Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 15:48, лекция
Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:
• источникам возникновения:
- определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
- возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;
• с точки зрения комплексности:
- простые;
- сложные, которые декомпозируются на подцели;
• достоверность (отражение истинного состояния дел на предприятии);
• своевременность (составление и соответственно использование по назначению в нужное время);
• достаточность (наличие минимально необходимого объема информации);
• понятность и доступность для восприятия.
Наряду с указанными требованиями материалы бизнес-плана должны также обладать:
• четкостью и логической последовательностью;
• убедительностью аргументации; конкретностью и краткостью;
• обоснованностью всех положений и их рекламной привлекательностью.
Нельзя составлять бизнес-план большого объема и перегружать его лишней информацией, так как обычно его просматривают и используют многие деловые люди. В большинстве случаев объем всего бизнес-плана не должен превышать 20—25 страниц машинописного текста (через два интервала).
СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА
Структура бизнес-плана (состав основных разделов) различается и зависимости от целей его исследования и других обстоятельств. Однако независимо от структуры разделов бизнес-план должен предваряться титульным листом. Кроме того, целесообразно также доставлять оглавление (содержание) и перечень условных обозначений, символов и сокращений.
Обобщая примеры структур разделов бизнес-планов применительно к исследованиям прикладного характера на промышленном предприятии можно рекомендовать следующий наиболее типовой вариант его структуры.
Титульный лист.
Содержание (оглавление).
Перечень условных обозначений, символов и сокращений.
Введение.
Основные разделы.
1. Цель, объект, предмет, задачи, методология и методика исследования СУ.
2. Характеристика и потенциал предприятия.
3. Описание вида предпринимательской деятельности.
4. Описание продукции.
5. Оценка рынков сбыта.
6. Описание и оценка конкурентов.
7. Прогноз сбыта продукции.
8. Стратегия маркетинга.
9. План маркетинга.
10. План производства.
11. План ресурсного обеспечения исследования СУ (информационного, ТСУ(технические средства управления), персоналом).
12. План функционально-организационного
обеспечения исследования СУ (функционального,
управленческо-
13. Процедуры принятия решений.
14. Анализ прибыльности исследования СУ ??????????????.
15. Финансовая стратегия и требования к инвестициям.
16. Финансовый план.
Приложения.
Содержание каждого из разделов бизнес-плана, как и их состав, во многом зависит от целей, намеченных при составлении этого плана, сложившейся конъюнктуры, реального положения дел на предприятии и др. В качестве примера ниже приведено краткое содержание каждого раздела (отражаемых в них вопросов) бизнес-плана одного из отечественных предприятий (общества с ограниченной ответственностью).
Титульный лист — это своего рода визитная карточка предприятия и его предполагаемого бизнеса. Он должен, как минимум, содержать информацию о названии предприятия, его адресные реквизиты, номера телефонов и факсов для связи, место, год и месяц составления плана. Название бизнес-плана должно по возможности четко и однозначно отражать: «что, зачем и каким образом исследуется».
Кроме того, желательно в рамках титульного листа отражать:
• сущность (три — пять строк), сметную стоимость исследования, сроки его проведения и финансирования по этапам (в процентах): собственные средства; заемные средства (отечественные и иностранные отдельно); средства государственной поддержки; срок окупаемости;
• наличие заключений и отзывов;
• заявление о коммерческой тайне.
При невозможности отразить данную дополнительную информацию на титульном листе ее следует представить во Введении к бизнес-плану.
Наряду с перечисленной информацией на титульном листе может изображаться государственная символика (например, герб государства), эмблема предприятия и награды, а также указываться гриф ограничения доступа (при необходимости) к бизнес-плану, грифы согласования, утверждения и др.
Содержание (оглавление) составляется для удобства и облегчения поиска нужного материала. Оно включает наименования всех разделов и подразделов (если они имеют наименования). При объеме бизнес-плана до десяти страниц машинописного текста через два интервала содержание (оглавление) можно не составлять.
Перечень условных обозначений, символов и сокращений следует составить в случае использования в бизнес-плане специальной терминологии, употребления малоизвестных обозначений, сокращений и новых символов. При повторении обозначения, сокращения или различных символов до трех раз их расшифровку целесообразно осуществлять непосредственно в тексте после первого упоминания О них, т.е. в перечень такие обозначения, символы и сокращения можно не включать. Во всех остальных случаях их расшифровку следует давать в указанном перечне, расположенном сразу после содержания (оглавления).
Введение должно: раскрывать актуальность проблем исследования СУ применительно к данному предприятию. В нем следует: указывать конкретный вид бизнеса, которым занимается или предполагает заняться предприятие; обосновать необходимость составления бизнес-плана; исключительно кратко, практически в реферативной форме, дать информацию о том, для кого, в частности для внутренних и (или) внешних пользователей, предназначается данный план, что от них требуется; изложить пути и средства, необходимые для успешного проведения исследования.
По существу, введение должно содержать такие сведения, которые пользователю бизнес-плана помогли бы определить целесообразность более детального изучения всех других материалов плана, i.e. в определенной мере оно представляет своего рода резюме всех материалов данного документа.
СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА (самостоятельно)
Приложения. В приложениях к бизнес-плану отражаются те материалы, которые необходимы с точки зрения разработчиков для обоснования, большей наглядности и более правильного восприятия пользователями плана всех содержащихся в нем сведений и решений.
9.3. Организация разработки и оформление бизнес-плана исследования систем управления
Очевидно, что разработка на предприятии бизнес-плана, независимо от его цели и назначения, носит широкопрофильный и многоаспектный характер. Эта задача чаще всего решается не одним работником. А качественно достигнута она может быть только многими работниками различных специальностей. В первую очередь в разработке бизнес-плана должны принимать участие менеджеры высшего звена предприятия. Однако каждому из них целесообразно заниматься этими вопросами в рамках своей компетенции. Тем более это относится к соисполнителям того или иного раздела плана.
