Кадровая политика органов местного самоуправления на примере города Владивосток

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:20, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - показать кадровую политику в органах местного самоуправления на примере города Владивосток.
Достижение поставленной цели, возможно, осуществить через решения следующих промежуточных задач исследования:
) рассмотреть типы и уровни кадровой политики;
) дать понятие и структуру органов местного самоуправления в городе Владивосток;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты муниципальной кадровой политики
1.1 Типы кадровой политики в зависимости от факторов внутренней и внешней среды
1.2 Уровни кадровой политики
1.3 Возрастание роли муниципальной кадровой политики в управлении
Глава 2. Особенности кадровой политики в органах местного самоуправления г. Владивостока
2.1 Органы местного самоуправления г. Владивостока: понятие и структура
2.2 Кадры и их роль в системе муниципального управления
2.3 Муниципальная служба
Глава 3. Основные тенденции в состоянии и развитии кадровой политики в органах местного самоуправления г. Владивостока
Заключение

Файлы: 1 файл

курсач 1.docx

— 98.20 Кб (Скачать файл)

?распределение и перераспределение  работников по сферам занятости,  регионам страны и видам профессиональной  деятельности;

?рациональное использование  кадров, моральное и материальное  стимулирование их деятельности, развитие специальных способностей, формирование удовлетворенности  трудом;

?организация кадровой  и социальной работы, контроль  за деятельностью кадров формирование  и развитие комплексной системы  управления человеческими ресурсами.

Таким образом, кадровая политика как система управления человеческими  речи предприятия, региона, отрасли  и страны в целом включает в  себя ряд основных направлений. Приведем важнейшие из них.

?Демографическая политика - часть кадровой политики государства,  направленная на управление процессами  демографического развития страны  и ее отдельных регионов, т.  е. воспроизводством и миграцией  населения по территории страны.

?Политика в области  образования - часть кадровой  политики, целью которой является  всестороннее развитие человека, его умственных и физических  способностей, воспитание высоких  нравственных качеств, формирование  граждан, способных к сознательному  общественному и профессиональному  выбору, обогащение на этой основе  кадрового потенциала страны, обеспечение  народного хозяйства квалифицированными  работниками.

?Политика в области  занятости - часть общегосударственной  кадровой политики, связанная с  обеспечением трудоспособного населения  рабочими местами и участием  его в хозяйственной деятельности  общества. Цель этой политики - создать  такие материально-технические и  социально-экономические условия,  в соответствии с которыми  каждому трудоспособному члену  общества предоставляется объективная  возможность участвовать в общественно  полезном труде.

?Политика в области  труда и заработной платы - часть кадровой политики, связанная  с осуществлением контроля за  мерой труда и потребления  материальных и духовных благ, регулированием трудовых отношений  и оплаты труда, его материальным  стимулированием, состоянием и  укреплением трудовой и производственной  дисциплины, характером и условиями  труда, его содержанием и др.

?Социальная политика - часть  кадровой политики, направленная  на создание благоприятных условий  для наиболее полного развития  человека, его личностного потенциала  за счет всемерного улучшения  труда и быта людей, организации  здравоохранения, торгового и  бытового обслуживания населения,  развития жилищно-коммунального  хозяйства, организации социального  обеспечения, развития культуры  и искусства, поднятия уровня  жизни и др. [18. С. 58]

 

1.3 Возрастание роли муниципальной  кадровой политики в управлении

 

Кадры - понятие одновременно собирательное и многоуровневое. Собирательное - потому, что объединяет работников различных отраслей деятельности, профессий, специальностей, видов труда. В этом смысле употребляют выражения  кадры хозяйственные, научные, медицинские, преподавательские, военные и т. п. Принадлежность работника к той  или иной отрасли дает лишь наиболее общее представление о его  положении в общественном разделении труда, выполняемых функциях и профессиональных качествах.

С точки зрения социальной роли и правового положения различают  следующие основные прослойки кадров управления:

?политические деятели  и кадры общественных и политических  организаций;

?государственные служащие, т. е. аппарат органов государственной  власти управления;

?кадры хозяйственные,  научные, медицинские, преподавательские,  т. е. основные профессиональные  работники отдельных отраслей  хозяйства, культуры, науки, просвещения,  здравоохранения и т. д.

Различия этих категорий  кадров отражаются как на их правовом положении, да и на содержании выполняемых  ими функций [18. С. 61].

Порядок комплектования штатов общественных организаций, их структура  предъявляемые к кадрам требования определяются уставами этих организаций  внутренними актами, издаваемыми  на основе принципов общественного  самоуправления. Положение государственных  служащих определяется местом того или  иного органа в системе государственной  власти и управления, конкретной функцией, которую они выполняют в том  или ином учреждении. Следовательно, наделение властными полномочиями с учетом иерархии органов в системе  государственной власти и управления, субординация или координация в  отношениях между должностными лицами - вот что характеризует, прежде всего, положение государственных служащих. В других отраслях деятельности (промышленность, наука, культура, здравоохранение, просвещение, бытовое обслуживание и т. д.) на передний план выдвигаются такие требования, как профессионализм, деловитость, предприимчивость, наличие специальных  способностей и дарований. Набор  этих качеств зависит от рода профессиональной деятельности и конкретных условий, в которых она осуществляется.

Кадры можно классифицировать и по многим другим признакам: классовому; социально-демографическому; профессионально-квалификационному; отраслевой принадлежности. Принадлежность работника к той или иной группе характеризует определенные черты  его профессиональной деятельности, предъявляемые к нему требования и групповые интересы.

