Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:31, курсовая работа
Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта работы учреждений системы дополнительного образования;
- Исследование эффективности использования современных технологий в учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону ДДТ «Успех»
- Разработка методических рекомендаций.
Введение …………………………………………………………..………..…..3
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования………………………………………………...….6
1.1 Система дополнительного образования как часть социально-культурной деятельности………………………………………..….6
1.2 Роль социальных факторов в развитии личности ребенка…...21
1.3 Современные технологии социально-культурной деятельности, используемые в системе дополнительного образования….…..25
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………………………………..32
2.1 Учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону………...32
2.2 Анализ деятельности ДДТ «Успех»……………………………………...…39
2.3 Использование современных технологий социально-культурной деятельности в Доме детского творчества «Успех».…………..…………...…52
Заключение…………………………………….…….……………….………68
Список литературы………………………………………………….………70
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный институт искусств и культуры»
Факультет заочного обучения
Кафедра социально-культурной деятельности
«Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования»
Содержание
Введение …………………………………………………………..………..…
Глава 1. Применение
современных технологий в учреждениях
дополнительного образования……………………………………………….
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………
2.1 Учреждения
дополнительного образования
2.2 Анализ деятельности
ДДТ «Успех»……………………………………...…
2.3 Использование
современных технологий
Заключение…………………………………….…….……
Список литературы………………………………………………….
Приложение……………………………………………………
Введение
Новый этап, в который вступает человеческая цивилизация на рубеже тысячелетий, делает приоритетной образовательную сферу. Необходимыми условиями нормального общественного развития становится опережающее развитие системы образования, сочетание в ней традиций и гибкости.
Образование в России находится в сложнейших условиях, связанных с неустойчивостью основ общественных отношений, несформированностью правовой базы, дефицитом финансов, противоречиями реформирования. Оно избавлено от идейного и административного дидакта, уравнительных стереотипов, но при этом поставлено в тяжелейшую экономическую ситуацию. Несмотря на трудности, государство принимает на себя обязательства по демократизации и гуманизации всей образовательной системы; сохранению единого образовательного пространства России; разработке многоуровневой системы непрерывного образования.
В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Общенациональный характер приобретают программы поддержки и развития инновационной школы, внедрения в образование новейших информационных технологий, создание федеральной информационно-диагностической службы, образование детей лишенных попечения родителей.
Современные тенденции обновляющегося общества требуют совершенствования воспитания подрастающего поколения, ориентированного на творческое саморазвитие. В связи с этим возрастает необходимость удовлетворения постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей, "взращивания" индивидуально неповторимой, духовно богатой личности, способной жить в изменяющемся мире. Эти задачи достаточно успешно могут быть решены в условиях дополнительного образования.
Теоретическому осмыслению проблемы дополнительного образования уделяется особое внимание в работах таких авторов, как А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, В.А. Горский, Е.Б. Евладова, и др. Различным аспектам данной проблемы посвящен ряд исследований, в которых рассматриваются сущность дополнительного образования как социально-педагогического феномена – О.П. Родин, А.В. Скачков; развитие творческих способностей подрастающего поколения – В.А. Березина, Б.А. Дейч, А.В. Игнатьева, Л.Ю. Круглова; разработка педагогических технологий и принципов управления деятельностью учреждений дополнительного образования – А.Т. Казакова, С.В. Кузьмин, А.Б. Фомина и др.
Объект исследования: Система дополнительного образования.
Предмет: Современные технологии социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования
Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта
работы учреждений системы
- Исследование
эффективности использования
- Разработка методических рекомендаций.
Метод исследования:
анкетирование;
анализ документов;
наблюдении
База исследования: Дом детского творчества «Успех».
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования
Особое значение для развития человека имеют возможности, предоставляемые ему в детстве и юности. Здесь закладывается фундамент личности, формируются базовые социальные навыки, вырабатываются основы мировоззрения, активизируются когнитивные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь), становятся устойчивыми те или иные познавательные и творческие интересы, закрепляются определенные черты характера и поведения, происходит интенсивное развитие мотивационной сферы личности, идет духовно-нравственное становление индивида, складываются его многообразные отношения с окружающим миром.
Традиционно понятие «дополнительное» определялось по тематике слова. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-либо; «дополнить» - значит сделать более полным, добавить что-либо, восполнить недостаток (нехватку) в чем-либо.
Долгие годы понятие «дополнительное» в российском образовании ассоциировалось почти исключительно с дополнительными учебными занятиями в школе как одним из средств помощи отстающим учащимся. Дополнительные учебные занятия проводились во внеурочное время с небольшой группой учащихся или индивидуально с целью оказания помощи отстающим школьникам в освоении учебного материала, а также включения их в работу всего класса, воспитания у них веры в свои силы и возможности.
Наряду с дополнительными занятиями с отстающими, существовала внешкольная работа как относительно самостоятельная образовательно-воспитательная деятельность, которая осуществлялась различными внешкольными детскими и культурно-просветительными учреждениями, органами народного образования, пионерскими, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями. Это была одна из наиболее активных форм организации досуга детей, их занятости в свободное время, а также профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В ходе своего исторического развития дополнительное образование в России было представлено различными формами – внешкольное образование детей, клубы по интересам, подготовка и переподготовка кадров, повышение квалификации, образовательные курсы для взрослых, факультеты общественных профессий в стенах ВУЗов, самообразование и другие виды дополнительных образовательных программ.
Становление сферы дополнительного образования в России как относительно самостоятельного социокультурного феномена обычно связывают со второй половиной XIX века и происходившими в тот период социально-экономическими и общественно-политическими изменениями.
Зарождение и дальнейшее развитие внешкольного образования как социально-педагогического явления находилось в непосредственной связи с культурно-просветительной деятельностью народнической интеллигенции и воплощалось в форме воскресных и вечерних школ, различных образовательных курсов, лекториев, народных библиотек, читален, рабочих клубов т.д. При этом следует особо подчеркнуть, что деятельность учреждений дополнительного образования на первоначальном этапе была направлена преимущественно на работу со взрослыми людьми – настоящей бедой России была тотальная неграмотность населения.(37,стр 130)
К первым внешкольным образовательным учреждениям для детей в России следует отнести детские библиотеки, которые стали создаваться в последней трети XIX в. по инициативе прогрессивной русской интеллигенции. Первая такая библиотека открылась в 1870г. в Кронштадте за счет добровольных пожертвований горожан.
Зарождение системы детских внешкольных учреждений неразрывно связано с именами педагогов-новаторов С.Т. Шацкого, В.И. Шацкой, А.У. Зеленко, Е.Н. Орловой и др., под руководством которых в начале XX в. создавались первые в России детские летние колонии (лагеря труда и отдыха), где дети и подростки из бедных или неблагополучных семей могли получить начальное образование, повысить свой культурный уровень, овладеть каким-либо ремеслом, интересно и продуктивно провести время.
К сожалению, попытки создания в дореволюционной России внешкольных учреждений для несовершеннолетних не находили поддержки правительства, и даже, наоборот, встречали сопротивление властей. Ситуация не изменилась и после февральской буржуазной революции 1917года.
Но кардинальным образом отношение государства к сфере дополнительного образования изменилось лишь с приходом к власти большевиков. Внешкольная работа стала рассматриваться советским правительством как важнейшее звено идеологической пропаганды и коммунистического воспитания подрастающего поколения.
Центрами культурно-образовательной, художественно-творческой, социально-досуговой деятельности подростков и юношества по праву считались дворцы и дома пионеров и школьников.
Другими видами внешкольных учреждений стали детские парки и экскурсионно-туристские станции, исполнявшие роль центров краеведческой работы и детского туризма.
Значительное место в системе
дополнительного образования
нельзя обойти вниманием и такой важный вид детских досуговых учреждений как пионерские лагеря, выполнявшие разнообразные воспитательно-оздоровительные функции.
Таким образом, в течении приблизительно тридцати лет в Советском Союзе сложилась развитая, четко скоординированная система учреждений дополнительного образования детей, подростков и юношества, обладавшая мощным социально-педагогическим потенциалом.
Система дополнительного образования детей законодательно закреплена Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992г. С этого периода начался переход от системы внешкольного воспитания к системе дополнительного образования детей.
Несмотря на то, что термин "дополнительное образование" используется уже на протяжении более десяти лет, сегодня можно увидеть различное отношение, как к самому термину, так и содержанию деятельности по дополнительному образованию детей. Нельзя не отметить, что за последнее десятилетие был осуществлен реальный переход от внешкольной работы к дополнительному образованию, и в настоящее время можно говорить о существовании системы дополнительного образования в нашей стране. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.
Дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании. Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем появляются совершенно новые черты.
Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования детей и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг.