Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:14, курс лекций

Описание работы

1. Сущность, цели и задачи менеджмента. Основные функции и организационные структуры управления
2. Признаки и структура формальной организации. Особенности функционирования и характерные черты
3. Функции менеджмента качества в системе здравоохранения Функции управления
4. Процесс планирования в широком смысле реализуется в несколько этапов.
5. рганизация как открытая система

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 503.46 Кб (Скачать файл)

В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так  и устойчивое, для которого данный конкретный предмет или явление  не более чем одна из возможных  форм воплощения. Такое устойчивое предметное содержание характеризует  уже не столько сам предмет  потребности, сколько личность, эту  потребность испытывающую. По мнению С.Л. Рубинштейна (1976), свойства характера - это в конечном счете и есть тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях. С.Л. Рубинштейн имел здесь в виду именно обобщенное содержание мотива.

 

Рисунок 2.17. Мотивация личности и ее составляющие.

Рисунок 2.18. Мотивация в  структуре личности.

Мотивация не только детерминирует  деятельность человека, но и буквально  пронизывает большинство, если не все  сферы психической деятельности. Х. Хекхаузен (1986) различает мотив и мотивацию следующим образом. Понятие «мотив» включает такие составляющие, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т. д. Мотив задаётся целевым состоянием отношения «индивид - среда». Существует столько различных мотивов, сколько существует разновидностей или классов отношений «индивид - среда». Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру, силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека (рисунок 2.19.).

 

Рисунок 2.19. Основные характеристики мотива личности.

Мотивация же понимается как процесс  выбора между различными действиями, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических  для данного мотива состояний  и поддерживающий эту направленность. Короче, мотивация объясняет целенаправленность действия. О деятельности тогда говорят, что она мотивирована, когда она  направлена на достижение конкретной цели конкретного мотива. От мотивации  зависит, как и в каком направлении  будут использованы функциональные ресурсы и способности человека, его интересы и устремления.

Мотивацией также объясняется  выбор между возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможным содержанием мышления. Кроме того, ею объясняются интенсивность  и упорство субъекта в осуществлении  выбранного действия и достижении его  результатов (М.К. Акимова, К.М. Гуревич, 2005).

С мотивационной сферой личности тесно  связан её уровень притязаний - это уровень трудности тех задач, на осуществление которых претендует человек, побуждаемый данным мотивом.

В уровне притязаний различают 3 стороны:

1. степень трудностей задач,  которые ставит человек перед  собой и считает, что он с  ними справится;

2. степень расхождения между  задуманным и осуществлённым (результаты  могут оказаться ниже тех, которые  человек задумал и это может  осознаваться как низкий уровень  возможностей);

3. уровень притязаний характеризуется  такой степенью трудности задачи, выполнение которой приносит  человеку удовлетворение (человек  может поставить себе вполне  посильную, лёгкую задачу, но её  решение не принесёт удовлетворение).

Все 3 стороны уровня притязаний связаны  между собой. Выбор степени трудности  задачи зависит от доминирующей мотивации (достичь успеха или избежать неудач) и от силы мотива:

  1. если мотив очень слабый, то человек или вовсе не рискует и выбирает самые лёгкие задачи, или же, наоборот, чрезмерно рискует и выбирает задачи высокой сложности;
  2. если мотив сильный, то человек выбирает задачи средней трудности.

Установлена зависимость уровня притязаний от свойств, ориентации и психического здоровья личности:

  1. зависимость уровня притязаний от свойств личности выражается в том, что высокотревожные и интроверты стремятся избежать неудачи, а низкотревожные и экстраверты обнаруживают стремление к успеху;
  2. зависимость уровня притязаний от ориентации личности проявляется в том, что если преобладает ориентация на «Я», стремление к самоутверждению, то выявляется доминирование стремления к успеху, а если преобладает ориентация на задачу, на социально ценный результат, то доминирующим является стремление избежать неудачи;
  3. зависимость уровня притязаний от психического здоровья личности прослеживается в том, что в отличие от здоровых людей больные неврастенией ставят перед собой более сложные задачи, а больные истерией - напротив, более лёгкие, ниже среднего уровня своих достижений.

