Государственный заказ как элемент системы управления финансовыми ресурсами Администрации Невского района Санкт-Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 13:23, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы показать функционирование системы государственного заказа на всех его этапах: формирования, размещения и исполнения в контексте бюджетного процесса и его исполнения.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
обозначить место и роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории;
изучить и проанализировать бюджетное законодательство и законодательство в сфере формирования, размещения и исполнения государственного заказа;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Роль государственного заказа в социально-экономическом развитии территории
1. 1. Государственный заказ и его роль в реализации основных задач и функций государства…………………………………………………………….6
1.2. Основные функции системы государственного заказа и ее элементы…12
1.3. Процесс формирования и исполнения государственного заказа, способы его размещения…………………………………………………………………18
1.4. Нормативно-правовая база организации процесса закупок для государственных нужд в Российской Федерации……………………………59
Глава 2. Современное состояние системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга
2.1. Контроль за соблюдением законодательства в сфере размещения государственного заказа………………………………………………………...67
2.2. Анализ исполнение государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………………………..74
2.3. Анализ системы государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга……………………………………….……………..81
Глава 3. Организация эффективной работы в сфере государственного заказа в Администрации Невского района Санкт-Петербурга
3.1. Проблемы исполнения государственных заказов в Администрации Невского района Санкт-Петербурга и пути их преодоления……………………………………………………………………107
3.2. Рекомендации по совершенствованию системы государственного заказа………………………………………………………………….………..112
Заключение…………………………………………………………………….122
Список используемых источников………………………

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 220.44 Кб (Скачать файл)

 

 

Структуру государственных закупок по направлениям расходования бюджетных средств можно проследить по таблице 4.

Таблица 4

Структура закупок для государственных нужд в 2008–2011 годах (млрд. руб.)

Направления закупок Год

2008

в % к объему гос. закупок

2009

в % к объему гос. закупок

2010

в % к объему гос. закупок

2011

в % к объему гос. закупок

Государственный оборонный заказ

740,0

24,9

890,0

27,0

1300,0

30,4

1356,0

28,3

Научные исследования

290,9

9,8

419,2

12,7

525,4

12,3

598,7

12,5

Строительство, инфраструктура

721,3

24,3

845,0

25,6

1106,4

25,9

1278,7

26,7

Государственный резерв

338,4

11,4

359,8

10,9

431,4

10,1

469,3

9,8

Прочие

877,8

29,6

786,9

23,8

908,5

21,3

1086,5

22,7

Всего

2968,5

100,0

3300,9

100,0

4271,7

100,0

4789,2

100,0


 

 

Из таблицы 4 видно, что за период 2008–2011 годов объем государственного оборонного заказа вырос на 616 млрд. рублей и достиг в 2010 году 1356 млрд. руб., что составило около 28,3% общего объема государственных закупок (таблица 4).

Также одним из значимых направлений по проведению государственных закупок является строительство и инфраструктура, так с 2007 по 2010гг. оно возросло на 557,07 млрд. рублей и составило 26,7% в общей структуре государственных заказов.

По таблице 4 прослеживается сокращение удельного веса государственных заказов в сфере государственного резерва, так с 2008 по 2011 гг. сокращение в структуре государственных закупок составило 1,6%, однако в абсолютном выражении расходы на заказы по данному направлению возросли на 130,9 млрд. рублей.

За наблюдаемый период возросли расходы на государственные заказы по проведению научных исследований, так с 2008 по 2011гг. в абсолютном выражении прирост составил 307,8 млрд. рублей.

Что же касается прочих направлений то в абсолютном выражении они возросли на 208,7 млрд. рублей, однако их удельный вес в общей структуре государственных закупок сократился до 22,7% в 2010 году.

По таблице 5 можно провести анализ эффективности проведенных государственных закупок в 2011 году.

Таблица 5

Статус исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в 2011 гг.,%21

Степень исполнения контракта

Запрос котировок

Открытый аукцион

Открытый конкурс

Закупки товаров из единственного источника

Открытый аукцион в электронной форме

Торги на товарных биржах

Расторгнут

3,62

4,31

4,73

7,22

5,38

9,11

Исполнен

71,34

57,14

62,21

51,86

57,35

74,02

В исполнении

25,03

38,54

33,06

40,92

37,27

16,87


 

 

Как видно из таблицы 5 наиболее эффективными способами осуществления государственных заказов в 2010 году оказались:

  • запрос котировок – расторгнуто только 3,62% контрактов, исполнено 71,34%, однако согласно закону данный способ ограничен количественно (не более 500 тыс. р. начальной (максимальной) цены контракта;

  • открытый конкурс – расторгнуто 4,73%, исполнено – 62,21%;
  • открытый аукцион – расторгнуто 4,31%, исполнено – 57,14%.

Менее эффективными оказались торги на товарных биржах – расторгнуто 9,11%, и закупки товаров из единственного источника – расторгнуто 7,22% контрактов.

Проделанный анализ позволяет сделать вывод, что система функционирования государственных заказов в Российской Федерации характерна следующими особенностями:

  • удельный рост государственных заказов в структуре расходов федерального бюджета Российской Федерации;
  • опережающие темпы роста государственного оборонного заказа в общем объеме закупок, что в настоящее время обусловлено новыми стратегическими вызовы в области национальной безопасности;
  • наибольшая эффективность государственных заказов при заключении контрактов следующими способами: запрос котировок, открытый конкурс, открытый аукцион.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА В АДМИНИСТРАЦИИ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

3.1. Проблема исполнения государственных заказов в Администрации Невского района Санкт-Петербурга и пути их преодоления

 

На заключение контрактов для государственных и муниципальных нужд приходится значительная доля расходной части бюджетов различных уровней, в связи с чем особую актуальность приобретает задача эффективного расходования выделенных на эти цели денежных средств, которая может быть решена в первую очередь при эффективном размещении государственного заказа. Финансовые ресурсы любого государства имеют определенный предел, а в условиях современного финансового кризиса этот вопрос становится особенно актуальным, поскольку речь должна идти о сбалансированности федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и об эффективном расходовании средств публично-правовых образований. С каждым годом объемы финансирования в сфере обеспечения государственного и муниципального контракта значительно увеличиваются.

Достижение эффективности государственных контрактов является одной из основных и «вечных» проблем управления государственными ресурсами. Как отмечают специалисты, «чтобы государственные закупки были эффективными, они должны отвечать потребностям соответствующих субъектов, то есть общества, государства и частного сектора».

Повышение эффективности расходования средств федерального бюджета, направляемых на заключение государственного контракта, выступает в качестве основной цели разрабатываемой в настоящее время Концепции федеральной контрактной системы (ФКС). Задача создания последней, как известно, была поставлена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Послании о бюджетной политике на 2011–2013 годы.

В целом ФКС должна охватить весь цикл контрактации: планирование, размещение, реализацию, мониторинг, приемку результатов и контроль исполнения. Должны быть разработаны инструменты результативного прогнозирования и администрирования государственных заказов. Рассматриваются возможные модели организации системы централизованных закупок по отдельным видам товаров, работ, услуг для повышения эффективности размещения заказов.

В то же время, отмечая безусловную важность совершенствования института закупок, хотелось бы подчеркнуть, что, формирование федеральной контрактной системы должно иметь целью не только эффективную реализацию функций удовлетворения нужд государственного (общественного) потребления, но и функций государственного регулирования экономики. В современной смешанной экономике государство выступает как крупнейший заказчик и потребитель продукции целого ряда отраслей, что позволяет превращать государственный спрос в мощный инструмент регулирования экономики, оказывающий влияние на ее динамику и структуру для решения стратегических задач развития страны.

Для адекватного ответа на стратегический инновационный вызов, стоящий перед Российской Федерацией, требуется качественное изменение институтов государственного регулирования, инструментов и технологий реализации государственных функций, в том числе институтов и механизмов системы государственных заказов.

На сегодняшний день следует выделить ряд ключевых проблем современной системы государственных и муниципальных заказов. В их числе:

  • сложность применения регулирующих норм в связи с постоянной доработкой и изменением законодательства;

  • существующая модель системы государственных и муниципальных заказов, по сути, ориентирована на закупку товаров массового и серийного производства, стандартизированных работ и услуг;

  • принятие законодательства, имеющее в первую очередь антикоррупционную направленность, привело к тому, что упор был сделан на ужесточение контроля и значительное упрощение методов осуществления закупок в ущерб квалификационному фактору;

  • чрезмерная регламентация процедур закупок.

На сегодняшний день ряд российских ученых-экономистов актуализируют точку зрения о необходимости подготовки и принятия нового законодательства о государственных закупках, направленного на формирование

следующих институциональных принципов:

  • комплексность развития системы государственных закупок для достижения максимального общественного эффекта при размещении и реализации государственных заказов;

  • формирование государственной закупочной политики в контексте единой системы организации и управления государственными закупками;

  • формирование специальной законодательной базы, обеспечивающей реализацию дифференцированных контрактных отношений в сфере государственных закупок;

  • создание единого информационного пространства государственных закупок;

  • выработка и регламентация особых принципов и правил разделения функций распоряжения и оперативного управления бюджетными средствами;

  • прозрачность деятельности государственных закупочных органов.

Следует отметить, что в условиях резкого роста инновационной составляющей в стратегии развития экономики страны особую значимость приобретает инновационная функция государственных закупок, заключающаяся в формировании экономических предпосылок для создания принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг). Рассматривая проблему стимулирования инновационного производства в качестве одного из приоритетных направлений функционирования системы государственных закупок, следует отметить, что наряду с тем, что государственный контракт выступает как механизм прямого бюджетного финансирования инновационных разработок, влияние государственных закупок на процесс внедрения новых технологий может осуществляться и на основе развития рынка инновационной продукции через формирование и стимулирование спроса на эти продукты и технологии.

Таким образом, для совершенствования функционирования системы государственных закупок органы государственной власти должны проводить особую финансовую политику в сфере государственных закупок, которая задействует банковские, финансовые инструменты и налоговые механизмы, формируя экономически благоприятные условия для исполнителей государственных контрактов с инновационной составляющей, в том числе:

  • организовывать для подрядчиков (исполнителей) государственных контрактов долгосрочные кредиты на более льготных условиях через уполномоченные банки;

  • осуществлять субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам подрядчиков (исполнителей) государственных контрактов;

  • обеспечивать государственные гарантии и поручительства по кредитам, предоставленным для финансирования государственных контрактов;

Информация о работе Государственный заказ как элемент системы управления финансовыми ресурсами Администрации Невского района Санкт-Петербурга