка собственных учебных центров и отсутствие связи с профильными вузами — служат основанием для рисков кадрового потенциала.
На кадровый дефицит влияет и отток специалистов из традиционных регионов разработки месторождений.
Сегодня и в будущем спрос практически на все категории специалистов, в особенности на квалифицированных рабочих в новые проекты по направлениям разведки и разработки месторождений на севере Западной Сибири и также в Восточной Сибири и др., будет только расти, считают эксперты.
Характерные способы борьбы с дефицитом
Пытаясь решать проблему дефицита опытных специалистов, компании используют различные инструменты для привлечения кандидатов и закрытия вакансий (рис. 2).
Большинство предпочитает привлекать опытных специалистов из других регионов (60%). В нефтегазовой отрасли существуют основные регионы-доноры, из которых компании покрывают свои потребности как в молодых, так и в опытных специалистах.
Активно идет работа с профессиональными рекрутинговыми компаниями (57%).
При отсутствии кандидатов на внешнем рынке используется внутренняя ротация кадров.
Есть ориентация и на молодых специалистов и выпускников вузов.
Недостаток профессионалов и несоответствие уровня подготовки специалистов в отраслевых учебных заведениях потребностям отрасли привели к высокой конкуренции компаний за привлечение лучших выпускников. Им предлагают всевозможные программы стажировок и производственных практик. Вплоть до того, что в компаниях, имеющих стратегические планы по развитию бизнеса в России, созданы отдельные функциональные подразделения по сотрудничеству с вузами и работе со студентами.
В рамках подобных программ проводится серьезная селекция молодых специалистов. Предложение о работе получает ограниченное число кандидатов. По данным опроса, больше половины компаний (59%) на постоянной основе нанимают менее десяти человек в год. И лишь 7% — компании — лидеры отрасли со штатом сотрудников несколько тысяч человек — привлекают от 100 до 500 человек.
Проблема требует комплексных решений
Несмотря на то
что более 50% компаний имеют кадровый
резерв, закрыть позицию
Присутствие международных компаний на российском рынке позволяет осуществлять передачу современных технологий и способствует технологическому развитию отрасли. И это предъявляет более высокие требования к персоналу и подготовке кадров. Поэтому к вопросу планирования человеческих ресурсов, обучению и развитию необходимо подходить комплексно и развивать эффективное сотрудничество между системой образования и корпоративным сектором.
Все больше компаний начинают задумываться и уделять особенное внимание выстраиванию системы профессионального обучения внутри холдингов. И это одна из наиболее просматривающихся тенденций за последние два-три года.
По сути, речь идет уже не просто о занятии вакантных мест, а о планировании, формировании и обучении персонала или создании условий для привлечения специалистов и удержания их на долгий срок.
к сведению
Из-за недостатка профессиональных специалистов мелкий и средний бизнес (МСБ) Германии ежегодно теряет около 30 млрд евро. Согласно результатам опроса, проведенного компанией Ernst & Young, больше половины из опрошенных 3000 предприятий МСБ по этой причине теряют свои обороты. 16,7% опрошенных предприятий оценили свои потери больше, чем на 5% своего оборота. А поскольку квалифицированные выпускники вузов для трудоустройства обращаются в известные крупные топ-компании, проблема найма квалифицированного персонала для МСБ обостряется.
О. В. Поташева, Э. В. Мантере Институт экономики КарНЦ РАН, г. Петрозаводск В
современных рыночных
условиях в России
конкуренция и
мобильность определяют
направления экономической
деятельности человека
и поэтому основная
составляющая
человеческого капитала
— образование, приобретает
все более высокую ценность.
Человек стремится к
самореализации и находится
в постоянном поиске
новой идеи, технологии
или метода решения
задач, прилагает свои
способности и умения для увеличения
своего дохода и повышения
качества жизни, но при
этом остро ощущает
недостаточность знаний,
что обусловлено прогрессом
науки и техники, широким
применениеминновационных техно Экономисты
и ученые, оценивая
стратегические перспективы развития Карелии,
считают, что экономика Республики
Карелия достигла того
уровня, когдадля ее
дальнейшего подъема
необходимо переходить
на принципиально новый
путь развития — инновационный. Региональная
образовательная
политика на этапе
перехода к инновационному пути развития На
сегодняшний день
в регионе остро
обозначились следующие
проблемы кадрового обеспечения дефицит квалифицированных кадров, в связи с возрастающими требованиями работодателей (высокая потребность в специалистах технического профиля будет существенно усиливаться с учетом необходимости массовой замены высококвалифицированных рабочих кадров, средний возраст которых в наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности сегодня составляет 53—57 лет. Эта картина усугубляется старением населения в целом по республике); — диспропорция спроса и предложения специалистов с высшим образованием по отдельным видам специальностей; — сокращение численности выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений школ республики и дальнейшее прогнозируемое снижение выпускников в 2010 году; — устаревшие образовательные стандарты профессионального образования; — отсутствие системы оценки квалификации выпускников; — отсутствие чувства ответственности у выпускника за вложенные в процесс его обучения целевые средства; — низкая заработная плата, снижающая мотивацию населения к самообразованию и профессиональной переподготовке; — слабая связь предприятий с учреждениями образования. Данный
список проблем необходимо
рассматривать в
качестве основных препятствий
к формированию конкурентного к Постановление Правительства РФ № 36 от 21 января 2005 г. «Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие Государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования», где закреплено требование учета мнения работодателей при разработке образовательных стандартов всех уровней профессионального образования. 2. Постановление
Правительства
Российской Федерации
от 30 декабря 2006 г. № 850
«О мерах государственной
поддержки в 2007 году
подготовки рабочихкадров и
специалистов для высокотехноло Соглашение
о взаимодействии
Российского союза
промышленников и
предпринимателей и
Минобрнауки РФ от 25
июня 2007 г., в котором
стороны взяли
на себя обязательство
по сотрудничеству в
вопросах формирования содержан На региональном уровне
ведется активная работа
по реформированию существующей
системы профессионального
образования, переподготовки кадров и
послевузовского образования.
В Карелии разработаны
и реализуются среднесрочные
программы, определяющие развитие и формир Концепция региональной целевой программы «Развитие образования в Республике Карелия в 2008—2010 годах». 2. Региональная целевая программа «Развитие кадрового потенциала Республики Карелия на период 2008—2012 годов». Программы
объединяют усилия и
ресурсы Министерства
образования, Министерства
экономического развития, Минис Основными
направлениями реформирования п развитие
кадрового потенциала образовательных
структур, стимулирование инновационной д разработка
современной национальной
системы квалификаций для обесп создание
эффективной
организационно-управленческой
структуры образовательного
учреждения для реализации инно переход на новый уровень технической основы и информационного обеспечения современных образовательных технологий и сетевого взаимодействия, внедрение автоматизированных систем управления учебным процессом (модульные программы, цифровые образовательные ресурсы, дистанционное обучение, учебные тренажеры, учебно-производственные фирмы, проектная деятельность, Интернет-ресурсы, базы данных и т. д.); — создание
и реализация инновационных обр Внедрение
программно-целевого
метода в управление развитием сферы
образования является
наиболее рациональным
путем для создания
устойчивого равновесия
между спросом на рынке
труда и предложением
на рынке образовательных
услуг, формирования методов дл сокращение
разрыва между
профессионально- снижение дефицита квалифицированных кадров по профессиям и специальностям, имеющим спрос; — свертывание подготовки специалистов из числа молодежи по «модным» и «престижным» профессиям и специальностям, не имеющим спроса; — снижение объемов привлечения иностранной рабочей силы в республику, рациональное использование человеческих ресурсов региона; — сокращение численности незанятого населения и безработицы; — рост темпов повышения уровня жизни населения. Основным
конкурентным преимуществом
имеющейся сферы
образовательных
услуг в Карелии
является многообразная
по типам, видам и
уровням
сеть государственных
и муниципальных образовательных
учреждений и ее изменение
в соответствии с принципом
оптимальности размещения
и эффективности деятельности
по всей территории
республики. Сегодня региональную государст На протяжении 15 лет в Карелии формировался и развивался сектор негосударственных услуг платного образования и сегодня в этой сфере осуществляют образовательную деятельность 14 малых предприятий, у многих опыт работы составляет более 10 лет. На современном этапе развития региональной сферы услуг профессионального образования представляется результативным применение механизма сетевого взаимодействия с целью интеграции субъектов профессионального образования в аспекте инновационного развития. Первый опыт его применения на уровнях начального и среднего профессионального образования доказал: сетевое взаимодействие — эффективная, мотивированная на позитивные изменения стратегия, которая строится на принципах [6]: — регионализации; — открытости, взаимоподдержки и высокого профессионализма; — стимулирования инноваций, общественных инициатив, творчества; — выявления и поддержки лидеров профобразования, начинающих преподавателей; — расширения социального партнерства, договорных отношений. Примерная модель сетевого взаимодействия, направленная на формирование кадрового потенциала с учетом включения всех региональных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере профессионального образования, представлена на рис. 1. Однако,
на наш взгляд, сетевого
взаимодействия в
рамках самой сферы
образовательных
услуг недостаточно.
Необходимо предусмотреть
участие отраслевых
и региональных советов
по развитию профессионального
образования, формируемых
из представителей работодателей,
как основных потребителей
и заказчиков сферы
образовательных услуг,
и органов региональной власти.
Это позволит образовательным
учреждениям поддерживать
непосредственную связь
с бизнесом и властью,
более реалистично оценивать
потребности экономики в
специалистах, совершенствовать
образовательные программы,
создавать принципиально
новые методики обучения,
быть в курсе новейших
векторов развития, в
какой-то мере прогнозировать инновационныена Кроме того, инерционность системы образования и недостаток материальных активов (современного учебно-лабораторного и производственного оборудования) зачастую тормозят переход образовательных учреждений на новые «рельсы», а это в свою очередь приводит к противоречиям между рынком образовательных услуг и рынком занятости. Решение этой проблемы возможно только при заинтересованном участии бизнеса в организации и процессе подготовки кадровых ресурсов [8]. Однако на сегодняшний день у бизнеса отсутствует мотивация инвестировать средства в подготовку кадров, что также является следствием обозначенных противоречий: подготовленные специалисты не соответствуют требованиям работодателей. Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия в сфере услуг профессионального образования в Карелии Позитивные
изменения начинают
происходить в региональной сфе Вследствие
того, что осуществление
любого проекта возможно только
лишь в рамках конкретного
территориального образования,
третьим полноправным
участником ГЧП становятся региональные власти Таким образом, ГЧП выступает в качестве новой технологии формирования кадрового потенциала для инновационной экономики региона,подразумевающей под собой институциональный и организационный альянс между региональными властями, учреждениями профессионального образования и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности в системе образования [9]. Потенциальные возможностии функции участников партнерства Субъект ГЧП Возможности Функции О <3 Ч И е § Л к о 8 Ь Рч • развитие рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг; • расширение сферы образовательных услуг, доступности профессионального образования; • апробирование применения новых для образовательных структур организационно-правовых форм альянса с бизнесом; • отработка механизмов многоканального финансирования; • апробация и широкое внедрение механизмов взаимодействия образовательных учреждений и работодателей. • создание
организационно-управленческих
условий для реализации инновац мониторинг рынка труда; • выработка
предложений по дальнейшему
совершенствованию
нормативно-правовой
базы реформирования профессионально создание
рабочих групп по разработке инновационных прогр создание экспертных советов по оценке образовательных программ и качества подготовки кадров с участием работодателей; • презентация
и мониторинг реализации инновационных образ совершенствование
системы управления
в сфере инновационной деятельн организация внутрисетевого взаимодействия по развитию и использованию высокостоимостных учебно-производственных и кадровых ресурсов учреждений среднего и начального профессионального образования. * е & у е § Л 5 Й И о ? а б О
• создание дополнительных возможностей
для многоканального
финансирования и развития материально- создание новой модели интегрированного образовательного комплекса (качественный менеджмент, новая инфраструктура, технологии и направления подготовки студентов и преподавателей); • отработка новых моделей учебно-научной, производственной и институциональной интеграции; • повышение финансовой обеспеченности научных исследований ученых, преподавателей и студентов образовательного учреждения (дополнительное финансирование доведения научных<span class="dash041e_0431 |
Информация о работе Формирование и управление кадровым потенциалом региона