Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 01:15, курсовая работа
Каждому, кто знаком с различными корпорациями, известно, что они отличаются по атмосфере, методам выполнения работы, степени активности, индивидуальным целям – и все эти факторы зависят от истории организации, ее традиции, ее настоящего положения, технологии производства и т.п. В этом смысле культура магазина, торгующего в розницу, отличается от культуры машиностроительного завода и от культуры футбольного клуба.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие корпоративной культуры. Ее принципы и функции……….4
Глава 2. Содержание, формирование и поддержание корпоративной культуры…………………………………………………………………………...7
Глава 3. Корпоративная культура фирмы «METRO»………………………...13
Заключение……………………………………………………………………19
Список использованной литературы………………………………………..20
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
Кафедра общего менеджмента и предпринимательства
Курсовая работа
по дисциплине «Теория организации»
на тему: «Корпоративная культура фирмы «METRO»»
Руководитель: Конотопов М.Н.
Выполнила: Яковлева Ю.А.
ДМЕ-201
Москва – 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие корпоративной культуры. Ее принципы и функции……….4
Глава 2. Содержание, формирование и
поддержание корпоративной культуры…………………………………………………………
Глава 3. Корпоративная культура фирмы «METRO»………………………...13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..20
Введение
Корпорация – это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является корпоративная культура. Корпоративная культура – это то, ради чего люди стали членами корпорации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы принципы жизни и деятельности корпорации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предполагает успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.
Носителями корпоративной культуры являются люди. Однако в корпорациях с устоявшейся культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом корпорации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов корпорации, модифицирующих ее поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.
Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.
Предметом исследования в данной работе является культура корпорации «METRO». С термином «культура» часто связывают музыку, живопись, древние цивилизации, но в современной жизни этот термин используется гораздо шире. В 80-е годы много говорилось о необходимости развивать движение в экономической и социальной сферах от «культуры зависимости» к «культуре общего предприятия». Когда применяем понятие «культуры» к корпорациям, то под этим понимаем идеи, убеждения, традиции и ценности, которые выражаются в преобладающем стиле управления, в методах мотивации сотрудников, образе самой организации.
Каждому, кто знаком с различными корпорациями, известно, что они отличаются по атмосфере, методам выполнения работы, степени активности, индивидуальным целям – и все эти факторы зависят от истории организации, ее традиции, ее настоящего положения, технологии производства и т.п. В этом смысле культура магазина, торгующего в розницу, отличается от культуры машиностроительного завода и от культуры футбольного клуба.
Глава 1. Понятие корпоративной культуры. Ее принципы и функции
Культура корпорации1 – очень сложное, многослойное явление, включающее и материальное, и духовное в жизни, деятельности, поведении корпорации по отношению к субъектам внешней среды и к собственным сотрудникам. Культура должна быть гармоничной и комплексной, то есть в идеале в ней должны ощущаться, проявляться все элементы, которые должны быть хорошо развиты и соответствовать друг другу.
Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной сфере, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Корпоративная культура - это атмосфера, в которой мы пребываем, весе, что нас окружает, с чем и с кем мы имеем дело на работе.
Основные принципы культуры корпорации:
Культура корпорации – это современная организация по всем факторам культуры (материальным и духовным).
Гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам, способам достижения целей соответствуют друг другу.
Организация, живущая по закону, а не «по понятиям».
Опирающаяся на современные достижения наук социально-экономическая и техническая система.
Организация, в которой людей воспринимают как главную ценность, а, следовательно, организуют взаимодействия между людьми и группами на психологическом уровне, поскольку самое ценное в человеке - его душа.
Развивающаяся организация, строящая свои отношения с субъектами внутренней и внешней среды на основе понимания их системной сущности и уникальности и не жалеющая усилий на получение все новых и новых знаний о деловых партнерах и сотрудниках для их лучшего понимания.
Культура исторически сформировалась в конечном счете как способ духовного освоение действительности, как духовное производство.
Развитие процессов разделения
труда привело к дифференциации
форм духовной деятельности (нравственность,
наука, искусство, религия, политика, различные
формы деятельности и т.д.) и к
приобретению ими статусов институтов
культуры. В этом смысле культура корпорации
– это самостоятельный институт
культуры, системный по сути, связанный
с другими формами и
Современные ученые отмечают множественность функций2 культуры.
Назовем некоторые общие функции культуры:
На уровне корпорации данные функции выглядят следующим образом:
Глава 2. Содержание, формирование и поддержание корпоративной культуры
Существует много подходов
к выделению различных
Осознание себя и своего места в корпорации является неотъемлемой частью культуры. Одни культуры ценят сокрытие работников своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление. В одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других – через индивидуализм.
Коммуникационная система и язык общения также неотделимы от культуры корпорации. Использование устной, письменной, невербальной коммуникаций, «телефонного права» и открытости коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации. Жаргон, аббревиатура, жестикуляция варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной, территориальной принадлежности организации.
Внешний вид, одежда и представление себя на работе по-своему характеризуют любую корпорацию. Разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие культуры в ней.
Что, где и как едят работники, привычки и традиции в этой области тоже относятся к корпоративной культуре: организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии; люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации; дотация питания; периодичность и продолжительность питания; едят ли работники разных уровней вместе или отдельно и т.п.
Осознание времени, отношение к нему и его использование также являются частью корпоративной культуры. Сюда относятся: степень точности и относительности времени у работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это, монохроническое или полихраническое использование времени
Взаимоотношения между людьми несомненно играют главную роль в корпоративной культуре. Сюда можно отнести такие критерии как: по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, религии и гражданству и т.п. степень формализации отношений, получаемой поддержки, пути разрешения конфликтов.
Ценности (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо) и нормы (как набор предложений и ожиданий в отношении определенного типа и поведения) – что люди ценят в своей корпоративной жизни (свое положение, титулы или саму работу, т.п.) и как эти ценности сохраняются.
Процесс развития работника и обучение обозначено в содержании корпоративной культуры. Сюда относится: бездумное или осознанное выполнение работы; сотрудники полагаются на интеллект или на силу; процедуры информирования работников и т.п.
Трудовая этика и мотивирование являются неотъемлемыми частями корпоративной культуры. Это отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение, продвижение по работе и т.п.
Перечисленные элементы культуры в совокупности отражают и придают смысл концепции корпоративной культуры.
Члены корпорации, разделяют
веру и ожидание, создают свое физическое
окружение, вырабатывают язык общения,
совершают адекватно
Содержание корпоративной культуры влияет на направленность поведения и определяется не простой суммой предложений, а тем как они формируют определенные образы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предложения, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными наборами предложений. Так, две компании в равной мере могут заявлять как об одной из своих ценностей о развитии кооперации и внутренней конкуренции в работе. Однако в одной компании кооперация будет иметь больше отношение к процессу принятия решения, а внутренняя конкуренция – к планированию карьеры. В другой компании акценты могут быть расставлены в обратном порядке. Культуры этих двух корпораций будут достаточно различны по содержанию, несмотря на то, что набор элементов в сущности один и тот же.
Формирование культуры корпорации
связано с внешним для
Принятие корпорацией
определенной культуры может быть связано
со спецификой отрасли, в которой
она действует, со скоростью технологических
и других изменений, с особенностями
рынка, потребителей и т.д. Известно,
что компаниям отраслей «высокой
технологии» присуще наличие
культуры, содержащей «инновационные»
ценности и веру в изменения. Однако
эта черта может по-разному
проявляться в корпорациях
Можно сказать, что культура корпорации является предметом развития и изменений в течение всей жизни корпорации. При этом в силу «глубины» базовых предложений и их «устойчивости» указанные процессы протекают скорее постепенно и эволюционно, чем радикально и революционно.
Обычно корпорация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из организаций с другой культурой. Новые члены корпорации, хотят они того или нет, вносят новое веяние в уже сложившуюся культуру. Какая культура «выживет» зависит, во многом зависит от ее силы, так как последнее влияет на интенсивность определенных образов поведения.
Сила корпоративной культуры определяется тремя моментами5: