Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 14:22, дипломная работа
Цель работы - формирование стратегии развития и разработка комплекса мероприятий обеспечивающих эту стратегию.
Основные задачи работы:
- проработать основные теоретические аспекты стратегического планирования и формирования стратегии развития;
- провести бизнес-диагностику деятельности предприятия Хабарское ЦПО;
- сформировать стратегию развития предприятия;
- разработать и оценить мероприятия, обеспечивающие стратегию развития.
Введение 4
1 Теоретические аспекты стратегического развития организации 6
1.1 Стратегическое планирование и его роль в развитии организации 6
1.2 Виды стратегий развития 13
1.3 Факторы, определяющие развитие компании и их анализ 20
2 Стратегический анализ деятельности Хабарского центрального потребительского общества (Хабарского ЦПО) 30
2.1 Общая характеристика потребительского общества 30
2.2 Анализ внутренней и внешней среды предприятия 37
2.3 Анализ конкурентной позиции предприятия 45
2.4 Анализ финансового состояния Хабарского ЦПО 46
2.5 Оценка и перспективы развития Хабарского ЦПО 57
3 Формирование стратегии развития Хабарского ЦПО 60
3.1 Разработка программы развития Хабарского ЦПО 60
3.2 Оценка мероприятий программы развития Хабарского ЦПО 70
Заключение 77
Список использованных источников 79
Приложение А Задание на дипломное проектирование 82
Приложение Б Бухгалтерский баланс 85
Приложение В Отчет о прибылях и убытках 88
Анализ внешней среды косвенного воздействия осуществим с помощью PESTE – анализа.
Таблица 2.5 - Качественный PESTE-анализ
PESTЕ-факторы |
Дает возможность |
Дает угрозу |
Политические и правовые факторы |
Стабильная политическая ситуация в стране. |
Несовершенство Недостаточное внимание поддержке предприятий потребительской кооперации со стороны государства. Фрагментарность законодательства. Неэффективная практика исполнения существующего законодательства. |
Экономические факторы |
Существенное замедление темпов инфляции. Рост покупательной способности рубля. Снижение ставки рефинансирования вызовет закономерное снижение банковских ставок по кредитам. Понижение курса доллара и его стабилизация. Продолжение экономического роста. Улучшение деятельности банковской системы.
|
Повышение цен на энергоносители. Недостаточная для устойчивого роста инвестиционная активность. Уменьшение объемов
прибыли предприятий и Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства. Повышение цен на транспортные перевозки. Несовершенство налогообложения Вероятное снижение банковских ставок по кредитам должно вызвать понижение процентов по вкладам. Неблагоприятный деловой климат. Сильное падение объемов капиталовложений, опережающее по своим темпам производственный спад. |
Продолжение таблицы 2.5
Социальные факторы |
Рост реальных денежных доходов населения. Рост склонности населения к организованным сбережениям. Рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодёжи к образованию. Изучение и применение
зарубежного опыта и Особое внимание уделяется
совершенствованию системы |
Рост суммарной задолженности по заработной плате. Социальная незащищённость населения. Отсутствие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать высокий уровень социального потребления. Высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте.
|
Технологические и технические факторы |
Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования. Вложение инвестиций в усовершенствование технологического процесса и модернизацию оборудования. Постепенная активизация усилий правительства, направленных на развитие инноваций, ориентированных, прежде всего на модернизацию имеющихся производств. Внедрение программ информатизации и развития экономической деятельности на основе интернет- технологий и иных современных информационных технологий, системы электронной коммерции. |
Высокая энергоёмкость продукции. Критическое состояние производственной инфраструктуры. Наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов и т.п. Возможность использования конкурентами современных технологий (в том числе информационных), позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту услуг и уровню затрат. |
Продолжение таблицы 2.5
Экологические факторы |
Малоосвоенная российская территория богата природными ресурсами. Рост популярности и внедрение на предприятиях менеджмента экологизированного, менеджмента экологического и менеджмента экологичного. Рост экологической и социальной ответственности. Осознание проблемы экологического неблагополучия и понимание необходимости создания в стране системы экологии, которая должна включать механизмы власти, наукоемкие технологии, систему знаний об объективной экологической опасности. |
Темпы снижения производства намного опережают темпы сокращения его «давления» на природную среду. Рост удельной энерго-, материало-, природоемкости производства. Отечественные изношенные
основные фонды, «дряхлеющая» в ходе
реформ инфраструктура — источник
роста числа техногенных Рост нарушений Темпы опустошения российских недр намного превышают прирост разведанных запасов. Основная экологическая опасность – в российской гибридной экономике, вобравшей в себя худшие черты рыночного и планового хозяйства. Недостаток мер экологического характера со стороны Правительства. |
Анализ PESTE – факторов позволяет сделать вывод о том, что в целом влияние факторов внешней среды косвенного воздействия носит в целом довольно благоприятный характер.
