Формирование стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - формирование стратегии развития и разработка комплекса мероприятий обеспечивающих эту стратегию.
Основные задачи работы:
- проработать основные теоретические аспекты стратегического планирования и формирования стратегии развития;
- провести бизнес-диагностику деятельности предприятия Хабарское ЦПО;
- сформировать стратегию развития предприятия;
- разработать и оценить мероприятия, обеспечивающие стратегию развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические аспекты стратегического развития организации 6
1.1 Стратегическое планирование и его роль в развитии организации 6
1.2 Виды стратегий развития 13
1.3 Факторы, определяющие развитие компании и их анализ 20
2 Стратегический анализ деятельности Хабарского центрального потребительского общества (Хабарского ЦПО) 30
2.1 Общая характеристика потребительского общества 30
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 37
2.3 Анализ конкурентной позиции предприятия 45
2.4 Анализ финансового состояния Хабарского ЦПО 46
2.5 Оценка и перспективы развития Хабарского ЦПО 57
3 Формирование стратегии развития Хабарского ЦПО 60
3.1 Разработка программы развития Хабарского ЦПО 60
3.2 Оценка мероприятий программы развития Хабарского ЦПО 70
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложение А Задание на дипломное проектирование 82
Приложение Б Бухгалтерский баланс 85
Приложение В Отчет о прибылях и убытках 88

Файлы: 1 файл

Диплом Соловьева С.Н..doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

- низкие издержки за счет больших объемов выпуска продукции;

- контроль за каналами распределения продукции;

- пользование местных (локальных) особенностей при производстве продукта и т.п.

 Однако любая из названных мер будет действенной только тогда, когда она является реальным барьером. Поэтому важно знать специфику работы потенциальных конкурентов, чтобы решить вопрос о том, какие барьеры могут помешать конкуренту прорваться на рынок.

Не меньшая опасность таится в деятельности производителей замещающей продукции. Чтобы бороться с конкурентами - производителями замещающей продукции в процессе стратегического планирования, нужно закладывать определенный потенциал, который бы позволил создать новый, более эффективный продукт нового типа.

Ни одна фирма не может себе позволить  игнорировать любую реакцию своих

конкурентов. Чтобы наметить соответствующие  мероприятия в стратегическом плане  при анализе конкурентов, необходимо ответить на четыре вопроса:

- удовлетворен ли конкурент своим настоящим положением;

- какие шаги в изменении своей стратегии может предпринять конкурент;

- в чем уязвимость конкурента;

- что может спровоцировать наиболее крупные и опасные ответные меры со стороны конкурента.

2) Покупатели. Задача анализа данного фактора состоит в том, чтобы определить потребителей продукции данной фирмы. Это позволяет выяснить следующее:

- какой продукт нужен покупателю, на какой объем продаж может рассчитывать фирма;

- в какой мере покупатели привержены продукту фирмы;

- насколько можно расширить круг потенциальных покупателей;

- что ожидает продукцию фирмы в будущем и т.д.

Портрет покупателя может быть составлен  по следующим характеристикам:

- социально-экономические (доходы, профессия и т.п.);

- демографические характеристики (возраст, пол, образование, сфера деятельности

и т.п.);

- психографические характеристики (стиль жизни, мнения и т.п.);

- поведенческие характеристики (отношение к товару, восприятие цены, частота покупок в одном магазине и т.п.).

Фирма определяет, насколько сильны ее позиции, чтобы диктовать свои условия покупателю. Если фирма является монополистом, покупатель имеет ограниченную возможность в выборе нужного ему товара и, следовательно, его позиция по отношению к продавцу товара существенно ослаблена. И, наоборот, если у покупателя есть выбор, то позиции продавца товара более слабые, и он вынужден искать замену данному покупателю другим, который имел бы меньшую возможность в выборе продавца.

