Формирование стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - формирование стратегии развития и разработка комплекса мероприятий обеспечивающих эту стратегию.
Основные задачи работы:
- проработать основные теоретические аспекты стратегического планирования и формирования стратегии развития;
- провести бизнес-диагностику деятельности предприятия Хабарское ЦПО;
- сформировать стратегию развития предприятия;
- разработать и оценить мероприятия, обеспечивающие стратегию развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические аспекты стратегического развития организации 6
1.1 Стратегическое планирование и его роль в развитии организации 6
1.2 Виды стратегий развития 13
1.3 Факторы, определяющие развитие компании и их анализ 20
2 Стратегический анализ деятельности Хабарского центрального потребительского общества (Хабарского ЦПО) 30
2.1 Общая характеристика потребительского общества 30
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 37
2.3 Анализ конкурентной позиции предприятия 45
2.4 Анализ финансового состояния Хабарского ЦПО 46
2.5 Оценка и перспективы развития Хабарского ЦПО 57
3 Формирование стратегии развития Хабарского ЦПО 60
3.1 Разработка программы развития Хабарского ЦПО 60
3.2 Оценка мероприятий программы развития Хабарского ЦПО 70
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложение А Задание на дипломное проектирование 82
Приложение Б Бухгалтерский баланс 85
Приложение В Отчет о прибылях и убытках 88

Файлы: 1 файл

Диплом Соловьева С.Н..doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Такой подход, бесспорно, основывается на том, что все изменения предсказуемы, что все происходящие в среде процессы детерминированы и поддаются полному контролю и управлению. Однако данная предпосылка неверна даже для плановой экономики. Тем более она совершенно неверна в экономике рыночной. Более того, развитие рыночных экономических систем в последние десятилетия говорит о том, что скорость процессов изменения среды, а также величина дополнительных возможностей, которые заключены в этих изменениях, постоянно возрастают. Поэтому и стратегия поведения организации в рыночной экономике должна в первую очередь нести в себе возможность получения преимуществ от изменений.

При втором понимании стратегии, которое и используется в стратегическом управлении, стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Такое понимание стратегии исключает  детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование, в рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей.

Определение стратегии для фирмы  принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. В частности, это касается того, как руководство фирмы воспринимает различные рыночные возможности, какие сильные стороны своего потенциала фирма намеревается задействовать, какие традиции в области стратегических решений существуют на фирме. Фактически можно сказать, что, сколько существует фирм, столько же существует конкретных стратегий. Однако это никак не означает, что невозможно провести некую типологию стратегий. Анализ практики выбора стратегий показывает, что существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.

Как было сказано ранее, в самом  общем виде стратегия — это  генеральное направление действия организации, следование которому в  долгосрочной перспективе должно привести ее к поставленной цели. Такое понимание  стратегии справедливо только при рассмотрении ее на верхнем уровне управления организацией. Для уровня, находящегося ниже в организационной иерархии, стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок.

При определении стратегии фирмы  руководство сталкивается с тремя  основными вопросами, связанными с  положением фирмы на рынке:

- какой бизнес прекратить;

- какой бизнес продолжить;

- в какой бизнес перейти.

При этом внимание концентрируется  на том:

- что организация делает и чего не делает;

- что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

Как считает один из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления М. Портер, существует три основных подхода к выработке стратегии поведения фирмы на рынке.

Первый подход связан с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции. Чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне исполнения должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции, с ее снижением. Маркетинг же при данной стратегии не обязательно должен быть высоко развит.

Второй подход к выработке стратегии  связан со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и качественный маркетинг для того, чтобы становиться лидером в своей области. Это приводит к тому, что покупатели выбирают продукцию данной фирмы, даже если цена и достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.

Третий подход относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма досконально выясняет потребности определенного сегмента рынка в продукции определенного типа. В этом случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако что является совершенно обязательным для проведения стратегии третьего типа, так это то, что фирма должна строить свою деятельность, прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка. То есть должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.

Обычно эти стратегии называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: 1) продукт; 2) рынок; 3) отрасль; 4) положение фирмы внутри отрасли; 5) технология. Каждый из этих пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или же новое. Например, в отношении продукта это может быть либо решение производить тот же продукт, либо переходить к производству нового продукта.

 

1.2.1 Стратегия концентрированного роста

 

Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.

Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:

- стратегия усиления позиции  на рынке, при которой фирма  делает все, чтобы с данным  продуктом на данном рынке  завоевать лучшие позиции. Этот  тип стратегии требует для  реализации больших маркетинговых  усилий. Возможны также попытки  осуществления так называемой горизонтальной интеграции, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;

- стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;

- стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном фирмой рынке.