Наибольшую угрозу для Хабарского ЦПО представляют экономические факторы. Именно на преодоление угрозы со стороны экономических факторов предприятию следует направить свои сильные стороны.
Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию умеренные возможности, которые оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, а также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.
Для того чтобы получить ясную оценку
сил Хабарского ЦПО и ситуации
на рынке, а также оценить причины
потерь в конкурентной борьбе, определить
направления стратегии дальнейш
Начнем с рассмотрения внутренней среды предприятия, а именно сильных сторон предприятия.
Во-первых, Хабарское ЦПО работает на рынке района многие годы, имеет неплохую базу для успешного видения бизнеса. Сформирована достаточно успешная методология ведения бизнес-процессов.
Во-вторых, лояльность покупателей. Многие покупатели идут магазины потребительского общества, не взирая на некоторые погрешности, ошибки и не обращая внимания на преимущества конкурентов.
Еще одна сильная сторона организации – штат работников с большим стажем и опытом работы в торговле.
Таблица 2.6 - SWOT-анализ розничной торговли Хабарского ЦПО
Внутренняя среда |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Многолетняя работа на рынке района |
1. Высокая стоимость товаров
в сравнении с ключевыми | |
2. Лояльность покупателей |
2. Текучесть кадров | |
3. Недостаточный уровень | ||
3. Работники с большим стажем и опытом работы в торговле |
4. Старые здания магазинов, требующие ремонта | |
Внешняя среда |
Возможности |
Угрозы |
1. Работа с поставщиками, с целью снижения закупочных цен на товар |
1. Высокая концентрация | |
2. Закуп товаров по Генеральным соглашениям |
2. Вступление в ВТО | |
3. Ежегодное изменение в налоговом законодательстве РФ | ||
3. Возможность развития деятельности на периферии |
4. Повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию | |
5. Низкая платежеспособность | ||
6. Сокращение численности |
К слабым сторонам предприятия в первую очередь нужно отнести высокую стоимость товаров в сравнении с ключевыми конкурентами, это объясняется высокими закупочными ценами. Еще один недостаток деятельности – текучесть кадров, и как следствие недостаточный уровень квалификации кадров связанный в большей части с отсутствием опыта и навыков работы.
Основные угрозы внешней среды:
- высокая концентрация конкурентов на рынке продаж продовольственных товаров;
- последствия вступления России в ВТО (снижение тарифов на ввозимую продукцию повлечет перераспределение разницы в пользу оптовиков, торговых сетей и пр., в итоге конкуренты получат большее преимущество в ценовом факторе, а потребитель может не увидеть выгоды от снижения тарифов);
- ежегодное изменение в налоговом законодательстве РФ;
- повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию;
- низкая платежеспособность
- сокращение численности
Таким образом, для укрепления позиции на рынке нам нужно устранить существующие слабости, развивать сильные стороны, уменьшить отрицательное влияние угроз внешней среды, воспользоваться имеющимися возможностями.
Конкурентами ХЦПО в настоящее время являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность через собственные магазины и киоски, а также крупные торговые сети (ООО «Розница-1» (Мария-Ра), Розничная сеть «АНИКС», ООО «НОВЭКС»). Ассортимент предлагаемых конкурентами товаров по большинству товарных групп аналогичен ассортименту, представленному в магазинах потребительского общества. Единственным аргументом, способным оказать воздействие на покупательское поведение, выступает цена. Зачастую она может быть ниже в магазинах ХЦПО. Для усиления конкурентной позиции необходима активизация усилий в области формирования имиджа социально ориентированной торговой системы, предлагающей товар высокого качества по низкой цене, а это в свою очередь возможно при условии развития высокотехнологичного собственного производства, имеющего максимальную степень загрузки производственных мощностей, производящего широкий ассортимент товаров с относительно низкой себестоимостью. Другим приемлемым вариантом роста конкурентоспособности ХЦПО является сотрудничество с поставщиками, предлагающими особые, выгодные условия деловых отношений, включающие так называемые специальные цены для покупателей с высокой степенью гарантии в оплате, льготные условия в организации оплаты, предусматривающие отсрочку платежа.
Основными конкурентами потребительского общества в сельской местности являются индивидуальные предприниматели, имеющие определенные преимущества. Одним из преимуществ конкурента является гибкость ценообразования, возможность быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям рынка. К недостаткам работы конкурентов относятся: несоблюдение санитарных требований, требований товарного соседства в выкладке товаров, недостаточно высокий уровень качества обслуживания, слабая материально-техническая база, недостаточно широкий ассортимент.
Действующая политика Хабарского ЦПО в отношении конкурентов строится на основе отведения особого внимания производству качественной продукции, расширения ассортимента товаров, в том числе, за счет продукции собственного производства, модернизации и качественного улучшения работы розничной торговой сети и объектов общественного питания, что позволяет укрепить доверие населения.
Проведем экспресс-анализ
По данным таблиц 2.7 и 2.8 изменение валюты баланса за анализируемый период составляет:
29 947 - 30 287 = - 340 тыс. руб.
или в процентах:
- 340 / 30 287 х100% = -1,1%.
Это означает, что стоимость имущества предприятия за анализируемый период уменьшилась на 1,1%.
Таблица 2.7 - Анализ результативных показателей для оценки правильности размещения средств предприятия
Показатель |
Форма (строка) |
Абсолютное значение на начало периода, тыс. руб. |
Абсолютное значение на конец периода, тыс. руб. |
Темп роста, % |
Итог баланса |
1 (600) |
30 287 |
29 947 |
98,9% |
Выручка от реализации |
2 (110) |
175 566 |
164 630 |
93,8% |
Прибыль от реализации |
2 (200) |
2 172 |
1 307 |
60,2% |
Анализ таблиц 2.7 и 2.8 показывает, что динамика основных экономических показателей деятельности предприятия не соответствует требуемому соотношению (Тпр = 60,2% < 100%, Тр = 93,8% < 100%, Так = 98,9% < 100% и 60,2% < 93,8% < 98,9% < 100%).
Таблица 2.8 - Горизонтальный анализ актива, пассива и выручки предприятия
Показатель |
Форма (стро-ка) |
Абсолютное значение на начало периода, тыс. руб. |
Абсолют-ное значение на конец периода, тыс. руб. |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Активы итого |
1(600) |
30 287 |
29 947 |
98,9% |
Внеоборотные активы |
1 (100) |
9 263 |
8 148 |
88,0% |
Продолжение таблицы 2.8
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Основные средства |
1 (150) |
9 260 |
8 145 |
88,0% | |
Доходные вложения в материальные ценности |
1 (160) |
3 |
3 |
100,0% | |
Оборотные активы |
1 (200) |
21 024 |
21 799 |
103,7% | |
Запасы |
1 (210) |
19 159 |
19 342 |
101,0% | |
В том числе: |
1 (211) |
2 358 |
2 511 |
106,5% | |
затраты в незавершенном производстве |
1 (212) |
14 |
55 |
в 3,9 раза | |
готовая продукция и товары для перепродажи |
1 (213) |
16 787 |
16 776 |
99,9% | |
Дебиторская задолженность |
1 (230) |
612 |
1 102 |
180,1% | |
в том числе:
покупатели и заказчики |
1 (231) |
391 |
781 |
199,7% | |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
1 (250) |
1 167 |
1 269 |
108,7% | |
Прочие оборотные активы |
1 (260) |
86 |
86 |
100,0% | |
Пассивы итого |
1 (600) |
30 287 |
29 947 |
98,9% | |
Капитал и резервы |
1 (300) |
17 231 |
17 145 |
99,5% | |
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) |
1 (310) |
116 |
149 |
128,4% | |
в том числе паевой фонд |
1 (311) |
106 |
139 |
131,1% | |
Переоценка внеоборотных активов |
1 (340) |
4 247 |
4 247 |
100,0% | |
Добавочный капитал (без переоценки) |
1 (350) |
12 868 |
12 630 |
98,2% | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1 (370) |
119 |
|||
Долгосрочные обязательства |
1 (400) |
270 |
0,0% | ||
Заемные средства |
1 (410) |
270 |
0,0% | ||
Краткосрочные обязательства |
1 (500) |
12 786 |
12 802 |
100,1% | |
Заемные средства |
1 (510) |
3 688 |
4 825 |
130,8% | |
в т.ч. привлеченные средства населения |
1 (511) |
1 247 |
1 542 |
123,7% | |
Кредиторская задолженность |
1 (520) |
9 098 |
7 977 |
87,7% | |
в том числе:
поставщики и подрядчики |
1 (521) |
7 064 |
6 075 |
86,0% |