Формирование и управление кадровым потенциалом региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 17:12, доклад

Описание работы

В условиях перехода экономики страны и ее регионов на путь модернизации вопросы управления кадровым потенциалом встают в разряд основных резервов роста экономики и устойчивого развития общества.
Сегодня, в современной экономической теории и социологии труда актуальным является методологический подход, согласно которому человеческий фактор, воплощенный в кадровом потенциале приобретет качественно новую ценность и становится основным в эффективности современного производства в противовес технократическим, механистическим взглядам. Действительно, по мере дальнейшего продвижения по пути инновационного развития, в условиях создания новой технологической базы промышленности и возрастающей мобильности технологий, конкурентоспособность все в более весомой степени будет зависеть от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов.

Файлы: 1 файл

garejshina.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

Складывающиеся  на рынках труда в нефтегазовом и  энергетическом, а также в других индустриальных секторах тренды — «старение» кадров, отсутствие преемственности поколений, нехватка собственных учебных центров и отсутствие связи с профильными вузами — служат основанием для рисков кадрового потенциала.

На кадровый дефицит  влияет и отток специалистов из традиционных регионов разработки месторождений.

Сегодня и в  будущем спрос практически на все категории специалистов, в  особенности на квалифицированных  рабочих в новые проекты по направлениям разведки и разработки месторождений на севере Западной Сибири и также в Восточной Сибири и др., будет только расти, считают эксперты.

Характерные способы борьбы с дефицитом

Пытаясь решать проблему дефицита опытных специалистов, компании используют различные инструменты  для привлечения кандидатов и  закрытия вакансий (рис. 2).

Большинство предпочитает привлекать опытных специалистов из других регионов (60%). В нефтегазовой отрасли существуют основные регионы-доноры, из которых компании покрывают свои потребности как в молодых, так и в опытных специалистах.

Активно идет работа с профессиональными рекрутинговыми компаниями (57%).

При отсутствии кандидатов на внешнем рынке используется внутренняя ротация кадров.

Есть ориентация и на молодых специалистов и выпускников  вузов.

Недостаток профессионалов и несоответствие уровня подготовки специалистов в отраслевых учебных заведениях потребностям отрасли привели к высокой конкуренции компаний за привлечение лучших выпускников. Им предлагают всевозможные программы стажировок и производственных практик. Вплоть до того, что в компаниях, имеющих стратегические планы по развитию бизнеса в России, созданы отдельные функциональные подразделения по сотрудничеству с вузами и работе со студентами.

В рамках подобных программ проводится серьезная селекция молодых специалистов. Предложение  о работе получает ограниченное число кандидатов. По данным опроса, больше половины компаний (59%) на постоянной основе нанимают менее десяти человек в год. И лишь 7% — компании — лидеры отрасли со штатом сотрудников несколько тысяч человек — привлекают от 100 до 500 человек.

Проблема  требует комплексных решений

Несмотря на то что более 50% компаний имеют кадровый резерв, закрыть позицию высококвалифицированного специалиста очень сложно. Многие директора по персоналу компаний отмечают, что зачастую в проектах по формированию кадрового резерва не хватает системности, не выделяется достаточно финансовых средств. Лишь у 17% есть программа корпоративного образования, которая включает в себя несколько уровней управления, начиная с подготовки молодых специалистов и заканчивая топ-менеджментом.

Присутствие международных  компаний на российском рынке позволяет  осуществлять передачу современных  технологий и способствует технологическому развитию отрасли. И это предъявляет  более высокие требования к персоналу  и подготовке кадров. Поэтому к вопросу планирования человеческих ресурсов, обучению и развитию необходимо подходить комплексно и развивать эффективное сотрудничество между системой образования и корпоративным сектором.

Все больше компаний начинают задумываться и уделять  особенное внимание выстраиванию системы профессионального обучения внутри холдингов. И это одна из наиболее просматривающихся тенденций за последние два-три года.

По сути, речь идет уже не просто о занятии вакантных  мест, а о планировании, формировании и обучении персонала или создании условий для привлечения специалистов и удержания их на долгий срок.

к сведению

Из-за недостатка профессиональных специалистов мелкий и средний бизнес (МСБ) Германии ежегодно теряет около 30 млрд евро. Согласно результатам  опроса, проведенного компанией Ernst & Young, больше половины из опрошенных 3000 предприятий МСБ по этой причине теряют свои обороты. 16,7% опрошенных предприятий оценили свои потери больше, чем на 5% своего оборота. А поскольку квалифицированные выпускники вузов для трудоустройства обращаются в известные крупные топ-компании, проблема найма квалифицированного персонала для МСБ обостряется.

 

 

О. В. Поташева, Э. В. Мантере  Институт экономики КарНЦ РАН, г. Петрозаводск

В современных рыночных условиях в России конкуренция и  мобильность определяют направления экономической  деятельности человека и поэтому основная составляющая человеческого капитала — образование, приобретает все более высокую ценность. Человек стремится к самореализации и находится в постоянном поиске новой идеи, технологии или метода решения задач, прилагает свои способности и умения для увеличения своего дохода и повышения качества жизни, но при этом остро ощущает недостаточность знаний, что обусловлено прогрессом науки и техники, широким применениеминновационных технологий в окружающем мире. Он восполняет свои потребности в знаниях через сферу образовательных услуг государственных и общественных институтов и использует новые знания в своей деятельности для получения конкурентных преимуществ, то есть создает условия постоянного профессионального, карьерного и личностного роста в течение всей жизни. Человек «привязан» к территории и его активное участие в процессе «непрерывного профессионального образования» оказывает влияние на развитие социально-экономической среды, на формирование кадрового потенциала данной территории. Эффективное управление профессиональной подготовкой и переподготовкой кадров,рациональное использование кадрового потенциала является одним из основных факторов инновационного развития экономики страны в целом и каждогорегиона в отдельности.

Экономисты  и ученые, оценивая стратегические перспективы развития Карелии, считают, что экономика Республики Карелия достигла того уровня, когдадля ее дальнейшего подъема необходимо переходить на принципиально новый путь развития — инновационный. В стратегии развития Карелии до 2020 года политическое решение о выборе инновационного пути развития принято. Разработана и представлена научно обоснованная система мер государственного управления, направленных на реализацию главной стратегической цели — повышение качества жизни населения [1, с. 4—8]. Одним из главных приоритетов новой региональной инновационно-экономической политики выделяется воспроизводство человеческого капитала — повышение общего уровня образованности населения, профессиональная подготовка и переподготовка кадров для высокотехнологической сферы производства. Кадровая проблема с позицииинновационной экономики для Карелии сегодня является одним из основных барьеров на пути развития бизнеса и привлечения инвестиций, поскольку важнейшим аргументом для большинства инвесторов является наличие квалифицированного персонала.

Региональная  образовательная  политика на этапе  перехода к инновационному пути развития основной своей целью должна ставить определение стратегических потребностей инновационной экономики в квалифицированных кадрах и требований к их компетентности. Знание перспективных потребностейрегиона в различных категориях квалифицированных работников позволит учреждениям и общественным институтам сферы образовательных услуг заблаговременно адаптироваться к новым требованиям и своими силами обеспечивать регион нужными специалистами, а, возможно, и стать межрегиональным инновационным центром подготовки кадров [2, с. 9].

На  сегодняшний день в регионе остро обозначились следующие проблемы кадрового обеспечения: —

дефицит квалифицированных кадров, в связи с возрастающими требованиями работодателей (высокая потребность в специалистах технического профиля будет существенно усиливаться с учетом необходимости массовой замены высококвалифицированных рабочих кадров, средний возраст которых в наукоемких и высокотехнологичных отраслях промышленности сегодня составляет 53—57 лет. Эта картина усугубляется старением населения в целом по республике); —

диспропорция  спроса и предложения  специалистов с высшим образованием по отдельным  видам специальностей; —

сокращение численности выпускников 9 и 11 классов общеобразовательных учреждений школ республики и дальнейшее прогнозируемое снижение выпускников в 2010 году; —

устаревшие  образовательные  стандарты профессионального  образования; —

отсутствие  системы оценки квалификации выпускников; —

отсутствие  чувства ответственности  у выпускника за вложенные  в процесс его  обучения целевые  средства; —

низкая  заработная плата, снижающая  мотивацию населения  к самообразованию  и профессиональной переподготовке; —

слабая  связь предприятий с учреждениями образования.

Данный  список проблем необходимо рассматривать в  качестве основных препятствий  к формированию конкурентного кадрового потенциала в Карелии. Поиск решения этих проблем и разработка комплекса мероприятий республиканского масштаба — основная задача региональной образовательной политики, которая должна носить межведомственный и межотраслевой характер. Этому будут способствовать, прежде всего, принятые в последние годы в России важнейшие решения и разработанные для их исполнения нормативные и регулирующие документы [3, с. 16]: 1.

Постановление Правительства РФ № 36 от 21 января 2005 г. «Об утверждении  Правил разработки, утверждения и  введения в действие Государственных  образовательных  стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования», где закреплено требование учета мнения работодателей при разработке образовательных стандартов всех уровней профессионального образования. 2.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 850 «О мерах государственной поддержки в 2007 году подготовки рабочихкадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы». 3.

Соглашение  о взаимодействии Российского союза  промышленников и  предпринимателей и  Минобрнауки РФ от 25 июня 2007 г., в котором  стороны взяли  на себя обязательство по сотрудничеству в вопросах формирования содержания профессионального образования и роли каждой из сторон в этом вопросе.

На региональном уровне ведется активная работа по реформированию существующей системы профессионального образования, переподготовки кадров и послевузовского образования. В Карелии разработаны и реализуются среднесрочные программы, определяющие развитие и формирование кадрового потенциала в республике: 1.

Концепция региональной целевой программы «Развитие образования в Республике Карелия в 2008—2010 годах». 2.

Региональная  целевая программа  «Развитие кадрового потенциала Республики Карелия на период 2008—2012 годов».

Программы объединяют усилия и  ресурсы Министерства образования, Министерства экономического развития, Министерства труда и занятости Республики Карелия и направлены на все субъекты, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных республиканских органов исполнительной власти Республики Карелия, и органы местного самоуправления. Это позволит проводить единую государственную политику в области профессионального образования, обеспечить решение проблемы диспропорций в системе подготовки квалифицированных кадров на уровне муниципальных районов и городских округов и сформировать единое образовательное и информационное пространство, подключить мероприятия региональной адресной инвестиционной программы по строительству зданий и сооружений образовательных учреждений [4].

Основными направлениями реформирования профессионального образования сегодня являются: —

развитие кадрового потенциала образовательных структур, стимулирование инновационной деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, широкое внедрение инновационного опыта, поддержка начинающих преподавателей, внедрение механизмов оценки качества выполнения работы в систему оплаты труда; —

разработка  современной национальной системы квалификаций для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении; —

создание  эффективной организационно-управленческой структуры образовательного учреждения для реализации инновационных программ профессионального образования, расширения социального партнерства, переход на новую систему оплаты труда и нормативное подушевое финансирование услуг, развитие общественно-гражданских форм управления и системы менеджмента качества; —

переход на новый уровень  технической основы и информационного  обеспечения современных  образовательных  технологий и сетевого взаимодействия, внедрение  автоматизированных систем управления учебным процессом (модульные программы, цифровые образовательные ресурсы, дистанционное обучение, учебные тренажеры, учебно-производственные фирмы, проектная деятельность, Интернет-ресурсы, базы данных и т.

д.); —

создание  и реализация инновационных образовательных программ подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств.

Внедрение программно-целевого метода в управление развитием сферы образования является наиболее рациональным путем для создания устойчивого равновесия между спросом на рынке труда и предложением на рынке образовательных услуг, формирования методов для регулирования и управления процессами, происходящими на этих рынках. В тоже время использование данного метода для формирования кадрового потенциала в регионе позволит обеспечить [5]: —

сокращение  разрыва между  профессионально-квалификационными  характеристиками граждан, ищущих работу, и  требованиями работодателей; —

снижение  дефицита квалифицированных кадров по профессиям и специальностям, имеющим спрос; —

свертывание подготовки специалистов из числа молодежи по «модным» и «престижным» профессиям и специальностям, не имеющим спроса; —

снижение  объемов привлечения  иностранной рабочей  силы в республику, рациональное использование  человеческих ресурсов региона; 

сокращение  численности незанятого населения и безработицы; —

рост  темпов повышения  уровня жизни населения.

Основным  конкурентным преимуществом  имеющейся сферы  образовательных  услуг в Карелии  является многообразная  по типам, видам и  уровням сеть государственных и муниципальных образовательных учреждений и ее изменение в соответствии с принципом оптимальности размещения и эффективности деятельности по всей территории республики. Сегодня региональную государственную систему профессионального образования в республике представляют: 19 учреждений среднего профессионального образования (7 техникумов, 9 колледжей и 3 филиала), образования (ОУ НПО) и 7 филиалов ОУ НПО. Услуги высшего профессионального образования (ВПО) представляют три государственных высших учебных заведения, более 20 филиалов вузов. Система переподготовки и послевузовского образования представлена учреждениями: Институт повышения квалификации работников образования Республики Карелия, Центр обучения и мониторинга трудовых ресурсов, Президентская программа подготовки управленческих кадров.

На  протяжении 15 лет  в Карелии формировался и развивался сектор негосударственных  услуг платного образования  и сегодня в  этой сфере осуществляют образовательную  деятельность 14 малых  предприятий, у многих опыт работы составляет более 10 лет.

На  современном этапе развития региональной сферы услуг профессионального образования представляется результативным применение механизма сетевого взаимодействия с целью интеграции субъектов профессионального образования в аспекте инновационного развития. Первый опыт его применения на уровнях начального и среднего профессионального образования доказал: сетевое взаимодействие — эффективная, мотивированная на позитивные изменения стратегия, которая строится на принципах [6]: —

регионализации; 

открытости, взаимоподдержки  и высокого профессионализма; —

стимулирования  инноваций, общественных инициатив, творчества; —

выявления и поддержки лидеров  профобразования, начинающих преподавателей; —

расширения  социального партнерства, договорных отношений.

Примерная модель сетевого взаимодействия, направленная на формирование кадрового потенциала с учетом включения всех региональных субъектов, осуществляющих деятельность в сфере профессионального образования, представлена на рис. 1.

Однако, на наш взгляд, сетевого взаимодействия в  рамках самой сферы  образовательных  услуг недостаточно. Необходимо предусмотреть  участие отраслевых и региональных советов по развитию профессионального образования, формируемых из представителей работодателей, как основных потребителей и заказчиков сферы образовательных услуг, и органов региональной власти. Это позволит образовательным учреждениям поддерживать непосредственную связь с бизнесом и властью, более реалистично оценивать потребности экономики в специалистах, совершенствовать образовательные программы, создавать принципиально новые методики обучения, быть в курсе новейших векторов развития, в какой-то мере прогнозировать инновационныенаправления, проверять свои научные гипотезы на практике [7].

Кроме того, инерционность  системы образования  и недостаток материальных активов (современного учебно-лабораторного  и производственного  оборудования) зачастую тормозят переход  образовательных  учреждений на новые  «рельсы», а это  в свою очередь  приводит к  противоречиям между рынком образовательных услуг и рынком занятости. Решение этой проблемы возможно только при заинтересованном участии бизнеса в организации и процессе подготовки кадровых ресурсов [8]. Однако на сегодняшний день у бизнеса отсутствует мотивация инвестировать средства в подготовку кадров, что также является следствием обозначенных противоречий: подготовленные специалисты не соответствуют требованиям работодателей.

Рис. 1. Модель сетевого взаимодействия в сфере услуг  профессионального  образования в Карелии

Позитивные  изменения начинают происходить в региональной сфере услуг профессионального образования, среди них можно выделить — реструктуризацию, профилизацию на основе интеграции, реагирование на запросы рынка труда через изменения перечня специальностей, структуры и качества профессиональной подготовки, обеспечение современными материально-техническими и технологическими средствами обучения. Несмотря на это, субъектырегионального рынка образовательных услуг имеют низкую инвестиционную привлекательность, повышение которой возможно только во взаимодействии с бизнесом. В связи с этим, целесообразно в предложенной модели сетевого взаимодействия использовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), способный объединить ресурсы бизнеса, власти и сферы образовательных услуг для достижения конкретной цели — формирования кадрового потенциала для инновационной экономики.

Вследствие  того, что осуществление  любого проекта возможно только лишь в рамках конкретного территориального образования, третьим полноправным участником ГЧП становятся региональные власти, задача которых — создание условий для реализации задач партнерства. Для достижения общей цели каждый из партнеров выполняет свои конкретные функции за счет использования имеющихся у него ресурсов (табл. 1).

Таким образом, ГЧП выступает  в качестве новой  технологии формирования кадрового потенциала для инновационной экономики региона,подразумевающей под собой институциональный и организационный альянс между региональными властями, учреждениями профессионального образования и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности в системе образования [9]. Потенциальные возможностии функции участников партнерства Субъект

ГЧП Возможности Функции  О

<3

Ч

И

е

§

Л

к

о

8

Ь

Рч  • развитие рынка и усиление добросовестной конкуренции на рынке образовательных услуг; •

расширение  сферы образовательных  услуг, доступности  профессионального  образования; •

апробирование применения новых для образовательных структур организационно-правовых форм альянса с бизнесом; •

отработка механизмов многоканального  финансирования; •

апробация и широкое внедрение  механизмов взаимодействия образовательных  учреждений и работодателей. •

создание  организационно-управленческих условий для реализации инновационных программ профессионального образования, расширения социального партнерства, развития общественно-гражданских форм управления, молодежных инициатив, системы менеджмента качества и новых финансово-экономических механизмов. • выработка стратегических приоритетов региональной образовательной политики в сфере профессионального образования; •

мониторинг  рынка труда; •

выработка предложений по дальнейшему  совершенствованию  нормативно-правовой базы реформирования профессиональной школы; •

создание рабочих групп по разработке инновационных программ, тиражирование передового опыта; •

создание  экспертных советов  по оценке образовательных  программ и качества подготовки кадров с участием работодателей; •

презентация и мониторинг реализации инновационных образовательных программ; •

совершенствование системы управления в сфере инновационной деятельности (отработка содержания и методик администрирования, подготовки и повышения квалификации управленческих специалистов); •

организация внутрисетевого взаимодействия по развитию и использованию высокостоимостных учебно-производственных и кадровых ресурсов учреждений среднего и начального профессионального образования.

*

е

&

у

е

§

Л

5

Й

И

о

?

а

б

О • создание дополнительных возможностей для многоканального финансирования и развития материально-технической базы учебного заведения; •

создание  новой модели интегрированного образовательного комплекса (качественный менеджмент, новая  инфраструктура, технологии и направления  подготовки студентов  и преподавателей); •

отработка новых моделей учебно-научной, производственной и институциональной интеграции; •

повышение финансовой обеспеченности научных исследований ученых, преподавателей и студентов образовательного учреждения (дополнительное финансирование доведения  научных<span class="dash041e_0431



Информация о работе Формирование и управление кадровым потенциалом региона