Формирование стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:22, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - формирование стратегии развития и разработка комплекса мероприятий обеспечивающих эту стратегию.
Основные задачи работы:
- проработать основные теоретические аспекты стратегического планирования и формирования стратегии развития;
- провести бизнес-диагностику деятельности предприятия Хабарское ЦПО;
- сформировать стратегию развития предприятия;
- разработать и оценить мероприятия, обеспечивающие стратегию развития.

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические аспекты стратегического развития организации 6
1.1 Стратегическое планирование и его роль в развитии организации 6
1.2 Виды стратегий развития 13
1.3 Факторы, определяющие развитие компании и их анализ 20
2 Стратегический анализ деятельности Хабарского центрального потребительского общества (Хабарского ЦПО) 30
2.1 Общая характеристика потребительского общества 30
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 37
2.3 Анализ конкурентной позиции предприятия 45
2.4 Анализ финансового состояния Хабарского ЦПО 46
2.5 Оценка и перспективы развития Хабарского ЦПО 57
3 Формирование стратегии развития Хабарского ЦПО 60
3.1 Разработка программы развития Хабарского ЦПО 60
3.2 Оценка мероприятий программы развития Хабарского ЦПО 70
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложение А Задание на дипломное проектирование 82
Приложение Б Бухгалтерский баланс 85
Приложение В Отчет о прибылях и убытках 88

Файлы: 1 файл

Диплом Соловьева С.Н..doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Анализ внешней среды  косвенного воздействия осуществим с помощью PESTE – анализа.

 

Таблица 2.5 - Качественный PESTE-анализ

 

PESTЕ-факторы

Дает возможность

Дает угрозу

Политические и правовые

 факторы

Стабильная политическая ситуация в стране.

Несовершенство государственной  политики в области инвестирования.

Недостаточное внимание поддержке предприятий потребительской кооперации со стороны государства.

Фрагментарность законодательства.

Неэффективная практика исполнения существующего законодательства.

Экономические факторы

Существенное замедление темпов инфляции.

Рост покупательной  способности рубля.

Снижение ставки рефинансирования вызовет закономерное снижение банковских ставок по кредитам.

Понижение курса доллара и его стабилизация.

Продолжение экономического роста.

Улучшение деятельности банковской системы.

 

Повышение цен на энергоносители.

Недостаточная для устойчивого  роста инвестиционная активность.

Уменьшение объемов  прибыли предприятий и организаций.

Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства.

Повышение цен на транспортные перевозки.

Несовершенство налогообложения.

Вероятное снижение банковских ставок по кредитам должно вызвать  понижение процентов по вкладам.

Неблагоприятный деловой  климат.

Сильное падение объемов  капиталовложений, опережающее по своим  темпам производственный спад.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.5

 

    Социальные факторы

Рост реальных денежных доходов населения.

Рост склонности населения  к организованным сбережениям.

Рост числа квалифицированных  специалистов вследствие повышенного  внимания молодёжи к образованию.

Изучение и применение зарубежного опыта и использование  эффективных методов управления человеческими ресурсами.

Особое внимание уделяется  совершенствованию системы трудовых отношений на основе социального  партнёрства и реформирования трудового  законодательства.

Рост суммарной задолженности  по заработной плате.

Социальная незащищённость населения.

Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления.

Высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте.

           

 Технологические и технические факторы

Появление современных  технологий производства и высокоэффективного оборудования.

Вложение инвестиций в усовершенствование технологического процесса и модернизацию оборудования.

Постепенная активизация  усилий правительства, направленных на развитие инноваций, ориентированных, прежде всего на модернизацию имеющихся производств.

Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет- технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции.

Высокая энергоёмкость продукции.

Критическое состояние  производственной инфраструктуры.

Наличие незагруженных  технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических  заделов и т.п.

Возможность использования  конкурентами современных технологий (в том числе информационных), позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту услуг и уровню затрат.


 

Продолжение таблицы 2.5

 

   Экологические факторы

Малоосвоенная российская территория богата природными ресурсами.

Рост популярности и внедрение на предприятиях менеджмента экологизированного, менеджмента экологического и менеджмента экологичного.

Рост экологической  и социальной ответственности.

Осознание проблемы экологического неблагополучия и понимание необходимости  создания в стране системы экологии, которая должна включать механизмы власти, наукоемкие технологии, систему знаний об объективной экологической опасности.

Темпы снижения производства намного опережают темпы сокращения его «давления» на природную среду.

Рост удельной энерго-, материало-, природоемкости производства.

Отечественные изношенные основные фонды, «дряхлеющая» в ходе реформ инфраструктура — источник роста числа техногенных аварий.