 Положение покупателя на рынке, учитываемое при разработке стратегии фирмы, зависит от ряда факторов, среди которых наиболее важны следующие:

- соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя ;

- объем закупок, осуществляемых покупателем;

- уровень информированности покупателя о состоянии рынка товара;

- наличие и объемы выпуска замещающих товаров;

- чувствительность покупателя к цене товара, которая определяется объемом закупок данного товара, ориентацией на определенное качество товара, экономическим положением покупателя, особенностью лиц, принимающих решение о покупке и т.п.

3) Поставщики. Анализ направлен на выявление факторов в деятельности поставщиков, снабжающих фирму сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом и т.п., от которых зависят себестоимость и качество выпускаемой продукции.

Влияние поставщиков на деятельность фирмы недооценивать нельзя, поскольку они могут поставить фирму в сильную зависимость от себя.

Меру влияния поставщиков как конкурентов можно оценить следующими факторами:

- уровень специализации поставщиков;

- затраты, которые может понести поставщик при замене клиентов;

- возможность замены приобретаемых покупателями ресурсов другими;

- объем продаж поставщиков и т.д.

При изучении поставщиков необходимо исследовать:

- стоимость поставляемого товара, и тенденции ее изменения;

- гарантии качества поставляемого товара;

- временной график поставки;

- надежность поставщиков (пунктуальность, обязательность выполнения

договорных обязательств и т.п.).

4) Рынок рабочей силы. Исследование данного фактора производится для того, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении фирмы квалифицированными кадрами. Здесь важно следующее:

- наличие на рынке труда необходимых фирме кадров определенной квалификации,

пола, возраста и т.п.;

- анализ политики, проводимой профсоюзами, государством, объединениями нанимателей и т.п. в области занятости и оплаты труда;

- изучение стоимости рабочей силы и динамики ее изменения.

5) Контактные аудитории. Это средства массовой информации, общества потребителей, экологические общественные организации и т.п., которые оказывают существенные влияние на формирование благоприятного облика фирмы.

Целью анализа факторов внутренней среды фирмы, оказывающих влияние на развитие фирмы, является выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности.

Чтобы воспользоваться внешними возможностями, фирма должна иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних достоинств и недостатков, в стратегическом планировании называется управленческим обследованием. Оно представляет собой процесс исследования внутренней среды фирмы, предназначенный для выявления ее стратегических преимуществ и недостатков в бизнесе.

С целью обследования рекомендуется в процессе стратегического планирования изучить пять функциональных областей хозяйственной деятельности:

- маркетинг;

- финансы;

- производство;

- персонал;

- культуру и имидж фирмы.

 

 


 






 

 

Рисунок 1.4 – Факторы  внутренней среды 

 

Рассмотрим эти области (рисунок 1.4):

1) Маркетинг. Данный фактор охватывает все процессы, связанные с планированием производства и реализации продукции и включает следующее:

- стратегию продукта;

- стратегию ценообразования;

- стратегию продвижения продукта на рынке;

- выбор рынков сбыта и систем распределения продукции.

При обследовании процессов маркетинга выделяются следующие объекты анализа:

- доля рынка и конкурентоспособность продукции фирмы;

- разнообразие ассортимента и качество продукции;

- рыночная демографическая статистика (выявление влияния демографических изменений, возрастной или половой структуры на изменение потребностей);

- послепродажное и предпродажное обслуживание населения;

- эффективность сбыта, рекламы и продвижения товаров;

- прибыль от различных товаров и услуг;

- концентрация продажна нескольких продуктах или нескольких покупателях;

- эффективность каналов сбора информации о рынке;

- жизненный цикл продуктов фирмы и возможность расширения продаж;

- каналы распределения: количество, охват, контроль;

- имиджи репутация товаров;

- ценовая политика, гибкость в установлении цен;

- возможность обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты;

- подвержена ли продукция сезонным колебаниям спроса, и в какой мере.

2) Производство. Важным элементом анализа достоинств и недостатков фирмы является производство. Сюда входят:

- изготовление продукции;

- снабжение и ведение складского хозяйства;

- обслуживание технологического парка;

- исследования и разработки.

В западной литературе анализ данных факторов получил название "анализ управления операциями".

В ходе такого анализа должны быть получены ответы на следующие вопросы:

- может ли фирма производить товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты;

- какой доступ имеет фирма к новым материалам, зависит ли она от единственного или ограниченного количества поставщиков;

- является ли производственный аппарат фирмы современным, хорошо ли он обслуживается;

- направлена ли политика закупок на снижение величины материальных запасов и

времени изготовления заказа (длительности производственного цикла);

- обладает ли фирма эффективной системой контроля качества.

С этой целью анализируются все  стадии производственного процесса, эффективность использования всех видов ресурсов, выявляются неиспользованные возможности и резервы снижения издержек производства. Особое внимание при этом уделяется:

- затратам на приобретение сырья;

- эффективности использования производственных мощностей;

- эффективности цикла “научные разработки - проектирование - производство”;

- рациональности использования патентов, торговых марок;

- защите коммерческой тайны.

3) Финансы. Анализ финансового состояния, как фактора, влияющего на развитие предприятия, является важнейшим этапом стратегического планирования. Постоянный финансовый контроль имеет свои преимущества и недостатки, которые определяют его место в стратегическом планировании.

К преимуществам финансового анализа можно отнести следующее:

- анализ финансовой деятельности позволяет выявить источники проблем;

- многие тенденции в финансовой деятельности носят устойчивый характер, что легко отразить в стратегическом планировании;

- финансовый анализ позволяет вскрыть и оценить проблемы не только на качественном, но и количественном уровне;

- состояние финансов отражает положительные и отрицательные стороны хозяйствования.

Финансовый контроль имеет следующие недостатки:

- на результаты финансового анализа может оказывать влияние субъективный фактор;

- быстрые изменения в технологии, рынках и экономике часто делают финансовый

анализ бесполезным;

- разрыв между временем проведения финансового анализа и временем возникновения финансовой ситуации бывает достаточно большим, что не позволяет в ряде случаев принять своевременные меры по оздоровлению финансов;

В процессе финансового анализа кроме выявления резервов изучается следующее:

- возможность получения краткосрочных и долгосрочных кредитов;

- возможность использования альтернативных финансовых стратегий;

- величина капитала фирмы, его структура в сравнении с отраслевыми показателями и показателями конкурентов;

- структура и величина налогов;

- работа с собственниками имущества фирмы, инвесторами и акционерами;

- эффективность контроля за издержками.

При проведении финансового анализа  могут применяться как универсальные, так и специальные методики.

4) Персонал. Кадровый анализ предусматривает выявление резервов в использовании кадрового потенциала фирмы. Изучение опыта работы, как процветающих фирм, так и фирм-банкротов показывает, что истоки серьезных проблем, как правило, кроются в людях.

Изучение кадрового потенциала позволяет выявить ряд проблем, которые могут быть устранены средствами стратегического планирования.

Анализ должен дать ответ  на следующие вопросы:

- какова подготовка и компетентность руководства фирмы;

- насколько эффективна и конкурентоспособна система стимулирования труда в организации;

- как обеспечивается преемственность руководящих кадров;

- насколько эффективна система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- есть ли текучесть кадров среди ведущих руководителей и специалистов;

- какова эффективность системы расстановки, оценки и продвижения кадров;

- можно ли улучшить работу фирмы путем участия работников предприятия в управлении;

- насколько понимают и разделяют цели и задачи фирмы ее сотрудники;

5) Культура и имидж фирмы. Сюда входят факторы, которые создают образ фирмы. Климат в фирме называется культурой фирмы, которая отражает преобладающие обычаи, нравы и верования. Высшее руководство должно использовать эту культуру в стратегическом планировании, чтобы привлечь в фирму работников определенного профиля, стимулировать определенный тип поведения, стимулировать клиентов к покупке товаров и т.п.

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)