Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 15:01, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является исследование и анализ кадровой политики предприятия (организации), а также мероприятия по ее совершенствованию.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
понять, что из себя представляет кадровая политика в целом;
рассмотреть типы, принципы, функции и методы кадровой политики;
Введение
Отечественные
производственные предприятия в
современных условиях столкнулись
с задачей выживания и
Ученые в последние десятилетия отмечают изменение роли кадровых служб на предприятиях. В связи с преобразованием социально-политических, а также экономических отношений, в нашей стране роль кадровых служб изменилась коренным образом. Изменилось и требование к уровню образования кадров: у работника должно быть соответствующее образование, которое позволит ему за короткий срок освоить рабочее место, нести ответственность за порученное дело. В последние годы актуальность кадровой политики заметно возросла, перейдя из разряда очень важных вопросов в категорию ключевых аспектов успешной деятельности предприятий. Если ранее служба персонала была представлена отделом кадров, основными функциями которого являлись учет персонала, контроль над соблюдением трудового законодательства и документооборот, то в настоящее время кадровая работа, превратившаяся в управление человеческими ресурсами, направлена на формирование работоспособного и эффективно функционирующего персонала. Таким образом, налицо возросшая роль кадровых служб, которая возрастала с изменением экономической ситуации и современных условий рынка. Функции службы персонала значительно расширились. Начинают проявляться такие потребности, как управление количеством и качеством работников, а также развитие персонала и их мотивации.
По своей сути кадровая политика должна выступать важнейшим управленческим ресурсом государства и организаций, по эффективному накоплению и реализации ценнейшего национального достояния – трудового потенциала человека, его потенциальных возможностей. Кадровая политика определяет генеральное направление и основы работы с кадрами, представляет собой совокупность официальных требований и практических мер, которые определяют основное содержание работы с персоналом, ее формы и методы. Таким образом, кадровая политика в широком смысле – это такое направление в работе с персоналом, которое отражает совокупность приемов, методов, принципов, направленных на развитие и сохранение кадрового потенциала. Это набор норм и правил, которые требуются для оценки и разработки эффективной кадровой политики, которые должны быть, в свою очередь, четко сформулированы и определены. В узком смысле, кадровая политика представляет собой совокупность определенных, конкретных правил, норм и рекомендаций, которые часто неосознанны во взаимоотношениях людей и организации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование и анализ кадровой политики предприятия (организации), а также мероприятия по ее совершенствованию.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является ОАО "Русская Строительная Компания - Ульяновск".
Предметом исследования является кадровая политика ОАО "Русская Строительная Компания - Ульяновск".
Актуальность совершенствования организации труда кадров в последнее время становится все более очевидным, так как нельзя достичь стабильного предпринимательского успеха, оставаясь в рамках прежней системы управления кадрами. Необходимо кардинально изменить отношение к данной сфере управления предприятием, выработать прогрессивные подходы к управлению человеческими ресурсами, организовать широкомасштабное обучение навыкам их использования на практике. Именно поэтому выбранная тема является актуальной.
Для расчета численности персонала, в работе использованы такие методы как метод расчета численности промышленно-производственного персонала, а также сравнительный метод.
Теоретической базой исследования послужили статьи в ведущих научных журналах; концептуальные разработки отечественных и зарубежных ученых в области исследования кадровой политики организации. Работа основывается на исследованиях известных ученых, в их число входят Армстронг М., Гилберт Л., Вебер М., Маслоу А. и другие. А также на трудах специалистов в области изучения и анализа управления персоналом. В основе лежат работы отечественных авторов, таких как: Абалкин Л., Бухалков М., Романенкова Г., Костина Л., Никифорова А., Симонова Н.
1 Теоретические аспекты кадровой политики
1.1 История развития кадровой политики
Ключевым звеном
экономического развития предприятия
и системы управления являются кадры,
они могут быть как субъектом,
так и объектом управления. Работники
предприятия — главная
Управление кадрами — многогранный и исключительно сложный процесс, имеющий специфические особенности и закономерности. Знание их крайне необходимо руководителям и специалистам современного производства, работникам кадровых служб и социального развития для постоянного обеспечения повышения эффективности, качества работы и производительности труда. Управление персоналом — функция организованных социальных систем, которая обеспечивает достижение целей и программ организации, сохранение её структуры, повышение качественных характеристик работника. История развития кадровых служб и становление кадровой политики тесно связаны друг с другом. Здесь теоретические разработки и практическое применение их проходили почти одновременно.
В связи с изменяющимися экономическими условиями, развитие кадровой политики проходит несколько этапов:
Как отмечалось выше, история развития кадровых служб, а также подразделов, которые занимаются учетом персонала, существует с начала становления человеческих отношений. В период утверждения российской государственности в XVI — начале XVIII в. функции главной кадровой службы выполнял Разрядный приказ — центральное государственное учреждение, занимавшееся вопросами учета и комплектования служилых людей, а также военным управлением и жалованьем дворян. В России, первое упоминание о разрядном указе (военное описание ратных людей с обозначением их должностей) по вопросам комплектования, учета денежных окладов для личного состава армии Русского государства датируется 1478 годом. На основе личных обзоров, которые проводились в соответствии с указом, определялась готовность призывников к военной службе. Кроме военных функций, указ выполнял и административные по вопросам личного состава государственного аппарата. Согласно указу назначались воеводы, послы, судьи и другие чиновники. К сожалению, с уничтожением местничества в 1682 г. разрядные книги были сожжены.
В петровский период были введены регламенты — законодательные акты российского государства первой четверти XVIII в. Составлены они были по инициативе и при личном участии Петра I. В регламентах определялись штаты, структура, функции и порядок деятельности центральных государственных учреждений, порядок прохождения гражданской и военной службы (Генеральный регламент 1720 г.).
Промышленная революция XIX века кардинально изменила характер организации труда и роль самих работников. Рост масштабов производства и поведение работников, которых не удовлетворяют условия труда, принудили руководителей организации нанимать специалистов, которые бы занимались исключительно работниками. В Англии их называли секретарями благополучия, в США и Франции – общественными секретарями, основными функциями которых было: следить по условиям труда; противостоять созданию профсоюзов; устраивать больных работников в больнице, а детей – в дошкольные заведения.
Развитие машинного производства, которое объединяет большое количество работников в пределах промышленных предприятий, способствовало созданию профсоюзов. Профсоюзы стали основной силой, способной организовывать работников, чтобы отстаивать свои интересы разными способами (забастовки, бойкоты и тому подобное). Это заставило государственные органы создавать национальные системы с проблемами социального страхования, выплат компенсаций по безработице, установления минимальной заработной платы, сокращения рабочего дня. В связи с этими изменениями в компаниях появилась потребность в спецотделах, которые бы были экспертами в отрасли трудового законодательства, обеспечения контроля за действиями администрации предприятия. Организации начали создавать специальные отделы, которые занимались этими вопросами.
В начале XX века
появляется интерес к разработке
аналитических методов
В 20—30-ые годы XX века возникли специализированные отделы по вопросам управления человеческими ресурсами, которые выполняли в основном рутинную работу, связанную с ведением документов, разбором конфликтов, выплатой заработной платы. Все вопросы, связанные с управлением человека, решались высшим руководством без отдела кадров.
В годы Второй мировой войны перед отделами кадров промышленных предприятий (в США, Великобритании) было поставлено грандиозное задание: в кратчайший срок принять на работу и научить сотни тысяч новых работников всех видов профессий, чтобы замещать тех, кто пошел на войну. Это задание было выполнено, и с этого времени вопрос подбора, учебы, переквалификации стали важным направлением работы отдела управления людьми.
В предреволюционной России управление персоналом осуществляли руководители предприятий, а специальные чиновники занимались вопросами рабочего быта, здравоохранения, труда и образования.
В советский период отделы кадров появились практически во всех организациях, но их функции сводились только к подготовке и выдаче разных справок, анкет, отчетов. Они должны были обеспечить вышестоящие организации всеми видами информации о персонале. Три фактора общественной жизни того периода определяли эту специфику: централизованное руководство народным хозяйством, политизирование экономики и тоталитарная идеология.
История развития
кадровых служб тесно связана
с развитием служб
В связи с необходимостью разработки принципов, методов и функций управления, а также с изменениями в экономической сфере, появляются различные школы управления.
«Школа научного управления», ее основоположником является Фридерик Тейлор. Данная школа основывается на следующих принципах: расчленение производственного процесса на отдельные элементы; отделение функций управления от производственных функций; изучение процесса и разделение процесса на операции; мониторинг производственного процесса; обучение персонала; контроль; поощрение и наказание.
Классическая школа (административная). Видными представителями данной школы являются М. Вебер. Файоль. Выделение функций управления: планирование, организация, контроль, мотивация. А. Файолю принадлежит разработка ряда принципов, которые, по его мнению, являются универсальными для любой организации: 1) власть неотделима от ответственности; 2) разделение труда при специализации; 3) единство распоряжения; 4) дисциплина; 5) единство руководства; 6) подчинение индивидуальных интересов общим; 7) вознаграждение; 8) централизация; 9) иерархия (на сегодняшний день для успешного функционирования предприятия рекомендуется использовать минимум иерархических ступеней, горизонтальные связи в системе управления приветствуются, если они не нарушают иерархию); 10) порядок; 11) справедливость; 12) устойчивость персонала; 13) инициатива; 14) корпоративный дух.