Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:31, курсовая работа
Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта работы учреждений системы дополнительного образования;
- Исследование эффективности использования современных технологий в учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону ДДТ «Успех»
- Разработка методических рекомендаций.
Введение …………………………………………………………..………..…..3
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования………………………………………………...….6
1.1 Система дополнительного образования как часть социально-культурной деятельности………………………………………..….6
1.2 Роль социальных факторов в развитии личности ребенка…...21
1.3 Современные технологии социально-культурной деятельности, используемые в системе дополнительного образования….…..25
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………………………………..32
2.1 Учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону………...32
2.2 Анализ деятельности ДДТ «Успех»……………………………………...…39
2.3 Использование современных технологий социально-культурной деятельности в Доме детского творчества «Успех».…………..…………...…52
Заключение…………………………………….…….……………….………68
Список литературы………………………………………………….………70
При организации занятий учитывается индивидуальные особенности детей: их возможности и способности. В ряде творческих объединений, используется индивидуализация обучения с разработкой индивидуальных образовательных программ.
Технология индивидуализированного обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Данная технология позволяет учесть и развить природные задатки личности.
В связи с открытием групп иностранных языков (английский, немецкий) используются технологии коммуникативного обучения иноязычной культуре - Е.И. Пассова. В основе данной технологии лежит концептуальное положение о том, что овладение иностранным языком отличается:
- способами овладения;
- плотностью информации в общении;
- включенностью языка в предметно - коммуникативную деятельность;
- совокупностью реализуемых функций;
- соотнесенностью с сензетивным
периодом речевого развития
Отношения между учителем и учеником основаны на сотрудничестве и равноправном речевом общении.
В качестве приоритетных
Так же используются дифференцированные технологии, которые представляют собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть процесса.
Технология индивидуализации обучения это:
Технология коллективно-творческих дел состоит из 6 этапов:
|
Совершенствование организации образовательного процесса, внедрение в практику работы Дома творчества постоянно действующего
мониторинга личностных изменений воспитанников осуществляется также через:
а) общую ориентацию в деятельности;
б) углубление в образовательную область;
в) получение основ профессиональной деятельности.
- интеграцию предметов и областей знаний.
В образовательном процессе используются различные формы и методы образовательной деятельности, адаптированные к возрасту воспитанников.
Не случайно наиболее популярными разработками специалистов различного уровня в области воспитания сегодня становятся концепции, проекты, программы. Налицо стремление участников учебно-воспитательного процесса рассматривать не отдельные его стороны, аспекты и проблемы, а весь процесс в целом. Исключением не стало и педагогическое сообщество системы образования нашего города, в том числе одной из важнейших ее составляющих – системы дополнительного образования детей.
Реформирование системы
внешкольного воспитания в
В учебном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни и поэтому одна из задач – это обновление содержания предлагаемой детям деятельности, которое осуществляется и за счет введения образовательных программ, и за счет изменения усовершенствования уже существующих.
С каждым годом увеличивается количество педагогов, работников по авторским и модернизированным программам, которые реализуются за счет использования новых технологий и методов, внедрение опытно экспериментальной деятельности.
Обновление деятельности мы рассматриваем с таких качественных позиций как:
Дополнительное образование детей по сути является практико-ориентированными. Оно в значительной мере осуществляется специалистами, профессионалами, "мастерами своего дела", что обеспечивает его разносторонность, привлекательность, уникальность и в конечном счете - результативность.
Современный педагог дополнительного образования должен владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приемы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, ее организации и анализа.
В соответствии с Российской программой «Научное, научно-техническое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования» проводится информатизация системы дополнительного образования. Стратегическим направлением является развитие в ней новых информационных технологий. Однако данная сфера образования остается в этом плане одним из наименее обеспеченных звеньев, что обусловлено недостатком финансовых средств.
