Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта работы учреждений системы дополнительного образования;
- Исследование эффективности использования современных технологий в учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону ДДТ «Успех»
- Разработка методических рекомендаций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..………..…..3
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования………………………………………………...….6
1.1 Система дополнительного образования как часть социально-культурной деятельности………………………………………..….6
1.2 Роль социальных факторов в развитии личности ребенка…...21
1.3 Современные технологии социально-культурной деятельности, используемые в системе дополнительного образования….…..25
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………………………………..32
2.1 Учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону………...32
2.2 Анализ деятельности ДДТ «Успех»……………………………………...…39
2.3 Использование современных технологий социально-культурной деятельности в Доме детского творчества «Успех».…………..…………...…52
Заключение…………………………………….…….……………….………68
Список литературы………………………………………………….………70

Файлы: 1 файл

Чмых современные технологии в системе дополнительного образования.doc

— 95.24 Кб (Скачать файл)

 

 

Анкетирование.

 

Цель: выявить предпочтение детей в выборе занятий в ДДТ «Успех»

Аудитория: учащиеся ДДТ»Успех» с 8-16 лет.

Тема: «Отношение детей к занятиям дополнительного образования»

 

Вопросы.

    1. в каком творческом объединении вы занимаетесь?
    2. сколько вам лет?
    3. вы ходите на занятия по своему желанию или же по желанию родителей?
    4. нравится ли вам как проходят занятия в вашем творческом объединении?
    5. как вы думаете помогают ли занятия в творческом объединении раскрыть ваши индивидуальные способности? Какие?
    6. как бы вы хотели чтоб проходили ваши занятия?
    7. какое бы творческое объединение или же кружок, студию вы бы хотели  открыть в ДДТ «Успех»?

 

 

 

 

 

 

В ходе опроса было выявлено, что основную часть посещаемых учреждение составляют дети в возрасте 10-12лет.

В содержании дополнительного образования детей на современном этапе важное место отводится информатике, иностранным языкам, Интернет-образованию, международному и межкультурному взаимопониманию детей, подростков и молодежи, содружеству и сотрудничеству. С этим приоритетами перекликаются предложения детей, высказанные в ходе анкетирования:

      • освоение компьютера;
      • изучение нескольких языков;
      • освоение мастерства общения как основы успеха;
      • внедрение информационных технологий в работу студий прикладного творчества, музыкального и эстрадного искусства;
      • открытия Интернет-центров в учреждениях дополнительного образования и др.

Анализ показал, что в деятельности учреждения дополнительного образования детей ДДТ «Успех» педагогические технологии формируются ситуативно и многие педагоги используют их. Внедрение в практику современных личностно-ориентированных технологий образования и воспитания имеет особое значение. Именно посредством образовательных развивающих технологий образовательный процесс стал помогать  обучающемуся самореализоваться, развивать  индивидуальные, творческие способности. 

 

 

 Проект праздника  творчества «Секрет «Успеха».

Обоснование.

Современные тенденции обновляющегося общества требуют совершенствования воспитания подрастающего поколения, ориентированного на творческое саморазвитие. В связи с этим возрастает необходимость удовлетворения постоянно изменяющихся социально-культурных и образовательных потребностей детей,  "взращивания" индивидуально неповторимой, духовно богатой личности, способной жить в изменяющемся мире. Эти задачи достаточно успешно могут быть решены в условиях дополнительного образования.

Цель: Развить инициативу творческих способностей детей.

Задачи:

- Выявить творческий потенциал  учащихся, педагогов и родителей;

- Заинтересовать детей, родителей в развитии их творческих способностей, популяризация различных видов творчества.

 

Содержание.

10.30 – Начинает работать выставка «Диво-дивное» (вышивка, рисунки, поделки из соленого теста, пластилина, вязанные изделия, аппликация);

11.00 – Открытие праздника «Наш «Успех» (выступление младших коллективов ДДТ «Успех»: хореографический ансамбль «Сюрприз», музыкальная студия «Гармония», вокальная студия, духовой оркестр;

12.00 – Конкурсная программа «Мы таланты»

  1. художественный конкурс «Незнайка»
  2. «Чудо пластилин»
  3. «Танцуем вместе»
  4. «Мазайка» (конкурс проходит с родителями, кто быстрее соберет пазлы).

13.00 -Продолжение праздника «Наш «Успех» (выступление старших коллективов ДДТ «Успех»)

14.00 -Демонстрация моделей (в роли моделей выступают сами авторы – учащиеся ДДТ «Успех»)

14.30 – Закрытие праздника «Наш «Успех»

Дети выпускают воздушные шарики с надписью «Успех».

Дата проведения: 1июля

Место проведения: концертная площадка перед зданием ДДТ «Успех»

Организаторы: директор, завуч, преподаватели.

Участники: учащиеся ДДТ «Успех»

Спонсор: Пошивочный цех по изготовлению концертных костюмов ООО «Мастерица»

Смета.

пошив костюмов

15.000

затраты на рекламу

3000

реквизиты

2000

призы

5000


итого:                  25.000

 

Ожидаемый результат: Проведение праздника «Секрет «Успеха» будет способствовать увеличению количества детей желающих заниматься в ДДТ «Успех». Благодаря участию в празднике повысится творческий уровень детей, а так же общий культурный уровень потенциальных зрителей.

 

 

             
Заключение

 

Можно прогнозировать, что при сохранении основных параметров и условий развития системы дополнительного образования содержанием следующего этапа станет обеспечение стабильного роста качества дополнительного образования во всей системе, выравнивание темпов развития по типам и видам учреждений образования. При проектировании нового состояния системы будут комплексно применять принципы продуктивного использования ресурса образовательного времени, органической связи общего, профильного, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга детей. Скорее всего, так и будет, если серьезную преграду развитию не поставит растущая коммерциализация образования. 

К сожалению, в реальной действительности мы идем подчас не столько от запроса и интереса ребенка или его семьи, сколько от тех возможностей, которые есть в учреждении.

На  современном этапе учреждения дополнительного образования детей призваны взять на себя функции и дошкольного образования через создание групп краткосрочного пребывания.

Каждое учреждение дополнительного образования детей должно стать организационно-методическим центром по развитию дополнительного образования детей для образовательных учреждений различных типов и видов своего микрорайона, территории.

В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. Следствием этого является накопление детьми опыта гражданского поведения, основ демократической культуры, самоценности личности, осознанного выбора профессии, что влияет на социальную адаптацию детей и молодежи к изменяющимся условиям жизни.

Известно, что Закон РФ "Об образовании" не определяет дополнительное образование детей как действующее в рамках стандартов. Содержание дополнительного образования не стандартизируется - оно безбрежно: работая с ребенком в соответствии с его интересами, его выбором, мы можем идти и вширь, и ввысь, и вглубь.

От того, сумеем ли мы – управленцы, педагоги, ученые – найти свою нишу на современном этапе развития образования, зависит будущее развитие этой системы, ее востребованность обществом и государством.

   Настало время  новых перспектив в деятельности  учреждений дополнительного образования, однако для их реализации необходимы  новые знания и умения , технологии. Значит, предстоит серьезная кропотливая  работа.

Таким образом, можно говорить о том, что к настоящему времени дополнительное образование детей сложилось как образование востребованное, требующее развития и поддержки на государственном уровне.

 

 

Список литературы

 

    1. Аксенова Е.М. Опыт работы педагогов дополнительного образования // Внешкольник.- М., 2005г. № 12.
    2. Антипова Н.Ю. Формирование готовности педагогов к саморазвитию подростков в системе дополнительного образования //Вестник МГУКИ 2007г. №2
    3. Бейлинсон В.Р. Социальная педагогика А.С. Макаренко //Социальная педагогика., 2005г. №4
    4. Беляева А.В. Развитие и перспективы дополнительного образования // Внешкольник.- М., 2005г. № 10
    5. Великашев Е.В. Примерные требования к программам дополнительного образования детей // Воспитание школьника 2007г. №3
    6. Волкова Н.И. Социально-педагогическая служба школы: направления работы // Социальная педагогика 2007 №2
    7. Гришина Л.П. Внешкольные занятия //Дополнительное образование.- М., 2003г. № 4
    8. Давыдова В.В. Проблемы развивающего обучения.- М., 1986г.
    9. Денисова М.А. Культуротворческие технологии в системе социокультурного образования подростков и молодежи //Вестник МГУКИ 2006г. №4
    10. Добровцева Н.В. Возможности дополнительного образования детей для реализации профильного образование. Учебно-методическое пособие для учителей. С-П 2005г.
    11. Егорова Н.А. Повышение квалификации педагогов дополнительного образования // Внешкольник.- М., 2005г. №5
    12. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности. Уч. пособие для студентов вузов культуры и искусств. Издательство МГУК ИПО «Профиздат» 2007г.
    13. Захарова Л. Социализация личности путем приобщения к творческой деятельности // Социальная педагогика., 2004г. №2
    14. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. Учебник. М.: МГУКИ 2004г.
    15. Клявина И.И. Детство как социально-культурный феномен //Вестник МГУКИ 2003г. №3  
    16. Колычева З.И. Технологии социального развития личности в профессиональном образовании // Среднее профессиональное образование 2007г. №5
    17. Кошкарова Т.И. Дополнительное образование // Дополнительное образование и воспитание М. 2006г. № 2
    18. Крутова Ю.Л. Дополнительное профессиональное образование социальных педагогов // Социальная педагогика 2005г. №3
    19. Лебедева О.С. Дополнительное образование детей. Учеб. пособие. /Под ред. О.С. Лебедева.- М., 2003г
    20. Лукина Н.С. Методические рекомендации по организации деятельности педагога в образовательных учреждениях //Вестник 2006г. №4
    21. Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого М.:Прометей 1996г.
    22. Наседкина Г.А. Опыт социокультурной деятельности детей в системе дополнительного образования // Педагогика.- 2007г. №4
    23. Немов Р.С. Психология. Уч. пособие для студентов высшего пед. уч. заведений. Кн.2 Психология образования .-М., «Просвещение» 2000г.
    24. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности //Педагогика.- 2007г. №1
    25. Новикова Г. Технологические основы социально-культурной деятельности.- М.: МГУКИ 2004г.
    26. Новикова Г.Н. Социально-культурные технологии как открытая инновационная система // Вестник.- МГУКИ 2004г. №2
    27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.-М., 1995г.
    28. Ожегов С.И. Словарь русского языка. /Под. ред. Н.Ю. Шведовой М.: Русский язык, 1985г.
    29. Орлова Э.А. Социокультурная политика в современной России: проблемы и перспективы //Наука о культуре.- 2002г. №4
    30. Руденко И.Н. Реализация свободного времени подростков //Внешкольник.- М., 2006г. №12.
    31.   Сарычева Л.П. В режиме реального времени.- Волгоград ГУК «ВОНПЦ» «Культура» 2007г.
    32. Селевко К.Г. Современные образовательные технологии.- М., 1998г.
    33. Склярова Т.В. Профессиональные ориентации в социальной педагогике // Педагогика.- 2002г. №4
    34. Совельева О.С. Модернизация системы дополнительного образования // Внешкольник.- М., 2005г. № 6
    35. Соколова Н. Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образование // Социальная педагогика.- 2003г. №1
    36. Социально-культурная деятельность. Сборник статей. Выпуск №1. Под ред. кандидата пед. наук, профессора В.К. Кючека Волгоград. науч. изд-во 2006г.
    37. Титов Б.А. Социально-культурный потенциал системы дополнительного образования // Дополнительное образование детей. Спб., 1998г.
    38. Турбина Т.А. Развитие подростков в сфере свободного времени // Вестник МГУКИ 2007г. №1
    39. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.- М., 1995г.
    40. Фомина А.Б. Развитие социально-педагогических функций учреждений дополнительного образования детей. М., 1998г.
    41. Халилугина Ю.Н. Дополнительное образование детей как социально-педагогическое явление. // Вестник МГУКИ 2006г. №3
    42. Харчев А.Г. Социология воспитания.- М., 1990г.
    43. Холостова Е.И. Технологии социальной работы.- М., 2001г.
    44. Хуторской А.В. Современная дидактики.- М., 2001г.
    45. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения.- М., 1995г.
    46. Чухнов И.П. Культуроохранные технологии как средство реализации региональной культурной политики // Вестник МГУКИ 2006г. №4
    47. Шмагина Е.В. Современный феномен системы дополнительного образования //Внешкольник.- М., 2005г. №4
    48. Интернет-ресурсы

http://www.Astranet.ru

http://www.Internet – business. ru

http://www.Uandex.ru

Дополнительная литература

    1. Морозова Т.В. Информационно-методическая бюллетень «Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения».- Астрахань, 2003г.
    2. Решетникова Т.Н. Информационно-методическая бюллетень «Современные образовательные технологии в практике учреждений дополнительного образования».- Астрахань, 2004г.

 

 




Информация о работе Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования