Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:59, реферат
Корпоративная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является корпоративная культура.
• Введение
• Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования корпоративной культуры в организации социально-культурного сервиса
o 1.1 Сущность, признаки и типы корпоративной культуры современных организаций
o 1.2 Структура и модели корпоративной культуры
o 1.3 Методология формирования и управления корпоративной культуры в организации
o 1.4 Методика оценки эффективности корпоративной культуры в организации
o Выводы по первой главе
• Глава 2. Оценка существующей корпоративной культуры в организации социально-культурного сервиса
o 2.1 Характеристика деятельности организации
o 2.2 Анализ корпоративной культуры в организации
o 2.3 Выявление проблем развития корпоративной культуры в организации
o 2.4 Разработка рекомендаций руководителю по совершенствованию корпоративной культуры ворганизации
o Выводы по второй главе
• Заключение
• Список используемой литературы
Формирование корпоративной культуры распадается на следующие четыре элемента:
1. Определение миссии организации, базовых ценностей;
2.Формирование стандартов поведения членов организации;
3. Формирование традиций организации;
4. Разработка символики
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рисунок 7 - Модель формирования корпоративной культуры
Данные элементы можно подразделить на два этапа в процессе формирования и развития корпоративной культуры.
1. Проектирование. На данном
этапе происходит определение
целей, миссии организации, постановка
задач перед корпоративной
2. Внедрение. На данном
этапе происходит собственно
процесс формирования у
1. Доведение до сотрудников
целей деятельности
2. Формирование среды
неформального общения, в процессе
которого сотрудники
3. Формирование системы
консультативной помощи
4. «Прививание любви»
к корпоративной символике, атрибутике;
формирование определенного
5. Информирование о событиях,
происходящих внутри
6. Информирование о истории
основания и развития
7. Информирование о структуре
организации - корпоративной структуре,
«первых лицах» организации, руководителях
и специалистах различных
Управление корпоративной культурой осуществляется с помощью таких мер, как контроль за ее состоянием со стороны менеджеров; пропаганда и обучение персонала необходимым навыкам; подбор кадров, соответствующих данной культуре, и избавление от тех, кто в нее не вписывается; широкое использование символики, обрядов и ритуалов [25, c. 187].
Для поддержания корпоративной культуры в литературе предлагается система методов. Основными группами методов являются следующие.
1. Объекты и предметы
внимания, оценки, контроль со стороны
менеджеров. Это один из наиболее
сильных методов поддержания
культуры в организации, так как
своими повторяющимися
2. Реакция руководства
на критические ситуации и
организационные кризисы. В данных
ситуациях менеджеры и их
3. Моделирование ролей, обучение
и тренировка. Менеджеры могут
специально встраивать важные
«культурные» сигналы в
4. Критерии определения
вознаграждений и статусов. Культура
в организации может изучаться
через систему наград и
5. Критерии принятия на
работу, продвижения и увольнения.
Это один из основных способов
поддержания культуры в
6. Организационные символы
и обрядность. Многие верования
и ценности, лежащие в основе
культуры организации, выражаются
через различные ритуалы, обряды,
традиции и церемонии. К обрядам
относятся стандартные и
Таким образом, формирование корпоративной культуры - это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Формируя в рамках корпоративной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру.
Одной из методик диагностики и изменения корпоративной культуры является методика OCAI (Organization Culture Appreciation Instrument). Данная методика, разработанная К. Камероном и Р. Куинном, позволяет обработкой специальных анкет определить количественные вклады базовых организационных культур в исследуемую культуру.
Измерение конкурирующих ценностей в модели производится с помощью «шкалированных» вопросников (приложение В) Оцениваются пять параметров культуры на их настоящем и желаемом уровне: важнейшие характеристики организации, стиль лидерства и руководства, управление наемными работниками, сущность организации, стратегическая направленность. В представленной в приложении В анкете параметр «А» соответствует клановой оргкультуре, «В» - адхократической, «С» - рыночной, «D» - иерархической [21, c. 187].
По методике OCAI находятся усредненные количественные вклады a, b, c, d базовых типов организационных культур и откладываются на биссектрисах соответствующих квадрантов (рисунок 8). Сумма a + b + c + d = e должна быть постоянной, что важно при сравнении разных профилей (четырехугольник ABCD) и наиболее естественно полагать е = 100, так как тогда a, b, c, d выражают процентные вклады базовых типов организационных культур в исследуемую культуру.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Рисунок 8 - Схема построения профиля корпоративной культуры по методике OCAI
Преимущества методики OCAI.
Во-первых, общая модель описывает ценности культуры организации в связи с каждым отдельным подходом к определению эффективности и сопоставляет перспективу одного подхода со всеми другими; во-вторых, она позволяет классифицировать организации по признаку принадлежности к тому или иному типу культуры и определить силу данной культуры; в-третьих, использование графических профилей может служить эффективным инструментом корпоративной диагностики. На основе анализа площадей наибольшего различия профилей существующей и желательной культуры можно наметить пути ее изменения и улучшения.
Сравнение диаграмм различных параметров для одной и той же культуры или общих профилей для разных подразделений позволяют сделать вывод о культурной согласованности или несогласованности компании. Равновесное состояние различных аспектов культуры в различных подразделениях ведет к росту сплоченности компании и созданию благоприятного социального климата для принятия управленческих решений. [21, c. 195].
Также с целью диагностики существующего уровня корпоративной культуры целесообразно провести оценку уровня функционального построения системы управления формированием и развитием корпоративной культуры. Если процесс формирования и развития корпоративной культуры является заново проектируемым, уровень функционального построения корпоративной культуры должен быть оценен в первую очередь, так как на основании полученного результата можно судить о достаточности уровня элементного обеспечения и правильности организационного построения механизма формирования и развития культуры фирмы [34, c. 83].
Оценка уровня функционального построения корпоративной культуры производится на основании сопоставления тех функций-задач, которые решаются фактически в данной организации, и тех, эталонных, которые должна решать корпоративная культура.
Показатели (перечень функций-задач) для оценки уровня функционального построения корпоративной культуры приведены в Приложении Е. При проведении оценки для каждой функции делается отметка о ее реализации Y («да», «+») или отсутствии N («нет», «-») в организации. Для получения оценки рассчитывается коэффициент уровня функционального построения корпоративной культуры Кфп - необходимо просуммировать положительные ответы Y. Тогда Кфп рассчитывается по формуле (1) [31, с. 117]:
,(1)
где Qфакт - количество фактически решаемых задач;
Qплан - количество запланированных,
подлежащих выполнению функций-
Y - количество положительных ответов.
Данный показатель отражает уровень соответствия фактически решаемых задач корпоративной культуры по отношению к запланированным. Чем ближе значение Кфп к единице, тем выше уровень функционального построения корпоративной культуры в данной организации.
Оценка уровня элементного построения и ресурсного обеспечения системы управления формированием и развитием корпоративной культуры. Значение Кфп косвенным образом позволяет оценить и уровень элементного построения. Поэтому уровень элементного построения корпоративной культуры целесообразно рассматривать через его обеспеченность.
Обеспеченность элементного состава и ресурсного обеспечения корпоративной культуры оценивается по показателям:
1. Коэффициент кадрового обеспечения - Кок, характеризующий наличие специалистов, необходимых для реализации функций-задач корпоративной культуры [31, с. 117]:
,(2)
где, Кфакт - обезличенное количество фактически располагаемых трудовых ресурсов;
Кплан - обезличенное количество запланированных, необходимых трудовых ресурсов.
Максимальное значение Кок равно единице.
2. Коэффициент правового
обеспечения - Кпо, показывающий уровень
соответствия располагаемых
,(3)
где, Афакт - количество фактически располагаемых правовых актов,
Атреб - количество требуемых правовых актов.
Исходными данными для расчета Кпо является список приказов, распоряжений, документов, кодексов, необходимых для успешного формирования и развития корпоративной культуры (Атреб), в сопоставлении с имеющимися в наличии (Афакт). Чем ближе значение Кпо к 1, тем выше уровень правового обеспечения корпоративной культуры.
3. Коэффициент информационного
обеспечения - Ки, характеризующий наличие
программного обеспечения, Интернет,
нормативных актов и положений,
математических и
,(4)
где, Ифакт - фактически располагаемый объем информационных ресурсов,
Иплан - требуемый объем информационных ресурсов.
Для расчета данного коэффициента составляется перечень необходимых информационных ресурсов, и отмечаются те, которыми предприятие располагает. Максимальное значение Ки равно единице.
4. Коэффициент финансового
обеспечения - Кфо, показывающий уровень
соответствия фактически
,(5)
где, Ффакт - фактически располагаемые финансовые средства,
Фплан - запланированные финансовые средства на организационную культуру.
Максимальное значение Кфо равно единице.
5. Коэффициент технического
обеспечения - Кто, показывающий соответствие
фактически располагаемых
Коэффициент технического обеспечения Кто определяется по формуле (6) [31, с. 119]:
,(6)
где, Тфакт - обезличенное количество фактически располагаемых технических ресурсов;
Тплан - обезличенное количество запланированных, требуемых технических ресурсов.
Максимальное значение коэффициента технического обеспечения Кто равно единице.
Если есть необходимость сравнить элементный состав различных подразделений, фирм и т.п., можно рассчитать обобщающий коэффициент обеспеченности элементного состава Кэс, (7) [31, с. 120]:
,(7)
Однако данный коэффициент обладает существенными недостатками: простое среднее арифметическое не может учесть специфику и приоритетность того или иного элемента или ресурса; среднее значение не отражает действительной обеспеченности элементного/ресурсного состава, так как низкое значение одной составляющей может быть компенсировано высоким уровнем другого, что дает искаженное представление о элементном обеспечении корпоративной культуры [34, c. 97].