Государственный заказ как элемент системы управления финансовыми ресурсами Администрации Невского района Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы показать функционирование системы государственного заказа на всех его этапах: формирования, размещения и исполнения в контексте бюджетного процесса и его исполнения.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
обозначить место и роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории;
изучить и проанализировать бюджетное законодательство и законодательство в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории
1. 1. Государственный заказ и его роль в реализации основных задач и функций государства…………………………………………………………….6
1.2. Основные функции системы государственного заказа и ее элементы…12
1.3. Процесс формирования и исполнения государственного заказа, способы его размещения…………………………………………………………………18
1.4. Нормативно-правовая база организации процесса закупок для государственных нужд в Российской Федерации……………………………59
Глава 2. Современное состояние системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга
2.1. Контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения государственного заказа………………………………………………………...67
2.2. Анализ исполнение государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………………………..74
2.3. Анализ системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………….……………..81
Глава 3. Организация эффективной работы в сфере государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга
3.1. Проблемы исполнения государственных заказов в Администрации Невского района Санкт-Петербурга и пути их преодоления……………………………………………………………………107
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы государственного заказа………………………………………………………………….………..112
Заключение…………………………………………………………………….122
Список используемых источников………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 220.44 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Санкт-Петербургский государственный университет

Сервиса и экономики

 

Институт региональной экономики и управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

Дипломный проект

 

«Государственный заказ как элемент системы управления финансовыми ресурсами Администрации Невского района Санкт-Петербурга»

 

 

 

 

Зав. Кафедрой ГМУ

к.э.н., доцент

 

 

____________________

 

Научный руководитель

Ст. преподаватель

 

 

____________________

 

 

Студент

 

 

 

 

 

 

 

Санкт - Петербург

2011 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

 Глава 1.  Роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории

1. 1.  Государственный заказ и его роль в реализации основных задач и функций государства…………………………………………………………….6

1.2. Основные функции системы  государственного заказа и ее  элементы…12

1.3. Процесс формирования и исполнения государственного заказа, способы его размещения…………………………………………………………………18

1.4. Нормативно-правовая база организации процесса закупок для государственных нужд в Российской Федерации……………………………59

Глава 2. Современное состояние системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга

2.1. Контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения государственного заказа………………………………………………………...67

2.2. Анализ исполнение государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………………………..74

2.3. Анализ системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………….……………..81

Глава 3. Организация эффективной работы в сфере государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга

3.1. Проблемы исполнения государственных заказов в Администрации Невского района Санкт-Петербурга и пути их преодоления……………………………………………………………………107

3.2. Рекомендации по совершенствованию системы государственного заказа………………………………………………………………….………..112

Заключение…………………………………………………………………….122

Список используемых источников……………………………………………125

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственный заказ сегодня не только обеспечивает удовлетворение нужд государства, но и является действенным инструментом регулирования экономики, служит интересам повышения ее конкурентных преимуществ.

Для достижения оптимальных параметров функционирования экономики и решения, стоящих перед государством приоритетных задач, необходима организации рационального и эффективного расходования бюджетных ресурсов. Это особо подчеркивалось в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ от 09.03.2007 «О Бюджетной политике в 2008 – 2010 годах». Поскольку система государственного заказа служит реализации этой цели, ее совершенствование с полным основанием может быть отнесено к категории задач государственной важности. В условиях стабильности российской экономики и роста доходной части бюджетов (за последние 7 лет объем бюджетов субъектов Российской Федерации вырос в шесть раз) организация эффективной работы системы государственного заказа и создание объективной системы оценки ее эффективности приобретает все большее значение.

Достижение наиболее оптимальных характеристик государственного заказа может рассматриваться сквозь призму экономии бюджетных средств, при одновременном обеспечении высокого качества закупаемых товаров, работ, услуг.

В этой связи возникает сложная задача достижения оптимального соотношения рыночных и государственных механизмов: создание здоровой конкурентной среды, открытости системы государственного заказа для участия большого круга участников и вместе с тем защите интересов государственных заказчиков от рисков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственных контрактов поставщиками и подрядчиками.

Учитывая масштабы закупок, осуществляемых в рамках государственного заказа, а также многообразие влияния сферы государственного заказа на развитие государства и регионов, ее целесообразно рассматривать в нескольких аспектах: государственно-управленческом, нормативно-правовом и социально-экономическом. Именно такой подход был выбран в настоящем дипломном проекте.

Актуальность темы в том, что система государственных заказов является одним из основополагающих институтов финансовой деятельности государства. За счет госзаказов осуществляется поддержка ведущих отраслей экономики, реализуются финансовоемкие проекты, оказывающие позитивное влияние на рост занятости, увеличение налоговой базы, качество социального обслуживания, ведутся фундаментальные научные разработки.

Цель исследования состоит в том, чтобы показать функционирование системы государственного заказа на всех его этапах: формирования, размещения и исполнения в контексте бюджетного процесса и его исполнения.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • обозначить место и роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории;
  • изучить и проанализировать бюджетное законодательство и законодательство в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа;
  • изучить современный международный опыт управления государственными закупками;
  • провести анализ проблем исполнения государственных заказов в администрации Невского района Санкт-Петербурга и определить пути их преодоления;
  • определить возможный способ организации эффективной работы Администрации Невского района Санкт-Петербурга в сфере государственного заказа.

         Объект исследования – государственный заказ как инструмент формирования и исполнения бюджета в системе управления финансовыми ресурсами Администрации Невского района Санкт-Петербурга.

Предмет исследования - функционирование системы государственного заказа и способ организации работы администрации Невского района Санкт-Петербурга в сфере государственного заказа.

Санкт-Петербург по праву считается наиболее передовым в плане уровня проработки вопросов регулирования государственных закупок, применяемых процедур и технологий.