Рост нарушений природоохранных  норм.

Темпы опустошения российских недр намного превышают прирост разведанных запасов.

Основная экологическая  опасность – в российской гибридной  экономике, вобравшей в себя худшие черты рыночного и планового  хозяйства.

Недостаток мер экологического характера со стороны Правительства.


 

Анализ PESTE – факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер.

Наибольшую угрозу для Хабарского ЦПО представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.

Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию умеренные  возможности, которые оно в силах  реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.

Для того чтобы получить ясную оценку сил Хабарского ЦПО и ситуации на рынке, а также оценить причины  потерь в конкурентной борьбе, определить направления стратегии дальнейшего развития предприятия рассмотрим результаты проведенного SWOT-анализа.

Начнем с рассмотрения внутренней среды предприятия, а именно сильных  сторон предприятия.

Во-первых, Хабарское ЦПО работает на рынке района многие годы, имеет  неплохую базу для успешного видения бизнеса. Сформирована достаточно успешная методология ведения бизнес-процессов.

Во-вторых, лояльность покупателей. Многие покупатели идут магазины потребительского общества, не взирая на некоторые погрешности, ошибки и не обращая внимания на преимущества конкурентов.

Еще одна сильная сторона организации  – штат работников с большим стажем и опытом работы в торговле.

 

Таблица 2.6 - SWOT-анализ розничной торговли Хабарского ЦПО

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Многолетняя работа на рынке  района

1. Высокая стоимость товаров  в сравнении с ключевыми конкурентами

2. Лояльность покупателей 

2. Текучесть кадров

 

3. Недостаточный уровень квалификации  кадров

3. Работники с большим стажем  и опытом работы в торговле

4. Старые здания магазинов, требующие ремонта

   

Внешняя среда                  

Возможности

Угрозы

1. Работа с поставщиками, с целью снижения закупочных цен на товар

1. Высокая концентрация конкурентов  на рынке продаж продовольственных  товаров

2. Закуп товаров по Генеральным  соглашениям

2. Вступление в ВТО

 

3. Ежегодное изменение  в налоговом законодательстве РФ

3. Возможность развития деятельности на периферии

4. Повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию

 

5. Низкая платежеспособность населения

 

6. Сокращение численности населения


 

К слабым сторонам предприятия в  первую очередь нужно отнести  высокую стоимость товаров в сравнении с ключевыми конкурентами, это объясняется высокими закупочными ценами. Еще один недостаток  деятельности – текучесть кадров, и как следствие недостаточный уровень квалификации кадров связанный в большей части с отсутствием опыта и навыков работы.

Основные угрозы  внешней среды:

- высокая концентрация конкурентов на рынке продаж продовольственных товаров;

-  последствия вступления России  в ВТО (снижение тарифов на  ввозимую продукцию повлечет  перераспределение разницы в  пользу оптовиков, торговых сетей и пр., в итоге конкуренты получат большее преимущество в ценовом факторе, а  потребитель может не увидеть выгоды от снижения тарифов);

- ежегодное изменение  в налоговом законодательстве РФ;

- повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию;

- низкая платежеспособность населения;

- сокращение численности населения. 

Таким образом, для укрепления позиции на рынке нам нужно устранить существующие слабости, развивать сильные стороны, уменьшить отрицательное влияние угроз внешней среды, воспользоваться имеющимися возможностями.

2.3 Анализ конкурентной  позиции предприятия

 

Конкурентами ХЦПО в  настоящее время являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность через собственные  магазины и киоски, а также крупные  торговые сети (ООО «Розница-1» (Мария-Ра), Розничная сеть «АНИКС», ООО «НОВЭКС»). Ассортимент предлагаемых конкурентами товаров по большинству товарных групп аналогичен ассортименту, представленному в магазинах потребительского общества. Единственным аргументом, способным оказать воздействие на покупательское поведение, выступает цена. Зачастую она может быть ниже в магазинах ХЦПО. Для усиления конкурентной позиции необходима активизация усилий в области формирования имиджа социально ориентированной торговой системы, предлагающей товар высокого качества по низкой цене, а это в свою очередь возможно при условии развития высокотехнологичного собственного производства, имеющего максимальную степень загрузки производственных мощностей, производящего широкий ассортимент товаров с относительно низкой себестоимостью. Другим приемлемым вариантом роста конкурентоспособности ХЦПО является сотрудничество с поставщиками, предлагающими особые, выгодные условия деловых отношений, включающие так называемые специальные цены для покупателей с высокой степенью гарантии в оплате, льготные условия в организации оплаты, предусматривающие отсрочку платежа.

Основными конкурентами потребительского общества в сельской местности являются индивидуальные предприниматели, имеющие  определенные преимущества. Одним из преимуществ конкурента является гибкость ценообразования, возможность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям рынка. К недостаткам работы конкурентов относятся: несоблюдение санитарных требований, требований товарного соседства в выкладке товаров, недостаточно высокий уровень качества обслуживания, слабая материально-техническая база, недостаточно широкий ассортимент.

Действующая политика Хабарского ЦПО в отношении конкурентов  строится на основе отведения особого  внимания производству качественной продукции, расширения ассортимента товаров, в том числе, за счет продукции собственного производства, модернизации и качественного улучшения работы розничной торговой сети и объектов общественного питания, что позволяет укрепить доверие населения.

2.4 Анализ финансового состояния Хабарского ЦПО

Проведем экспресс-анализ деятельности Хабарского центрального потребительского общества, аналитические данные которого приведены в таблицах 2.7 и 2.8 на основе бухгалтерской отчетности.

По данным таблиц 2.7 и 2.8 изменение валюты баланса за анализируемый период составляет:

29 947 - 30 287 = - 340 тыс. руб.

или в процентах:

- 340 / 30 287 х100% = -1,1%.

Это означает, что стоимость имущества  предприятия за анализируемый период уменьшилась на 1,1%.

 

Таблица 2.7 - Анализ результативных показателей для оценки правильности размещения средств предприятия

 

Показатель

Форма (строка)

Абсолютное значение на начало периода, тыс. руб.

Абсолютное значение на конец периода, тыс. руб.

Темп роста, %

Итог баланса

1 (600)

30 287

29 947

98,9%

Выручка от реализации

2 (110)

175 566

164 630

93,8%

Прибыль от реализации

2 (200)

2 172

1 307

60,2%


 

Анализ таблиц 2.7 и 2.8 показывает, что динамика основных экономических показателей деятельности предприятия не соответствует требуемому соотношению (Тпр = 60,2% < 100%, Тр = 93,8% < 100%, Так = 98,9% <  100% и 60,2% < 93,8% < 98,9% < 100%).

 

Таблица 2.8 - Горизонтальный анализ актива, пассива и выручки предприятия

 

Показатель

Форма (стро-ка)

Абсолютное значение на начало периода, тыс. руб.

Абсолют-ное значение на конец периода, тыс. руб.

Темп роста, %

1

2

3

4

5

Активы итого

1(600)

30 287

29 947

98,9%

Внеоборотные активы

1 (100)

9 263

8 148

88,0%


 

 

 

Продолжение таблицы 2.8

 

1

2

3

4

5

Основные средства

1 (150)

9 260

8 145

88,0%

Доходные вложения в материальные ценности

1 (160)

3

3

100,0%

Оборотные активы

1 (200)

21 024

21 799

103,7%

Запасы 

1 (210)

19 159

19 342

101,0%

      В том числе:                                                                         сырье, материалы и другие аналогичные ценности

1 (211)

2 358

2 511

106,5%

      затраты в незавершенном  производстве

1 (212)

14

55

в 3,9 раза

      готовая продукция  и товары для перепродажи

1 (213)

16 787

16 776

99,9%

Дебиторская задолженность 

1 (230)

612

1 102

180,1%

      в том числе:  покупатели и заказчики                

1 (231)

391

781

199,7%

Денежные средства и денежные эквиваленты

1 (250)

1 167

1 269

108,7%

Прочие оборотные активы

1 (260)

86

86

100,0%

Пассивы итого

1 (600)

30 287

29 947

98,9%

Капитал и резервы

1 (300)

17 231

17 145

99,5%

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)

1 (310)

116

149

128,4%

      в том числе  паевой фонд

1 (311)

106

139

131,1%

Переоценка внеоборотных активов

1 (340)

4 247

4 247

100,0%

Добавочный капитал (без переоценки)

1 (350)

12 868

12 630

98,2%

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1 (370)

 

119

 

Долгосрочные обязательства

1 (400)

270

 

0,0%

Заемные средства

1 (410)

270

 

0,0%

Краткосрочные обязательства

1 (500)

12 786

12 802

100,1%

Заемные средства

1 (510)

3 688

4 825

130,8%

      в т.ч. привлеченные  средства населения

1 (511)

1 247

1 542

123,7%

Кредиторская задолженность 

1 (520)

9 098

7 977

87,7%

      в том числе:  поставщики и подрядчики                     

1 (521)

7 064

6 075

86,0%

Информация о работе Формирование стратегии развития предприятия (на примере Хабарского центрального потребительского общества)