Формирование стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - формирование стратегии развития и разработка комплекса мероприятий обеспечивающих эту стратегию.
Основные задачи работы:
- проработать основные теоретические аспекты стратегического планирования и формирования стратегии развития;
- провести бизнес-диагностику деятельности предприятия Хабарское ЦПО;
- сформировать стратегию развития предприятия;
- разработать и оценить мероприятия, обеспечивающие стратегию развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические аспекты стратегического развития организации 6
1.1 Стратегическое планирование и его роль в развитии организации 6
1.2 Виды стратегий развития 13
1.3 Факторы, определяющие развитие компании и их анализ 20
2 Стратегический анализ деятельности Хабарского центрального потребительского общества (Хабарского ЦПО) 30
2.1 Общая характеристика потребительского общества 30
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 37
2.3 Анализ конкурентной позиции предприятия 45
2.4 Анализ финансового состояния Хабарского ЦПО 46
2.5 Оценка и перспективы развития Хабарского ЦПО 57
3 Формирование стратегии развития Хабарского ЦПО 60
3.1 Разработка программы развития Хабарского ЦПО 60
3.2 Оценка мероприятий программы развития Хабарского ЦПО 70
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложение А Задание на дипломное проектирование 82
Приложение Б Бухгалтерский баланс 85
Приложение В Отчет о прибылях и убытках 88

Файлы: 1 файл

Диплом Соловьева С.Н..doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

- производство;

- финансы;

- маркетинг;

- организационная структура и т.п.

5) Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии. Здесь принимаются решения о том, как фирма будет достигать своих целей и реализовывать корпоративную миссию. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего звена должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

6) Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может "провалиться", если не принять мер по его реализации. Случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию, нередки. Причины этого:

- неверно проведенный анализ и ошибочные выводы;

- непредвиденные изменения во внешней среде;

- неумение фирмы вовлечь в реализацию стратегии свой внутренний потенциал.

Необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий  обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.

7) Оценка и контроль стратегии. На этом этапе обеспечивается обратная связь между процессом достижения целей, предусмотренных стратегическим планом, и собственно самими целями.

Главная задача такого контроля - выяснить, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей и миссии фирмы. Поэтому корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегии, так и целей фирмы, что принципиально отличает этот вид контроля от оперативного, при котором цели текущего плана являются неизменными.

При проведении стратегического анализа  менеджеры организации устанавливают, в каком положении находится  организация в настоящее время, а также выявляют стратегические факторы, которые в дальнейшем будут  оказывать существенное влияние на ее деятельность. Выяснить положение организации в настоящее время необходимо для того, чтобы установить, в каком направлении она должна развиваться и каких результатов необходимо достичь.

Под стратегическими факторами  понимаются факторы развития внешней и внутренней среды, которые будут оказывать в будущем существенное влияние на деятельность организации и которые имеют большую вероятность появления.

Анализ внешней среды  позволяет установить, с одной  стороны, возможности, открывающиеся перед организацией в перспективе, а с другой – выявить будущие угрозы, исходящие от этой среды. Составной частью анализа внешней среды является анализ отрасли, в которой действует организация, а также анализ ее конкурентного окружения с использованием методологии маркетинга. В результате отраслевого анализа устанавливаются ключевые факторы успеха отрасли, т.е. общие для всех организаций отрасли факторы, реализация которых улучшает конкурентные позиции организации в отрасли.

В свою очередь, внутренний анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны организации, ее стратегический потенциал, а также установить ее конкурентные преимущества. Под стратегическим потенциалом организации понимается совокупность имеющихся ресурсов и способностей для разработки и реализации стратегии. Конкурентные преимущества организации – это уникальные осязаемые и неосязаемые ресурсы, которыми она владеет, а также стратегически важные сферы ее деятельности.

Располагая определенными  стратегическими ресурсами и  конкурентными преимуществами, используя открывающиеся возможности внешней среды, организация может определить направления своего долгосрочного развития на 3, 5 и 10 лет вперед и отразить его в стратегическом видении, миссии. На основе видения и миссии формулируются долгосрочные цели организации. Обычно после формулировки долгосрочных целей осуществляется выбор конкретного пути развития организации из нескольких возможных альтернативных вариантов.

Стратегический выбор  конкретного пути развития организации (конкретной стратегии) осуществляется с использованием системы методов, разработанных в рамках стратегического менеджмента, а также методов, используемых в других научных областях. Осуществляя стратегический выбор, организация должна спрогнозировать на будущее развитие внешней среды и предусмотреть возможные последствия ее изменений.

