Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта работы учреждений системы дополнительного образования;
- Исследование эффективности использования современных технологий в учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону ДДТ «Успех»
- Разработка методических рекомендаций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..………..…..3
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования………………………………………………...….6
1.1 Система дополнительного образования как часть социально-культурной деятельности………………………………………..….6
1.2 Роль социальных факторов в развитии личности ребенка…...21
1.3 Современные технологии социально-культурной деятельности, используемые в системе дополнительного образования….…..25
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………………………………..32
2.1 Учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону………...32
2.2 Анализ деятельности ДДТ «Успех»……………………………………...…39
2.3 Использование современных технологий социально-культурной деятельности в Доме детского творчества «Успех».…………..…………...…52
Заключение…………………………………….…….……………….………68
Список литературы………………………………………………….………70

Файлы: 1 файл

Чмых современные технологии в системе дополнительного образования.doc

— 95.24 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика.

В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и  экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей.

Современное учреждение дополнительного образования – это сложный большой организм, здоровая работа которого обеспечивается и методической службой, и участием в ней педагогических работников, и психологической службой, и представителями науки. Каждый из них несет свою меру ответственности за то, какое воспитание, знания и умения получают воспитанники. Деятельность и миссия учреждений дополнительного образования отражает главную задачу Российской образовательной политики – создает средствами дополнительного образования максимально благоприятную среду для развития творческого потенциала обучающихся в рамках избранного ими направления деятельности, формирование системы гуманистических, нравственных ценностей и роста мастерства педагогических кадров.

Сфера дополнительного образования детей, будучи открытой социальной системой, активно взаимодействует с различными общественными институтами во многих аспектах – информационном, организационном, кадровым, правовым, предметном, содержательном и т.д.

Фундаментальной целью дополнительного образования в современных условиях провозглашено формирование социально активной, образовательной, культурной, нравственно и физически здоровой личности, способной адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях общественной жизни. Достижения этой цели должно способствовать решение ряда задач, в числе которых – развитие творческих и познавательных интересов ребенка, стимулирование его социально-культурной активности, обеспечение необходимых условий для реализации духовного потенциала детей, подростков и юношества, их профессионального самоопределения и личностного развития, помощь в социализации и адаптации, повышение культурного уровня подрастающего поколения.

В настоящее время дополнительное образование детей реализуется по следующим направлениям:

    • Техническое творчество;
    • Экспериментально-исследовательская деятельность;
    • Туристско-краеведческая деятельность;
    • Физкультура и спорт;
    • Художественная самодеятельность;
    • Сельскохозяйственное опытничество и природоохранительная деятельность (экологическое воспитание);
    • Военно-патриотическое воспитание.

 

Современная система дополнительного образования состоит из трех областей:

Территориальной сети учреждений дополнительного образования, которая состоит из специальным образом, организованного набора учреждений, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение и доступность дополнительного образования для различных категорий детей;

Кадров, включающая как самих педагогов дополнительного образования, так и систему их подготовки и переподготовки;

Содержательности, состоящей из типовых и авторских программ отдельных педагогов и учреждений.

Трех процессов и структур, их обеспечивающих:

 Социального мониторинга – выделение набора критериев и характеристик для  определенных групп детей и систему мониторинга для отслеживания проблем этих групп и определения результативности предпринимаемых воздействий;

Программно-методическая – прогноз развития системы и результатов проблем;

Эксперимент – отработка конкретных технологий и программ как управленческого, так и педагогического уровня, в конкретных социальных условиях.

Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания на современном этапе определяется рядом обстоятельств, важнейшими из которых можно выделить следующие.

Во-первых, происходят принципиальные изменения в общественном сознании. Во-вторых, одной из набирающих силу тенденций социокультурного развития является переход развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации. В-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у родителей.

Проводимые неоднократно исследования ученых показывают, что именно в учреждениях дополнительного образования детей имеются особые, более благоприятные возможности для развития не только интеллектуальных, но и творческих способностей детей. Подтверждение тому факт, обострения внимания к научно-практическим разработкам идей развивающего образования, когда стало ясно, что школа не может традиционными способами обеспечить образование, которое требуется в новых социально-экономических условиях.

Подчеркнем двуединую роль дополнительного образования: его можно рассматривать и как процесс, и как результат. Как процесс – это обучение, организация жизнедеятельности. Как результат – достижение грамотности человека в широком смысле, т.е. готовности к жизни в обществе.

Поскольку дополнительное образование в настоящее время выступает как важнейший социальный институт, способствующий развитию демократии и формированию социально-экономического статуса государства, то оно выполняет ряд важнейших функций в обществе:

    • развивает творческие способности человека, углубляя его участие в социальных, экономических, культурных преобразованиях в обществе;
    • обеспечивает уровень индивидуального соответствия современным требованиям развития рациональности социального и профессионального самоопределения молодежи;
    • осуществляет избирательную передачу и трансформацию культуры, выполняет социальную функцию «выделки более одаренного и разнообразного человеческого капитала»;
    • улучшает взаимоотношения между человеком, социумом и окружающей средой.

Для создания необходимых условий достижения современного качества дополнительного образования детей предусматривается:

    • обновление содержания дополнительного образования детей через интеграцию дополнительного и основного образования;
    • повышение качества образования на основе разработки научных основ организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей;
    • регулярное проведение областных конкурсов авторских образовательных программ;
    • экспертиза программно-методического обеспечения, разработка программ нового поколения и их экспериментальная проверка;
    • активизация долгосрочных дополнительных образовательных программ, предназначенных для детей среднего и старшего школьного возраста;
    • разработка единых критериев оценки эффективности и качества деятельности педагога и учреждения дополнительного образования детей;
    • создание и функционирование областных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития учреждений дополнительного образования детей;
    • обеспечение поддержки и развития одаренных детей.

 

Ребенок в дополнительном образовании постигает самую главную в жизни вещь - ищет смысл жизни и возможность быть. И, конечно, с открытием каждого нового образовательного учреждения дополнительного образования детей расширяется (увеличивается экологическое пространство жизнедеятельности детей) пространство детского благополучия. Когда-то С. Я. Маршак писал: "Труд, окрыленный интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности".

 

Современная стратегия развития образования направлена на утверждение вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития. Вариативное дополнительное образование детей понимается не как альтернативное (противоположное чему-либо), а как процесс, направленный на расширение возможностей компонентного выбора индивидуумом жизненного пути.

Поскольку учреждения дополнительного образования вместе с другими общеобразовательными учреждениями составляют разноуровневую систему непрерывного образования, индивидуализирующую «образовательный маршрут» обучающегося в рамках единого социально-культурного пространства страны (региона, муниципального образования), то программа дополнительного образования является составной частью социально-образовательной программы. Отсюда вытекает ориентированность образовательных программ дополнительного образования на:

    • динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего возможность для развертывания и реализации его жизненного пути;
    • стимулирование творческой активности человека, развитие его способности  к самостоятельному решению возникающих проблем;
    • активное и деятельное освоение содержания образования, прогнозирование возможностей его применения в различных ситуациях;
    • обобщение жизненного опыта обучающего, соотнесение его с системой ценностей, оценкой действий, событий, ситуаций и построение своего поведения;
    • преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания обучающихся и развития всего многообразия форм жизнедеятельности;
    • прагматическое (знание - сила) восприятие науки с выраженной прикладной,  производственно-коммерческой тенденцией. 

Программа  как технологическое средство достижения заявленных в ней результатов. Это требование должно обеспечить использование программы как образовательной технологии, гарантирующей заявленный в программе результат предполагает возможность быстрой

«перестройки», адаптации содержания программ с учетом развития обучающихся и динамикой их интересов по «горизонтали» (предметная репродуктивная, творческая, креативная деятельность) и «вертикали» (освоение общечеловеческих ценностей, психологическое развитие развития деятельности). При этом программа дополнительного образования как бы задает «образовательный маршрут» развития деятельности ребенка.   

 

В ходе обсуждения ближайшего будущего дополнительного образования детей были выделены следующие направления развития этого вида образования:

 

    1. Оперативное аналитико-информационное обеспечение системы дополнительного образования детей;

 

    1. Совершенствование процесса деятельности учреждений дополнительного образования детей;

 

    1. Формулирование принципов и разработка процесса технологического оснащения (сопровождения) образовательных процессов, происходящих в учреждениях системы дополнительного образования детей;

 

    1. Организация комплексных практико-ориентированных исследований по проблемам развития дополнительного образования детей;

 

    1. Внедрение современных информационных технологий в систему дополнительного образования детей с целью совершенствования информационного обеспечения образовательного процесса;
    2. Совершенствование организационных форм, методов и технологий системы дополнительного образования детей;
    3. Формирование единого образовательного пространства: школа – учреждение дополнительного образования детей. Оперативное аналитико-информационное обеспечение системы дополнительного образования детей (20,стр. 56)

 

 

Вызванный глобальными  процессами гуманизации и демократизации социума поворот образования к личности, обусловил разработку специфического содержания образования в учреждениях дополнительного образования, как образовательных систем, реализующих личностный подход в процессе обучения и воспитания. Дополнительное образование в современных условиях является средством социальной адаптации.

Основная идея, определяющая изменение содержания образования заключается в том, чтобы создать для каждого ребенка условия, в которых бы он мог максимально обнаружить и развить склонности, способности и задатки, удовлетворив свои потребности в различных видах деятельности.

 В соответствии с  Российской программой «Научное, научно-техническое, материально-техническое  и информационное обеспечение  системы образования» проводится  информатизация системы дополнительного  образования. Стратегическим направлением  является развитие в ней новых  информационных технологий. Однако  данная сфера образования остается  в этом плане одним из наименее  обеспеченных звеньев, что обусловлено  недостатком финансовых средств.

Добиваясь обеспечения развития, важно понять, что именно целесообразно развивать в такой культурно-образовательной и социально-культурной системе, как дополнительное образование детей.

Информация о работе Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования