Использование маркетинга как специфической функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Содержание работы

Введение 3
1 Использование маркетинга как специфической функции управления предприятием 5
1.1 Экономический механизм маркетинга при управлении промышленным предприятием 5
1.2 Инновационное развитие предприятия и оптимизация производственной программы 8
1.3 Использование маркетинговых программ по продуктам и производству при формировании инновационной программы развития предприятия 12
2 Анализ механизмов маркетинга, используемых в управлении РУП «МТЗ»19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.2 Анализ целевого рынка предприятия и его рыночной позиции 24
2.3 Анализ организации и содержания маркетинговой деятельности и использования ее механизмов в управлении инновационной деятельностью предприятия 25
2.4 Результаты анализа 28
3 Предложения по внедрению экономического механизма маркетинга на предприятии 33
3.1 Предложения по использованию механизмов маркетинговых программ в управлении инновационной деятельностью предприятия 33
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 37
Заключение 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 398.86 Кб (Скачать файл)

С 1961 г. было налажено производство универсального колесного трактора МТЗ-50, чуть позже – МТЗ-52. С постановкой на производство тракторов МТЗ-50/52 началось интенсивное развитие экспорта как по объему, так и по географии поставок. К 1975 экспорт достиг более 18000 тракторов в год.

В 1974 году начался серийный выпуск более мощного и высокопроизводительного  трактора МТЗ-80. Это самая массовая модель трактора в мире.

С 1978 года Минский тракторный завод приступил к созданию мини-техники. Были разработаны и поставлены на производство мотоблоки мощностью 5, 6, 8, 12 л.с. (МТЗ-05, МТЗ-06, МТЗ-08БС, МТЗ-12), 4-х колесные минитракторы МТЗ-082 мощностью 12 л.с.

В 1992 завод освоил производство нового трактора «Беларус-1221» мощностью 130 л.с., обладающего высокой экономичностью и производительностью. Первые тракторы выпущены в 1994 году. На базе выпускаемых тракторов «Беларус» и с использованием их узлов и агрегатов завод организовал производство 15 моделей так называемой альтернативной техники: коммунальные, лесоразрабатывающие машины, транспорт для шахт, погрузочные машины.

К 60-летнему юбилею завода в 2006 г. был приурочен выпуск опытного образца сверхмощного трактора «Беларус» мощностью 450 л.с., аналогов которому нет в мире.

В 2007 г. собран первый образец модели «Белорус-2822ДЦ» в 280 лошадиных сил с немецким двигателем «Дойц», отвечающий требованиям экологических параметров Tier 2А. Расширена товаропроводящая сеть МТЗ за рубежом. Созданы собственные субъекты сети в Румынии и Болгарии, новые сборочные производства в Казахстане и России.

Главная цель современной  политики РУП «МТЗ» предприятия  в области качества – удовлетворение запросов потребителей, собственников, сотрудников, общества путем обеспечения  качества продукции, выполнения основных целевых показателей. В текущем  году на РУП «МТЗ» ведется работа по подготовке к внедрению системы  менеджмента безопасности труда  на основе международного стандарта OHSAS («охсас») – 18001 и отечественного стандарта СТБ-18001.

Организационная структура управления предприятия «МТЗ» построена по линейно-функциональному принципу. Такая структура управления предусматривает специализацию функций и компетентность всех звеньев управления, обеспечивает экономию на управленческих расходах и содействует эффективному производству стандартизированных изделий. Преимуществом данной структуры является то, что она позволяет быстро решать проблемы, находящиеся в компетенции одной функциональной службы.

Для управления инновационной  деятельностью на предприятии создан научно-технический центр (НТЦ).

В состав научно-технического центра входят подразделения согласно структурной схеме управления НТЦ, представленной на рисунке 2.1.

 

                Рисунок 2.1 – Структура управления НТЦ

          Примечание – Источник: по данным  предприятия

 

           Руководство и организационно-производственную деятельность научно-технического центра осуществляет директор научно-технического центра, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом генерального директора по представлению технического директора ПО «МТЗ» – технического директора РУП «МТЗ».

Общая численность входящих в НТЦ РУП «МТЗ» конструкторско-технологических  служб, занятых исследованием и  разработкой новой продукции  или модернизируемой, осуществляющих полный цикл создания новых объектов техники и повышение технологического уровня серийной выпускаемой продукции, составляет – 2586 чел.

Таблица 2.2 – Численность  персонала НТЦ РУП «МТЗ» по состоянию на 1.01.2011 г., чел

Наименование подразделения

Численность

1. Управление главного  конструктора

770

2. Конструкторско-технологическая  служба филиала «МТЗ»

189

3. Управление главного  технолога

388

4. Управление информационных  технологий

210

5. Управление главного  металлурга

87

6. Управление лабораторных  и исследовательских работ

189

7. Отдел новой техники  и технологий

40

8. Конструкторско-технологический  отдел стандартизации

30

9. Центральная заводская  технологическая лаборатория

58

10. Экспирементальный цех №1

299

11. Модельный цех

152

12. Конструкторско-технологическая  служба филиала

174

ИТОГО:

2586


 

Материально-техническая  база НТЦ РУП «МТЗ» характеризуется  оснащенностью входящих в него конструкторских, технологических, исследовательских  и испытательных служб.

Анализ экономического состояния  предприятия проведем на основе оценки технико-экономических показателей работы предприятии за 2008–2010 гг., представленные в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Основные ТЭП  деятельности РУП «МТЗ»

Показатель

Ед.изм.

2008

2009

2010

Объем производства

млн. р.

1 795849

2 099065

2350953

Выручка от реализации

млн. р.

