Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта работы учреждений системы дополнительного образования;
- Исследование эффективности использования современных технологий в учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону ДДТ «Успех»
- Разработка методических рекомендаций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..………..…..3
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования………………………………………………...….6
1.1 Система дополнительного образования как часть социально-культурной деятельности………………………………………..….6
1.2 Роль социальных факторов в развитии личности ребенка…...21
1.3 Современные технологии социально-культурной деятельности, используемые в системе дополнительного образования….…..25
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………………………………..32
2.1 Учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону………...32
2.2 Анализ деятельности ДДТ «Успех»……………………………………...…39
2.3 Использование современных технологий социально-культурной деятельности в Доме детского творчества «Успех».…………..…………...…52
Заключение…………………………………….…….……………….………68
Список литературы………………………………………………….………70

Файлы: 1 файл

Чмых современные технологии в системе дополнительного образования.doc

— 95.24 Кб (Скачать файл)

          При организации занятий учитывается индивидуальные особенности детей: их возможности и способности. В ряде творческих объединений, используется индивидуализация обучения с разработкой индивидуальных образовательных программ.

Технология индивидуализированного обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Данная технология позволяет учесть и развить природные задатки личности.

 В связи с открытием  групп иностранных языков (английский, немецкий) используются технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре - Е.И. Пассова. В основе данной технологии лежит концептуальное положение о том, что овладение иностранным языком отличается:

- способами овладения;

- плотностью информации  в общении;

- включенностью языка  в предметно - коммуникативную деятельность;

- совокупностью реализуемых  функций;

- соотнесенностью с сензетивным  периодом речевого развития ребенка.

Отношения между учителем и учеником основаны на сотрудничестве и равноправном речевом общении.

          В качестве приоритетных выбраны  также групповые технологии, которые предполагают коллективную деятельность воспитанников: взаимное обогащение, организацию совместных действий, общение, обмен способами действий, взаимопонимание и рефлексию - что позволяет обеспечить активность ребенка в образовательном процессе.

Так же используются дифференцированные технологии, которые представляют собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть процесса.

 

 

Технология индивидуализации обучения это:

    1. организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями учащихся.
    2. различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

 

Технология коллективно-творческих дел состоит из 6 этапов:

    1. поиск (задачи, содержание, обеспечение);
    2. целеполагание, организация (сбор-старт, выбор совета дела);
    3. мозговой штурм, прогнозирование и планирование (план подготовки, проверка готовности);
    4. реализация целей (проведение дела);
    5. анализ (подготовка коллективного анализа);
    6. последствия (реализация решений).

 

  1. Технология коллективно-творческого дела используют творческие объединения «Дорожная азбука», «Юный краевед»;
  2. Технология развивающего обучения – творческое объединение «Росток» (творческое объединение раннего развития детей);

 

  1. Игровая технология -  творческое объединение «Дорожная азбука», «Школа затейников» (творческое объединение, где пишут сценарии и проводят мероприятия);

 

  1. Технология дифференцированного обучения – творческое объединение «Юный краевед», музыкальная студия «Гармония»;

 

  1. Технология индивидуализации обучения – творческие объединения «Духовой оркестр», «Узелок за узелком» (творческое объединение вязального мастерства), «Чародеи» (прикладники), музыкальная студия «Гармония», «Азбука моды»;

 

  1. Культуро-творческие технологии используют «Школа затейников», «Юный краевед».

 

Совершенствование организации образовательного процесса,   внедрение в практику работы Дома творчества постоянно действующего

мониторинга личностных изменений воспитанников осуществляется также через:

      • внедрение в практику работ Дома творчества постоянно действующего мониторинга личностных изменений воспитанников;
      • использование современных технологий, для развития  у ребенка индивидуальных способностей;
      • расширение организационных форм обучения и воспитания (клубы, объединения, кружки, студии, обучение на дому и др.);
      • интеграцию обучения и воспитания в целостный педагогический процесс по развитию личности. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечает интересам и потребностям личности и оказывает воздействие на все ее сферы: сознание, чувства, волю;
      • организацию особого типа взаимоотношений между воспитанниками и педагогами - сотворчества, как совместной творческой деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности;
      • включение ребенка в различные виды деятельности, в которых бы проявлялась его субъектная позиция: игровую, поисковую,    коммуникативную, моделирование и др.;
      • преемственность: обуславливающую построение образовательного процесса как  совокупности взаимосвязанных этапов "линии роста" ребенка, обеспечивающих:

а) общую ориентацию в деятельности;

б) углубление в образовательную область;

в) получение основ профессиональной деятельности.

- интеграцию предметов  и областей знаний.

 

 

 

В образовательном процессе используются  различные формы и методы образовательной деятельности, адаптированные к возрасту воспитанников. 

Не случайно наиболее популярными разработками специалистов различного уровня в области воспитания сегодня становятся концепции, проекты, программы. Налицо стремление участников учебно-воспитательного процесса рассматривать не отдельные его стороны, аспекты и проблемы, а весь процесс в целом. Исключением не стало и педагогическое сообщество системы образования нашего города, в том числе одной из важнейших ее составляющих – системы дополнительного образования детей.      

  Реформирование системы  внешкольного воспитания в систему  дополнительного образования в  соответствии с Законом «Об  образовании» потребовал от учреждений  сегодня переосмысления своей  деятельности.

В учебном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни и поэтому одна из задач – это обновление содержания предлагаемой детям деятельности, которое осуществляется и за счет введения образовательных программ, и за счет изменения усовершенствования уже существующих.

С каждым годом увеличивается количество педагогов, работников по авторским и модернизированным программам, которые реализуются за счет использования новых технологий и методов, внедрение опытно экспериментальной деятельности.

Обновление деятельности мы рассматриваем с таких качественных позиций как:

      • изменение работы с педагогическими кадрами путем отказа от старого на основании системного осмысления практики;
      • творческая переработка старого опыта;
      • совершенствование сложившегося опыта на основе введения инноваций.

Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированными. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, "мастерами своего дела", что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и в конечном счете - результативность.

Современный педагог дополнительного образования должен владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.

В соответствии с Российской программой «Научное, научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» проводится информатизация системы дополнительного образования. Стратегическим направлением является развитие в ней новых информационных технологий. Однако данная сфера образования остается в этом плане одним из наименее обеспеченных звеньев, что обусловлено недостатком финансовых средств.

В ходе обсуждения дополнительного образования детей были выделены следующие направления развития этого вида образования:

 

В настоящее время большинство учреждений выполняет социальные функции на территории районных управ. Проблемой организации свободного времени детей по месту жительства занимаются также различные территориальные учреждения, каждое из которых реализует свои планы и программы. Практика показывает, что головным координирующим эту работу на территории района города Астрахани должно быть учреждение дополнительного образования детей, обладающее необходимым кадровым потенциалом, методической базой, реализующее комплексные образовательные программы. Вместе с тем сложная социально-экономическая ситуация, дефицит финансирования системы дополнительного образования негативно отражаются в последние пять лет на развитии сети учреждений дополнительного образования детей, особенно профильных. Центральная проблема, сдерживающая развитие системы дополнительного образования детей - сокращение из года в год бюджетного финансирования. Отсутствие гарантированного финансирования системы городских мероприятий с учащимися и участие в федеральных мероприятиях подрывают традиции в системе дополнительного образования детей, разрушают мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию в образовательной деятельности, негативно отражаются на развитии содержания деятельности.

Особую тревогу вызывает техническое состояние зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования детей. В настоящее время отдельные здания требуют капитального и текущего ремонта. Причины такого положения не только в отсутствии средств, но и в проявлении остаточного принципа по отношению к системе дополнительного образования детей. Материально-техническое оснащение явно не удовлетворяет современным требованиям к системе дополнительного образования детей.

Эти обстоятельства влияют на рост числа родителей детей, оплачивающих занятия в учреждениях дополнительного образования детей.

Отсутствие финансирования на приобретение средств обучения в учреждениях дополнительного образования детей в городе Астрахани  вынуждает администрацию привлекать денежные средства родителей, что составляет по разным видам образовательной деятельности от 20 до 60% затрат на образовательный процесс. Нуждается в совершенствовании нормативное и правовое обеспечение системы дополнительного образования детей. Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы не обеспечивают социального статуса системы дополнительного образования детей, не гарантируют ее сохранение и защиту, ограничивают возможности ее развития. Необходим закон "О дополнительном образовании", призванный стать правовым фундаментом, дать гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей, что объективно будет способствовать улучшению их положения, а значит, и социальной защищенности семьи.

 

В настоящий момент уже разработано немало различных концепций дополнительного образования детей. Авторами определены новые образовательные ориентиры, выявлена новая система образовательных ценностей, обозначены технологии проектирования индивидуально-личностных, персонифицированных образовательных систем. 

 

 Концепция развития образования в Ростовской области  является теоретическим документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели совершенствования деятельности учебных заведений, входящих в образовательную систему региона, и позволяющим получить намеченные результаты.

 

Большие возможности для воспитания детей таятся в социальной среде, но при условии преобладания положительных влияний на ребенка и создания в среде ситуаций его самореализации. В связи с этим мы предлагаем несколько рекомендаций:

    • включение детей в систему общественно-полезной деятельности;
    • изучение социальных условий микрорайона и условий проживания в нем детей;
    • индивидуализацию работы с родителями;
    • управление общественным мнением;
    • взаимосвязь с различными воспитательными структурами района 

(правоохранительные органы, органы управления, представители    

органов народного образования);

    • создание воспитательных подсистем в микрорайоне, координацию  

их  влияний,  объединенных  в  единую воспитательную систему     

района, формирующую убеждения, взгляды, ценностные  ориентации, образцы  поведения взрослых и детей. 

Ступени образования

Формы, методы, технологии образовательной деятельности.

Дошкольный возраст

 

Развивающие игры, этюды, конкурсы, ролевые игры, экскурсии.

Младший школьный возраст

 

 

 

Ситуативно- ролевые, разминочные, творческие игры, практические занятия, этюды, конкурсы, экскурсии, практикумы, метод нравственных дилемм, метод свободного выбора.

Средний школьный возраст.

Деловые игры, экскурсии, метод свободного выбора. Практикум, практические занятия, спектакли, конкурс, соревнования, метод самооценки, консультации.

Старший школьный возраст.

 Деловые игры (творческие  игры, проблемно-ролевые, дискуссионные). Конференции, лекции, семинарские занятия, экскурсии. Практические занятия, практикумы, метод проектов, дискуссии. «Мозговой  штурм», метод самооценки, метод  исследования, спектакли, конкурсы, соревнования. 

Информация о работе Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования