Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:14, курс лекций

Описание работы

1. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления
2. Признаки и структура формальной организации. Особенности функционирования и характерные черты
3. Функции менеджмента качества в системе здравоохранения Функции управления
4. Процесс планирования в широком смысле реализуется в несколько этапов.
5. рганизация как открытая система

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 503.46 Кб (Скачать файл)

1.  Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления

3.1. Менеджмент  как совокупность взаимодействия  субъектов и объектов управления  для достижения целей управления

Разделение труда по мере развития производственных отношений  привело к выделению специфических  трудовых процессов — процессов  управления.

Менеджмент (управление) —  воздействие одного лица или группы лиц (менеджеров) на другие лица для  побуждения действий, соответствующих  достижению поставленных целей при  принятии на себя менеджерами ответственности  за результативность воздействия.

Сама по себе общность задач  управления позволяет формулировать  общие законы управления, а анализ и обобщение практики управления дает возможность, опираясь на эти законы, конкретизировать содержание управления в рамках науки управления (менеджмента).

Управление осуществляется в рамках единого процесса управления (кольца управления), что показано на рис. 3.1.

Рис. 3.1. Кольцо управления

Управление включает три  аспекта:

- "Кто" управляет  "кем" (институциональный аспект); 
- "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект); 
- "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любого предприятия  следует выделить цели и ограничения. Они выполняют следующие основные задачи в управлении:

- сопоставление существующего  состояния с желаемым ("где  мы?" и "куда идем?"); 
- руководящие требования к действиям ("что надо сделать?"); 
- критерии принятия решений ("какой путь лучший?"); 
- инструменты контроля ("куда мы в действительности пришли и что из этого следует?" (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Сущность менеджмента

Основные виды целей:

- стремление к доходу; 
- стремление к имущественному состоянию; 
- стремление к благосостоянию; 
- стремление к увеличению оборота ("доли рынка"); 
- стремление к снижению расходов; 
- завоевание имиджа.

Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы

Важной задачей управления фирмой является определение ее политики деятельности. Это совокупность всех нормативных требований и способов их осуществления (собственно политика фирмы).

Нормативные требования к  управлению включают:

- принципы предпринимательской  деятельности; 
- основные цели, объекты, сферы деятельности; 
- требования к ее организации.

Основные принципы предпринимательской  деятельности:

- четкое представление  смысла предпринимательской деятельности; 
- отношение менеджеров к участникам предпринимательской деятельности (например, готовность нести ответственность за работников фирмы и перед вкладчиками капитала); 
- отношение к окружающей среде (к партнерам по рынку, общественной и экономической среде); 
- восприимчивость к НТП; 
- готовность к риску.

Принципиальные требования к организации деятельности фирмы:

- к способу управления (например, авторитарный или демократичный); 
- в области инноваций (например, текущее, гибкое или жесткое планирование); 
- в среде информации (открытость, секретность); 
- принципы мотивации; 
- организационные структуры; 
- принципы контроля.

Реализация всех этих нормативных  требований к отдельным сферам управления определяет структурную политику фирмы  и конкретные политики в отдельных  сферах деятельности.

К структурной политике относят:

- политику создания фирмы  (цели, решения, средства); 
- политику места положения фирмы; 
- политику ее правовой формы; 
- политику отношения собственника к предприятию; 
- кооперационную политику с другими фирмами; 
- политику концентрации и разукрупнения; 
- политику ликвидации фирмы.

Конкретные политики действий включают:

- политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.); 
- инвестиционную политику; 
- политику запасов; 
- политику в области оборудования; 
- кадровую политику; 
- финансовую политику; 
- производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы, оперативное управление); 
- политику сбыта (цены, распределение, реклама); 
- политику отчетности о деятельности фирмы.

Этика и культура фирмы

С нормативными требованиями к управлению и политикой управления жестко связано представление о  морали деловых взаимоотношений  — этике предприятия. Эти нормы  должны обязательно вводиться в  обеспечение стабильности предприятия  и с целью ограничения принципа максимизации прибыли, что порождает  конфликты при управлении конкретными  сферами деятельности фирмы.

Этические ценности по отношению  к сотрудникам могут включать:

- учет их индивидуальных  особенностей; 
- предоставление возможности полного раскрытия индивидуальности; 
- защита от необоснованного вмешательства; 
- гарантия прав; 
- справедливая оплата; 
- социальные гарантии; 
- учет сфер персональной ответственности; 
- участие в управлении и т.д.

По отношению к рыночному  партнеру:

- доверительность в совместной  работе; 
- отказ от обмана; 
- гарантированное оптимальное снабжение; 
- внимание к потребителям; 
- честность в конкуренции и т.д.

По отношению к акционерам:

- соразмерное участие  в прибыли; 
- честное информирование; 
- совместные действия; 
- защита интересов собственников и т.д.

Культура предприятия  — совокупность ценностей, норм, идей, которые подсознательно и сознательно  формируют стиль поведения сотрудников. Ее основные аспекты:

- экономический (отношение  к прибыли, контролю); 
- организационный (стандартизация, формализация, четкое целеполагание, иерархия); 
- технический (инновации, степень риска, роль НИОКР); 
- рыночный (роль маркетинга, отношение к партнерам, роль предпочтений клиента) и т.д.

Идеальным является сочетание  рамочной культуры для всей фирмы  и гибкое формирование субкультур (маркетинга, учета, НИОКР).

Культура определяет стиль, репутацию (марку) предприятия.

Задачи и этика  поведения профессиональных менеджеров

Содержание и условия  работы сотрудников, и в том числе  менеджеров, определяет предприниматель (в соответствии с законом и  договором). Это право он может  делегировать работникам управления (менеджерам). Из этики предпринимательства вытекает и этика управления.

Проект "этики поведения" менеджеров (Давос, 1973 г.):

А. Профессиональная задача менеджера — служение клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу, приведение в равновесие противоречащих друг другу результатов.

Б. 1. Он должен служить клиентам, удовлетворяя наилучшим образом те потребности, которые обеспечивают честное соревнование фирм, что дает максимальное снижение цены, качество и разнообразие путем реализации достижений НТП. 
2. Он должен служить сотрудникам, так как только тогда он будет восприниматься ими как руководитель. 
3. Он должен служить инвесторам, обеспечивать максимальный доход как вознаграждение за риск. 
4. Он должен служить обществу, способствовать НТП, помнить об экологии.

В. Услуги менеджера клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу возможны только в случае обеспечения долгосрочного существования предприятия, для чего необходимы достаточные доходы. Поэтому они являются средствами, а не целью.

Иерархия управления

Редко осуществляется одноступенчатая  иерархия в управлении:

Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией  по рангу командной власти, компетенции  принятия решений, авторитету, положению.

Иерархия управления —  инструмент для реализации целей  фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность  выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и  личная свобода в управлении. Чем  ниже уровень — тем больше простота решений, доля оперативных видов  деятельности (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Иерархия менеджмента

3.2. Понятие и  классификация функций управления

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может  быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:

- общее управление (установление  нормативных требований и политики  управления, политики инноваций,  планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность); 
- управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация); 
- конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, финансы, производство, кадры, основные фонды).

Если структурные стороны  деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены  на общие и конкретные.

Функция управления — вид  деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся  определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий  на объект и субъект управления.

Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры  управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления.

В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:

- прогнозирование и планирование; 
- организация работы; 
- мотивация; 
- координация и регулирование; 
- контроль, учет, анализ.

Функции, выделяемые по сферам деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:

- перспективное и текущее  экономическое и социальное планирование; 
- организация работ по стандартизации; 
- учет и отчетность; 
- экономический анализ; 
- техническая подготовка производства; 
- организация производства; 
- управление технологическими процессами; 
- оперативное управление производством; 
- метрологическое обеспечение; 
- технологический контроль и испытания; 
- сбыт продукции; 
- организация работы с кадрами; 
- организация труда и заработной платы; 
- материально-техническое снабжение; 
- капитальное строительство; 
- финансовая деятельность.

Общие и конкретные функции  управления тесно связаны и представляют собой разные срезы всего поля управления (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Поле управления

Основное содержание конкретных функций управления фирмой

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия  и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг).

Общее управление предприятия  состоит в его структуризации, организации деятельности, планировании, управлении персоналом, контроле, учете  и анализе результатов деятельности, что подробно будет рассмотрено  в дальнейшем.

При управлении производством  решаются задачи экономики производства (издержки, цены) и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:

- выбор технологического  процесса; 
- планирование программы производства; 
- планирование последовательности производства (оперативное планирование); 
- формирование производственных систем (систем оборудования); 
- содержание и эксплуатация оборудования; 
- организация материально-технического снабжения.

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются следующие конкретные функции управления:

- организация инновационного  процесса; 
- выбор и реализация стратегии НИОКР; 
- оптимальное распределение ресурсов на НИОКР; 
- внедрение результатов НИОКР; 
- защита результатов НИОКР.

Реализация функций в  области маркетинга включает:

- организацию сбора и  обработки маркетинговой информации; 
- выбор целевых рынков и их сегментирование; 
- применение маркетинговых решений по продукту; 
- выбор и взаимодействие с каналами товародвижения; 
- продвижение товара; 
- выбор и реализация ценовой политики; 
- планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

Финансовое управление предприятием включает:

- приобретение финансовых  средств; 
- использование финансовых средств; 
- управление ликвидностью; 
- структурирование капитала и имущества; 
- управление платежными средствами и проведение платежного оборота; 
- финансовое планирование и финансовый контроль.

Таким образом, конкретные функции  управления фирмой можно рассматривать  как системные компоненты ее менеджмента.

3.3. Организационные  структуры управления

Понятие организации  и организационной структуры

Организация — пространственно-временная  структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения  максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками:

- определение ее характера  кадрами и менеджером; 
- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно; 
- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте; 
- определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях; 
- единство рабочих процессов и процессов управления как результата разумного разделения труда.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"