Государственный заказ как элемент системы управления финансовыми ресурсами Администрации Невского района Санкт-Петербурга
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:23, дипломная работа
Описание работы
Цель исследования состоит в том, чтобы показать функционирование системы государственного заказа на всех его этапах: формирования, размещения и исполнения в контексте бюджетного процесса и его исполнения. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: обозначить место и роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории; изучить и проанализировать бюджетное законодательство и законодательство в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа;
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории 1. 1. Государственный заказ и его роль в реализации основных задач и функций государства…………………………………………………………….6 1.2. Основные функции системы государственного заказа и ее элементы…12 1.3. Процесс формирования и исполнения государственного заказа, способы его размещения…………………………………………………………………18 1.4. Нормативно-правовая база организации процесса закупок для государственных нужд в Российской Федерации……………………………59 Глава 2. Современное состояние системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга 2.1. Контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения государственного заказа………………………………………………………...67 2.2. Анализ исполнение государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………………………..74 2.3. Анализ системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………….……………..81 Глава 3. Организация эффективной работы в сфере государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга 3.1. Проблемы исполнения государственных заказов в Администрации Невского района Санкт-Петербурга и пути их преодоления……………………………………………………………………107 3.2. Рекомендации по совершенствованию системы государственного заказа………………………………………………………………….………..112 Заключение…………………………………………………………………….122 Список используемых источников………………………
При проведении аукциона заказчик
в обязательном порядке осуществляет
аудиозапись аукциона и ведет протокол
аукциона, который размещается на официальном
сайте организацией в течение дня, следующего
после дня подписания и в течение пяти
рабочих дней опубликовывается в официальном
печатном издании.
Распоряжением Правительства
РФ от 15 мая 2007 г. № 609-р утвержден перечень
товаров (работ, услуг), размещение заказов
на поставки (выполнение, оказание) которых
осуществляется путем проведения аукциона.
Размещение государственного заказа на
поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг, включенных в Перечень, на сумму
до 500 тыс. рублей, может осуществляться
как путем проведения аукциона, так и путем
запроса котировок.11
Данное распоряжение наложило
запрет на размещение государственного
заказа на поставку товаров, выполнение
работ, оказание услуг, включенных в данный
перечень, на любую сумму путем проведения
конкурса.
Вместе с тем, незадолго до утверждения
перечня товаров (работ, услуг), размещение
заказов на поставки (выполнение, оказание)
которых осуществляется путем проведения
аукциона, Федеральным законом от 20.04.2007
№ 53-ФЗ, вступившим в силу 25.04.2007 «О внесении
изменений в 94-ФЗ», была установлена балльная
оценка в качестве обязательного критерия
оценки конкурсных заявок. 12
В настоящее время в большинстве
регионов (в том числе в Санкт-Петербурге)
вообще отсутствует практика размещения
государственного заказа путем проведения
аукциона. Размещение заказов на сумму,
превышающую 2500 МРОТ, осуществлялось заказчиками
путем проведения конкурса по критерию
наименьшей цены. Поэтому процедуру аукциона
им придется осваивать в самое ближайшее
время.
Учитывая уровень развития
информационных технологий, действующее
законодательство предусматривает возможность
проведения открытого аукциона в электронной
форме. Документация об аукционе при проведении
открытого аукциона в электронной форме
не разрабатывается. Для участия в открытом
аукционе, проводимом в электронной форме,
участники размещения заказа должны зарегистрироваться
на сайте в сети Интернет в порядке, указанном
в извещении о проведении открытого аукциона
в электронной форме. Аукцион считается
оконченным, если в течение одного часа
с момента размещения на сайте последнего
предложения о цене контракта не поступило
ни одного предложения, предусматривающего
более низкую цену контракта.
Необходимо учесть, что в среде
теоретиков и практиков государственных
закупок сложилось неоднозначное отношение
к этой форме размещения заказов. Так,
по мнению заместителя директора Института
макроэкономических исследований Минэкономразвития
России д.э.н., профессора В.И.Смирнова
возвращение к практике проведения аукционов
является стратегической ошибкой. Он в
частности отмечает: «Развитие общественных
закупок во всем мире (включая царскую
Россию) шло в одном направлении – от аукционов
к конкурсам…Аукцион предполагает изменение
понижение) начальной цены закупки, что
возможно лишь в случае явки на него с
завышенной, а значит несправедливой ценой.
Формальное отсутствие цены в аукционной
заявке лишь означает согласие поставщика
с завышенной начальной ценой заказчика,
т.к. при заниженной начальной цене честные
заявки не поступят. Добропорядочному
поставщику завышенная цена не нужна,
тем более, когда речь идет об общественных
закупках. Эти поставщики игнорируют аукцион,
а недобропорядочные – не нужны честному
заказчику. Прежде всего по этим причинам
примерно сто лет назад аукционы в общественных
закупках прекратили свое существование».