Настоящий дипломный проект содержит также предложения и рекомендации по повышению эффективности формирования, размещения и исполнения государственного заказа с учетом необходимости использования ресурсов малого бизнеса.

 

ГЛАВА 1. Роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории

 

1.1 Государственный  заказ и его роль в реализации  основных задач и функций государства

 

В широком смысле государственный заказ – это система отношений между органами власти и юридическими, а также физическими лицами, направленная на удовлетворение государственных нужд, и основанная на принципах законности, эффективности, информационной открытости и прозрачности, добросовестной конкуренции и коллегиальности принимаемых решений.

Поскольку основной целью системы государственного заказа является эффективное обеспечение потребностей государства в качественных товарах, работах и услугах, необходимых для полноценного выполнения органами власти своих государственных функций и обязанностей по отношению к населению, с этой целью система государственного заказа должна решать следующие основные задачи:

1. Точно рассчитывать  и планировать объективные потребности (нужды) в товарах, работах, услугах;

2. Планировать и проводить  закупки с таким расчетом, чтобы  своевременно и в нужных объемах  доставлять получателям необходимые  товары, работы, услуги;

3. Обеспечивать в целях  повышения конкуренции открытый  доступ хозяйствующих субъектов  к информации о перечнях государственных  нужд и планах процедур размещения  государственного заказа;

4. Стимулировать и развивать  добросовестную конкуренцию, совершенствовать  деятельность органов государственной  власти в сфере осуществления  государственных закупок;

5. Унифицировать процедуры  размещения государственного заказа  для облегчения контроля и  стимулирования привлечения к  государственному заказу различных  хозяйствующих субъектов;

6. Обеспечивать гласность  и прозрачность размещения государственного  заказа;

7. Собирать и систематизировать  отчетность по государственным  закупкам для анализа эффективности  расходования бюджетных средств  и функционирования системы в  целом;

8. Автоматизировать типовые  процессы в системе закупок  для повышения производительности  системы и снижения трудозатрат  при проведении закупок;

9. Повышать эффективность  бюджетного процесса.

Система государственного заказа в РФ строится с соблюдением следующих принципов:

  • обоснованность и целесообразность закупок;
  • конкурентность закупок;
  • равное и справедливое отношение ко всем хозяйствующим субъектам;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • открытость и прозрачность закупок;
  • гласность и доступность государственного заказа для всех хозяйствующих субъектов;
  • подотчетность закупок;
  • ответственность участников процесса формирования, размещения и исполнения государственного заказа;
  • коллегиальность принятия решений о размещении государственного заказа.

В зависимости от источника финансирования расходов государства можно выделить два уровня государственного заказа: государственный заказа Российской Федерации, государственный заказ субъекта РФ или региональный заказ. Учитывая тот факт, что бюджетная система Российской Федерации включает в себя не только федеральный уровень (федеральный бюджет), уровень субъекта РФ (бюджет субъекта РФ), но и местные бюджеты, следовательно, наряду с государственным заказом следует выделять и муниципальный заказ. Муниципальный заказ не является государственным, поскольку муниципальные образования представляют собой форму местного самоуправления, а не государственную власть.

Таким образом, в соответствии со структурой бюджетной системы Российской Федерации, закупки, финансируемые из бюджетов, осуществляются на трех уровнях: федеральном, субъекта РФ, местном.

В структуре расходов бюджетов можно выделить:

1. Расходы бюджета, связанные  с деятельностью чиновников и  служащих бюджетных учреждений (оплата  труда и начисления к ней, командировочные  расходы), выплата пособий, выплата  процентов по имеющимся долгам, предоставление бюджетных кредитов  и ссуд и т.п. Это те расходы, которые не связаны с приобретением  имущества и оплатой услуг;

2. Расходы бюджета, связанные  с приобретением товаров, оплатой  работ и услуг для государственных  нужд. Финансирование этих закупок  осуществляется исключительно через  систему государственного заказа. Перечень товаров и услуг, планируемых  к закупке за счет средств  соответствующего бюджета, составляет  Сводный перечень государственных  нужд.

Формирование современной системы государственного заказа в России явилось следствием реализации важнейших направлений экономических и политических реформ. Прежде всего, к ним относятся: демонополизация и развитие конкуренции, формирование и совершенствование новой системы органов государственной власти, преобразование финансово-бюджетной системы. Значительное влияние на этот процесс оказали усилия, направленные на обеспечение единства экономического пространства на всей территории страны, борьбу с коррупцией, экономию средств бюджетов.

Эффективное функционирование системы государственного заказа оказывает существенное воздействие практически на все стороны жизнедеятельности, как страны в целом, так и любого региона. Государственные закупки являются важным фактором формирования совокупного спроса и влияют на динамику роста экономики и обеспечение занятости населения. Совокупный спрос может быть охарактеризован как потребность населения, предприятий и государства, представленная на рынке в денежной форме. Поэтому государственные закупки, являющиеся частью общих расходов государства, оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, на объем производства и уровень занятости населения.

Сумма государственных закупок является важным слагаемым для повышения значений основных макроэкономических показателей страны и регионов. В то же время она является только частью общей макроэкономической системы. Поэтому искусственное, необоснованное расширение или сжатие расходов государства может вызвать дисбаланс системы и привести к негативным последствиям. Для поддержания экономического равновесия на рынке объем совокупного спроса должен равняться предложению. Например, необоснованное повышение государственных расходов за счет роста уровня налогообложения и заимствований может вызвать снижение деловой активности и увеличение инфляции. Все это, в конечном итоге приводит к снижению поступлений в государственный бюджет.

Информация о работе Государственный заказ как элемент системы управления финансовыми ресурсами Администрации Невского района Санкт-Петербурга