Осуществив стратегический выбор и разработав стратегию  своего развития, организация должна ее реализовать с использованием системы планов, программ, бюджетов и процедур. Важными составляющими  процесса реализации стратегии является наличие:

- необходимой материальной базы. Для предприятия материальная база включает в себя здания, оборудование, покупные изделия и материалы, транспорт.

- квалифицированного персонала, заинтересованного в реализации стратегии.

- системы управления организации, которая не должна входить в противоречие с разработанной стратегией.

Материальная база и  квалифицированный, заинтересованный персонал определяет основу для реализации стратегии. В свою очередь, система  управления, действующая в организации, позволяет выявить возможности для реализации стратегии, которые создаются материальной базой и персоналом.

Поставленные долговременные цели и задачи, отраженные в системе  планов, программ, бюджетов и процедур, реализуются в реальном масштабе времени. В результате имеется возможность оценить реальные достижения путем сравнения с данными, отраженными в перечисленных ранее документах, и осуществить через обратную связь контроль деятельности организации, а также корректировку этапов стратегического анализа и при необходимости стратегического выбора.

При реализации стратегии  часто возникает необходимость  возвращаться к предыдущим блокам. Это может быть связано, например, с изменением внешних условий  деятельности организации. В практической деятельности часто появляется необходимость корректировки действующей стратегии, то есть возвращения от блока реализации стратегии к блоку стратегического выбора или к блоку стратегического анализа. Поэтому процесс разработки и реализации стратегии является непрерывным и циклическим.

Стратегия представляет собой детальный  всесторонний комплексный план. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должен быть учтен научно-технический потенциал предприятия.

При формировании стратегии необходимо учитывать:

- перспективность;

- приоритетность;

- реализуемость;

- итеративность (поэтапность);

- комплексность.

1) Перспективность. Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу. Последствия принимаемых стратегических решений играют определяющую роль в судьбе компании на протяжении длительного времени. Нужно помнить, что стратегические ошибки очень сложно исправить. Более того, их последствия нельзя исправить никакими оперативными методами

2) Приоритетность. Выбирая ту или иную стратегию, руководство компании должно быть готово последовательно ее придерживаться, подчиняя свои тактические действия стратегическим приоритетам. Вместе с тем, ввиду своей долгосрочности, стратегическое управление осуществляется в области высокой неопределенности, поэтому руководство организации всегда должно быть готово к проведению корректирующих изменений, которые обязательно должны носить осмысленный характер, не следует допускать, чтобы они выходили за рамки согласованной концепции развития компании. Долгосрочная стратегическая линия определяет всю последующую работу предприятия. Выбранная стратегия развития и пути ее реализации служат основой для построения всех оперативных планов деятельности. И здесь, к сожалению, очень часто происходит сбой: в ситуации, когда необходимо быстро принять решение, текущие интересы часто берут верх над стратегическими, несмотря на утвержденный стратегический план. Поэтому умение следовать разработанной стратегии нужно учиться.

3) Реализуемость. При постановке долгосрочных целей и определении стратегии их достижения учитываются реальные возможности компании. Цели должны быть достижимыми, а задачи напряженными, но выполнимыми. Когда компания только внедряет систему стратегического менеджмента, то цели можно чуть-чуть занизить, чтобы быть уверенными в возможности их реализации. Очень важно, чтобы механизм заработал. С работающим механизмом можно будет наверстать небольшие потери, возникшие из-за смещения акцента с текущей деятельности на стратегическую. Иными словами, на начальном этапе может возникнуть ощущение, что потраченные на решение стратегических задач время и усилия не окупаются: текущие финансовые результаты ухудшаются, но при этом и долгосрочные цели не достигаются. Поэтому при внедрении стратегического управления очень важно, чтобы менеджеры почувствовали, что эта система работает. Конечно, в планировании всегда присутствует волевой элемент, при утверждении плановых показателей руководитель компании старается нацелить сотрудников на достижение более высоких результатов. Стремление к лучшему это, несомненно, очень ценное качество менеджера, но такое стремление должно опираться на реальные возможности, как во внешней среде, так и внутри компании.

4) Итеративность (поэтапность). Внедрение стратегии в жизнь происходит поэтапно: решение долгосрочных задач осуществляется через реализацию среднесрочных и краткосрочных инициатив. Таким образом, достижение конечной стратегической цели это последовательный многоэтапный процесс, который необходимо постоянно контролировать. Для более эффективного управления реализацией стратегии, как правило, разрабатываются стратегические проекты развития. По каждому из них определяются цели и результаты, составляется план работ, формируется проектная команда, определяется система мотивации.

