Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:31, курсовая работа
Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта работы учреждений системы дополнительного образования;
- Исследование эффективности использования современных технологий в учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону ДДТ «Успех»
- Разработка методических рекомендаций.
Введение …………………………………………………………..………..…..3
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования………………………………………………...….6
1.1 Система дополнительного образования как часть социально-культурной деятельности………………………………………..….6
1.2 Роль социальных факторов в развитии личности ребенка…...21
1.3 Современные технологии социально-культурной деятельности, используемые в системе дополнительного образования….…..25
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………………………………..32
2.1 Учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону………...32
2.2 Анализ деятельности ДДТ «Успех»……………………………………...…39
2.3 Использование современных технологий социально-культурной деятельности в Доме детского творчества «Успех».…………..…………...…52
Заключение…………………………………….…….……………….………68
Список литературы………………………………………………….………70
Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика.
В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей.
Современное учреждение дополнительного образования – это сложный большой организм, здоровая работа которого обеспечивается и методической службой, и участием в ней педагогических работников, и психологической службой, и представителями науки. Каждый из них несет свою меру ответственности за то, какое воспитание, знания и умения получают воспитанники. Деятельность и миссия учреждений дополнительного образования отражает главную задачу Российской образовательной политики – создает средствами дополнительного образования максимально благоприятную среду для развития творческого потенциала обучающихся в рамках избранного ими направления деятельности, формирование системы гуманистических, нравственных ценностей и роста мастерства педагогических кадров.
Сфера дополнительного образования детей, будучи открытой социальной системой, активно взаимодействует с различными общественными институтами во многих аспектах – информационном, организационном, кадровым, правовым, предметном, содержательном и т.д.
Фундаментальной целью дополнительного образования в современных условиях провозглашено формирование социально активной, образовательной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, способной адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях общественной жизни. Достижения этой цели должно способствовать решение ряда задач, в числе которых – развитие творческих и познавательных интересов ребенка, стимулирование его социально-культурной активности, обеспечение необходимых условий для реализации духовного потенциала детей, подростков и юношества, их профессионального самоопределения и личностного развития, помощь в социализации и адаптации, повышение культурного уровня подрастающего поколения.
В настоящее время дополнительное образование детей реализуется по следующим направлениям:
Современная система дополнительного образования состоит из трех областей:
Территориальной сети учреждений дополнительного образования, которая состоит из специальным образом, организованного набора учреждений, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение и доступность дополнительного образования для различных категорий детей;
Кадров, включающая как самих педагогов дополнительного образования, так и систему их подготовки и переподготовки;
Содержательности, состоящей из типовых и авторских программ отдельных педагогов и учреждений.
Трех процессов и структур, их обеспечивающих:
Социального мониторинга – выделение набора критериев и характеристик для определенных групп детей и систему мониторинга для отслеживания проблем этих групп и определения результативности предпринимаемых воздействий;
Программно-методическая – прогноз развития системы и результатов проблем;
Эксперимент – отработка конкретных технологий и программ как управленческого, так и педагогического уровня, в конкретных социальных условиях.
Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания на современном этапе определяется рядом обстоятельств, важнейшими из которых можно выделить следующие.
Во-первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Во-вторых, одной из набирающих силу тенденций социокультурного развития является переход развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации. В-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей.
Проводимые неоднократно исследования ученых показывают, что именно в учреждениях дополнительного образования детей имеются особые, более благоприятные возможности для развития не только интеллектуальных, но и творческих способностей детей. Подтверждение тому факт, обострения внимания к научно-практическим разработкам идей развивающего образования, когда стало ясно, что школа не может традиционными способами обеспечить образование, которое требуется в новых социально-экономических условиях.
Подчеркнем двуединую роль дополнительного образования: его можно рассматривать и как процесс, и как результат. Как процесс – это обучение, организация жизнедеятельности. Как результат – достижение грамотности человека в широком смысле, т.е. готовности к жизни в обществе.
Поскольку дополнительное образование в настоящее время выступает как важнейший социальный институт, способствующий развитию демократии и формированию социально-экономического статуса государства, то оно выполняет ряд важнейших функций в обществе:
Для создания необходимых условий достижения современного качества дополнительного образования детей предусматривается:
Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь - ищет смысл жизни и возможность быть. И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется (увеличивается экологическое пространство жизнедеятельности детей) пространство детского благополучия. Когда-то С. Я. Маршак писал: "Труд, окрыленный интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности".
Современная стратегия развития образования направлена на утверждение вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития. Вариативное дополнительное образование детей понимается не как альтернативное (противоположное чему-либо), а как процесс, направленный на расширение возможностей компонентного выбора индивидуумом жизненного пути.
Поскольку учреждения дополнительного образования вместе с другими общеобразовательными учреждениями составляют разноуровневую систему непрерывного образования, индивидуализирующую «образовательный маршрут» обучающегося в рамках единого социально-культурного пространства страны (региона, муниципального образования), то программа дополнительного образования является составной частью социально-образовательной программы. Отсюда вытекает ориентированность образовательных программ дополнительного образования на:
Программа как технологическое средство достижения заявленных в ней результатов. Это требование должно обеспечить использование программы как образовательной технологии, гарантирующей заявленный в программе результат предполагает возможность быстрой
«перестройки», адаптации содержания программ с учетом развития обучающихся и динамикой их интересов по «горизонтали» (предметная репродуктивная, творческая, креативная деятельность) и «вертикали» (освоение общечеловеческих ценностей, психологическое развитие развития деятельности). При этом программа дополнительного образования как бы задает «образовательный маршрут» развития деятельности ребенка.
В ходе обсуждения ближайшего будущего дополнительного образования детей были выделены следующие направления развития этого вида образования:
Вызванный глобальными процессами гуманизации и демократизации социума поворот образования к личности, обусловил разработку специфического содержания образования в учреждениях дополнительного образования, как образовательных систем, реализующих личностный подход в процессе обучения и воспитания. Дополнительное образование в современных условиях является средством социальной адаптации.
Основная идея, определяющая изменение содержания образования заключается в том, чтобы создать для каждого ребенка условия, в которых бы он мог максимально обнаружить и развить склонности, способности и задатки, удовлетворив свои потребности в различных видах деятельности.
В соответствии с
Российской программой «
Добиваясь обеспечения развития, важно понять, что именно целесообразно развивать в такой культурно-образовательной и социально-культурной системе, как дополнительное образование детей.