Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2015 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель: Выявить эффективность использования современных технологий социально-культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
- Теоретический анализ специальной литературы;
- Изучение опыта работы учреждений системы дополнительного образования;
- Исследование эффективности использования современных технологий в учреждении дополнительного образования города Ростова-на-Дону ДДТ «Успех»
- Разработка методических рекомендаций.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..………..…..3
Глава 1. Применение современных технологий в учреждениях дополнительного образования………………………………………………...….6
1.1 Система дополнительного образования как часть социально-культурной деятельности………………………………………..….6
1.2 Роль социальных факторов в развитии личности ребенка…...21
1.3 Современные технологии социально-культурной деятельности, используемые в системе дополнительного образования….…..25
Глава 2. Система дополнительного образования детей в городе
Ростове-на-Дону………………………………………………………………..32
2.1 Учреждения дополнительного образования города Ростова-на-Дону………...32
2.2 Анализ деятельности ДДТ «Успех»……………………………………...…39
2.3 Использование современных технологий социально-культурной деятельности в Доме детского творчества «Успех».…………..…………...…52
Заключение…………………………………….…….……………….………68
Список литературы………………………………………………….………70

Файлы: 1 файл

Чмых современные технологии в системе дополнительного образования.doc

— 95.24 Кб (Скачать файл)

 

При определении содержания образования в ДДТ «Успех» учитывается:

    • потребности социума;
    • потребности и интересы участников педагогического процесса - родителей и детей;
    • особенности деятельности и специфику целей и задач ДДТ «Успех»;
    • возможности педагогического коллектива.
    • Образовательный процесс осуществляется по 6 направлениям:
    • художественно-эстетическая;
    • социально-педагогическая;
    • туристско-краеведческая;
    • культурологическая;
    • эколого-биологическая;
    • физкультурно-спортивная

 

 

Социально - педагогическое направление.

 

 

Цель: Формирование положительной мотивации к познанию окружающего мира, развитие познавательной активности, профессионального самоопределения в соответствии  с индивидуальными интересами и возможностями ребенка.

Социально-педагогическое направление одно из самых молодых в Центре. Оно представлено: школой раннего развития "Росток", "Школой затейников", "В кругу друзей",  "Пресс - Центром", клубом "Семья", клубом педагогического общения,  группами изучения английского языка, "Умными машинами", "Основами машинописи", "Оформитель", Клуб "Азбука дорожной грамотности".

Однако, исходя из потребностей детей и родителей в освоении воспитанниками знаний по иностранным языкам и информационным технологиям планируется открытие групп по изучению французского языка и кружка "Пользователь ПК". Поскольку деятельность в русле социально-педагогического направления призвана помочь ребенку в социальной адаптации, предусматривается реализация программы "Основы предпринимательства",  и социально - педагогических программ: "Протяни руку другу", "Каникулы", "Помоги себе сам", "Семейный досуг".

Каждая из этих программ имеет свои цели, задачи, специфическое содержание, нестандартные формы работы и направлена на включение ребенка в социально-полезную деятельность. Так, программа "Протяни руку другу" дает возможность воспитанникам взаимодействовать с детскими  Домами и интернатами  и Центром реабилитации "Русь", реально участвовать в "благих делах".

Программа "Каникулы" нацелена на помощь детям района и микрорайона в организации свободного времени в дни школьных каникул.

Программа "Помоги себе сам" позволяет воспитанникам Центра овладеть знаниями, умениями, навыками безопасной жизнедеятельности. Реализация данной программы предполагает волонтерскую деятельность воспитанников Центра.

Программа "Азбука дорожной грамотности" способствует привлечению воспитанников к изучению и практическому применению правил дорожного движения, закреплению у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Программа "Семейный досуг" поможет в решении жизненных вопросов и проблем семьи, общении, наполнит положительным содержанием свободное время семьи.

Цель: Формирование положительной мотивации к познанию окружающего мира, развитие познавательной активности, профессионального самоопределения в соответствии  с индивидуальными интересами и возможностями ребенка.

 

 

Художественно - эстетическое направление.

 

Цель: Формирование индивидуального стиля деятельности через развитие у воспитанников Центра творческих способностей эстетического вкуса, потребности творить красоту.

Основными структурными подразделениями данного направления   являются творческие объединения, студии, ансамбли, оркестры, клубы, кружки:  "Макраме",  "Узелок за узелком", "Фриволите",  "Стиль", ИЗО,  "Одежда для кукол",  "Школа белошвейки", "Молодежный салон", "Мягкая игрушка", "Вязание на Барби",   "Декоративная пластика", "Чародеи" (лепка из теста), "Читалочка", "Театральная кукла",  "Мастерилка", "Гитара", "Умелец" (лозоплетение), "Разноцветье" (гильоширование), Драматический театр;  ансамбли:  "Сюрприз" (современный танец),  "Волжаночка" (народный танец), студии: вокальная "Праздник", музыкальная "Гармония", оркестры: духовой, русских народных инструментов, творческая мастерская "Эксклюзив".  

 Их структура и организация  занятий регламентируется образовательными  программами. Это направление представлено  достаточно широко по всем  возрастным группам. Для расширения  планируется открытие творческих  объединений: "Резьба и роспись  по дереву", "Бисер", "Ковроткачество". Они помогут воспитанникам глубже  познакомится с народными ремеслами, освоить новые жанры прикладного  творчества. Учитывая спрос родителей, воспитанников расширится диапазон  услуг музыкальной студии "Гармония", к специальностям: фортепиано, баян  откроются новые: гитара, аккордеон, труба, народные инструменты. Создание  театральной студии даст возможность  объединить творческие объединения, "Кукольный театр", "Драматический  театр", "Музыкальный театр" вокруг главной дисциплины - театр, целостно развивая воспитанников  еще и сопряженными с главной  дисциплиной занятиями: пластикой, вокалом, актерским мастерством, оформлением  сцены и т.д. Имея достаточно  высокий творческий потенциал  хореографических коллективов назрела  потребность в создании хореографической  школы - студии.

  Изменение содержания  художественно - эстетического направления  будет связано с интеграцией  программ по различным дисциплинам   в единые комплексные программы  художественно -  эстетического воспитания  с усиленной допрофессиональной  подготовкой на старшей ступени  обучения.

Предусматривается создание комплексных программ:  "Русинка", "Театр",  "Хореография", "Умелец", "Гармония", "Кантилена" образовательных программ: "Природа и творчество", "Мастерская чудес".

 Цель этих программ: развитие  художественных и творческих  способностей детей, выявление творческой  одаренности, ее поддержка и развитие. Они позволяют  осуществлять межпредметные связи.

 

 

Физкультурно-спортивное направление.

 

Цель: Выработка у детей потребности в здоровом образе жизни и отношения к своему здоровью как к высшей ценности, привитие навыков здорового образа жизни.

Данное направление в ДДТ «Успех» представлено шахматным кружком, "Пластикой". Понимая актуальность реализации цели по формированию здорового образа жизни, а также состояние здоровья воспитанников (71% воспитанников имеют отклонения от идеального здоровья). У девочек старшего возраста ярко выражена потребность в гармоническом развитии своего тела - все это определило перспективу развития спортивно-оздоровительного направления. В последующие годы вводятся гимнастика, лечебная физкультура, шейпинг, аэробика (ритмика),  шашки. Через все структурные подразделения Центра будет осуществляться "сквозная" комплексная программа "Валеология", направленная на валеологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и сохранение  здоровья как воспитанников, так и педагогов.

 

 

Туристско-краеведческое направление.

 

Цель: накопление и обогащение опыта нравственного поведения, и на основе этого формирование духовно-нравственной, гражданской позиции личности, для которой святы понятия Родина, Семья, Жизнь, Природа.

Поскольку данное направление  представлено в ДДТ «Успех» лишь краеведческим кружком "Юный краевед", а сложность задач по формированию духовно-нравственной и гражданской позиции очевидна. Назрела необходимость реализации программы "Мир вокруг нас" (для начального, среднего  возраста воспитанников). Одним из приоритетных видов деятельности станет реализация "сквозной" программы "Восхождение к истокам", цель которой воспитание гражданина России. Результатом - станет углубление и систематизация знаний о родном крае, о культуре национальностей, проживающих на территории Астраханского края, развитие интереса детей к различным видам народного творчества и ремеслам.  Для решения таких глобальных вопросов будут открыты: клуб т/о "Юный турист", "Литературное краеведение", введена программа "Экскурсоведение".

 

Культурологическое направление.

 

Цель: воспитание в ребенке основ базовой культуры и осмысление им своей жизнедеятельности с культурологической позиции.

 На сегодняшний день  это направление представлено: клубом  этнической дружбы "Синергия" и творческим объединением "Русинка". Введение в образовательном процессе  новой области знаний - культурологии  предполагает разработку и  внедрение  образовательных программ "Этическая  грамматика", "Культура Астраханского  края", "Имиджелогия", "Дизайн", "Русинка" (фольклор).  С целью  овладения всеми воспитанниками  основ коммуникативной культуры  в содержание образовательного  процесса включена программа "Общение" для воспитанников младшего, среднего  и старшего звена. Программа направлена  на практическую деятельность  овладению коммуникативными умениями  и навыками через тренинговые  формы занятий.

 

          Формирование контингента воспитанников  ДДТ осуществляется на основе принципов добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей ребят. Это обуславливает свободный набор воспитанников вне конкурсного отбора. Для определения уровня подготовленности ребенка при зачислении в ту или иную группу, объединение, клуб педагогом проводится собеседование. Никто из детей не ограничен в выборе или приеме в ДДТ. Прием воспитанников осуществляется в течение всего года. При желании дети могут переходить из одного объединения в другое или заниматься сразу в нескольких.

          Занятия в ДДТ бесплатные. Воспитанники  могут заниматься в избранных  ими объединениях неограниченное  количество лет, переходя с одной  возрастной ступени на другую. В ДДТ «Успех» не фиксируется  жестких возрастных траекторий  развития, а учитывается уровень  развития и индивидуальные способности  ребенка.

          Занятия в ДДТ «Успех» осуществляются  круглогодично, особое внимание  занятости детей уделяется в  каникулярное время и праздничные  дни. Расписание  составлено с  учетом пожеланий большинства  воспитанников и родителей. Интересы  и потребности  воспитанников  Центра и их родителей, современные  требования к организации образовательного  процесса обуславливают выбор  оптимальных технологий, содействующих  личностному развитию ребенка. Для  педагога становится необходимым  включение воспитанников в образовательный  процесс в качестве активных  его членов.

Анализируя деятельность ДДТ «Успех» можно отметить сильные стороны в развитии деятельности:

      • Организация конкурсов деятельности разного уровня с целью активизации педагогов (конкурсы авторских программ педагогического мастерства, где предлагаются методы усовершенствования работы ДДТ «Успех»);
      • Обеспечение учебного процесса в ДДТ «Успех» программными материалами в соответствии с современными требованиями;
      • Разработка подходов в создании системы обеспечения профессионального роста педагогических кадров: обучение через семинары, лекции, работа с педагогами через МО, мастер-классы, творческие мастерские;
      • Большое значение имеет обобщение опыта педагогов имеющихся высокий профессиональный уровень.

 

 

2.3. Использование современных  технологий социально-культурной  деятельности в ДДТ «Успех»

 

Педагоги ДДТ «Успех» различные формы воспитательной работы: тематические беседы и конкурсы, вечера и утренники, театрализованные представления, игровые акции и концерты, выставки и устные журналы.

Педагогический коллектив ДДТ «Успех» успешно применяет игровые технологии, мастерство владения которыми будет совершенствоваться и в дальнейшем, поскольку игра - это вид деятельности, способствующий "воссозданию и усвоению общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением". Особенность игровых технологий является деятельность, которая не вытесняет игру, а продолжает включать ее в процесс.

          В ряде творческих объединений, планируется переход на индивидуализацию  обучения с разработкой индивидуальных  образовательных программ.

Достаточно широко педагогами используется технологии развивающего обучения. Этот вид технологий направлен на активно - деятельностный способ (тип) обучение, идущий на смену объяснительно – иллюстративному. С целью создания условий для самостоятельного развития ребенка и освоения им общечеловеческой культуры в Доме творчества используется культуро-творческая технология, основная идея которой выражается в создании воспитывающей, культурно- развивающей среды. Позиция педагога, использующего технологию саморазвития:

исследователь, организатор воспитывающей среды, уважающий право детей на индивидуальность. Позиция ребенка - "Помоги мне это сделать самому". 

Также эта технология способствует развитию творческой, активной личности, в которых имеют место: "мозговая атака", диалог, исследовательские работы, музыкальные, литературные сочинения, "творческие книжки" и др.

Информация о работе Использование современных технологий социально-культурной деятельности в системе дополнительного образования