Под запросом котировок понимается
способ размещения заказа, при котором
информация о потребностях в товарах,
работах, услугах для государственных
нужд сообщается неограниченному кругу
лиц путем размещения на официальном сайте
извещения о проведении запроса котировок
и победителем в проведении запроса котировок
признается участник размещения заказа,
предложивший наиболее низкую цену контракта.
Размещение заказа путем запроса
котировок проводится в отношении цен
товаров (работ, услуг) для которых есть
функционирующий рынок и если цена государственного
контракта не превышает пятьсот тысяч
рублей либо Запрос котировок также проводится
в случаях, когда аукцион признан несостоявшимся
и начальная (максимальная) цена государственного
контракта не превышает пятьсот тысяч
рублей.
Кроме того, заказчик
вправе осуществлять размещение
заказа путем запроса котировок
для обеспечения своей деятельности
на территории иностранного государства,
на которой находится заказчик,
у иностранных поставщиков (исполнителей,
подрядчиков) независимо от цены
государственного контракта. В этом
случае размещение на официальном
сайте извещения о проведении
запроса котировок не требуется.
Запрос котировок по сути является
мини конкурсом, способствующим конкуренции
и экономии бюджетных средств. Его отличает
короткий срок проведения (не менее 4-х
рабочих дней с момента публикации извещения),
невысокая стоимость проведения процедуры,
незначительные затраты участников.
Запрос котировок, направляемый
заказчиками потенциальным поставщикам,
и размещаемый на официальном сайте в
сети Интернет, должен содержать следующие
сведения:
наименование и адрес заказчика;
источник финансирования заказа;
форма котировочной заявки;
наименование, характеристики
и количество поставляемых товаров, наименование,
характеристики и объем выполняемых работ,
оказываемых услуг;
место и сроки доставки, выполнения
работ, оказания услуг;
максимальная цена контракта,
срок и условия оплаты и т.п.
Процедура проведения запроса
котировок включает следующие действия
(рис. 3):
Рис. 3 Процедура
проведения запроса котировок
Заказчик размещает на официальном сайте
извещение о проведении запроса котировок
не менее чем за 4 рабочих дня до истечения
срока представления котировочных заявок.
Извещение о проведении запроса котировок
должно содержать вышеуказанные сведения
и быть доступно для ознакомления в течение
всего срока подачи котировочных заявок
без взимания платы. Запрос котировок
может направляться с использованием
любых средств связи, в том числе в электронной
форме.
Любой участник размещения
заказа, в том числе и тот, кому не направлялся
запрос котировок, вправе подать только
одну котировочную заявку, внесение изменений
в которую не допускается. Такая заявка
подается в письменной форме или в форме
электронного документа в срок, указанный
в извещении о проведении запроса котировок.
Котировочная заявка должна
содержать следующие сведения:
наименование, место нахождения
(для юридического лица), фамилия, имя,
отчество, место жительства (для физического
лица), банковские реквизиты участника
размещения заказа;
наименование, характеристики
и количество поставляемых товаров, наименование
и объем выполняемых работ, оказываемых
услуг;
место доставки поставляемых
товаров, место выполнения работ, место
оказания услуг;
сроки поставок товаров, выполнения
работ, оказания услуг;
цена товаров, работ, услуг с
указанием сведений о включенных (невключенных)
в нее расходах, в том числе расходах на
перевозку, страхование, уплату таможенных
пошлин, налогов, сборов и других обязательных
платежей;
сроки и условия оплаты поставок
товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Котировочная комиссия в течение
дня, следующего за днем окончания срока
подачи котировочных заявок, рассматривает
котировочные заявки на соответствие
их требованиям, установленным в извещении
о проведении запроса котировок, и оценивает
котировочные заявки.
Победителем в проведении запроса
котировок признается участник размещения
заказа, подавший котировочную заявку,
которая отвечает всем требованиям, установленным
в извещении о проведении запроса котировок,
и в которой указана наиболее низкая цена
товаров, работ, услуг. С ним заключается
государственный контракт.
Результаты рассмотрения и
оценки котировочных заявок оформляются
протоколом, подписывается всеми присутствующими
на заседании членами котировочной комиссии
и заказчиком в день его подписания размещается
на официальном сайте.
Отдельным случаем размещения
государственно заказа путем проведения
запроса котировок является реализация
программ и мероприятий по оказанию гуманитарной
помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций природного или техногенного
характера (перечень таких товаров, работ,
услуг устанавливается Правительством
РФ). В этом случае заказчик проводит предварительный
отбор участников, квалификация которых
соответствует предъявляемым требованиям,
и которые могут и возможно в короткий
срок без предварительной оплаты и (или)
с отсрочкой платежа осуществить поставки
необходимых товаров (выполнение работ,
оказание услуг). По результатам предварительного
отбора составляется перечень поставщиков,
который подлежит ежегодному обновлению.
Самым неконкурентным способом
размещения заказа является закупка у
единственного поставщика (исполнителя,
подрядчика). Это способ размещения заказа,
при котором заказчик предлагает заключить
государственный контракт либо иной гражданско-правовой
договор только одному поставщику (исполнителю,
подрядчику). Действующее законодательство
строго ограничивает возможности закупок
у единственного источника.
Размещение заказа у единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика)
осуществляется заказчиком в случае, если:
1) поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг относятся
к сфере деятельности субъектов
естественных монополий;
2) осуществляются поставки
культурных ценностей;
4) выполняются работы
по мобилизационной подготовке
в РФ;
5) возникла потребность
в определенных товарах, работах,
услугах вследствие непреодолимой
силы, в связи с чем применение
иных способов размещения заказа,
требующих затрат времени, нецелесообразно;
7) конкурс, аукцион или
запрос котировок признан несостоявшимся
и государственный контракт не
заключен с единственным участником
конкурса (аукциона, запроса котировок)
или с участником размещения
заказа, который подал единственную
заявку на участие в конкурсе
(аукционе, запросе котировок);
12) размещается заказ на
оказание услуг связи для нужд
обороны страны, безопасности государства
и обеспечения правопорядка в
порядке;
14) осуществляются поставки
товаров, выполнение работ, оказание
услуг для государственных нужд
на сумму, не превышающую установленного
Центральным банком РФ предельного
размера расчетов наличными деньгами
в РФ между юридическими лицами
по одной сделке;
16) осуществляется размещение
заказа на поставку российских
вооружения и военной техники,
которые не имеют российских
аналогов.
Последним способом размещения
заказа является использование возможностей
товарных бирж. Он может применяться при
необходимости поставки биржевых товаров
для государственных нужд сумму, превышающую
пять миллионов рублей. Особенности заключения
государственного контракта в ходе биржевых
торгов определяются Гражданским кодексом
РФ, законодательством РФ о товарных биржах
и биржевой торговле и требованиями законодательства
о государственных закупках.
Подводя итог выше изложенному,
следует отметить наиболее значимые позиции
организации размещения государственного
заказа с учетом вступления в силу Федерального
закона от 20 апреля 2007 года № 53-ФЗ.
обеспечение действия принципов
единства правового и экономического
пространства на всей территории России;
создание максимальной конкурентной
среды в сфере размещения государственного
заказа;
установление более открытой
и четко проработанной процедуры закупок,
обеспечивающей законные права и интересы
поставщиков.
Однако отдельные элементы
действующего порядка осуществления государственных
закупок подвергаются аргументированной
критике специалистов. В частности, отмечается,
что он в большей степени соответствует
интересам поставщиков, чем заказчиков,
размытыми оказались квалификационные
требования, исчезли отдельные виды конкурсов,
которые целесообразно использовать при
осуществлении специфических видов закупок,
недостаточно проработаны вопросы ценообразования
при определении начальной цены.
В то же время, как и любой законодательный
акт, новый федеральный закон не в состоянии
решить всех проблем в области размещения
государственного заказа. И повышение
экономической эффективности процесса
размещения заказа, и повышение качества
закупаемых товаров, работ, услуг, и стимулирование
дополнительного подъема российской промышленности,
и снижение уровня коррупции не может
быть достигнуто только с помощью законодательной
деятельности. Поэтому необходимо отчетливо
представлять и те проблемы, которые предстоит
решить, в том числе возникающие со вступлением
в силу Федерального закона от 20 апреля
2007 года N 53-ФЗ.13 Среди них:
1. Возможность для заказчика
включить требование обеспечения заявок
на участие в размещении заказа до 5% и
исполнения контракта до 30% начальной
цены контракта может ограничивать круг
потенциальных участников размещения
заказа, в особенности для малых предприятий.
Для этой категории предприятий, по всей
видимости, возможно ослабление требований
необходимого обеспечения участия в размещении
заказа, например, за счет создания специального
венчурного фонда.
2. Фактическое исключение механизма
предварительного отбора участников.
В отличие от ранее действовавшего законодательства
в новом законодательстве требования,
предъявляемые к участникам размещения
заказа (статья 11), сведены к минимуму и
затрудняют отсев претендентов, не способных
обеспечить поставку качественной продукции,
работ, услуг. Такая законодательная норма
снижает возможность со стороны организаторов
торгов манипулирования требованиями
к участникам, содержащимися в конкурсной
документации. Но, с другой стороны, обостряется
проблема отсева недобросовестного поставщика.
Таким образом, дополнительная нагрузка
ложится на формулировку требований, содержащихся
в других разделах конкурсной документации,
а также требований к обеспечению заявки
и контракта.
3. Излишняя открытость процесса
размещения заказа. Открытость процесса
размещения заказа является, безусловно,
положительным фактором. В то же время
размещение на официальном сайте протоколов
(в особенности протокола рассмотрения
заявок), содержащих фамилии членов комиссий
по размещению заказов, в особенности
на этапе вскрытия конвертов, открывает
возможность воздействия на них со стороны
недобросовестных поставщиков и может
создавать дополнительные трудности.
Отказ от признанного в мировой практике
принципа конфиденциальности работы комиссий
по размещению заказов вряд ли оправдан.