Такой подход обусловливается, как минимум, двумя причинами. Во-первых, каждый специалист имеет определенные ограничения по своим профессиональным знаниям и информированности, а во-вторых, необходимо, и это бывает довольно часто, ограничить доступ к конфиденциальной информации (даже для сотрудников предприятия).
Нередко для разработки
бизнес-плана целесообразно
Разработку на предприятии
бизнес-плана в целях
1) определение цели создания и организация разработки бизнес-плана;
2) разработка проекта бизнес-плана (первая редакция);
3) обсуждение и разработка окончательной (вторая и последующие) редакции проекта бизнес-плана;
4) оформление, подготовка и утверждение бизнес-плана;
5) копирование (размножение) бизнес-плана.
На первой стадии — стадии организации разработки и опреде-пения цели создания бизнес-плана — руководителем предприятия назначается руководитель разработки плана. При этом четко определяется цель разработки бизнес-плана, его назначение и сроки составления. В этот период определяется и состав ответственных исполнителей.
Наряду с этим решается вопрос о необходимости привлечения к разработке специалистов сторонних организаций, определяется для какой конкретно цели, в какой форме, на каких условиях они привлекаются. По данным вопросам может быть издан приказ или распоряжение. Важным этапом работ первой стадии является определение структуры разделов бизнес-плана, чему должны предшествовать сбор, изучение и анализ методических материалов и имеющихся аналогичных бизнес-планов.
На второй стадии — стадии разработки проекта бизнес-плана (первой редакции) — соответствующими исполнителями под руководством ответственных исполнителей создается каждый из разделов плана. На этой стадии разделы могут составляться не обязательно в их порядковой последовательности. Более того, их целесообразно разрабатывать последовательно-параллельным путем, что позволит существенно сократить сроки создания всего бизнес -плана. Для разработки того или иного раздела ответственные исполнители могут при необходимости привлекать более широкий круг исполнителей-специалистов, чем это предусмотрено планом, используя как имеющуюся на предприятии информацию, так и результаты различных исследований (в частности маркетинговых) сторонних организации.
Исключительно важным этапом работ на данной стадии является редактирование и объединение всех разделов, разработанных разными исполнителями, в единый взаимосвязанный, целостный документ — первую редакцию бизнес-плана. Эту работу следует выполнять одному человеку — руководителю разработки бизнес-плана, или по его поручению — одному из ответственных исполнителей, владеющему более широкой информацией, чем другие ответственные исполнители разделов.
На третьей стадии — стадии обсуждения и разработки окончательной (второй и последующих) редакции (редакций) проекта бизнес-плана — весь план как целостный документ передается на отзыв и на рассмотрение компетентным специалистам, ответственным исполнителям разделов плана и руководящим работникам предприятия. По возможности он может быть отправлен на экспертизу в специализированные сторонние организации. После изучения и анализа отзывов на бизнес-план следует сделать обобщенную сводку отзывов и замечаний (табл.).
Таблица. Сводка отзывов и замечаний по проекту (первой редакции) бизнес-плана (название бизнес-плана)
№ раздела, подраздела, пункта бизнес-плана |
Автор отзыва, подразделение (организация), регистрационный номер, дата |
Замечания (предложения) по проекту бизнес-плана |
Заключение разработчика проекта бизнес-плана |
По каждому обоснованному замечанию разработчикам (по принадлежности) необходимо составить свое заключение, содержащее согласие или аргументированное несогласие с соответствующим замечанием. После подготовки сводки отзывов и замечаний целесообразно провести совещание по обсуждению проекта бизнес-плана, причем желательно с участием всех разработчиков, соисполнителей и авторов отзывов. Ход процесса совещания следует отразить в протоколе. По результатам обсуждения руководитель разработки и ответственные исполнители разделов бизнес-плана принимают наиболее рациональные решения по корректировке содержания документа и разрабатывают окончательную редакцию бизнес-плана. При необходимости и в зависимости от обстоятельств могут разрабатываться вторая и последующие редакции данного документа.
На четвертой стадии — стадии оформления, подготовки и утверждения бизнес-плана — проводятся работы соответственно по оформлению данного документа, осуществляется подготовка к утверждению и непосредственно утверждение. Особое внимание разработчикам следует обратить на его оформление, хотя многим этот этап работы представляется несколько формальным. Однако при составлении бизнес-плана для использования сторонними предприятиями и организациями оформление документа переходит из чисто формальной операции в исключительно практическую, существенно влияющую на имидж предприятия и авторитет его руководителей. Перед утверждением бизнес-плана руководителем предприятия целесообразно окончательную редакцию согласовать со всеми заинтересованными сторонами и подразделениями. Согласование следует осуществлять для экономии времени одновременно (параллельно) со всеми согласующими сторонами и лицами. Проект бизнес-плана на утверждение представляется отпечатанным на пишущей машинке, как правило, в трех экземплярах, один из которых должен быть первым.
На пятой стадии — стадии копирования (размножения) бизнес-плана — осуществляется копирование или размножение любым приемлемым и экономичным способом. Выбор способа зависит от необходимого количества экземпляров этого документа по назначению и возможностей предприятия в полиграфическом отношении. Вместе с тем в любом случае все экземпляры бизнес-плана должны быть изготовлены достаточно качественно. Порядок распространения и использования бизнес-плана в большей мере определяется его целью и назначением.
Информация о работе Лекции по исследованию систем управления