Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта работы учреждений системы дополнительного образования;
- Исследование эффективности использования современных технологий в учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону ДДТ «Успех»
- Разработка методических рекомендаций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..………..…..3
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования………………………………………………...….6
1.1 Система дополнительного образования как часть социально-культурной деятельности………………………………………..….6
1.2 Роль социальных факторов в развитии личности ребенка…...21
1.3 Современные технологии социально-культурной деятельности, используемые в системе дополнительного образования….…..25
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………………………………..32
2.1 Учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону………...32
2.2 Анализ деятельности ДДТ «Успех»……………………………………...…39
2.3 Использование современных технологий социально-культурной деятельности в Доме детского творчества «Успех».…………..…………...…52
Заключение…………………………………….…….……………….………68
Список литературы………………………………………………….………70

Файлы: 1 файл

Чмых современные технологии в системе дополнительного образования.doc

— 95.24 Кб (Скачать файл)

Следующая проблема связана с содержанием дополнительного образования. Как и в отношении всего образования, содержание дополнительного образования определяют программы. Но существует и многое еще не решенных вопросов. Какие программы считать основными, а какие дополнительными в учреждениях дополнительного образования детей? Что считать государственным стандартом в дополнительном образовании и нужно ли ставить вопрос о каком-либо стандарте в этом образовании? Если образовательные программы дополнительного образования не соответствуют стандарту, то что считать государственными требования к ним? Можно ли применять (и до какой степени) известные нормативы – минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки – к образовательным программам учреждений дополнительного образования детей, не исказив при этом их предназначения? Каковы могут быть требования к обучающимся по соответствующим образовательным программам в учреждениях дополнительного образования?

 Отсутствие единой  межведомственной программы развития  системы дополнительного образования  детей приводит к параллелизму  в работе различных комитетов  и организаций, которые в своей  деятельности не учитывают сложившихся  традиций, а в ряде случаев  и педагогических принципов.(7,стр. 6)

 

Сегодня принципиально важно, что в результате осмысления проблем, связанных с содержанием образования, у нас существенно обновился сам педагог в системе дополнительного образования. Ярко просматривается динамика отношения педагогов к содержанию предлагаемых программ. Стимулом на этом пути были конкурсы авторских программ, проведенных в различных городах России.

В учреждениях дополнительного образования детей практикуется оказание платных образовательных услуг. Появление платных услуг связано, с одной стороны, с низким уровнем финансирования системы образования  в целом со стороны государства, нехваткой высококвалифицированных кадров в системе образования, с другой стороны, с проблемой интеграции среднего и высшего образования в части довузовской подготовки. Платные образовательные услуги – это реальная база, обеспечивающая развитие образования. В настоящее время необходимо не только расширять сеть платных образовательных услуг в системе дополнительного образования детей, но и обеспечивать контроль за их качеством. Довузовская подготовка и профориентация в системе дополнительного образования должна расширяться и совершенствоваться.

 

Действие Закона РФ "Об образовании" распространяется и на дополнительное образование, а, следовательно, должны быть определены требования, некие правила, которыми руководствуются и работники дополнительного образования от педагога до руководителя. В законе есть статья о содержании образования, она приемлема к любому его виду, 

 формирует определенные  государственные требования, при  этом мы хотим выявить особенность, специфику содержания дополнительного  образования детей.(19, стр. 21)

 

1.2. Роль социальных  факторов в развитии личности  ребенка

 

Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы дела. Начиная с подросткового возраста, большую роль в развитии личности играет общение со сверстниками,  с друзьями, среди которых ребенок проводит большую часть своего времени. Все большее значение с этого возраста приобретает самовоспитание и самосовершенствование личности, которые в юности становятся главными средствами ее развития.(23, стр. 135)

Есть две точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой – дискретен. Первая допускает, что развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно второй точке зрения развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии. качественно отличающихся друг от друга.

Весь процесс детского развития в целом можно разделить на три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет), младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет), средний и старший школьный возраст (от 10-11 до 16-17 лет).

На этапах преимущественно личностного развития усвоение детьми отношений и личностных особенностей взрослых людей происходит через воспроизведение, или моделирование, этих отношений и проявляемых в них качеств личности. Особенно благоприятные условия для этого создаются в общении ребенка с другими детьми в разного рода социальных группах в процессе организации и проведения сюжетно-ролевых игр. здесь же ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым и принятым среди сверстников, выглядеть более взрослым.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребенка – ролевой. Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающий их совместное влияние на развитие ребенка.

Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей.

В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения – интимно-личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности.

В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.

 

 Современным детям  уже не требуется объяснять, что  изменились представления о монополии  школы на формирование личности  ребенка; растет престиж учреждений  дополнительного образования детей, расширяется их образовательный  потенциал; появляются новые экологические  ниши, в которых находят себя "неудобные" (нестандартные) дети.

Сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения. Одновременно дети отмечают обострение противоречий между различными возрастными категориями, обращают внимание взрослых на то, что им плохо живется в ситуации общего цинизма, агрессии, жестокости.

Вполне благополучные, на первый взгляд, современные дети испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, предательство, одиночество, в основном надеются только на себя и частично на родителей; не доверяют политическим лидерам; имеют собственное мнение о переустройстве общества; хотят заработать деньги, дабы иметь при вхождении во взрослую жизнь "обеспеченный" тыл; отстаивают право на раннюю экономическую самостоятельность; изъявляют желание заниматься искусством, бизнесом; не считают нужным для себя служить в армии; осознают свое бесправное положение в обществе; признают драку вполне цивилизованным способом борьбы за свои права.

И в этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

   Вместе с тем, сегодня  как никогда подросток является  объектом целевых воздействий  со стороны средств массовой  информации, в том числе специально  организованных развлекательных программ подмены содержательной жизни симуляционной активностью – дискотеками, шоу, индустрией виртуальных игр и др. Таким образом, дети и подростки реально включены в большее количество контуров, которые и определяют, диктуют, навязывают свои правила и принципы поведения. Поэтому дополнительное образование как сфера социального воспитания должно создавать иные контуры – другие специально организованные духовно-нравственные пространства, способные противостоять наркотикам, иному негативному влиянию. Основная идея этого направления заключается в том, что только интенсивная диверсифицированная втягивающая всех без исключения детей и подростков, содержательная и насыщенная культурно-образовательная жизнь может технологически задавать образовательное пространство детства. При этом именно современные территориальные телекоммуникации необходимо сделать своими союзниками, способными стать важнейшим средством организации воспитывающей деятельности и самым эффективным методом активизации и развития самодеятельности детей и подростков. 
1.3. Современные технологии социально-культурной деятельности,  используемые в системе дополнительного образования

 

В массовой практике существует традиционный подход, когда содержание определяется базовым видом деятельности и включает в себя соответствующую технологию и предметное содержание. Речь идет об исторически сложившихся внеурочных, внешкольных занятиях детей – художественном и техническом творчестве, туризме и краеведении, юннатской работе, спорте и др. В процессе специально организуемых обучающе-творческих занятий детей с помощью взрослых пополняют багаж знаний, накапливают опыт созидательной творческой деятельности. Формируется система их отношений к широкому кругу явлений социальной действительности.

  Использование современных  технологий в практической деятельности  педагогов, применяемых в образовательном  процессе и являющихся механизмами  реализации теории в практике  применительно к социально-педагогической  деятельности, безусловно, несут в  себе определенный позитив. Именно  с их помощью можно более  активно осуществлять процесс  развития  социально-педагогических  функций системы дополнительного  образования детей и решать  проблемы становления личности  ребенка.

Прежде всего необходимо иметь представление о сущности общей технологии социально-культурной деятельности и ее отношении с функциональными, частными и отраслевыми методиками.

Общая технология охватывает основные закономерности разработки и использования средств, форм и методов в целом, наиболее типичные условия и универсальные способы социально-культурной деятельности.

В процессе социально-культурной деятельности используется множество методов, с помощью которых формируется и интенсивно осваивается досуговая среда. К ним относятся экономические, правовые, организационные, педагогические, психологические и социально-психологические методы.

В основе социально-культурных технологий лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом. Социальный заказ делает необходимой педагогически правильную постановку и «инструментовку» целей и задач социально-культурной деятельности.(14, стр 43)

 К настоящему времени технологии, наработанные в сфере культуры  и досуга, приобрели общесоциальное  значение, превратились в социальные  технологии. Разработка социальных  технологий в сфере культуры  и досуга связана с определенными  сложностями, поскольку сама эта  сфера отличается динамизмом, имеет  социально открытый характер,  в ней действует большое количество  разнопрофильных социальных институтов  со своими специфическими особенностями.

Технология социально-культурной деятельности в целом, как совокупность общей, функциональных и социально-дифференцированных методик, постоянно пополняется и обогащается за счет как исторического, так и современного опыта, накопленного в сфере культуры, просвещения, быта и досуга народов множества стран и континентов.

Существенным источником обогащения этой технологии является также творческое взаимодействие и обмен опытом между социально-культурными институтами: учреждениями, организациями, фондами, движениями, средствами массовой информации, школами и др. В любом случае в основе развития технологии лежит постоянный творческий поиск, выход на нестандартные решения.

Сегодня многих педагогов объединяет общее стремление выйти за рамки традиционного обучения и воспитания, найти новые подходы к организации образовательного процесса,  новые технологии, которые отвечали бы принципам природосообразности и интенсивности.

Использование современных технологий, применяемых в образовательном процессе, применительно к социально-педагогической деятельности позволяет наиболее активно осуществлять процесс развития социально-педагогических функций системы дополнительного образования детей и развития в них социально-активной личности. А всевозможные развивающие технологии в данном случае можно рассматривать как условие становления личности как субъекта.

Информация о работе Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования