Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта работы учреждений системы дополнительного образования;
- Исследование эффективности использования современных технологий в учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону ДДТ «Успех»
- Разработка методических рекомендаций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..………..…..3
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования………………………………………………...….6
1.1 Система дополнительного образования как часть социально-культурной деятельности………………………………………..….6
1.2 Роль социальных факторов в развитии личности ребенка…...21
1.3 Современные технологии социально-культурной деятельности, используемые в системе дополнительного образования….…..25
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………………………………..32
2.1 Учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону………...32
2.2 Анализ деятельности ДДТ «Успех»……………………………………...…39
2.3 Использование современных технологий социально-культурной деятельности в Доме детского творчества «Успех».…………..…………...…52
Заключение…………………………………….…….……………….………68
Список литературы………………………………………………….………70

Файлы: 1 файл

Чмых современные технологии в системе дополнительного образования.doc

— 95.24 Кб (Скачать файл)

   1. Образцово-хореографический  ансамбль "Фантазия"

   2. Народный коллектив  ансамбль эстрадного танца  "Терпсихора"

   3. Народный коллектив  ансамбль народного танца "Лазурь"

   4. Народный коллектив  ансамбль спортивного танца "Радуга"

   5. Народный коллектив  камерный театр "Мечтатели"

   6. Литературное объединение "Подснежник"

ГОУ ДОД "Областной центр детского научно-технического творчества"

 В творческих объединениях  центра ребят учат:

   - изготовлению моделей (самолеты, ракеты, машины, космические  корабли и т.д.) и макетов из  различных видов материалов.

   - построению и  запускам самолетов и планеров, судов, подводных лодок, катеров, автобусов  и др. техники.

   - фотографировать  и снимать кино, делать фотографии  и фильмы;

  • программированию, умению работать на компьютере.
  • умению работать на станках, изготавливать различные приспособления, детали, необходимые в техническом моделировании.
  • изобретательской работе, оформляют изобретательские предложения, получают патенты.
  • созданию архитектурных макетов;

В творческих объединениях электрифицированной игрушки делают игры и игрушки, которые двигаются, пищат, свистят, мигают, светятся, издают звуки.

ГОУ ДОД "Областной центр детско-юношеского туризма и экскурсий"

Название объединений центра говорят за себя: "Юные туристы, краеведы, экскурсоводы, географы, геологи, туристы-ориентировщики", фотографы, "Школа выживания", велотуристы", туристы-горники", этнографы", археологи" и др. 

Ребят обучают различным видам туризма, овладением навыками и умениями, необходимыми для туриста, азам туристкой техники, ориентированию на местности при помощи компаса и карты, Ребята занимаются изучением родного края, его истории, культуры, традиций, физико-географических, геологических и экономических условий, изучают растительный и животный мир, полезные ископаемые, памятники природы, проводят исследовательские экспедиции и экскурсии, походы по объектам природы. 

ГОУ ДОД "Ростовский областной эколого-биологический

центр"

Сегодня Центр – это образцовый учебно-опытный участок фруктовым садом, участками овощеводства и грунтового цветоводства, дендрарий, где акклиматизировано более 30 видов деревьев и кустарников со всей территории России; плодово-ягодный питомник, выставка декоративно-прикладного творчества детей, включающая поделки из природного материала, фермерское подворье с козами, кроликами, ослицей, верблюдом, домашними птицами, выставочный зал с коллекцией 25 видов декоративных птиц, млекопитающих, земноводных пресмыкающихся и насекомых, конноспортивный клуб "Конкур", где дети знакомятся с лошадьми, учатся

ухаживать за ними, получают навыки верховой езды; клуб служебного и декоративного собаководства "Треф", в котором дети более тесно общаются со своими питомцами, получают основы дрессировки, принимают участие в

международных, областных и городских выставках.

ГОУ ДОД "Ростовский областной детский морской центр"

   Центр проводит  работу по военно-патриотической  и спортивной направленности. Обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, выдается удостоверение о присвоении  квалификации, разряда, класса, категории  по профессии.                       

"Юный механик, электрик", Основы права", "Моторист рулевой" ,"Юный штурман", «Гребно-парусное  отделение»,»Водно-парусный клуб "Гардемарин", «Юный моряк" 

Курсанты изучают историю мореплавания, кораблестроения, основы лоции и навигации, устройства и постройки судна, организацию службы судовождения, устройство и принцип работы двигателей, принимают участие во всех городских и областных мероприятиях на воде под парусом и на вёслах и др. Также ребят обучают правилам поведения в обществе,

манере общения, традициям российского курсанта.

Занятия в зимний период проводятся в учебном корпусе центра, летом на дебаркадере и учебных кораблях. После окончания курсантам выдаются направления для поступления на льготной основе в средние и высшие учебные заведения морского и речного профиля.

Занятия проводятся согласно расписаниям в 2 или 3 смены.

Основной прием осуществляется в сентябре на добровольной

основе при наличии справки о состоянии здоровья, заявления родителей. Также возможен дополнительный набор в течении года. Обучение бесплатное. Возраст воспитанников от 5 до 20 лет. 

Центры организуют работу в течение всего календарного года, в том числе в летний период в форме лагерей с дневным пребыванием на базе центров.

ГОУ ДОД « Областной центр развития творчества детей, подростков и молодежи»

Образовательно-воспитательный процесс реализуется по следующим направлениям :

    • художественно-эстетическое,
    • социально-педагогическое,
    • физкультурно-спортивное,
    • эколого-биологическое,
    • научно-техническое.

Организованы образовательные структуры и комплексы : школа раннего развития, школа творческой ориентации, школа комплексного изучения окружающей среды, школа народных ремесел, областная физико-математическая школа, Малая Академия наук, детская студия комплексного воспитания  «Колокольчик» ,национальная студия «Нур», молодежный

театр-студия «Мы».       

Ежегодно увеличивается количество творческих объединений, где реализуются множество программ дополнительного образования детей.

Процент детей и подростков от  общего числа школьников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, составил 43,7%. Анализ контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования показывает, что в большей степени услугами учреждений данного типа пользуются подростки 10-14 лет.

Активизировалась кружковая и спортивная работа в общеобразовательных школах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ деятельности  ДДТ «Успех»  города Ростова-на-Дону

 

Дом детского творчества «Успех», являясь центром воспитательной работы. Он призван соединить в своей деятельности процесс воспитания, обучения и социализации детей на основе их потребностей, что не под силу общеобразовательным школам, поскольку в учреждениях дополнительного образования педагогический процесс, строится в соответствии с желаниями, интересами, возможностями детей в различных областях деятельности: науке, технике, искусстве, спорте.

 

Последние два года наблюдается активная реализация  «внешней» методической функции превращение многих учреждений дополнительного образования детей в районные и городские информационно-методические и консультативные Центры. Пример тому ДДТ «Успех» на базе которого, создается информационно-методический Центр, цель и предназначение которого – оказание методической помощи учреждениям дополнительного образования, подбор методической литературы по различным направлениям работы учреждения по развитию дошкольников, декоративно-прикладному и художественному творчеству.

Вся воспитательная деятельность в ДДТ «Успех» осуществляется в рамках воспитательной системы. Системный подход сегодня - это стратегический путь воспитания целостной личности.

Для учреждений дополнительного образования, призванных обеспечить  необходимые условия для  личностного развития и самоопределения детей, имеется огромное поле деятельности по воспитанию подлинных граждан России. На решение данной проблемы нацелена воспитательная  система Центра "России сердце открываю".

 

Задачи ДДТ «Успех»:

    • развитие положительной мотивации к познанию окружающего мира и познавательной активности в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями воспитанников;
    • формирование у воспитанников индивидуального стиля деятельности через развитие творческих способностей, направленных на освоение культурных ценностей эстетического вкуса, потребности творить красоту;
    • накопление и обогащение опыта нравственного поведения и на основе этого формирование духовно-нравственной и гражданской  позиции личности ребенка;
    • воспитание в ребенке основ базовой культуры как необходимого условия успешной адаптации в окружающем мире, осмысление воспитанниками своей жизнедеятельности с культурологических позиций;
    • выработка у детей потребности в здоровом образе жизни и отношения к своему здоровью как к высшей ценности, привитие навыков здорового образа жизни;
    • сформировать готовность активно участвовать в общественной жизни на благо общества.
    • Условия успешной реализации концепции развития ДДТ «Успех»:
    • сплочение педагогического коллектива как коллектива единомышленников на основе преобразования деятельности ДДТ «Успех»;
    • повышение уровня профессиональной компетенции членов педагогического коллектива;
    • укрепление материально-технической базы (через бюджетное и внебюджетное финансирование);
    • внедрение научных подходов в организации педагогического процесса в ДТТ «Успех», (системность, комплексность, гуманистическая направленность и др.);
    • изменение системы управления на основе педагогического мониторинга с переходом на программно-целевое управление;
    • усиление деятельности социально-психологической службы;
    • координация воспитательных воздействий ДДТ «Успех», школы, семьи, общественности;
    • внедрение новых образовательных технологий (ТРИЗ, игровая технология, технология КТД и др.)

 

В образовательной деятельности приоритетным становится воспитательный аспект. Он выражается в реализации на всех занятиях воспитательных программ: "Восхождение к истокам", "Общение", "Здоровье". Их внедрение предусматривает гибкость образовательных программ и тематических планов с выделением часов для воспитательных занятий.

ДДТ «Успех» делает попытку достичь гармонии между учебными дисциплинами различных направлений, определив в качестве основной идеи, при проектировании образовательного процесса - идею непрерывности на всех ступенях образования, что нашло отражение в учебном плане.

Основополагающей идеей в формировании содержания образования является идея перспективности развития ребенка. С этой целью обращается внимание на написание следующих авторских программ:

"Живи не скупись, досугом  делись" – педагог ДДТ «Успех»  Батаева Т.В.

"Звучащие краски" - педагог ДДТ «Успех»  Гладун  Т.В.

"Жизнь в танце" - педагог ДДТ «Успех»  Ермакова  Н.Н.

"Азбука моды" - педагог  ДДТ «Успех»  Решетникова Т.Н.

"Кружевоплетение" - педагог  ДДТ «Успех»  Костылева Т.В.

"Кантилена" -  педагог  ДДТ «Успех» Соколова С.Ю.

"Ускоренное изучение  сольфеджио" - педагог ДДТ «Успех»  Губарева Л.В.

- педагог ДДТ «Успех»  Пономарева Т.Н.

- педагог ДДТ «Успех»  Уланова О.В.

- педагог ДДТ «Успех»  Добрякова Е.Н.

направленных на развитие личностных качеств и способности ребенка. В каждой авторской программе предусматривается выбор индивидуального образовательного маршрута.

 

Методисты  и педагоги  работающие в сфере дополнительного образования встречаясь на совещаниях, конференциях города и района знакомятся с инновационными формами   работы в учреждениях дополнительного образования, где обмениваются опытом, решаются ситуативные задачи, систематизируются проблемы.

 

Итак в январе 2014г. в городе Ростов-на-Дону проходил семинар специалистов сферы дополнительного образования на тему «Актуальные проблемы модернизации системы дополнительного образования детей». Семинар проходил в помещении городского Центра дополнительного образования    № 1.

Ростовский департамент образования подготовил проект целевой программы развития системы дополнительного образования, который  обсуждали на семинаре специалистов, занятых в этой сфере. В обсуждении документа приняли активное участие педагоги, методисты, директора учреждений дополнительного образования. Каждый выступающий анализировал состояние той или иной стороны, того или иного аспекта развития сферы дополнительного образования и предлагал свое видение, решение.

Так, Веленчук И.П. предложил организовать и провести маркетинговые исследования, более полно выявлять запросы различных слоев населения на образовательные услуги, создавать доступный для всех потребителей банка данных по дополнительным образовательным услугам; Каблукова Л.Н., директор ДДТ «Успех», обратила внимание на изменения, происходящие в содержании функциональных обязанностей директора образовательного учреждения, который все более становится менеджером образования, о необходимости проведения соответствующих курсов и тренингов; Голованова Т.В., завуч ДДТ «Успех» отметила: «Необходимо учитывать новые задачи по профилизации общеобразовательных школ, опыт работы учреждений дополнительного образования по организации продуктивной творческой деятельности школьников»; Павлова Л.В. высказала мнение об организации сети городских экспериментальных площадок по различным аспектам содержания, форм, методов дополнительного образования детей. Хныкина Н.П. предложила организовать практикумы для методистов по использованию новых информационно-коммуникационных технологий. Афанасьева В.Е. обратила внимание на необходимость проведения тренингов и практикумов для педагогов и методистов по освоению прогрессивных образовательных технологий используемые в системе дополнительного образования детей. В заключении выступил Горский В.А., президент Международной академии дополнительного образования, доктор педагогических наук. Он обратил внимание на пути и средства повышения эффективности сферы дополнительного образования, на особенности этой работы в условиях перехода к профильной школе, познакомил участников с некоторыми технологиями разработки программ дополнительного образования нового поколения. Вместе с тем он обратил внимание собравшихся на то, что сегодня на рынок образовательных услуг предлагают не столько программы и рекомендации, сколько конкретные образовательные технологии .  

В результате обсуждения была сформирована рабочая группа, которая и доработает содержание целевой программы с учетом высказанных предложений и пожеланий.

В Ростове-на-Дону также проходят курсы повышения профессионального мастерства, педагоги получают новые импульсы для поиска педагогических идей по обновлению содержания своей работы и технологий в практике дополнительного образования.

Именно педагоги учреждений дополнительного образования выполняют столь важные для развития ребенка функции:

    • образовательно-развивающую;
    • профориентационную;
    • культурно-досуговую;
    • социализации (приобщение ребенка к жизни в коллективе, к общению);
    • найти и реализовать себя (делать то, что нравится, проявлять свои способности).

Информация о работе Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования