Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:13, курсовая работа
Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Введение 3
1 Использование маркетинга как специфической функции управления предприятием 5
1.1 Экономический механизм маркетинга при управлении промышленным предприятием 5
1.2 Инновационное развитие предприятия и оптимизация производственной программы 8
1.3 Использование маркетинговых программ по продуктам и производству при формировании инновационной программы развития предприятия 12
2 Анализ механизмов маркетинга, используемых в управлении РУП «МТЗ»19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.2 Анализ целевого рынка предприятия и его рыночной позиции 24
2.3 Анализ организации и содержания маркетинговой деятельности и использования ее механизмов в управлении инновационной деятельностью предприятия 25
2.4 Результаты анализа 28
3 Предложения по внедрению экономического механизма маркетинга на предприятии 33
3.1 Предложения по использованию механизмов маркетинговых программ в управлении инновационной деятельностью предприятия 33
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
С 1961 г. было налажено производство универсального колесного трактора МТЗ-50, чуть позже – МТЗ-52. С постановкой на производство тракторов МТЗ-50/52 началось интенсивное развитие экспорта как по объему, так и по географии поставок. К 1975 экспорт достиг более 18000 тракторов в год.
В 1974 году начался серийный
выпуск более мощного и
С 1978 года Минский тракторный завод приступил к созданию мини-техники. Были разработаны и поставлены на производство мотоблоки мощностью 5, 6, 8, 12 л.с. (МТЗ-05, МТЗ-06, МТЗ-08БС, МТЗ-12), 4-х колесные минитракторы МТЗ-082 мощностью 12 л.с.
В 1992 завод освоил производство нового трактора «Беларус-1221» мощностью 130 л.с., обладающего высокой экономичностью и производительностью. Первые тракторы выпущены в 1994 году. На базе выпускаемых тракторов «Беларус» и с использованием их узлов и агрегатов завод организовал производство 15 моделей так называемой альтернативной техники: коммунальные, лесоразрабатывающие машины, транспорт для шахт, погрузочные машины.
К 60-летнему юбилею завода в 2006 г. был приурочен выпуск опытного образца сверхмощного трактора «Беларус» мощностью 450 л.с., аналогов которому нет в мире.
В 2007 г. собран первый образец модели «Белорус-2822ДЦ» в 280 лошадиных сил с немецким двигателем «Дойц», отвечающий требованиям экологических параметров Tier 2А. Расширена товаропроводящая сеть МТЗ за рубежом. Созданы собственные субъекты сети в Румынии и Болгарии, новые сборочные производства в Казахстане и России.
Главная цель современной политики РУП «МТЗ» предприятия в области качества – удовлетворение запросов потребителей, собственников, сотрудников, общества путем обеспечения качества продукции, выполнения основных целевых показателей. В текущем году на РУП «МТЗ» ведется работа по подготовке к внедрению системы менеджмента безопасности труда на основе международного стандарта OHSAS («охсас») – 18001 и отечественного стандарта СТБ-18001.
Организационная структура управления предприятия «МТЗ» построена по линейно-функциональному принципу. Такая структура управления предусматривает специализацию функций и компетентность всех звеньев управления, обеспечивает экономию на управленческих расходах и содействует эффективному производству стандартизированных изделий. Преимуществом данной структуры является то, что она позволяет быстро решать проблемы, находящиеся в компетенции одной функциональной службы.
Для управления инновационной деятельностью на предприятии создан научно-технический центр (НТЦ).
В состав научно-технического центра входят подразделения согласно структурной схеме управления НТЦ, представленной на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Структура управления НТЦ
Примечание – Источник: по данным предприятия
Руководство и организационно-
Общая численность входящих
в НТЦ РУП «МТЗ»
Таблица 2.2 – Численность персонала НТЦ РУП «МТЗ» по состоянию на 1.01.2011 г., чел
Наименование подразделения |
Численность |
1. Управление главного конструктора |
770 |
2. Конструкторско- |
189 |
3. Управление главного технолога |
388 |
4. Управление информационных технологий |
210 |
5. Управление главного металлурга |
87 |
6. Управление лабораторных и исследовательских работ |
189 |
7. Отдел новой техники и технологий |
40 |
8. Конструкторско- |
30 |
9. Центральная заводская технологическая лаборатория |
58 |
10. Экспирементальный цех №1 |
299 |
11. Модельный цех |
152 |
12. Конструкторско- |
174 |
ИТОГО: |
2586 |
Материально-техническая база НТЦ РУП «МТЗ» характеризуется оснащенностью входящих в него конструкторских, технологических, исследовательских и испытательных служб.
Анализ экономического состояния
предприятия проведем на основе оценки
технико-экономических
Таблица 2.3 – Основные ТЭП деятельности РУП «МТЗ»
Показатель |
Ед.изм. |
2008 |
2009 |
2010 |
Объем производства |
млн. р. |
1 795849 |
2 099065 |
2350953 |
Выручка от реализации |
млн. р. |
1 870018 |
2 597422 |
2751683 |
Себестоимость продукции |
млн. р. |
1 486 792 |
2 086251 |
2 251566 |
Затраты на 1 руб. выручки |
р./р. |
0,795 |
0,80 |
0,82 |
Прибыль от реализации |
млн. р. |
279 800 |
357 992 |
396 203 |
Балансовая прибыль |
млн р. |
231 705 |
323780 |
362 987 |
Чистая прибыль |
млн. р. |
155 775 |
223 779 |
248684 |
Рентабельность продаж |
% |
13,7 |
15,8 |
16,0 |
Рентабельность продукции |
% |
15,9 |
18,9 |
19,3 |
Численность работающих |
чел. |
21 675 |
22 245 |
23 500 |
Производительность труда |
млн. р./чел. |
86,3 |
116,8 |
117,1 |
Фонд заработной платы |
млн. р. |
224 230 |
268 389 |
319 980 |
Среднегодовая стоимость основных фондов |
млн. р. |
1 557 905 |
1591120 |
1610 780 |
Фондовооруженность |
р./чел. |
71,8 |
71,5 |
68,5 |
Фондоотдача |
р./р. |
1,2 |
1,6 |
1,7 |
Материалоемкость |
р./р |
0,615 |
0,648 |
0,652 |
РУП «Минский тракторный завод» осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли, основным видом которой являются колесные тракторы, тракторокомплекты и машины. Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, продукция металлургического производства – поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка.
Увеличение балансовой прибыли произошло за счет роста прибыли от реализации продукции в 2010 году по сравнению с 2008 на 78%.
Изменение структуры прибыли по годам отражено на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Изменение структуры прибыли предприятия за 2008–2010 гг.
За анализируемый период основная прибыль предприятия была от реализации произведенной продукции. В 2008 году прибыль от реализации составляла 279 800 млн. р.; в 2009 –357992 млн. р. (что в 1,3 раза больше, чем в 2008 году); в 2010 – незначительное увеличение до 396203 млн. р. Прибыль от реализации выросла в 2010 году за счет роста объемов реализации и увеличения цен на реализованную продукцию.
Чистая прибыль в 2008 году составила 155775 млн. р., в 2009 году этот показатель увеличился на 68004 млн. р., в 2010 году чистая прибыль предприятия увеличилась еще на 24905 млн. р.
Полученная чистая прибыль на РУП «МТЗ» используется следующим образом: 5% – резервный фонд; 40% – на пополнение собственных оборотных средств; оставшаяся сумм распределяется между фондом накопления и фондом потребления.
Рентабельность продукции в 2008 году составила 15,8%, в 2009 году этот показатель снизился до 13,7%, а в 2010 году рентабельность продукции возросла на 2,3% и составила 16%. Положительная динамика рентабельности продукции обусловлена увеличением объемов производства и реализации продукции, а также ростом цен на реализуемую продукцию.
Основными показателями финансового состояния РУП «МТЗ» являются коэффициенты обеспеченности собственными оборотными средствами, текущей ликвидности и финансовых обязательств активами.
Приведем данные по этим показателям на предприятии РУП «МТЗ» в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости РУП «МТЗ» на 2008–2010 годы
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2,27 |
2,89 |
2,85 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,5 |
0,38 |
0,4 |
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами |
0,35 |
0,31 |
0,32 |
Как видно из таблицы, коэффициент текущей ликвидности с периода 2008 по 2010 превышал нормативное значение 2,0. Это говорит о том, что РУП «МТЗ» достаточно обеспечено оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения его срочных обязательств (платежеспособно).
Коэффициент обеспеченности
предприятия собственными оборотными
средствами определяется как отношение
разности источников собственных средств
и фактической стоимости
Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами характеризует
наличие у организации
Коэффициент обеспеченности
финансовых обязательств активами характеризует
способность организации
Все показатели подтвердили финансовую состоятельность предприятия РУП «Минский тракторный завод» на период 2008–2010 годы.
2.2 Анализ целевого
рынка предприятия и его
Сегодня РУП «Минский тракторный завод» производит 24 модели универсально-пропашных тракторов, 6 моделей малогабаритных тракторов, 8 моделей мотоблоков и минитракторов, 15 моделей специальных машин промышленного назначения: коммунальных, погрузочных, лесоразрабатывающих и шахтных. Также выпускаются запасные части, нестандартное оборудование, товары народного потребления, продукция металлургического производства – поковки, чугунное и стальное литье, инструмент и оснастка.
В 2010 году поставки тракторов «БЕЛАРУС» осуществлялись в 63 страны, в том числе в 52 страны дальнего зарубежья.
Доля предприятия «Минский тракторный завод» в поставках по регионам мира за 2009 год и 2010 год представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – Доля поставок РУП «МТЗ» по регионам мира
Регионы |
Америка |
Западная Европа |
Страны Восточной Европы |
Африка |
Ближний Восток и Юго-Восточная Азия |
Австралия и Океания |
Страны СНГ с РФ |
Беларусь |
2009 год | ||||||||
Поставка, шт. |
262 |
549 |
6 244 |
1 966 |
8 938 |
6 |
23 779 |
8 381 |
Удельный вес, % |
0,5 |
1,1 |
12,5 |
3,9 |
17,8 |
0,1 |
47,4 |
16,7 |
2010 год | ||||||||
Поставка, шт. |
270 |
533 |
7 385 |
2 802 |
9 827 |
0 |
33 786 |
6 596 |
Удельный вес, % |
0,4 |
0,9 |
12,1 |
4,6 |
16,1 |
0 |
55,1 |
10,8 |
Информация о работе Использование маркетинга как специфической функции управления