Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:13, курсовая работа
Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Введение 3
1 Использование маркетинга как специфической функции управления предприятием 5
1.1 Экономический механизм маркетинга при управлении промышленным предприятием 5
1.2 Инновационное развитие предприятия и оптимизация производственной программы 8
1.3 Использование маркетинговых программ по продуктам и производству при формировании инновационной программы развития предприятия 12
2 Анализ механизмов маркетинга, используемых в управлении РУП «МТЗ»19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.2 Анализ целевого рынка предприятия и его рыночной позиции 24
2.3 Анализ организации и содержания маркетинговой деятельности и использования ее механизмов в управлении инновационной деятельностью предприятия 25
2.4 Результаты анализа 28
3 Предложения по внедрению экономического механизма маркетинга на предприятии 33
3.1 Предложения по использованию механизмов маркетинговых программ в управлении инновационной деятельностью предприятия 33
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
Кроме обновления технологического оборудования на предприятии проводились работы по разработке и внедрению новых технологий.
Внедрение новых технологических
процессов проводится с целью
сокращения затрат труда на производство
продукции, повышения эффективного
использования материальных затрат
и производственных фондов. Разработка
и внедрение новых
Удельный вес затрат на продуктовые и процессные инновации в общем объеме затрат на технологические инновации в промышленности представлен на рисунке 2.8.
Рисунок 2.8 – Удельный вес затрат на продуктовые и процессные инновации в общем объеме затрат на технологические инновации в промышленности
Важнейшими показателями, характеризующими эффективность инновационной деятельности на предприятии РУП «МТЗ» являются:
Рисунок 2.9 – Объем отгруженной инновационной продукции по уровню новизны
Проведённый анализ свидетельствует, что предприятие обладает значительным инновационным потенциалом, кроме того, руководство предприятия готово развивать его, вкладывая дополнительные финансовые средства. Однако, сложная финансовая ситуация, сложившаяся на предприятии в 90-х годах прошлого века, и, как следствие, недостаточное финансирование инновационной деятельности позволило конкурентам из стран Европейского союза значительно превзойти продукцию завода по уровню применяемых технологий.
Кроме инновационного цикла на интенсивность и эффективность инновационной деятельности на предприятии влияет еще показатель удельного веса новой продукции в общем объеме производства промышленной продукции (%). Так удельный вес новой продукции РУП «МТЗ» в объеме промышленного производства в 2008 году составил 16,5%, в 2009–20,8%, а в 2010–21,6%. За последние 3 года количество новых моделей тракторной техники на РУП «МТЗ» увеличилось почти в 1,3 раза.
С целью повышения инновационного потенциала РУП «МТЗ», т.е. той интеллектуальной собственности, которая накоплена на предприятии, но не пущена в хозяйственный оборот (не коммерциализируется) на предприятии рекомендуется провести технологический аудит.
Технологический аудит поможет
охарактеризовать потребности и
оценить способности
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Предложения
по использованию механизмов
маркетинговых программ в
Основным критерием
На предприятии постоянно
развивается и совершенствуется
материально-техническая база исследовательских
центров и лабораторий. Научно-технический
центр РУП «МТЗ» оснащён
Продукция РУП «МТЗ» подлежит обязательной сертификации в национальной системе сертификации, проверке на соответствие национальным и международным требованиям стран ЕС.
Понимая важность задачи по
обеспечению сельского
Развитие информационной системы РУП «МТЗ» позволит проводить на компьютере виртуальные испытания, при которых имитируется работа трактора при реальных нагрузках. Для проведения одного цикла натуральных испытаний необходимо изготовить 10 опытных образцов. Стоимость одного образца в 5–15 раз выше стоимости серийного изделия. Проведение компьютерных испытаний позволит сократить число необходимых опытных образцов с 10 до 3 шт. Финансовая экономия за счёт этого фактора составит 3 млн. долларов США.
Исследование мирового опыта
по совершенствования ИД на предприятиях,
позволило определить, что основными
направлениями оптимизации
Поэтому актуальным направлением инновационной политики РУП «МТЗ» является проведение технологического аудита, внедрение и развитие CALS-технологий.
CALS-технологии – современный
подход к проектированию и
производству
Применение CALS-технологий позволяет существенно сократить объёмы проектных работ, так как описания многих составных частей оборудования, машин и систем, проектировавшихся ранее, хранятся в унифицированных форматах данных сетевых серверов, доступных любому пользователю технологий CALS. Существенно облегчается решение проблем ремонтопригодности, интеграции продукции в различного рода системы и среды, адаптации к меняющимся условиям эксплуатации, специализации проектных организаций и т.п.
Перед тем как проводить
технологический аудит
Ниже приводится и описывается схема этапов, которым обычно следуют при выполнении технологического аудита (ТА).
Итак, на первом этапе согласуются цели, задачи, ожидаемые результаты от проведения ТА; предварительная оценка потребностей РУП «МТЗ» и выбор процедуры проведения ТА: формальные анкеты, интервьюирование, фокус группы.
Второй этап. Проведение ТА в соответствии с подходящей методикой и инструментарием, сбор информации. На этом этапе происходит сбор информации о предприятии (год основания, число работников, оборот, научно исследовательская работа и т.п., число патентов, участие в национальных и европейских проектах, и т.д.)
Третий этап. Составление отчета о проведении ТА, четкое формулирование потребностей: проблемы /задачи, которые необходимо решать.
Отчет включает в себя:
– краткое описание поставленной задачи;
– системное описание существующего производства или базовых проектных решений (если аудиту подвергается проект нового производства);
– рекомендации по организационно-техническим решениям, которые могут обеспечить РУП «МТЗ» получение требуемых характеристик производства;
– оценку требуемых инвестиций и сроков вложений средств, оценку сроков окупаемости инвестиций;
– предложения по долгосрочной программе работ, направленных на достижение цели, стоящей перед РУП «МТЗ»;
– предложения по видам и объемам работ, которые могут взять на себя фирмы и специалисты, участвующие в ТА;
– предложения и технические материалы по оборудованию, инструменту, оснастке и т.п., которые могут быть рекомендованы к эффективному применению РУП «МТЗ».
Четвертый этап. Анализ (SWOT) результатов ТА и подготовка рекомендаций по плану действий. Анализ сильных и слабых сторон поможет РУП «МТЗ» понять предысторию и нынешнее положение предприятия на рынке, в том числе причины ее успехов и неудач.
Пятый этап. Обсуждение результатов и рекомендаций ТА с клиентом. Согласование плана действий.
По результатам работ по ТА РУП «МТЗ» идет разработка долгосрочной стратегии достижения этой цели, в формате «дорожной карты». Такая карта строится с использованием промежуточных технических вех (milestones – «километровых столбов») и рассчитывается на срок 2,5 года или более, хотя этот срок зависит от конкретной технологии.
Составляют программу работ, выделяет приоритеты в соответствии с имеющимися ресурсами и стоящими перед ним задачами по выпуску продукции.
На основании программы работ РУП «МТЗ» разрабатывает текущие планы работ для своих подразделений, планы приобретения оборудования, разработки технологии, оснащения инструментом и оснасткой, развития инфраструктуры, «расшивки» «узких мест».
В текущих планах РУП «МТЗ» определяет сроки, размер инвестиций и исполнителей по конкретным пунктам программы.
Для выполнения конкретных пунктов текущих планов РУП «МТЗ» имеет возможность привлечь фирмы и специалистов, выполнявших работы по ТА, поскольку они уже знакомы с задачами и проблемами данного производства и смогут в существенно более короткие сроки помочь РУП «МТЗ» в решении его задач.
Шестой этап. Содействие в реализации плана действий: подготовка технологических запросов / предложений, поиск партнеров, проведение маркетинговых исследований и т.д.
Разумеется проведение технологического аудита требует дополнительных затрат, однако эффект от его проведения значительно их превышает.
Ожидаемые результаты правильно проведенного аудита на РУП «МТЗ» включают:
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений
Для экономического обоснования
проведения технологического аудита необходимо
сравнить затраты на их внедрение
с предполагаемыми
Таблица 3.1 – Затраты на проведение технологического аудита
Статья расхода |
Затраты, млн. р. | ||||
Январь 2011 |
Февраль 2011 |
Март 2011 |
Апрель 2011 |
Итого | |
Работа с исполнителем |
3,1 |
1,8 |
1,7 |
1,4 |
8 |
Сбор, анализ и обработка информации |
4,45 |
3,12 |
1,85 |
0,58 |
10 |
Составление отчета о проведении технологического аудита |
10,16 |
7,49 |
7,32 |
8,03 |
33 |
Анализ (SWOT) результатов ТА и подготовка рекомендаций |
8,6 |
4,7 |
4,4 |
3,3 |
21 |
Обсуждение результатов и рекомендаций ТА с клиентом |
5,55 |
4,3 |
2,86 |
3,29 |
16 |
Содействие в реализации плана действий: подготовка технологических запросов / предложений, поиск партнеров |
6,14 |
4,67 |
4,8 |
4,39 |
20 |
Итого |
38 |
26,08 |
22,93 |
20,99 |
108 |
Информация о работе Использование маркетинга как специфической функции управления