Государственный заказ как элемент системы управления финансовыми ресурсами Администрации Невского района Санкт-Петербурга
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:23, дипломная работа
Описание работы
Цель исследования состоит в том, чтобы показать функционирование системы государственного заказа на всех его этапах: формирования, размещения и исполнения в контексте бюджетного процесса и его исполнения. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: обозначить место и роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории; изучить и проанализировать бюджетное законодательство и законодательство в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа;
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории 1. 1. Государственный заказ и его роль в реализации основных задач и функций государства…………………………………………………………….6 1.2. Основные функции системы государственного заказа и ее элементы…12 1.3. Процесс формирования и исполнения государственного заказа, способы его размещения…………………………………………………………………18 1.4. Нормативно-правовая база организации процесса закупок для государственных нужд в Российской Федерации……………………………59 Глава 2. Современное состояние системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга 2.1. Контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения государственного заказа………………………………………………………...67 2.2. Анализ исполнение государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………………………..74 2.3. Анализ системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………….……………..81 Глава 3. Организация эффективной работы в сфере государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга 3.1. Проблемы исполнения государственных заказов в Администрации Невского района Санкт-Петербурга и пути их преодоления……………………………………………………………………107 3.2. Рекомендации по совершенствованию системы государственного заказа………………………………………………………………….………..112 Заключение…………………………………………………………………….122 Список используемых источников………………………
Динамичность и степень детализации
параметров закупки позволяют терминологически
дать определение процедуре закупки. Процедура
закупки – процесс проведения закупки
сгруппированной в однородный массив
продукции одним из способов размещения
государственного заказа. Процедура имеет
следующие основные параметры – наименование
процедуры, лимит, способ размещения, дата
проведения, лоты (для конкурсной или аукционной
процедуры), уполномоченная на ее проведение
комиссия.
Формирование Плана процедур
размещения государственного заказа позволяет:
более реально увязать денежные
расходы города с их натурально-вещественный
формой;
корректировать расходную часть
бюджета в течение финансового года;
сделать весь бюджетный процесс
более открытым и прозрачным;
узнать поставщикам о потребностях
города в товарах, работах и услугах на
весь год вперед и планировать свое участие
в тех или иных конкурсах;
централизовать закупки той
или иной продукции в масштабах всего
региона, тем самым достичь экономии на
проведении конкурсных процедур и за счет
увеличения объема закупаемой продукции;
эффективно управлять закупочным
процессом в течение финансового года.
План процедур закупок может
корректироваться государственными заказчиками
по мере появления дополнительного финансирования
или экономии за счет проведения процедур
закупок, а также определения дополнительной
потребности в продукции. Состояние плана
процедур фиксируется ежеквартально,
с последующим обновлением Реестра планов
размещения государственного заказа Санкт-Петербурга
в АИСГЗ и на сайте.
С 2006 года методическими требованиями
КЭРППиТ нормативно установлено, что наличие
закупки в плане процедур является необходимым
условием для ее инициирования государственным
заказчиком. Это условие окончательно
и логически последовательно связало
стадии формирования и размещения государственного
заказа.
Ход планирования государственного
заказа Санкт-Петербурга, а также объем
государственного заказа, размещенный
в 2006 году (111,6 млрд.руб.), являются результативным
подтверждением эффективности установленного
порядка планирования.
В соответствии статьей 5 Федерального
закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ,
оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд» под размещением
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
нужд понимаются действия заказчиков,
уполномоченных органов по определению
поставщиков (исполнителей, подрядчиков)
в целях заключения с ними государственных
контрактов, а также иных гражданско-правовых
договоров в любой форме (заключаемых
на сумму, не превышающую установленного
Центральным банком Российской Федерации
предельного размера расчетов наличными
деньгами в Российской Федерации между
юридическими лицами по одной сделке). 9
Таким образом, заказ признается
размещенным со дня заключения государственного
контракта и иных гражданско-правовых
договоров (в случае, предусмотренном
пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона).
Заключение государственного
контракта – это, по сути, предоставление
ограниченного ресурса – бюджетных средств.
В условиях ограниченности ресурса потенциал
конкуренции должен реализовываться путем
создания равных условий доступа поставщиков
на основе конкурсного размещения заказов.
Такой подход обеспечивает реализацию
принципа эффективности использования
бюджетных средств.
Отношения, связанные с размещением
государственного заказа регулируются
ФЗ-94. Данный закон устанавливает единый
порядок размещения заказов, в целях обеспечения
единства экономического пространства
на территории Российской Федерации при
размещении заказов, эффективного использования
средств бюджетов и внебюджетных источников
финансирования, расширения возможностей
для участия физических и юридических
лиц в размещении заказов и стимулирования
такого участия, развития добросовестной
конкуренции, совершенствования деятельности
органов государственной власти и органов
местного самоуправления в сфере размещения
заказов, обеспечения гласности и прозрачности
размещения заказов, предотвращения коррупции
и других злоупотреблений в сфере размещения
заказов.
В Послании Президента России
Федеральному Собранию «О бюджетной политике
в 2007 году» в ряду основных задач бюджетной
политики на 2007 год и среднесрочную перспективу
была отмечена необходимость в кратчайшие
сроки завершить формирование нормативной
правовой базы реализации закона о размещении
заказов, акцентировалось внимание на
важности определения перечня товаров
(работ, услуг), закупки которых должны
проводиться на аукционах, а также особенностей
закупки продукции для нужд обороны и
безопасности.
Федеральным законом от 20 апреля
2007 года № 53-ФЗ был внесен ряд существенных
изменений в закон, значительно меняющих
существовавшую ранее практику размещения
государственного заказа и позволивших
успешно выполнить поставленные Президентом
задачи.10
Размещение заказа может осуществляться
следующими способами:
1. путем проведения торгов в
форме конкурса, аукциона, в том числе
аукциона в электронной форме;
2. без проведения торгов (запрос
котировок, у единственного поставщика
(исполнителя, подрядчика), на товарных
биржах).
Размещение государственного
заказа путем проведения конкурсных процедур
(запрос котировок, конкурс, аукцион) состоит
из следующих основных этапов:
Государственные конкурсные,
аукционные (либо единые) комиссии в соответствии
со своей компетенцией проводят конкурсные
процедуры, принимают решение о выборе
поставщика продукции для государственных
нужд, регистрируют результаты процедур
в Реестре итоговых решений комиссий по
размещению государственного заказа и
размещают информацию об итоговых решениях
на официальном сайте в сети Интернет;
После оформления государственного
контракта государственные заказчики
в течение трех рабочих дней
регистрируют закупки в Реестре
государственных контрактов и
направляют информацию в соответствующие
средства массовой информации.
При размещении заказа путем
проведения торгов (в форме конкурса или
аукциона) устанавливаются следующие
обязательные требования к участникам
размещения заказа:
1. соответствие участников
размещения заказа требованиям, устанавливаемым
в соответствии с законодательством Российской
Федерации к лицам, осуществляющим поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг,
являющихся предметом торгов;
2. непроведение ликвидации
участника размещения заказа - юридического
лица или непроведение в отношении участника
размещения заказа - юридического лица,
индивидуального предпринимателя процедуры
банкротства;
3. неприостановление деятельности
участника размещения заказа в порядке,
предусмотренном Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях,
на день рассмотрения заявки на участие
в конкурсе или заявки на участие в аукционе;
4. отсутствие у участника размещения
заказа задолженности по начисленным
налогам, сборам и иным обязательным платежам
в бюджеты любого уровня или государственные
внебюджетные фонды за прошедший календарный
год, размер которой превышает двадцать
пять процентов балансовой стоимости
активов участника размещения заказа
по данным бухгалтерской отчетности за
последний завершенный отчетный период.
Участник размещения заказа считается
соответствующим установленному требованию
в случае, если он обжалует наличие указанной
задолженности в соответствии с законодательством
Российской Федерации и решение по такой
жалобе на день рассмотрения заявки на
участие в конкурсе или заявки на участие
в аукционе не принято.
При размещении заказа путем
проведения торгов заказчики вправе установить
также следующие требования к участникам
размещения заказа:
1. обладание участниками размещения
заказа исключительными правами на объекты
интеллектуальной собственности, если
в связи с исполнением государственного
контракта заказчик приобретает права
на объекты интеллектуальной собственности;
2. отсутствие в Реестре недобросовестных
поставщиков сведений об участниках размещения
заказа.
Правительство Российской Федерации
вправе устанавливать дополнительные
требования к участникам размещения заказа
при размещении заказа на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для
нужд обороны страны и безопасности государства
о наличии у таких участников размещения
заказа производственных мощностей, технологического
оборудования, финансовых и трудовых ресурсов,
необходимых для производства товаров,
выполнения работ, оказания услуг, являющихся
предметом заказа.