1 870018

2 597422

2751683

Себестоимость продукции

млн. р.

1 486 792

2 086251

2 251566

Затраты на 1 руб. выручки

р./р.

0,795

0,80

0,82

Прибыль от реализации

млн. р.

279 800

357 992

396 203

Балансовая прибыль

млн р.

231 705

323780

362 987

Чистая прибыль

млн. р.

155 775

223 779

248684

Рентабельность продаж

%

13,7

15,8

16,0

Рентабельность продукции

%

15,9

18,9

19,3

Численность работающих

чел.

21 675

22 245

23 500

Производительность труда

млн. р./чел.

86,3

116,8

117,1

Фонд заработной платы

млн. р.

224 230

268 389

319 980

Среднегодовая стоимость  основных фондов

млн. р.

1 557 905

1591120

1610 780

Фондовооруженность

р./чел.

71,8

71,5

68,5

Фондоотдача

р./р.

1,2

1,6

1,7

Материалоемкость

р./р

0,615

0,648

0,652


 

         РУП «Минский тракторный завод» осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли, основным видом которой являются колесные тракторы, тракторокомплекты и машины. Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, продукция металлургического производства – поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка.

         Увеличение балансовой прибыли произошло за счет роста прибыли от реализации продукции в 2010 году по сравнению с 2008 на 78%.

          Изменение структуры прибыли по годам отражено на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Изменение структуры прибыли предприятия за 2008–2010 гг.

 

           За анализируемый период основная прибыль предприятия была от реализации произведенной продукции. В 2008 году прибыль от реализации составляла 279 800 млн. р.; в 2009 –357992 млн. р. (что в 1,3 раза больше, чем в 2008 году); в 2010 – незначительное увеличение до 396203 млн. р. Прибыль от реализации выросла в 2010 году за счет роста объемов реализации и увеличения цен на реализованную продукцию.

Чистая прибыль в 2008 году составила 155775 млн. р., в 2009 году этот показатель увеличился на 68004 млн. р., в 2010 году чистая прибыль предприятия увеличилась еще на 24905 млн. р.

Полученная чистая прибыль  на РУП «МТЗ» используется следующим  образом: 5% – резервный фонд; 40% – на пополнение собственных оборотных средств; оставшаяся сумм распределяется между фондом накопления и фондом потребления.

Рентабельность продукции в 2008 году составила 15,8%, в 2009 году этот показатель снизился до 13,7%, а в 2010 году рентабельность продукции возросла на 2,3% и составила 16%. Положительная динамика рентабельности продукции обусловлена увеличением объемов производства и реализации продукции, а также ростом цен на реализуемую продукцию.

Основными показателями финансового  состояния РУП «МТЗ» являются коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами, текущей ликвидности  и финансовых обязательств активами.

Приведем данные по этим показателям на предприятии РУП «МТЗ» в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости РУП «МТЗ» на 2008–2010 годы

Показатель

2008

2009

2010

Коэффициент текущей ликвидности

2,27

2,89

2,85

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,5

0,38

0,4

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами

0,35

0,31

0,32


 

Как видно из таблицы, коэффициент  текущей ликвидности с периода 2008 по 2010 превышал нормативное значение 2,0. Это говорит о том, что РУП «МТЗ» достаточно обеспечено оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств (платежеспособно).

Коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами определяется как отношение  разности источников собственных средств  и фактической стоимости внеоборотных активов к фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде запасов и затрат, налогов по приобретенным ценностям, готовой продукции и товаров, в т.ч. отгруженных, а также выполненных работ, оказанных услуг, дебиторской задолженности, финансовых вложений, денежных средств и прочих оборотных активов.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами характеризует  наличие у организации собственных  оборотных средств, необходимых  для ее финансовой устойчивости. Коэффициент  обеспеченности собственными средствами на 2008 года имел значение 0,5 на 2010 год – 0,4 при норме не менее 0,1.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует  способность организации рассчитаться по своим финансовым обязательствам после реализации активов. Значение данного коэффициента не должно превышать 0,85. Как, видно у РУП «МТЗ» этот показатель был максимально равен 0,35.

Все показатели подтвердили  финансовую состоятельность предприятия  РУП «Минский тракторный завод» на период 2008–2010 годы.

 

 

2.2 Анализ целевого  рынка предприятия и его рыночной  позиции

 

Сегодня РУП «Минский тракторный завод» производит 24 модели универсально-пропашных  тракторов, 6 моделей малогабаритных тракторов, 8 моделей мотоблоков и  минитракторов, 15 моделей специальных машин промышленного назначения: коммунальных, погрузочных, лесоразрабатывающих и шахтных. Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, продукция металлургического производства – поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка.

В 2010 году поставки тракторов «БЕЛАРУС» осуществлялись в 63 страны, в том числе в 52 страны дальнего зарубежья.

Доля предприятия «Минский тракторный завод» в поставках по регионам мира за 2009 год и 2010 год представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Доля поставок РУП «МТЗ» по регионам мира

Регионы

Америка

Западная Европа

Страны Восточной Европы

Африка

Ближний Восток и Юго-Восточная  Азия

Австралия и Океания

Страны СНГ с РФ

Беларусь

2009 год

Поставка, шт.

262

549

6 244

1 966

8 938

6

23 779

8 381

Удельный вес, %

0,5

1,1

12,5

3,9

17,8

0,1

47,4

16,7

2010 год

Поставка, шт.

270

533

7 385

2 802

9 827

0

33 786

6 596

Удельный вес, %

0,4

0,9

12,1

4,6

16,1

0

55,1

10,8

Информация о работе Использование маркетинга как специфической функции управления