Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:09, контрольная работа
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ
1.1. ЗАРОЖДЕНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО РАЗВИТИЕ
На определенном этапе общественного развития появляется объективная необходимость создания и использования комплексной системы управления такой сложной категорией, какой являются финансы. Это связано с самой сущностью финансов и той важной ролью, которую они играют в жизни развитого общества и деятельности каждого хозяйствующего субъекта.
В зарубежной литературе финансы рассматриваются в основном как явления, процессы, связанные с движением денег: их аккумуляцией, расходованием и использованием. В работах отечественных ученых сущность финансов характеризуется как совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, расходовании и использовании фондов денежных средств. Разные на первый взгляд подходы по существу раскрывают многосторонний характер финансов, объектом которых являются не только процессы, возникающие при движении денежных средств, но и опосредствующие их экономические отношения.
3. Создание и развитие рыночной инфраструктуры, включающей множество различных институтов, организаций, мероприятий, содействующей удовлетворению предприятий в их потребностях повышения качества управления, возможностей маневрирования ресурсами и т.д. К наиважнейшим из них можно отнести следующие:
развитие финансового рынка, многочисленных финансово-кредитных институтов: банков, финансовых, лизинговых, страховых компаний и других организаций, обеспечивающих аккумуляцию и непрерывное движение денежных средств. Тем самым достигается эффективное перераспределение денежных ресурсов для удовлетворения текущих потребностей предприятий, поддержки их инвестиционных проектов, снижения рисковых потерь и т.д.;
разветвленная сеть информационных центров, фирм, коммуникативной связи, накапливающей, обрабатывающей и быстро передающей информацию о ситуации в стране, кредитных учреждениях, партнерах. Информация становится одним из важнейших факторов для реализации рациональных контактов между участниками воспроизводственных процессов. Одновременно является реальной базой для оценки риска проводимых операций, сделок и их результативности. Тем самым достоверные информационные материалы становятся основой для выбора наиболее выгодных в конкретных условиях хозяйственных и финансовых решений;
система сервисного обслуживания предприятия через маркетинговые, консалтинговые, контроллинговые, инжиниринговые и другие специализированные фирмы. В условиях недостатка должного опыта, соответствующих специалистов специализированные организации способны гарантировать более высокое качество оценки намечаемых проектов, квалифицированную помощь в обосновании хозяйственных решений. Одновременно специальные контроллинговые, аудиторские фирмы могут обеспечить объективный контроль за ходом осуществляемых экономических процессов, оценку их эффективности. Мировая практика подтверждает, что внешнее сервисное обслуживание хозяйствующих субъектов в большинстве случаев обходится им дешевле, чем создание и функционирование специальных служб на самом предприятии.
В широком смысле слова рыночная инфраструктура предполагает также определенный уровень правового и культурного развития, отвечающий требованиям данного периода хозяйствования. Чтобы придать цивилизованную форму всем действиям субъектов хозяйствования и государству в целом, необходимо обеспечить их должное правовое регулирование. Это касается прежде всего применения четких, однозначных законодательных актов государства, регулирующих его общую экономическую политику, действия в области финансов, денежного обращения, импорта, экспорта и т.д. Эти законы должны соответствовать особенностям трансформационной экономики и содействовать развитию рыночных отношений.
Особую значимость
приобретают юридические правил
При этом важной является их согласованность между собой, а также с общими законами и экономической политикой государства в конкретный период.
Для трансформационного периода хозяйствования первостепенное значение приобретает и постоянство юридических норм, позволяющих хотя бы в текущем периоде сохранить принятые условия хозяйствования, обеспечить свободу действий предприятий и стимулировать их законную деятельность. Следует стремиться к согласованию важнейших законодательных актов в республиках СНГ, касающихся налогообложения, расчетов, денежного обращения и других взаимоотношений их хозяйствующих субъектов. Это во многом содействовало бы укреплению экономических связей между ними, расширению торговли, инвестиций, стабилизации производственных и финансовых процессов. В перспективе совершенствование экономического законодательства целесообразно осуществлять в направлении приближения к лучшим мировым стандартам.
