Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта работы учреждений системы дополнительного образования;
- Исследование эффективности использования современных технологий в учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону ДДТ «Успех»
- Разработка методических рекомендаций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..………..…..3
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования………………………………………………...….6
1.1 Система дополнительного образования как часть социально-культурной деятельности………………………………………..….6
1.2 Роль социальных факторов в развитии личности ребенка…...21
1.3 Современные технологии социально-культурной деятельности, используемые в системе дополнительного образования….…..25
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………………………………..32
2.1 Учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону………...32
2.2 Анализ деятельности ДДТ «Успех»……………………………………...…39
2.3 Использование современных технологий социально-культурной деятельности в Доме детского творчества «Успех».…………..…………...…52
Заключение…………………………………….…….……………….………68
Список литературы………………………………………………….………70

Файлы: 1 файл

Чмых современные технологии в системе дополнительного образования.doc

— 95.24 Кб (Скачать файл)

В социально-культурных институтах используются:

    • просветительные методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепление знаний, отработку умений и навыков);
    • воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение и его антипод – порицание);
    • методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования);
    • методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).(14, стр. 101)

Однако современное образование, ориентированное на передачу определенных знаний, умений и навыков, на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей и способностей, таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, индивидуальность, порой не предусматривает. Нельзя сказать, чтобы школа не ставила перед собой эту цель, наоборот, подобная цель декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности, которая понималась, как носитель идеологических образцов заданных государством. Школа и детские сады – наиболее инерционные социально-культурные учреждения, в которых учебный процесс несет следы конвейерной организации труда. Неудивительно, что в таких условиях в решении проблем индивидуализации и дифференциации обучения возрастает значение дополнительного образования детей.

Под развивающим образованием («развивающее обучение» термин В.В.Давыдова) применительно к специфике учреждений социально-культурной сфере, и в первую очередь, учреждений дополнительного образования, понимается такая парадигма образования, при которой во главу угла ставится развитие личности ребенка.

 Изменяется позиции  педагога: он выступает не только  как носитель знания, но и как  помощник в становлении личности  ученика; утверждается позиция сотрудничества, неформального общении. И   в  этом случае, обеспечение развивающих  личность условий достигается  внедрением в практику психолого-педагогических технологий обучения.

Содержание любой образовательной технологии включает:

    • совокупность методов и приемов обучения и воспитания, обеспечивающих совместную деятельность педагогов и детей;
    • последовательность действий по достижению результата;
    • разработку и реализацию содержания образования и воспитания с учетом имеющихся ресурсов и их наиболее эффективного использования.(32, стр.67)

 

Так, технология полного усвоения успешно используется многими педагогами как в общем образовании по стандартно-образовательным предметам, так и в дополнительном образовании детей при организации занятий, а также в группах раннего развития детей дошкольного возраста и на занятиях групп декоративно-прикладного направления.

Авторы технологии полного усвоения выдвинули гипотезу: способности обучающегося определяются при оптимально подобранных для данного ребенка условиях, поэтому необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам усвоить программный материал. Технология задает единый для всех детей уровень знаний, умений и навыков, но делает переменными для каждого обучающего время, формы, условия труда, т.е. создаются дифференцированные условия усвоения учебного материала. Это в условиях дополнительного образования детей создать реально, так как существует возможность отвести каждому ребенку необходимое для усвоения учебного материала время.

Представляет особый интерес технология исследовательского обучения при которой сам учебный процесс строится как поиск  новых познавательных ориентиров, где обучающиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их от педагога в готовом виде. Технология исследовательского обучения применяется в дополнительном образовании при организации учебных занятий по естественно-научному циклу, когда детям предлагается выбирать альтернативные решения и находить подтверждение им на практике.

Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения и способствует становлению личности как субъекта. В этой связи наряду с исследовательским обучением и технологией полного усвоения можно говорить о технологии игрового обучения. В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом.(22, стр.124)

В дополнительном образовании широко применяется  технология коллективного творческого воспитания, которая ставит цель воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях (детский интегрированный театр), где мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию, а творческая деятельность разновозрастных групп направленная на поиск, изобретение, имеет социальную значимость.

Парковая технология образования (М.А.Балабан) состоит в организации разновозрастных групп (свободные студии), которые организуются по предметному принципу также достаточно эффективны в применении в дополнительном образовании. Занятия проводятся в «открытом» (свободное помещение) и в «закрытом» (только для определенного состава) режиме. Учреждения дополнительного образования детей могут с большей эффективностью использовать эту технологию при организации работ ансамблей, студий, клубов.

Все педагогические технологии изначально созданы и описаны их авторами в основном для использования в общеобразовательной, вечерней или высшей школы. Однако, как показала практика, реализовать эти технологии в рамках классно-урочной и лекционно-семинарской системы оказывается весьма сложно, а иногда просто невозможно. При всей привлекательности и стройности, их внедрение требует пересмотра или реформ.

В условиях дополнительного образования все обстоит иначе. Научно-педагогической основой организации социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей являются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания, с помощью которых возможно активное осуществление реализации социально-педагогических функций и которые способствуют полноценному развитию способностей обучающихся необходимых личности и обществу. В дополнительном образовании внедрение в практику современных, личностно-ориентированных технологий образования детей имеет особое значение.(17,стр. 54)

Дифференцированные (частные) технологии социально-культурной деятельности ориентированные на работу с отдельными, главным образом возрастными, группами населения – детей, подростков, молодежи, взрослых и пожилых людей. Основу дифференцированных технологий составляют разнообразные социально-культурные, досуговые программы.

Технологии социально-культурной деятельности принципиально необходимо компонентное проведение диагностики, прогнозирования исходных условий и содержания досуговых потребностей детей, содержания и форм занятий в сфере свободного времени, пользующихся наибольшим предпочтением у детей и подростков. (25, стр. 37)

 Культуро-творческие  технологии  цель, которых является развитие творческих способностей и самореализации детей.

Культуро-охранные технологии которые основываются на основе закону РФ  по возрождению, сохранению и развитию национальных культурных ценностей.

Интенсивно используются такие особенности социально-культурной деятельности, как большая, чем у других социальных институтов, доступность, свободный характер, ее независимость от жестких учебных планов и программ, широкое внедрение популяризазаторских методик, основанных на сентизировании научного и художественного материала, возможность гибко реагировать на меняющиеся интересы, запросы и потребности аудитории, умение ставить единую педагогическую цель в информационной, образовательной и индивидуально-консультационной работе. 
Глава 2. Система дополнительного образования города Ростова-на-Дону

2.1.Учреждения  дополнительного образования города  Ростова-на-Дону

        

Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. Именно в рамках этих блоков осуществляется основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей Ростовской области. Эти блоки, безусловно, присутствовали в то время, когда для обозначения подобной деятельности использовался термин "внешкольная работа". Однако если в тот период акцент делался на культурно - досуговом блоке, то сегодня все больший масштаб в Ростовской области приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим интеграции общего и дополнительного образования. И сегодня существует немало примеров такого взаимодействия, приводящего к ярким позитивным результатам. Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование Ростовской области является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного дополнительного образования. В области сложилась развитая система поддержки детского творчества, основу которой составляют системные областные массовые мероприятия, многие из них проходят на основе межведомственного взаимодействия. Межведомственное взаимодействие помогает повышать качество областных массовых мероприятий с детьми, привлекать к их проведению высокопрофессиональных специалистов, значительно увеличивать количество участвующих детей и подростков. Областные соревнования по программе «Школа безопасности», спартакиада школьников, соревнования по техническим видам спорта, фестивали детских хореографических, театральных, фольклорных коллективов и многие другие пользуются большой популярностью среди детей и педагогов области и города.

Не случайно наиболее популярными разработками специалистов различного уровня в области воспитания сегодня становятся концепции, проекты, программы. Налицо стремление участников учебно-воспитательного процесса рассматривать не отдельные его стороны, аспекты и проблемы, а весь процесс в целом. Исключением не стало и педагогическое сообщество системы образования нашего города, в том числе одной из важнейших ее составляющих – системы дополнительного образования детей.

В области насчитывается 63 образовательных учреждений дополнительного образования детей. Основную часть из них представляют Центры (30) и Дома (16) детского творчества, а также учреждения физкультурно-спортивной направленности, эколого-биологической, туристско-краеведческой, технической, художественно-эстетической.

 

 

  1. Областное государственное учреждение дополнительного образования детей «Областной центр развития  творчества детей и юношества»

 

  1. Областное государственное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского научно-технического творчества»
  2. Областное государственное учреждение дополнительного образования детей «Детский морской центр»
  3. Областное государственное учреждение дополнительного образования детей «Эколого-биологический центр»
  4. Областное государственное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи»
  5. Областное государственное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»
  6. Областное государственное учреждение дополнительного образования детей «Планетарий»
  7. Областное государственное учреждение дополнительного образования детей «Дом учащейся молодежи»
  8. ДДТ «Истоки»
  9. ДДЮ «Ровесник»
  10. МЦДО №1
  11. МЦДО   №2
  12. ЦДО №3
  13. ЦДО №4
  14. ДЮЦ «Апрель»
  15. КСК «Арлекино»
  16. ДДТ «Успех»
  17. ДЦТД №4
  18. ДТШ
  19. ЦРТДЮ
  20. ЦРТДЮ
  21. Детско-юношеский ансамбль «Калинка»
  22. ЦРТДЮ «Школьный пресс-центр»

 

ГОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи»

Дворец организует работу с детьми, учащейся молодежью, направленную на художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения.

При ГОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи"  работают:

Информация о работе Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования