Использование маркетинга как специфической функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Содержание работы

Введение 3
1 Использование маркетинга как специфической функции управления предприятием 5
1.1 Экономический механизм маркетинга при управлении промышленным предприятием 5
1.2 Инновационное развитие предприятия и оптимизация производственной программы 8
1.3 Использование маркетинговых программ по продуктам и производству при формировании инновационной программы развития предприятия 12
2 Анализ механизмов маркетинга, используемых в управлении РУП «МТЗ»19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.2 Анализ целевого рынка предприятия и его рыночной позиции 24
2.3 Анализ организации и содержания маркетинговой деятельности и использования ее механизмов в управлении инновационной деятельностью предприятия 25
2.4 Результаты анализа 28
3 Предложения по внедрению экономического механизма маркетинга на предприятии 33
3.1 Предложения по использованию механизмов маркетинговых программ в управлении инновационной деятельностью предприятия 33
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 37
Заключение 42
Список использованных источников 44

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 398.86 Кб (Скачать файл)

Кроме обновления технологического оборудования на предприятии проводились  работы по разработке и внедрению  новых технологий.

Внедрение новых технологических  процессов проводится с целью  сокращения затрат труда на производство продукции, повышения эффективного использования материальных затрат и производственных фондов. Разработка и внедрение новых технологических  процессов проводится не только силами управления главного конструктора завода, но и в тесном взаимодействии с научными организациями республики, такими как: БНТУ, ООО «Промфильтр», ГНУ «Институт порошковой металлургии».

Удельный вес затрат на продуктовые и процессные инновации  в общем объеме затрат на технологические  инновации в промышленности представлен на рисунке 2.8.

Рисунок 2.8 – Удельный вес затрат на продуктовые и процессные инновации в общем объеме затрат на технологические инновации в промышленности

 

Важнейшими показателями, характеризующими эффективность инновационной  деятельности на предприятии РУП  «МТЗ» являются:

  • объем отгруженной инновационной продукции (рисунок 2.9);
  • инновационный цикл.

Рисунок 2.9 – Объем отгруженной инновационной продукции по уровню новизны

 

Проведённый анализ свидетельствует, что предприятие обладает значительным инновационным потенциалом, кроме  того, руководство предприятия готово развивать его, вкладывая дополнительные финансовые средства. Однако, сложная финансовая ситуация, сложившаяся на предприятии в 90-х годах прошлого века, и, как следствие, недостаточное финансирование инновационной деятельности позволило конкурентам из стран Европейского союза значительно превзойти продукцию завода по уровню применяемых технологий.

Кроме инновационного цикла  на интенсивность и эффективность  инновационной деятельности на предприятии  влияет еще показатель удельного  веса новой продукции в общем  объеме производства промышленной продукции (%). Так удельный вес новой продукции РУП «МТЗ» в объеме промышленного производства в 2008 году составил 16,5%, в 2009–20,8%, а в 2010–21,6%. За последние 3 года количество новых моделей тракторной техники на РУП «МТЗ» увеличилось почти в 1,3 раза.

С целью повышения инновационного потенциала РУП «МТЗ», т.е. той интеллектуальной собственности, которая накоплена  на предприятии, но не пущена в хозяйственный  оборот (не коммерциализируется) на предприятии рекомендуется провести технологический аудит.

Технологический аудит поможет  охарактеризовать потребности и  оценить способности предприятия  в инновационном отношении с  разных точек зрения:

  • позиционирование продуктов, определение рынков, которые бы способствовали конкурентоспособному и устойчивому развитию компании;
  • технологические сферы, требующие первоочередного внимания: автоматизация, информационные технологии, упаковка и т.п.;
  • проблемы общего плана, требующие инновационных решений: производительность, контроль качества, энергетика, экология, гибкость и т.д.;
  • средства передачи технологии – обучение, технологическое партнерство (на национальном или международном уровне), техническая помощь, права интеллектуальной собственности, финансы и пр.;
  • источники и каналы инноваций, отношения, которые нужно развивать: заказчики, поставщики, технические центры, научные организации и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО ВНЕДРЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА МАРКЕТИНГА НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

3.1 Предложения  по использованию механизмов  маркетинговых программ в управлении  инновационной деятельностью предприятия

 

Основным критерием совершенствования  инновационной политики РУП «МТЗ»  является создание конкурентоспособной  продукции, отвечающей всем требованиям  международных стандартов, максимально  унифицированной выпускаемой и  ожидаемой на рынке сельскохозяйственных тракторов. Учитывая это, и в первую очередь, требования заказчиков, предприятие  продолжает работы по освоению производства новых образцов тракторов. Кроме  того, развитие инновационной деятельности в объединении позволяет осваивать  производства плугов для всех выпускаемых  моделей тракторов, а также лесотехнических  комплексов и других машин и механизмов, позволяющих переоснастить сельскохозяйственную и лесную отрасли Республики Беларусь отечественной высокопроизводительной техникой, исключить ручной труд работников.

На предприятии постоянно  развивается и совершенствуется материально-техническая база исследовательских  центров и лабораторий. Научно-технический  центр РУП «МТЗ» оснащён комплексом современного оборудования и позволяет  проводить все виды испытаний  тракторов и их узлов в соответствии с требованиями нормативной документации Республики Беларусь, зарубежных стран  и международных организаций, в  т. ч. и на соответствие Директивы  ЕС и правилам ЕЭК ООН.

Продукция РУП «МТЗ» подлежит обязательной сертификации в национальной системе сертификации, проверке на соответствие национальным и международным  требованиям стран ЕС.

Понимая важность задачи по обеспечению сельского хозяйства  качественными конкурентоспособными тракторами, РУП «МТЗ» будет стремиться к улучшению их качества за счёт совершенствования конструкции  тракторов, применения более качественных комплектующих, внедрения новых  технологий и оборудования, позволяющих  выпускать качественные изделия.

Развитие информационной системы РУП «МТЗ» позволит проводить  на компьютере виртуальные испытания, при которых имитируется работа трактора при реальных нагрузках. Для  проведения одного цикла натуральных  испытаний необходимо изготовить 10 опытных образцов. Стоимость одного образца в 5–15 раз выше стоимости  серийного изделия. Проведение компьютерных испытаний позволит сократить число  необходимых опытных образцов с 10 до 3 шт. Финансовая экономия за счёт этого фактора составит 3 млн. долларов США.

Исследование мирового опыта  по совершенствования ИД на предприятиях, позволило определить, что основными  направлениями оптимизации могут  быть внедрение современных информационных систем (CALS-технологии) и разработка системы менеджмента инновационной  деятельности в рамках технологического аудита.

Поэтому актуальным направлением инновационной политики РУП «МТЗ»  является проведение технологического аудита, внедрение и развитие CALS-технологий.

CALS-технологии – современный  подход к проектированию и  производству высокотехнологичной  и наукоёмкой продукции, заключающийся  в использовании компьютерной  техники и современных информационных  технологий на всех стадиях  жизненного цикла изделия, обеспечивающая  единообразные способы управления  процессами и взаимодействия  всех участников этого цикла:  заказчиков продукции, поставщиков / производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, реализованная в соответствии с требованиями системы международных стандартов, регламентирующих правила указанного взаимодействия преимущественно посредством электронного обмена данными.

Применение CALS-технологий позволяет  существенно сократить объёмы проектных  работ, так как описания многих составных  частей оборудования, машин и систем, проектировавшихся ранее, хранятся в унифицированных форматах данных сетевых серверов, доступных любому пользователю технологий CALS. Существенно  облегчается решение проблем  ремонтопригодности, интеграции продукции  в различного рода системы и среды, адаптации к меняющимся условиям эксплуатации, специализации проектных организаций и т.п.

Перед тем как проводить  технологический аудит необходимо провести оценку коммерциализации инноваций (подробно этот шаг рассмотрен в 1 разделе  данного диплома). Затем после  определения коммерциализации инноваций  проводят общий технологический  аудит.

Ниже приводится и описывается  схема этапов, которым обычно следуют  при выполнении технологического аудита (ТА).

Рисунок 3.1 – Этапы проведения технологического аудита

 

Итак, на первом этапе согласуются  цели, задачи, ожидаемые результаты от проведения ТА; предварительная  оценка потребностей РУП «МТЗ» и  выбор процедуры проведения ТА: формальные анкеты, интервьюирование, фокус группы.

Второй этап. Проведение ТА в соответствии с подходящей методикой  и инструментарием, сбор информации. На этом этапе происходит сбор информации о предприятии (год основания, число работников, оборот, научно исследовательская работа и т.п., число патентов, участие в национальных и европейских проектах, и т.д.)

Третий этап. Составление  отчета о проведении ТА, четкое формулирование потребностей: проблемы /задачи, которые необходимо решать.