Формирование рациональной системы управления предприятием предполагает и определенный уровень общего и профессионального образования ее исполнителей, соответственно и должной культуры общения и соблюдения этики бизнеса. Это дает возможность ее создателям и исполнителям умело применять прогрессивные приемы и методы принятия и реализации экономических решений, а также строить эффективные служебные и личные отношения с партнерами.
Отечественными и иностранными экспертами в основном положительно оцениваются общий уровень образования, научный потенциал в большинстве республик бывшего Советского Союза. Много сделано и делается в части повышения профессионального образования экономистов и юристов. Расширилась сеть государственных и альтернативных учебных заведений, где молодежь, работающие специалисты получают новые экономические знания, изучают менеджерские и маркетинговые приемы.
Однако количественные изменения не успевают за качественными преобразованиями вследствие ряда объективных и субъективных факторов. К важнейшим из них можно отнести:
слабость материально-технической базы учебных заведений (особенно альтернативных): отсутствие учебных, вспомогательных помещений, современной техники, программного обеспечения, учебных пособий и т.д.;
недостаток квалифицированных кадров, рост которых не успевает за увеличивающимися потребностями. Во многом такое положение объясняется низкой заработной платой преподавателей, недостатками в организации учебного процесса, некомфортабельностью условий работы, отсутствием возможности стажировки в престижных учебных заведениях; для отечественных вузов характерной остается перегрузка лекций в ущерб практическим занятиям, самостоятельной работе студентов.
Поэтому одной из актуальных проблем создания соответствующих условий совершенствования управления экономическими процессами, в том числе на предприятиях, остается повышение качества образования. Она должна затронуть преобразования в способах, методах обучения будущих менеджеров, организации учебног.о процесса, укреплении материально-технической базы учебных заведений, оплате и организации труда научно-педагогических кадров.
Перечисленные предпосылки касаются в основном внешних условий, обеспечивающих результативность системы управления экономическими процессами на всех уровнях управления. Одновременно необходимо создать определенные условия в самом объекте управления, к которым можно прежде всего отнести соответствующую материальную базу и наличие непосредственных исполнителей данного процесса.
Основной материальной базой являются хорошо налаженный бухгалтерский учет и достоверная отчетность. Именно они обеспечивают наличие сведений о состоянии и движении всех ресурсов, уровне затрат и доходов, финансовых результатах каждой хозяйственной операции. Все бухгалтерские, как и оперативные данные н процессе управления становятся объектом научения, контроля, экономического анализа, обоснованием для большинства расчетов. Финансовый менеджмент опирается на эти сведения, активно использует их при обосновании разных вариантов заданий, выборе решений, действий в процессе предвидения и достижения позитивных результатов финансово-хозяйственной деятельности управляемого объекта.
Таблица 2. Предпосылки функционирования финансового менеджмента на предприятии, действующем в трансформационной экономике
Внешние |
Внутренние |
1. Развитие рыночных отношений |
Оперативная и финансовая самостоятельность предприятия |
2. Организационные |
Налаженный бухгалтерский учет и отчетность |
Создание и развитие рыночной инфраструктуры: расширение сети финансовых и кредитных учреждений, обеспечивающих аккумуляцию и постоянное движение денежных средств информационная сеть сервисное обслуживание предприятия через маркетинговые, контроллинговые, инжиниринговые и другие специализированные фирмы |
3. Компьютеризация обработки и анализа информации |
4. Правовое обеспечение экономических действий хозяйствующих субъектов, действующих в переходный период (отличающихся четкостью, постоянством, взаимной увязкой законодательных актов) |
4. Наличие профессиональных менеджеров, обладающих: глубокими теоретическими знаниями экономики, финансов практическими навыками планирования, финансирования, кредитования, расчетов, операций с ценными бумагами и т.п. находчивостью, быстротой реакции на экономические события коммуникабельностью, умелой организацией финансовой текущей работы и высокой ответственностью за порученное дело |
5. Должный культурный
уровень: общего и культуры общения с партнерами, подчиненными, руководством |
Эффективное использование отчетных, статистических данных во многом зависит от быстроты и качества их обработки, что предполагает применение современной техники, прогрессивных программ, методик расчетов. Соответствую-
ищи уровень технической оснащенности предприятия при умелом его использовании позволит обеспечить более высокое качество накапливаемой и обрабатываемой информации, обосновать разные варианты управленческих решений, помочь менеджеру р выборе оптимального.
Однако главным условием рационального управления любой деятельностью, в том числе и финансовой, остается человек с его знаниями, профессиональными и индивидуальными способностями. Финансовый менеджмент как особая форма искусства управления опирается не только на талант и вдохновение, но и на глубокие знания экономических закономерностей, предмета управления, практические навыки. Поэтому результативный финансовый менеджмент может быть реализован только через управляющего, обладающего рядом особых качеств.
Мировой опыт подтверждает, что к ним следует отнести: высокий уровень профессионализма, глубокие знания в области финансов, методов управления и общих экономических проблем; теоретические знания целесообразно сочетать с практическими навыками в области планирования, финансирования, кредитования, ценообразования, осуществления финансовых операций на фондовом рынке и др.
быстроту реакции, находчивость, смелость в решениях, умение учитывать реальные условия, а в случаях целесообразности — приспособиться к ним; быстрота реакции и находчивость менеджера ценятся только тогда, когда они подкреплены должной оценкой реальной ситуации, многочисленными расчетами, обеспечивающими выбор оптимального варианта;
культуру умелого общения с партнерами, подчиненными и руководством предприятия, взаимосвязанную с дисциплинированностью, порядочностью и высокой ответственностью за порученное дело.
Необходимо признать, что в условиях переходного периода трудно найти идеального специалиста, отвечающего полностью высоким требованиям. Однако это вопрос времени, активных действий общества, направленных на повышение общего уровня образования, культуры, специальной подготовки финансовых менеджеров и стимулирования их эффективной деятельности. Ускорению данного процесса будет содействовать развитие научных исследований этих проблем, а также создание и распространение имеющейся литературы теоретического и прикладного характера, посвященной проблемам организации и функционирования финансового менеджмента на разных стадиях, этапах развития экономики.
Важнейшие предпосылки для создания и успешного функционирования финансового менеджмента на предприятии в условиях трансформационной экономики в кратком виде представлены в табл. 2.
Высокие требования к управлению финансовой деятельностью предприятия обусловлены не только важностью данного участка работы, но и его сложностью, многогранностью задач, решаемых в процессе принятия и реализации финансовых решений. В трансформационной экономике расширяется круг обязанностей и функций финансового менеджера, которые приходится выполнять в особенно трудных условиях хозяйствования. Кризисные явления в производстве, финансовой сфере, незрелость рыночных отношений, слабое развитие должной инфраструктуры, сменность финансового законодательства создают дополнительные трудности в управлении финансами каждого конкретного субъекта.
В связи с этим необходимым условием хорошей ориентации в действующей ситуации, принятии обоснованных решений и выполнении конкретных действий должно служить предварительное обоснование стратегии развития предприятия и конкретной тактики ее реализации.
2.2. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ
Синтетический
характер финансовых явлений, опосредствующих хозяйственные
операции и отражающих их конечные результаты,
обусловливает сложность и многогранность
финансовых показателей. Не случайно любой
участок финансовой деятельности предприятия
включает многообразные слагаемые, управление
которыми требует неоднородных решений и действий.
В связи с этим для каждого этапа оборота денежных
средств применяются особые формы и методы
обоснования плановых заданий, соответственно
и способы их реализации с учетом специфики
конкретного объекта управления:
Их должны объединяй главная цель функционирования предприятия, намечаемая стратегия развития и общие требования к рациональной организации процесса управления финансовой деятельностью субъекта. Поэтому становлению и дальнейшему функционированию финансового менеджмента предприятия должно предшествовать научное обоснование стратегии и тактики принятия, реализации финансовых решений в конкретный период времени.
Стратегия в наиболее общем понятии характеризует выбор цели хозяйствования, основных направлений и подходов к ее реализации. Определение важнейших направлений действий в финансовой деятельности предприятия подчинено общей цели функционирования предприятия и долговременной концепции его развития. Однако финансовая стратегия имеет свою сферу, особые элементы, инструменты решений и действий. Ее целесообразно рассматривать как общую программу формирования и направления денежных ресурсов, обеспечивающую позитивные конечные финансовые результаты намечаемых действий.