Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 11:13, курсовая работа
Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Введение 3
1 Использование маркетинга как специфической функции управления предприятием 5
1.1 Экономический механизм маркетинга при управлении промышленным предприятием 5
1.2 Инновационное развитие предприятия и оптимизация производственной программы 8
1.3 Использование маркетинговых программ по продуктам и производству при формировании инновационной программы развития предприятия 12
2 Анализ механизмов маркетинга, используемых в управлении РУП «МТЗ»19
2.1 Характеристика предприятия 19
2.2 Анализ целевого рынка предприятия и его рыночной позиции 24
2.3 Анализ организации и содержания маркетинговой деятельности и использования ее механизмов в управлении инновационной деятельностью предприятия 25
2.4 Результаты анализа 28
3 Предложения по внедрению экономического механизма маркетинга на предприятии 33
3.1 Предложения по использованию механизмов маркетинговых программ в управлении инновационной деятельностью предприятия 33
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 37
Заключение 42
Список использованных источников 44
Емкость рынков стран СНГ составляет 52–54 тыс. тракторов. Эти рынки являются традиционными для РУП «МТЗ» и доля тракторов «БЕЛАРУС» в продажах на рынках этих стран составляет более 60%. На некоторых рынках доля МТЗ достигает 82–84% (Украина, Молдова, Туркменистан).
Крупнейшим рынком среди
стран СНГ является рынок Российской
Федерации – его емкость
Емкость рынков стран дальнего зарубежья – 408 тыс. тракторов. Удельный вес продаж тракторов «БЕЛАРУС» в общих продажах на рынках этих стран – около 5%.
За анализируемый период предприятие увеличивало объемы производства в среднем на 15% в год, что было связано с расширением рынков сбыта продукции и вводом производственных мощностей.
Соотношение отдельных видов продукции в общем выпуске отражено на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Структура производства продукции за 2008–2010 годы
Примечание – источник: по данным предприятия
Из представленного рисунка видно, что в структуре выпуска товарной продукции РУП «Минский тракторный завод» основную долю производства занимает тракторная техника – 85%.
Снижение доли в производстве товаров народного потребления связано с устареванием моделей, а также высокой конкуренцией производителей аналогичной продукции на рынке.
2.3 Анализ организации
и содержания маркетинговой
Развитие агропромышленного
комплекса нуждается в
На рынке сельскохозяйственной
техники идет жесткая конкуренция
за выживание. И чтобы остаться на
рынке, производитель должен быть в
первую очередь конкурентоспособным,
учитывать все запросы
Одной из важнейших задач инновационной деятельности РУП «МТЗ» является создание и внедрение высокопроизводительных, надежных и экономичных машин, способных агрегироваться с широким комплексом орудий, обеспечивающих безопасность, комфортабельность условий труда, а также конкурентоспособность на внешнем рынке. Осуществление инновационной деятельности на предприятии зависит от финансовых возможностей предприятия и его инновационного потенциала.
Инновационный потенциал предприятия представляет собой совокупность имеющихся средств и возможностей по внедрению новой техники, технологий, форм и методов организации производства и труда с целью увеличения эффективности работы предприятия.
Общий потенциал предприятия
РУП «МТЗ» необходимый для
осуществления инновационной
Рисунок 2.4 – Структура инновационного потенциала РУП «МТЗ»
Основными составляющими инновационного потенциала являются:
Эффективность инновационной деятельности достигается правильным учетом затрат, так как собственно эффективность определяется соотношением между результатом и затратами.
Затраты на инновации – затраты на научные исследования и разработки новых продуктов и технологических процессов, на приобретение лицензий на использование изобретений, промышленных образцов, прав на патенты, беспатентных лицензий на ноу-хау, соглашений на передачу технологий, результаты научно-технических разработок.
Содержание инновационных затрат зависит от вида инноваций. Конкретная деятельность предприятия, ориентированная на коммерциализацию инноваций включает в себя три группы затрат.
Маркетинговые затраты: идентификация рыночных возможностей (для новых продуктов и услуг); тестирование новых продуктов (услуг); подготовка каналов сбыта; рекламная деятельность; подготовка (переобучение) персонала по сбыту.
Затраты на технологическую подготовку инновации: выполнение НИОКР (собственными силами и / или с привлечением сторонних организаций); покупка технической документации (ноу-хау) или лицензий на использование результатов исследования и разработок; затраты на лицензирование (сертификацию) новой продукции (услуг); приобретение нового оборудования, материалов, комплектующих и полуфабрикатов; переподготовка (переобучение) производственного персонала.
Производственные затраты:
освоение использования нового оборудования,
материалов, комплектующих и
Таблица 2.6 – Затраты РУП «МТЗ» на инновационную деятельность (млн. р.)
Наименование показателя |
2008 |
2009 |
2010 |
2008/ 2009 |
2009/ 2010 |
Затраты на инновационную деятельность РУП «МТЗ», в том числе: |
20225 |
23 139 |
27342 |
114,4 |
118,2 |
научные исследования и разработки новой продукции и методов ее производства, новых технологий |
3180 |
3872 |
4834 |
121,8 |
124,8 |
приобретение машин и оборудования |
14297 |
15993 |
17984 |
112 |
112,4 |
приобретение новых технологий |
61 |
74 |
91 |
121,3 |
123 |
приобретение программных средств |
81 |
99 |
142 |
122 |
143,4 |
производственное |
2022 |
2466 |
3516 |
122 |
142,6 |
обучение и подготовка персонала |
8 |
11 |
16 |
137,5 |
145,4 |
маркетинговые исследования |
9 |
12 |
17 |
133,3 |
141,7 |
управление инновационной деятельностью |
567 |
612 |
742 |
93 |
121,2 |
По данным таблицы 2.6 видно, что в общей сумме затрат на инновации РУП «МТЗ» более 70% направляет на приобретение машин и оборудования, необходимых для внедрения новых технологических процессов и выпуска новой продукции, а также производственное проектирование, связанное с технологическим оснащением и организацией производства.
Таким образом, осуществление инноваций на предприятии требует в первую очередь капитальных вложений в обновление основных фондов.
Предприятие имеет возможность вкладывать дополнительные средства в инновационную деятельность благодаря увеличению прибыли и дополнительному финансированию из средств инновационного фонда министерства промышленности и государственного бюджета. При этом следует отметить, что средства эти значительно меньше, чем тратят западноевропейские конкуренты.
На рисунке 2.5 представлена динамика изменения доли каждого источника финансирования в общих затратах на инновационную деятельность.
Рисунок 2.5– Источники финансирования инновационной деятельности
Постепенное увеличение доли собственных средств предприятия, используемых для инновационной деятельности, вызвано улучшением финансового состояния предприятия и осознанием руководством необходимости инновационного развития производства.
На наш взгляд, абсолютная величина затрат не является достаточным основанием для оценки интенсивности инновационной деятельности на предприятии, большее значение имеет доля затрат на инновации в общем объёме затрат на производство и реализацию продукции – наукоёмкость. На рисунке 2.6 представлено сравнительное изменение наукоёмкости продукции РУП «МТЗ» и других предприятий министерства промышленности.
Рисунок 2.6 – Наукоёмкость продукции РУП «МТЗ» и предприятий министерства промышленности
Наукоёмкость продукции на уровне 2,3% является низкой при сравнении с продукцией западноевропейских производителей тракторной техники, однако, в сравнение с другими предприятиями министерства промышленности подтверждает, что завод является одним из лидеров по данному показателю среди промышленных предприятий республики.
Для поддержания инновационной
деятельности на должном уровне требуется
соответствующее обеспечение
Рисунок 2.7 – Сравнительное изменение численности работающих предприятия и персонала НТЦ
Опережающий рост численности
персонала НТЦ вызван увеличением
объёма работ инженерного персонала,
которые не компенсируются даже значительной
автоматизацией их деятельности. Для
повышения эффективности и
Для производства инновационной
продукции необходимо соответствующее
материально-техническое
Таблица 2.7 – Показатели обновления технологического оборудования
Показатель |
Единца измерения |
2008 |
2009 |
2010 |
Остаточная стоимость технологического оборудования: |
||||
на начало года |
млн. р. |
551557 |
622361 |
763374 |
на конец года |
млн. р. |
622361 |
763374 |
781450 |
Поставлено на баланс в теч. года |
млн. р. |
31619 |
32541 |
74937 |
Коэффициент обновления |
к-т |
0,007 |
0,008 |
0,019 |
Снято с баланса в течении года |
млн. р. |
14110 |
20537 |
48400 |
Коэффициент выбытия |
к-т |
0,003 |
0,005 |
0,012 |
Коэффициент износа |
к-т |
0,51 |
0,59 |
0,67 |
Несмотря на положительную
динамику обновления технологического
оборудования, сохраняется большой
процент изношенного
Для этих целей государство разрешило предприятию получить бюджетный займ на 2008–2012 гг.
Так для улучшения сложившейся ситуации МТЗ планирует инвестировать в техперевооружение не менее 150 млрд. р. При этом предприятие рассчитывает на выделение бюджетного займа в 40 – 60 млрд. р. на закупку современного высокотехнологического оборудования. Еще около 110–120 млрд. р. планируется направить из собственных средств.
Информация о работе Использование маркетинга как специфической функции управления