Не допускается установление
заказчиками к потенциальным поставщикам
квалификационных требований (профессиональные
знания, опыт, финансовые, трудовые, материальные
ресурсы, производственные и иные возможности,
минимально необходимые для выполнения
государственного заказа), поскольку они
носят дискриминационный характер и могут
ограничить конкуренцию.
Способы
размещения государственного заказа и
оценка их эффективности.
При определении способа закупки
заказчик должен руководствоваться следующими
основными критериями:
срочность закупки;
состояние рынка закупаемой
продукции;
объем закупаемой продукции
(ориентировочная стоимость закупки);
вид закупаемой продукции;
характеристика потенциальных
поставщиков
Исходя из этих критериев, заказчика
может правильно выбрать способ закупки
продукции для государственных нужд (таблица
1).
Таблица 1
Способы размещения
заказа
Способ размещения
Сумма контракта
Ограничение выбора, установленное
законом
Конкурс
Нет ограничений
Не допускается в случае необходимости
проведения аукциона
Аукцион
Нет ограничений
Постановление Правительства
РФ, определяющее перечень товаров, работ,
услуг
Аукцион в электронной форме
До 500 тыс. рублей
Постановление Правительства
РФ, определяющее перечень товаров, работ,
услуг
Запрос котировок
До 500 тыс. рублей
Не по конкретным заявкам заказчика,
для которых есть функционирующий рынок
У единственного поставщика
Нет ограничений
Случаи,
установленные ст.55
ФЗ-94
Товарная биржа
Свыше 5 млн. рублей
Постановление Правительства
РФ, определяющее порядок размещения.
Наиболее предпочтительным
способом закупки является открытый конкурс.
Конкурсом является конкурентное
состязание, которое организует государственный
заказчик (конкурсная комиссия) для выявления
наилучших условий поставки продукции
для государственных нужд среди участников-претендентов
на подписание государственного контракта.
Конкурс может быть
открытым или закрытым.
Заказчик вправе размещать
заказ путем проведения закрытого конкурса
исключительно в случае размещения заказа
на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг, сведения о которых составляют
государственную тайну. Этот вид конкурсов
резко ограничивает конкуренцию и увеличивает
возможности для злоупотреблений при
их проведении, поэтому закрытый конкурс
проводится по согласованию с уполномоченным
на осуществление контроля в сфере размещения
заказов федеральным органом исполнительной
власти – Минэкономразвития России.
К достоинствам проведения
закрытого конкурса следует отнести снижение
риска участия и победы в конкурсе малоквалифицированного
исполнителя (поставщика), возможность
более точного прогнозирования затрат
средств и времени на экспертизу заявок.
Извещение о проведении закрытого
конкурса, конкурсная документация и изменения,
внесенные в конкурсную документацию,
а также разъяснения конкурсной документации
не подлежат опубликованию в средствах
массовой информации и размещению в сети
«Интернет». Заказчик не позднее чем за
тридцать дней до дня вскрытия конвертов
с заявками на участие в конкурсе направляют
в письменной форме приглашения принять
участие в закрытом конкурсе лицам, которые
удовлетворяют требованиям, предусмотренным
ФЗ-94, имеют доступ к сведениям, составляющим
государственную тайну, и способны осуществить
поставки товаров, выполнить работы, оказать
услуги, являющиеся предметом конкурса.
Вскрытие конвертов с заявками на участие
в закрытом конкурсе может состояться
ранее даты, указанной в конкурсной документации,
при наличии согласия в письменной форме
с этим всех лиц, которым были направлены
приглашения принять участие в закрытом
конкурсе.
При проведении закрытого конкурса
не допускается подавать заявки на участие
в конкурсе в форме электронных документов,
а также предоставлять конкурсную документацию,
изменения, внесенные в нее, направлять
запросы о разъяснении положений конкурсной
документации и предоставлять такие разъяснения
в форме электронных документов. Протоколы,
составленные в ходе проведения закрытого
конкурса, а также информация, полученная
в ходе проведения закрытого конкурса,
не подлежит опубликованию в средствах
массовой информации и размещению в сети
«Интернет». При проведении закрытого
конкурса не допускается осуществлять
аудио- и видеозапись.
Открытый конкурс – с точки
зрения действующего законодательства
является наиболее предпочтительной формой
размещения заказов на закупку продукции
для государственных нужд. Приглашение
к участию в открытом конкурсе осуществляется
через средства массовой информации и
предусматривает участие любых юридических
и физических лиц.