Отчет включает в себя:

– краткое описание поставленной задачи;

– системное описание существующего производства или базовых проектных решений (если аудиту подвергается проект нового производства);

– рекомендации по организационно-техническим решениям, которые могут обеспечить РУП «МТЗ» получение требуемых характеристик производства;

– оценку требуемых инвестиций и сроков вложений средств, оценку сроков окупаемости инвестиций;

– предложения по долгосрочной программе работ, направленных на достижение цели, стоящей перед РУП «МТЗ»;

– предложения по видам и объемам работ, которые могут взять на себя фирмы и специалисты, участвующие в ТА;

– предложения и технические материалы по оборудованию, инструменту, оснастке и т.п., которые могут быть рекомендованы к эффективному применению РУП «МТЗ».

Четвертый этап. Анализ (SWOT) результатов ТА и подготовка рекомендаций по плану действий. Анализ сильных  и слабых сторон поможет РУП «МТЗ»  понять предысторию и нынешнее положение  предприятия на рынке, в том числе  причины ее успехов и неудач.

Пятый этап. Обсуждение результатов  и рекомендаций ТА с клиентом. Согласование плана действий.

По результатам работ  по ТА РУП «МТЗ» идет разработка долгосрочной стратегии достижения этой цели, в формате «дорожной карты». Такая карта строится с использованием промежуточных технических вех (milestones – «километровых столбов») и рассчитывается на срок 2,5 года или более, хотя этот срок зависит от конкретной технологии.

Составляют программу  работ, выделяет приоритеты в соответствии с имеющимися ресурсами и стоящими перед ним задачами по выпуску  продукции.

На основании программы  работ РУП «МТЗ» разрабатывает  текущие планы работ для своих  подразделений, планы приобретения оборудования, разработки технологии, оснащения инструментом и оснасткой, развития инфраструктуры, «расшивки» «узких мест».

В текущих планах РУП «МТЗ»  определяет сроки, размер инвестиций и  исполнителей по конкретным пунктам  программы.

Для выполнения конкретных пунктов текущих планов РУП «МТЗ»  имеет возможность привлечь фирмы  и специалистов, выполнявших работы по ТА, поскольку они уже знакомы  с задачами и проблемами данного  производства и смогут в существенно  более короткие сроки помочь РУП  «МТЗ» в решении его задач.

Шестой этап. Содействие в реализации плана действий: подготовка технологических запросов / предложений, поиск партнеров, проведение маркетинговых исследований и т.д.

Разумеется проведение технологического аудита требует дополнительных затрат, однако эффект от его проведения значительно  их превышает.

Ожидаемые результаты правильно  проведенного аудита на РУП «МТЗ»  включают:

  • полный всеобъемлющий анализ и оценку потребностей предприятия для ее устойчивого развития;
  • объективный анализ сильных, слабых сторон развития предприятия;
  • возможность рассмотрения новых видов продукции/ услуг /технологий/ рынков;
  • возможно, оценку технологического портфеля, прав интеллектуальной собственности;
  • обследование и выявление возможных механизмов финансирования;
  • подготовку информации для инновационных сетей и сетей трансфера технологий с целью поиска возможностей / партнеров для технологического развития;
  • знакомство с новыми источниками финансирования.

 

 

3.2 Оценка экономического  эффекта внедрения предложений

 

Для экономического обоснования  проведения технологического аудита необходимо сравнить затраты на их внедрение  с предполагаемыми результатами. При проведении аудита в качестве статей затрат целесообразно выделять этапы (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Затраты на проведение технологического аудита

Статья расхода

Затраты, млн. р.

Январь

2011

Февраль 2011

Март 2011

Апрель 2011

Итого

Работа с исполнителем

3,1

1,8

1,7

1,4

8

Сбор, анализ и обработка  информации

4,45

3,12

1,85

0,58

10

Составление отчета о проведении технологического аудита

10,16

7,49

7,32

8,03

33

Анализ (SWOT) результатов ТА и подготовка рекомендаций

8,6

4,7

4,4

3,3

21

Обсуждение результатов  и рекомендаций ТА с клиентом

5,55

4,3

2,86

3,29

16

Содействие в реализации плана действий: подготовка технологических  запросов / предложений, поиск партнеров

6,14

4,67

4,8

4,39

20

Итого

38

26,08

22,93

20,99

108

Информация о работе Использование маркетинга как специфической функции управления