Принцип итеративности в стратегическом управлении означает еще и необходимость  многократного повторного анализа  всего цикла стратегического  менеджмента. Компании вынуждены это  делать потому, что в циклическом  процессе нет начала. А значит нельзя точно определить, с чего следует начинать разработку стратегического плана: с анализа или постановки целей. Чтобы определить цель, нужны результаты анализа, чтобы провести анализ, необходимы ориентиры по целям. Единственный способ разорвать этот замкнутый круг – это использование итерационного подхода к разработке стратегического плана компании.

5) Комплексность. Всесторонний анализ и учет информации позволяют своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Для того чтобы разработать эффективную стратегию, необходимо учесть большое число факторов. При этом изучение внешней среды важнее, хотя и про компанию (внутреннюю среду) забывать нельзя. Надо отслеживать все узкие места, чтобы знать, каким внутренним ресурсом компании сейчас располагает, сможет ли реализовать задуманную стратегию.

Принцип – основополагающее исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Остановимся на основополагающих общих принципах стратегического планирования:

Принцип научной обоснованности с элементами интуиции и искусства предполагает, что в стратегическом планировании используются как научно-обоснованные методы, характерные для данной области знаний, так и методы смежных областей. В то же время применительно к конкретной ситуации менеджер должен использовать индивидуальный подход, основанный не только на научно -обоснованных методах, но и на интуиции и творчестве. Это связано с трудностью ориентации, зачастую в мало предсказуемой внешней среде с наличием сложного конкурентного окружения. В этой ситуации много зависит от интуиции, искусства и творчества менеджера.

Принцип системности и многофункциональности  исходит из того, что объекты стратегического планирования рассматриваются как совокупность функционально связанных элементов, которые вместе составляют единое целое. Системный подход требует: взаимной увязки стратегий на всех уровнях планирования в организации; координации всех аспектов деятельности, как в текущем периоде, так и в долгосрочной перспективе на основе действующей системы планов, доведенных до всех исполнителей, с тем, чтобы можно было контролировать и корректировать результаты деятельности.

Принцип ориентации на потребителя  предполагает постоянный анализ рынка  и потребностей потребителей. Принимаемые  стратегические решения, касающиеся внедрения разнообразных новшеств, должны предварительно оцениваться на предмет их восприятия потребителями. Организации должны в своей деятельности учитывать не только текущие потребности потребителей, но и их будущие запросы. Поэтому в организациях должен осуществляться постоянный прогноз на перспективу изменений потребностей потребителей и с учетом его результатов становится возможным принимать стратегические решения.

Принцип интеграции нацеливает организацию  и весь ее персонал на выполнение глобальных целей организации, отраженных в ее стратегическом видении, миссии и политике. Весь персонал организации должен быть вовлечен в выполнение стратегических целей, работать единой командой для их реализации. Вовлечение персонала в целенаправленную деятельность по выполнению стратегических задач позволяет организации с выгодой использовать его способности, обеспечивает возможность участия каждого работника в выработке и реализации стратегических решений. Подобный подход рождает в людях чувство ответственности и сопричастности, что усиливает мотивацию к творческому труду. Принцип ориентации на ценности, принятые в обществе. В соответствии с этим принципом организации должны при принятии стратегических решений не навредить своим сотрудникам, обществу в целом и окружающей среде. Стратегические решения обычно связаны с существенными изменениями как внутри организации, так и вне ее. Стратегические решения не должны в будущем снимать социальную ответственность организации перед обществом, например, в таких сферах, как защита окружающей среды, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителей.

Единство стратегических планов, программ, проектов, бизнес-планов и бюджетов обеспечивается тем, что все указанные  виды плановых документов должны иметь тщательное технико-экономическое обоснование; пройти согласование на всех уровнях управления; пройти увязку между собой по подразделениям, срокам и ресурсам.

    1.  Виды стратегий развития

 

Выбор стратегии означает выбор  средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.

Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического  управления.

Существует два противоположных  взгляда на понимание стратегии.  Первое  понимание стратегии базируется на следующем процессе. Достаточно точно определяется конечное состояние, которое должно быть достигнуто через длительный промежуток времени. Далее фиксируется, что необходимо сделать для того, чтобы достичь этого конечного состояния. После этого составляется план действий с разбивкой по временным интервалам (пятилеткам, годам и кварталам), реализация которого должна привести к достижению конечной, четко определенной цели. В основном именно такое понимание стратегии существовало в системах с централизованной плановой экономикой. При таком понимании стратегия — это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели, а выработка стратегии — это нахождение цели и составление долгосрочного плана.

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)