В ходе обсуждения дополнительного образования детей были выделены следующие направления развития этого вида образования:
В настоящее время большинство учреждений выполняет социальные функции на территории районных управ. Проблемой организации свободного времени детей по месту жительства занимаются также различные территориальные учреждения, каждое из которых реализует свои планы и программы. Практика показывает, что головным координирующим эту работу на территории района города Астрахани должно быть учреждение дополнительного образования детей, обладающее необходимым кадровым потенциалом, методической базой, реализующее комплексные образовательные программы. Вместе с тем сложная социально-экономическая ситуация, дефицит финансирования системы дополнительного образования негативно отражаются в последние пять лет на развитии сети учреждений дополнительного образования детей, особенно профильных. Центральная проблема, сдерживающая развитие системы дополнительного образования детей - сокращение из года в год бюджетного финансирования. Отсутствие гарантированного финансирования системы городских мероприятий с учащимися и участие в федеральных мероприятиях подрывают традиции в системе дополнительного образования детей, разрушают мотивацию обучающихся и педагогов к совершенствованию в образовательной деятельности, негативно отражаются на развитии содержания деятельности.
Особую тревогу вызывает техническое состояние зданий, в которых находятся учреждения дополнительного образования детей. В настоящее время отдельные здания требуют капитального и текущего ремонта. Причины такого положения не только в отсутствии средств, но и в проявлении остаточного принципа по отношению к системе дополнительного образования детей. Материально-техническое оснащение явно не удовлетворяет современным требованиям к системе дополнительного образования детей.
Эти обстоятельства влияют на рост числа родителей детей, оплачивающих занятия в учреждениях дополнительного образования детей.
Отсутствие финансирования на приобретение средств обучения в учреждениях дополнительного образования детей в городе Астрахани вынуждает администрацию привлекать денежные средства родителей, что составляет по разным видам образовательной деятельности от 20 до 60% затрат на образовательный процесс. Нуждается в совершенствовании нормативное и правовое обеспечение системы дополнительного образования детей. Недостаточность и противоречивость имеющейся правовой базы не обеспечивают социального статуса системы дополнительного образования детей, не гарантируют ее сохранение и защиту, ограничивают возможности ее развития. Необходим закон "О дополнительном образовании", призванный стать правовым фундаментом, дать гарантии сохранения и развития системы дополнительного образования детей, что объективно будет способствовать улучшению их положения, а значит, и социальной защищенности семьи.
В настоящий момент уже разработано немало различных концепций дополнительного образования детей. Авторами определены новые образовательные ориентиры, выявлена новая система образовательных ценностей, обозначены технологии проектирования индивидуально-личностных, персонифицированных образовательных систем.
Концепция развития образования в Ростовской области является теоретическим документом, описывающим стратегию, основные направления, задачи и цели совершенствования деятельности учебных заведений, входящих в образовательную систему региона, и позволяющим получить намеченные результаты.
Большие возможности для воспитания детей таятся в социальной среде, но при условии преобладания положительных влияний на ребенка и создания в среде ситуаций его самореализации. В связи с этим мы предлагаем несколько рекомендаций:
(правоохранительные органы, органы управления, представители
органов народного образования);
их влияний, объединенных в единую воспитательную систему
района, формирующую убеждения,
взгляды, ценностные ориентации, образцы
поведения взрослых и детей.
Ступени образования |
Формы, методы, технологии образовательной деятельности. |
Дошкольный возраст
|
Развивающие игры, этюды, конкурсы, ролевые игры, экскурсии. |
Младший школьный возраст
|
Ситуативно- ролевые, разминочные, творческие игры, практические занятия, этюды, конкурсы, экскурсии, практикумы, метод нравственных дилемм, метод свободного выбора. |
Средний школьный возраст. |
Деловые игры, экскурсии, метод свободного выбора. Практикум, практические занятия, спектакли, конкурс, соревнования, метод самооценки, консультации. |
Старший школьный возраст. |
Деловые игры (творческие игры, проблемно-ролевые, дискуссионные). Конференции, лекции, семинарские занятия, экскурсии. Практические занятия, практикумы, метод проектов, дискуссии. «Мозговой штурм», метод самооценки, метод исследования, спектакли, конкурсы, соревнования. |