 

Глава 2. Особенности кадровой политики в органах местного самоуправления г. Владивостока

 

.1 Органы местного самоуправления  г. Владивостока: понятие и структура

 

Термин «органы местного самоуправления» относится к  числу конституционных. Он используется в ст. ст. 3, 12, 15, 24, 32, 40, 46, 97, 130, 131, 132 Конституции  РФ[1]. В соответствии со ст. 2 Закона от 6 октября 2003 г. органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом  муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Данное определение базируется на положениях Конституции РФ: «местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через  выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130); «органы  местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также  решают иные вопросы местного значения» (ч. 1 ст. 132); «органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти» (ст. 12) [1].

После вступления в силу Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (определение понятия  «органы местного самоуправления»  было закреплено нормативно (ст. 1), что  тем не менее породило различные  точки зрения относительно его смысла. Под органами местного самоуправления, например, понимались «органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий». Другие авторы полностью соглашались с формулировкой Федерального закона № 154-ФЗ, рассматривая органы местного самоуправления как «выборные органы и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти».

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»[3] предусмотрел несколько иной смысл термина  «органы местного самоуправления», определив ему в ст. 2 следующее  понятие: «органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом  муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». Данное определение построено на следующих нормативных принципах:

местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ);

формирование органов  местного самоуправления осуществляется населением посредством муниципальных  выборов (ст. 23 Федерального закона № 131-ФЗ) и местного референдума (п. 6 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ);

представительный орган  местного самоуправления, если это  предусмотрено уставом муниципального образования, вправе избирать главу  муниципального образования (п. 2 ч. 2 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ), а также  формировать контрольный орган  муниципального образования (ч. 2 ст. 38 Федерального закона № 131-ФЗ) и учреждать  органы местной администрации с  правом юридического лица (ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ);

органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом  № 131-ФЗ и уставами муниципальных  образований наделены полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации; ч. 1 ст. 34, ч. 10, 11 ст. 35, ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 37, ч. 1 ст. 38 и ст. 39 Федерального закона № 131-ФЗ).

Федеральный закон «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ» 1995 г. [2] признавал большую самостоятельность  муниципалитетов в сфере определения  структуры органов местного самоуправления. Так, в соответствии со ст. 14 указанного Закона к органам местного самоуправления относились выборные органы, являющиеся обязательными, и иные органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных  образований. Структура таких органов  определялась населением самостоятельно. Закон 2003 г. [3] более детально определяет систему местных органов власти.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона о местном самоуправлении структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган  муниципального образования, глава  муниципального образования, местная  администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

При этом, за исключением  предусмотренных в Законе случаев, наличие в структуре органов  местного самоуправления представительного  органа муниципального образования, главы  муниципального образования и местной  администрации обязательно (ч. 2 ст. 34).

Известный автор О.В. Курганская высказывает точку зрения о том, что поскольку Конституция Российской Федерации совокупность органов  государственной власти, как Российской Федерации, так и ее субъектов, обозначает термином «система», то и население  должно самостоятельно определять и  закреплять в уставе муниципального образования не структуру, а систему  органов местного самоуправления. Однако данное утверждение представляется нам не совсем верным из-за определенной разницы указанных понятий. Так, «структура» согласно словарю С.И. Ожегова представляет собой «строение, внутреннее устройство», а «система»  согласно тому же словарю - понятие  более широкое, включающее в себя помимо устройства еще и «определенный  порядок в расположении и связи  действий». Но в данном случае не все  может определяться населением самостоятельно: например, «порядок в расположении», являющийся, по сути, порядком распределения  органов местного самоуправления по значимости решаемых ими вопросов, устанавливается не гражданами, а  федеральным законодателем.

Следовательно, более верным будет утверждение о том, что  система органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, лишь в рамках Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

Таким образом, значимость первых трех органов для осуществления  самоуправленческих отношений подчеркивается требованием об их обязательном наличии, хотя по смыслу ст. 38 Закона без контрольного органа муниципалитетам также не обойтись.

В городе Владивостоке, согласно закону «О местном самоуправлении»  структура, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а  также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Устав г. Владивостока был  принят решением г. Владивостока от 03.03.2005 № 49. [7] В ст. 1 Устава г. Владивостока сказано, что город Владивосток  основан 2 июля 1860 года (статус города присвоен 22 апреля 1880 года) и входит в состав Приморского края. Муниципальное  образование город Владивосток  наделено Законом Приморского края от 06.12.2004 № 179-КЗ "О Владивостокском  городском округе" статусом Владивостокского городского округа.

В ст. 20 Устава г. Владивостока дана структура органов местного самоуправления. Структуру органов  местного самоуправления города Владивостока составляют:

) представительный орган  города Владивостока - Дума города  Владивостока;

) высшее должностное лицо  города Владивостока - глава города  Владивостока;

) исполнительно-распорядительный  орган города Владивостока - администрация  города Владивостока;

) контрольный орган города  Владивостока - Контрольно-счетная  палата города Владивостока [7].

Представительный орган  муниципального образования - орган, обладающий правом представлять интересы населения  и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Отсюда его ведущее  положение в системе органов  местного самоуправления - именно он непосредственно  выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. При этом представительный орган является главным  нормотворческим органом муниципального образования. Он обладает общей нормотворческой  компетенцией. Нормотворческая компетенция  иных органов является специальной. Особая связь представительного  органа с населением обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным  характером работы представительного  органа.

Информация о работе Кадровая политика органов местного самоуправления на примере города Владивосток