Формирование стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - формирование стратегии развития и разработка комплекса мероприятий обеспечивающих эту стратегию.
Основные задачи работы:
- проработать основные теоретические аспекты стратегического планирования и формирования стратегии развития;
- провести бизнес-диагностику деятельности предприятия Хабарское ЦПО;
- сформировать стратегию развития предприятия;
- разработать и оценить мероприятия, обеспечивающие стратегию развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические аспекты стратегического развития организации 6
1.1 Стратегическое планирование и его роль в развитии организации 6
1.2 Виды стратегий развития 13
1.3 Факторы, определяющие развитие компании и их анализ 20
2 Стратегический анализ деятельности Хабарского центрального потребительского общества (Хабарского ЦПО) 30
2.1 Общая характеристика потребительского общества 30
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 37
2.3 Анализ конкурентной позиции предприятия 45
2.4 Анализ финансового состояния Хабарского ЦПО 46
2.5 Оценка и перспективы развития Хабарского ЦПО 57
3 Формирование стратегии развития Хабарского ЦПО 60
3.1 Разработка программы развития Хабарского ЦПО 60
3.2 Оценка мероприятий программы развития Хабарского ЦПО 70
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложение А Задание на дипломное проектирование 82
Приложение Б Бухгалтерский баланс 85
Приложение В Отчет о прибылях и убытках 88

Файлы: 1 файл

Диплом Соловьева С.Н..doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический

университет им. И. И. Ползунова» (АлтГТУ)

 

Институт интенсивного образования

Институт развития дополнительного  профессионального образования

Кафедра Менеджмент в бизнесе

 

ББК 65.291.218                                             Допустить к защите в ГАК

                                                                   И.о. зав. каф. МБ                 Болховитина Е.Н.

«___» _____________ 2013 г.

 

Формирование стратегии развития предприятия

(на примере  Хабарского центрального потребительского  общества)

 

Пояснительная записка

к дипломной работе

 

      ДР 080507.85.000 ПЗ    

обозначение документа

 

Дипломник группы Х(з)-МО-91                                                            С. Н. Соловьёва

                                                № группы                                                                                                   и.о., фамилия

Руководитель                                                                                              

проекта                                                     доцент                                  Т. В. Плотникова

                                                    должность, ученое звание                                           и.о., фамилия

   

Консультанты:

     _________________________________________________________________________

раздел проекта                    должность, ученое звание                подпись                 и.о., фамилия

     _________________________________________________________________________

раздел проекта                    должность, ученое звание                подпись                 и.о., фамилия

     _________________________________________________________________________

 раздел проекта                    должность, ученое звание                подпись                и.о., фамилия

   Нормоконтроль    ст. преподаватель                                   Л. А. Толстопятова

               раздел проекта                    должность, ученое звание                 подпись                 и.о., фамилия

 

 

БАРНАУЛ 2013

Реферат

Дипломная работа содержит восемьдесят девять листов пояснительной записки. Текст пояснительной записки состоит из трех разделов и девяти подразделов, тридцати таблиц, восьми рисунков, трех приложений. Дипломная работа выполнена с использованием пятидесяти трех источников.

Дипломная работа посвящена разработке стратегии развития предприятия на примере Хабарского центрального потребительского общества (Хабарское ЦПО), которое расположено в Хабарском районе Алтайского края.

Ключевые слова: стратегия, развитие, эффективность.

Объектом исследования является Хабарское центральное потребительское общество.

Цель работы - формирование стратегии развития и разработка комплекса мероприятий обеспечивающих эту стратегию.

Основные задачи работы:

- проработать основные теоретические  аспекты стратегического планирования и формирования стратегии развития;

- провести бизнес-диагностику деятельности  предприятия Хабарское ЦПО;

- сформировать стратегию развития  предприятия;

- разработать и оценить мероприятия,  обеспечивающие стратегию развития.

В работе проведен стратегический анализ деятельности предприятия. Определены перспективы развития общества. Сформирована стратегия развития Хабарского ЦПО, разработаны мероприятия, обеспечивающие стратегию, которые благоприятно отразятся на затронутых направлениях деятельности общества и повысят эффективность работы предприятия.

 

         

ДР 080507.85.000ПЗ   

         

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб.

Соловьёва С. Н.

   

Формирование  стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)

Лит

Лист

Листов

Пров.

Плотникова  Т.В.

   

У

   

2

89

       

АлтГТУ,

     Х(з)-МО-91

Н. Контр.

Толстопятова  Л.

   

Утв.

Болховитина Е.Н.

   

 

Содержание

 

 

Введение

 

Одним из основных факторов успешного  развития коммерческой организации  в современных условиях хозяйствования является способность специалистов создавать и поддерживать конкурентные преимущества в условиях рынка. Важнейшей составляющей устойчивого положения экономической системы, осуществляющей свой бизнес в конкретном окружении, становится стратегическое планирование.

Стратегическое планирование основывается на выявлении тенденций не только экономического развития организации, но и среды ее существования. Среда понимается как структурированная система факторов, воздействующих на организацию и ее конкурентов. В условиях нестабильности среды и с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения стратегическое планирование исходит из выявления сильных и слабых сторон организации, благоприятных возможностей, предоставляемых переменами в окружении, угроз со стороны конкурентов и других факторов внешнего окружения экономической системы.

Впервые организованный бизнес столкнулся с проблемой стратегического планирования в условиях экономического кризиса. Именно в таких условиях, становятся отчетливо видны все слабые стороны одних предприятий и сильные стороны других. И именно в такие периоды, как никогда становится, очевидно, куда были впустую истрачены огромные ресурсы, которые уже никогда не дадут ожидаемого эффекта. Тогда до предела обостряется конкурентная борьба, победителем из которой выходит тот, кто сумеет добиться больших конкурентных преимуществ - преимуществ не над конкурентами, а преимуществ по отношению к потребителю.

Стратегия - это комплекс принимаемых  менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ  на целевых рынках. Следовательно, стратегия устанавливает направления деятельности предприятия, в какие конкретно товары и рынки компания направляет денежные и трудовые ресурсы, а также как именно это будет сделано, то есть каким образом будет организована работа по формированию потребительских предпочтений в данных областях.

Актуальность данной темы определяется важностью проблем, возникающих  с:

- возрастающей конкуренцией;

- отсутствием четко разработанных  стратегий планирования предприятия в современных условиях;

- быстро меняющимися условиями внутренней и внешней среды деятельности предприятий;

- отсутствие эффективных механизмов  реализации стратегического планирования.

Целью работы является формирование стратегии развития и разработка комплекса мероприятий обеспечивающих эту стратегию.

Основные задачи работы это:

Проработать основные теоретические аспекты стратегического планирования и формирования стратегии развития:

- стратегическое планирование и его роль в развитии организации;

- изучить виды стратегий;

- рассмотреть факторы, определяющие развитие компании.

Провести бизнес-диагностику деятельности предприятия Хабарское ЦПО:

- рассмотреть общую характеристику потребительского общества;

- провести анализ внутренней  и внешней среды предприятия;

- провести анализ финансового состояния Хабарского ЦПО;

- провести оценку и выявить возможные перспективы развития   предприятия.

Сформировать стратегию развития предприятия;

Разработать и оценить мероприятия, обеспечивающие стратегию развития.

Объектом исследования является Хабарское  центральное потребительское общество.

Предметом исследования является стратегическое развитие предприятия.

Для решения поставленных задач использовались методы экономической статистики, методы анализа финансовой деятельности предприятия. Эмпирическую базу исследования составили статистические и отчетные данные форм бухгалтерской отчетности Ф1, Ф2, экономические анализы деятельности предприятия, ведомственная отчетность предприятия.

В первой главе работы рассмотрены основные теоретические аспекты стратегического планирования, его сущность и роль в развитии предприятия; описаны основные виды стратегий развития: стратегия концентрированного роста, стратегия интегрированного роста, стратегия диверсифицированного роста, стратегия сокращения; рассмотрены факторы, определяющие развитие компаний.

Во второй главе проведена бизнес-диагностика деятельности предприятия.

Третья глава работы посвящена формированию стратегии развития предприятия, разработке и оценке мероприятий, обеспечивающих стратегию развития.

 

 

1 Теоретические аспекты стратегического развития организации

    1.  Стратегическое планирование и его роль в развитии организации

 

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

Стратегическое планирование дает возможность и менеджменту компаний определиться с направлением и темпом развития бизнеса, очертить тенденции рынка, понять, какие организационные и структурные изменения должны произойти в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество, какие инструменты необходимы ей для успешного развития.

Отсутствие планирования ставит фирмы  в такое положение, когда они:

- не понимают будущих задач,

- не умеют рассматривать хозяйствование как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;

- теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются только краткосрочными интересами и не понимают общего смысла происходящих событий;

- не в состоянии определить основные потребности рынка;

- оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности.

Применение планирования деятельности фирм и их деловых отношений  создает следующие важные преимущества:

- делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;

- проясняет возникающие проблемы;

- подготавливает фирму к внезапным изменениям во внешней среде;

- стимулирует управляющих к реализации своих решений в дальнейшей работе,

- улучшает координацию действий в организации;

- создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

- увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

- способствует более рациональному распределению ресурсов;

- четко формализует обязанности и ответственность участников фирм;

- улучшает контроль в организации.

На рисунке 1.1 представлена схема процесса стратегического планирования.

Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.

 

 

Рисунок 1.1 – Структура  стратегического планирования

 

Процесс стратегического планирования включает:

- определение миссии предприятия, организации;

- формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;

- оценку и анализ внешней среды;

- оценку и анализ внутренней среды;

- разработку и анализ стратегических альтернатив;

- выбор стратегии.

Процесс стратегического управления (кроме стратегического планирования)

включает также:

- реализацию стратегии;

- оценку и контроль выполнения стратегии.

Основные компоненты стратегического  планирования:

1) Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

2) Формулирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых притязаний, применяются термины "цели" и "задачи". Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере четыре типа целей:

- количественные цели;

- качественные цели;

- стратегические цели;

- тактические цели.

3) Анализ и оценка внешней среды. Обычно этот процесс считается исходным процессом стратегического планирования, так как он обеспечивает базу для выработки стратегии поведения.

Анализ среды предполагает исследование двух ее компонентов:

- макросреды;

- непосредственного окружения.

Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как:

- состояние экономики;

- правовое регулирование;

- политические процессы;

- природная среда и ресурсы;

- социальная и культурная составляющие общества;

- научно-технологический уровень;

Непосредственное окружение анализируется  по следующим основным компонентам:

- покупатель;

- поставщик;

- конкуренты;

- рынок рабочей силы.

4) Анализ и оценка внутренней среды. Анализ внутренней среды позволяет определить те внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет лучше уяснить цели фирмы и сформулировать ее миссию.

Внутренняя среда исследуется  по следующим направлениям:

- кадровый потенциал;

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)