Государственный заказ как элемент системы управления финансовыми ресурсами Администрации Невского района Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы показать функционирование системы государственного заказа на всех его этапах: формирования, размещения и исполнения в контексте бюджетного процесса и его исполнения.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
обозначить место и роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории;
изучить и проанализировать бюджетное законодательство и законодательство в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории
1. 1. Государственный заказ и его роль в реализации основных задач и функций государства…………………………………………………………….6
1.2. Основные функции системы государственного заказа и ее элементы…12
1.3. Процесс формирования и исполнения государственного заказа, способы его размещения…………………………………………………………………18
1.4. Нормативно-правовая база организации процесса закупок для государственных нужд в Российской Федерации……………………………59
Глава 2. Современное состояние системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга
2.1. Контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения государственного заказа………………………………………………………...67
2.2. Анализ исполнение государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………………………..74
2.3. Анализ системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………….……………..81
Глава 3. Организация эффективной работы в сфере государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга
3.1. Проблемы исполнения государственных заказов в Администрации Невского района Санкт-Петербурга и пути их преодоления……………………………………………………………………107
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы государственного заказа………………………………………………………………….………..112
Заключение…………………………………………………………………….122
Список используемых источников………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 220.44 Кб (Скачать файл)

Государственные комиссии уполномоченного органа по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга (ГКУО) созданы в количестве 6.

Первая ГКУО принимает решения по вопросам крупных закупок для государственных нужд Санкт-Петербурга (на сумму свыше 75 млн.рублей).

Остальные пять комиссий созданы по отраслевому признаку в зависимости от профиля закупки и принимают решения по вопросам закупок для государственных заказчиков Санкт-Петербурга на сумму свыше 15 млн.рублей. ГКУО осуществляют следующие исключительные полномочия в сфере размещения государственного заказа Санкт-Петербурга.

Государственные комиссии государственных заказчиков по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга (ГКГЗ) принимают решения по вопросам закупок продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга на сумму до 15 млн.рублей включительно.

Государственные комиссии подведомственных государственных заказчиков по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга принимают решения по вопросам закупок продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга на сумму до 5 млн. рублей в соответствии с полномочиями, которыми их наделил государственный заказчик Санкт-Петербурга.

Поставщики продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга являются не менее важным звеном в системе государственного заказа Санкт-Петербурга. Именно повышение конкуренции, обеспечение наибольшего количества предложений, поступающих от организаций Санкт-Петербурга при размещении государственного заказа Санкт-Петербурга, является главной задачей реформирования системы государственного заказа Санкт-Петербурга.

 

Рис. 7 Динамика количества и сумма размещения государственного заказа Санкт-Петербурга за 2005-2010 годы.

 

Исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения государственного заказа Санкт-Петербурга, является Комитет финансового контроля Санкт-Петербурга.

Исполнение государственного заказа Санкт-Петербурга контролирует Комитет финансов Санкт-Петербурга и заказчики Санкт-Петербурга в соответствии с их полномочиями.

Нормативно-правовое обеспечение системы государственного заказа Санкт-Петербурга охватывает практически все аспекты процесса государственных закупок. Деятельность уполномоченного органа, государственных заказчиков, комиссий по размещению заказа, взаимоотношения с участниками процедур закупок и поставщиками продукции детально регулируются нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга и Комитета, изданными в целях применения федерального законодательства о закупках. Обеспечение направлено на исключение каких-либо правовых коллизий, удобство принятия решений, жесткую конструкцию сценариев действий участников процесса государственных закупок во всем многообразии его ситуаций.

Степень нормативной детализации регламентированных процедур и мероприятий закупок в Санкт-Петербурге чрезвычайно высока. Здесь необходимо отметить издание типовой конкурсной документации и документации об аукционе, утвержденной распоряжением Комитета от 27.12.2005 № 97-р «Об утверждении методических требований к документации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга» и размещенной на сайте «Государственный заказ Санкт-Петербурга». Таким образом, с одной стороны, значительно упрощена организация конкурсных процедур для всех без исключения заказчиков Санкт-Петербурга, а с другой стороны, существенно облегчен доступ к участию в торгах и ознакомлению с документацией на бесплатной основе для всех потенциальных поставщиков продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга.

Система государственного заказа Санкт-Петербурга находится в процессе непрерывного развития и корректировки: по мере издания федеральных нормативных правовых актов приводится в соответствие нормативная правовая база Санкт-Петербурга в сфере государственного заказа, постоянно осуществляется совершенствование АИСГЗ и официального специализированного сайта системы государственного заказа Санкт-Петербурга www.gz-spb.ru, проводится обучение государственных заказчиков Санкт-Петербурга и подведомственных государственных заказчиков в сфере управления закупками для государственных нужд Санкт-Петербурга.

Рынок государственных закупок занимает особое место в экономике Санкт-Петербурга. Приобретение товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемое через систему государственного заказа, является одним из важнейших направлений регулирования экономики.

 

Рис. 8 Объем закупок для государственных нужд по Санкт-Петербургу на 2006-2011

 

С ростом объемов государственных закупок увеличивается положительное стимулирующее воздействие на экономическую активность и рост доходов населения. По этим направлениям развития города в последние годы достигнуты несомненные успехи. В 2010 году по сравнению с 2011 годом валовой региональный продукт увеличился на 8,4%, индекс промышленного производства - на 4,2%, оборот розничной торговли – на 12,9%, инвестиции в основной капитал – на 9,7%, ввод в действие жилых домов – на 11,9%. Реальные денежные доходы населения возросли на 14%.

О результативности деятельности исполнительных органов власти Санкт-Петербурга, направленной на постоянное совершенствование сферы государственных закупок, свидетельствует положительная динамика сокращения бюджетных расходов.

В 2011 году эффективность расходования средств бюджета Санкт-Петербурга составила более 6,175 млрд. рублей. Указанная цифра превышает соответствующие показатели экономии в сумме за 2006 и 2011 год. Так, экономия средств бюджета Санкт-Петербурга в 2006 году составила 2,072 млрд. рублей, а в 2009 году – 3,581 млрд. рублей.

Рис. 9 Сокращение бюджетных расходов за счет проведения процедур размещения государственного заказа Санкт-Петербурга за 2006-2011 года

 

Система государственного заказа Санкт-Петербурга имеет резервы для повышения эффективности расходования бюджетных средств за счет проведения аукционов. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2007 № 609-р наложило прямой запрет на проведение конкурсов по утвержденному Перечню товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется только в форме аукциона. Поскольку практика проведения аукционов в Санкт-Петербурге в настоящее время отсутствует, данный способ размещения государственного заказа еще предстоит освоить.

Аукцион в своей области применения будет достаточно эффективным способом размещения государственного заказа, обеспечивающим наиболее простую форму участия в процедуре закупки, относительно небольшой срок проведения, а также экономию средств городского бюджета.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 10 Схема способов разменщения государственных заказов

 

 

В России закупки для государственных нужд в форме аукциона до последних изменений законодательства не проводились более 100 лет, а в Российской Федерации – в достаточно редких случаях начались лишь с прошлого года. Однако несмотря на это, в некоторых регионах они уже доказали свою эффективность. Например, в Республике Татарстан доля открытых и электронных аукционов по количеству контрактов в структуре размещения государственного заказа по состоянию на 12.06.2007 года составила соответственно 9,2% и 34,8%. Общая экономическая эффективность проведения конкурсных процедур размещения государственного заказа в Республике Татарстан составляет 14%, что более чем в 2 раза превышает аналогичный показатель в Санкт-Петербурге.

Анализируя структуру государственного заказа Санкт-Петербурга по способам размещения, стоит отметить положительную динамику проведения числа конкурсных процедур.

Проведение конкурсов является наиболее предпочтительным способом размещения государственного заказа, поскольку дает наибольшую экономию средств городского бюджета (90,19%).

Размещение государственного заказа Санкт-Петербурга способом запроса котировок за 2008 год составило всего 3,2%, публичные закупки также составляют довольно низкий процент, - 3,4 % от общей суммы размещения государственного заказа Санкт-Петербурга за 2008 год.

Рис. 11 итоги работы системы государственного заказа Санкт-Петербурга по всем главным распорядителям средств бюджета за 2009

 

Анализ показателей размещения государственного заказа Санкт-Петербурга за 2009 год в сравнении с предыдущими периодами реформирования системы государственного заказа Санкт-Петербурга позволяет сделать вывод о том, что при размещении государственного заказа Санкт-Петербурга происходят структурные изменения, направленные на увеличение числа конкурсных процедур и снижение закупки продукции без проведения торгов.

Однако сравнивая показатели функционирования системы государственного заказа Санкт-Петербурга с другими регионами, можно сделать вывод о том, что Санкт-Петербург еще имеет достаточно резервов и стимулов для повышения эффективности системы государственного заказа. Прежде всего нужно снизить количество процедур размещения государственного заказа «у единственного источника». Этот показатель в два раза превышает аналогичный средний показатель по субъектам РФ и в 6,5 раз аналогичный показатель в Москве.

Во-вторых, необходимо ужесточить ответственность поставщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту (установление требования к ответственности поставщика должно быть не правом, а обязанностью заказчика). Это приведет к усилению контроля заказчиком за исполнением обязательств по государственному контракту.

В-третьих, осуществить переход от запроса котировок к проведению его исключительно в электронной форме. Данная мера приобрела особую актуальность, начиная с 25 апреля 2007 года, когда вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».20 Данный закон предоставил возможность заказчикам размещать заказы на сумму до 500 тысяч рублей способом запроса котировок. Данная процедура отличается простотой проведения и порождает злоупотребления. Например, установление дискриминационного доступа к участию в размещении государственного заказа Санкт-Петербурга (посредством поступления дублирующих заявок по факсу). Также в запросах котировок часто содержатся требования к квалификации участников размещения заказа, а в формах котировочных заявок, предлагаемых для заполнения, содержатся сведения, противоречащие требованиям Федерального закона – требование об указании срока действия котировочной заявки, указание на возможность отклонения заявки без объяснения причин, и многие другие. Все это свидетельствует о слабом контроле за деятельностью заказчиков. Для полного перехода запроса котировок к электронной форме необходимо наличие ЭЦП у всех потенциальных поставщиков, желающих участвовать в государственном заказе. Получение ЭЦП для участия в электронных процедурах размещения государственного заказа должно осуществляться без взимания платы либо за символическую плату.

В целях совершенствования организации системы государственного заказа Санкт-Петербурга необходимо повысить ответственность не только поставщиков, но и должностных лиц государственных заказчиков.

Несмотря на определенные проблемы, система государственного заказа Санкт-Петербурга является достаточно эффективной. Высокий уровень качества размещения государственного заказа может характеризоваться тем, что со стороны заказчиков почти полностью за весь период функционирования современной системы государственного заказа, по поданным против государственных заказчиков Санкт-Петербурга искам, судами не принято ни одного положительного решения.

Кроме того, по итогам проведенной в конце 2006 года независимой экспертизы системы государственного заказа в соответствии с требованиями Всемирного банка Реконструкции и Развития Санкт-Петербург был признан одним из лидеров по прозрачности закупок в Российской Федерации. Такую же высокую оценку получили только Республика Татарстан и Москва.

В настоящее время динамика рынка государственных закупок характеризуется устойчивым ростом объема закупок (таблица 3). За период 2006–2011 годов объем государственных закупок вырос на 3696,8 млрд. рублей или на 338,41%. Наибольший рост государственных расходов на закупки в сопоставлении с долей этих расходов в ВВП, а также по отношению к расходной части федерального бюджета приходится на период с 2007г. по 2010 г., государственные расходы на закупки составили соответственно 9 и 10,7% ВВП. В 2009 и 2010 годах, по оценке специалистов Минэкономразвития России, объем государственных закупок превысил 4 трлн. руб. Таким образом, в условиях, когда доля государственных расходов на закупки товаров, работ, услуг достигает 50% расходной части федерального бюджета, задача формирования полноценной контрактной системы государственных закупок и соответствующих институтов приобретает стратегическое значение.

Таблица 3

Динамика закупок для государственных нужд в 2006–2011 годах (млрд. руб.)

Годы

Расходы федерального бюджета

ВВП

Государственные закупки

Объем закупок в % к расходам бюджета

Объем закупок в % к ВВП

2006

3540,1

21625,4

1092,4

30,9

5,1

2007

4281,7

26903,5

1713,1

40,0

6,4

2008

5541,5

33111,8

2968,5

53,6

9,0

2009

7570,9

41371,1

3300,9

43,6

8,0

2010

9660,8

38789,4

4271,7

44,2

11,0

2011

10115,6

44652,1

4789,2

47,3

10,7

Информация о работе Государственный заказ как элемент системы управления финансовыми ресурсами Администрации Невского района Санкт-Петербурга