 

1.2.2 Стратегия интегрированного  роста

 

Ко   второй   группе   эталонных стратегий относятся такие стратегии бизнеса, которые связаны с расширением фирмы путем добавления новых структур. Эти стратегии называются стратегиями интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе, не может осуществлять стратегии концентрированного роста и в то же время интегрированный рост не противоречит ее долгосрочным целям. Фирма может осуществлять интегрированный рост, как путем приобретения собственности, так и путем расширения изнутри. При этом в обоих случаях происходит изменение положения фирмы внутри отрасли.

Выделяются два основных типа стратегий  интегрированного роста:

- стратегия обратной вертикальной интеграции направлена на рост фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над поставщиками. Фирма может либо создавать дочерние структуры, осуществляющие снабжение, либо же приобретать компании, уже осуществляющие снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме очень благоприятные результаты, связанные с тем, что уменьшится зависимость от колебания цен на комплектующие и запросов поставщиков. Более того, поставки как центр расходов для фирмы могут превратиться в случае обратной вертикальной интеграции в центр доходов;

- стратегия вперед идущей вертикальной интеграции выражается в росте фирмы за счет приобретения либо же усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, а именно системами распределения и продажи. Данный тип интеграции очень выгоден, когда посреднические услуги очень расширяются или же когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы.

 

 

1.2.3 Стратегия диверсифицированного  роста

 

Третий тип стратегий основан  на придании товарам или услугам  уникальных свойств, которыми не обладают товары или услуги конкурента; предложений  более высокой или дополнительной ценности в предлагаемых потребителю товарах или услугах по отношению к конкурентам; извлечении организацией выгоды за счет более высокой цены на товары или услуги или путем увеличения продаж; более значительной потребительской ценности товаров или услуг по отношению к понесенным издержкам.

Данная стратегия использует готовность потребителей нести большие издержки за более качественные товары или  услуги, а также за более широкий  набор их потребительских свойств.

Дифференциация будет обеспечивать организации отдачу в том случае, если она на основе хорошо организованного маркетинга изучила потребности потребителей и произвела изменение в товарах или услугах в соответствии с их желанием. Потребители будут платить за дополнительные качественные характеристики товаров или услуг только в том случае, ели они воспринимают эту дополнительную ценность, она их устраивает и необходима им. Иными словами, организация должна доказать потребителям, что увеличение цены на товары и услуги перекрывается дополнительными преимуществами, получаемыми от дифференциации.

Любая дифференциация товаров или  услуг вызывает рост издержек производства. При этом рост прибыли, получаемый организацией, должен превышать понесенные издержки. При сравнительно малом росте  прибыли возможна компенсация за счет увеличения объема продаж. Во многих случаях организации становится выгодно добавлять отдельные характеристики товарам или услугам, которые не требуют существенных затрат, но положительно сказываются на удовлетворенности потребителей.

Стратегия дифференциации защищает организацию  от пяти сил конкурентов. В этом случае дифференциация по отношению к конкурентам: снижает возможность использования товаров и услуг-заменителей; уменьшает чувствительность к цене; увеличивает привязанность к торговой марке.

Стратегия дифференциации может быть использована организациями при  наличии различных потребностей у потребителей; наличии у организации  запаса новшеств в области производства или маркетинга; ограниченном числе  конкурентов, использующих те же пути дифференциации; сложной структуре рынка товаров и услуг.

Возможные риски при данной стратегии  сводятся к следующим:

- эффект дифференциации снижается  из-за возможности появления товаров и услуг-заменителей;

- не восприятие потребителем предлагаемой дифференциации товаров и услуг;

- падение интереса из-за привыкания  потребителей к новшествам;

- высокие затраты на дифференциацию.

 

 

1.2.4 Стратегия сокращения

 

Четвертым   типом    эталонных стратегий развития бизнеса являются стратегии сокращения. Они реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике, такие, как, например, структурная перестройка и т.п. В этих случаях фирмы прибегают к использованию стратегий целенаправленного и спланированного сокращения производства. Реализация данных стратегий зачастую проходит небезболезненно для фирмы. Однако необходимо четко осознавать, что это такие же стратегии развития фирмы, как и рассмотренные стратегии роста, и при определенных обстоятельствах их невозможно избежать. Более того, порой это единственно возможные стратегии обновления бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев обновление и рост — взаимоисключающие процессы развития бизнеса.

Выделяется четыре типа стратегий  целенаправленного сокращения бизнеса:

- стратегия ликвидации представляет собой предельный случай стратегии сокращения и осуществляется тогда, когда фирма не может вести дальнейший бизнес;

- стратегия «сбора урожая» предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время «сбора урожая». Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия «сбора урожая» рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального совокупного дохода;

- стратегия сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Часто эта стратегия реализуется диверсифицированными фирмами тогда, когда одно из производств плохо сочетается с другими. Реализуется данная стратегия и тогда, когда нужно получить средства для развития более перспективных либо же начала новых, более соответствующих долгосрочным целям фирмы бизнесов. Существуют и другие ситуации, требующие реализации стратегии сокращения;

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)