Одним из основных условий изменения  уровня притязаний является достигнутый  успех или неуспех деятельности.

Если человек ставит перед собой  непосильную задачу, то повторный  неуспех ведёт к снижению уровня притязаний. Причём это влияние успеха опосредуется самооценкой:

  1. при адекватной самооценке успеха человек выбирает более трудные задачи, а после неуспеха - более лёгкие;
  2. при завышенной самооценке успех ведёт к повышению степени трудности задач и после неуспеха также повышается степень трудности выбираемой задачи, т.к. имеет место адекватная реакция на успех и неадекватная реакция на неудачи;
  3. при заниженной самооценке и после успеха, и после неудачи человек выбирает более лёгкие задачи, т.е. имеется неадекватная реакция на успех, снижение уровня притязаний после успеха (Б.Д. Карвасарский, 2002).

Мотивация достижения успеха и избегания неудачи

Толчком к деятельности, к учёбе  могут стать в разной степени  и желание достичь успеха, и  страх перед неудачей. На этом основании  возникли два типа мотивации - мотивация  успеха и мотивация боязни неудачи (таблицы 2.3., 2.4.).

Мотивация достижения (успеха) - одна из разновидностей мотивации, связанная с потребностью индивида добиваться успехов в деятельности и избегать неудач.

Диагностика мотивации

1. Метод наблюдения - самый оптимальный метод, т.к. он позволяет педагогу следить за поведением и деятельностью учащегося в различных жизненных и учебных ситуациях, подвергать свои наблюдения глубокому психолого-педагогическому анализу.

Таблица 2.3.

Характеристика типов  мотивации личности

Признаки 

Типы мотивации

МУ

МБН

Мотив к деятельности

Желание достичь успеха

Страх перед неудачей

Характер мотивации

Положительный

Относится к негативной сфере

Направленность

действий человека

На то, чтобы достичь  конструктивных, положительных результатов  

На то, чтобы избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий  

Личностная активность 

Активность личности зависит  от потребности в достижении успеха  

Человек, ещё ничего не сделал, уже боится возможного провала и  думает, как его избежать, а не добиться успеха


Обозначения: МУ - мотивация успеха, МБН - мотивация боязни неудачи.

Таблица 2.4.

Обобщённый портрет типов  мотивации личности

п/п

Тип МУ

Тип МБН

1

2

3

1.

Личности обычно активны, инициативны; ищут способы преодоления  препятствий, если они встречаются

Личности малоинициативны, избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них

2.

Продуктивность деятельности и степень её активности в меньшей  степени зависят от внешнего контроля

Продуктивность деятельности и степень её активности в большей  степени зависят от внешнего контроля

3.

Отличаются настойчивостью в достижении цели

Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели

4.

Склонны планировать своё будущее на большие промежутки времени

Склонны планировать своё будущее на менее отдалённые промежутки времени

5.

Предпочитают брать на себя средние по трудности или  же слегка завышенные, хоть и выполняемые  обязательства. Ставят перед собой  реально достижимые цели. Если рискуют, то расчётливо

Ставят перед собой  неоправдано завышенные цели (плохо оценивают свои возможности). В других случаях, напротив выбирают лёгкие задания, не требующие, особых трудовых затрат

6.

Достигают суммарный существенно отличный успех при соответствующих обязательствах

Достигают успех от незначительных достижений (при заниженных обязательствах) или от случайного везения (при завышенных обязательствах)

7.

Эффект Б.В.Зейгарник выражен в значительной степени

Эффект Б.В.Зейгарник выражен в меньшей степени

8.

Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов

Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что объясняется эффектом контроля ожиданий

9.

При выполнении заданий проблемного  характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности, как  правило, улучшается

При выполнении заданий проблемного  характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается

10.

Склонность к восприятию и переживанию времени как "целенаправленного  и быстрого", а не бесцельно  текущего

Склонность к восприятию и переживанию времени как "бесцельно  текущего" ("Время - это постоянно струящийся поток")      

11.

Привлекательность задачи возрастает пропорционально её сложности. Особенно это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого навязанного задания его  привлекательность остаётся тем не менее на прежнем уровне

Привлекательность какого-либо задания, как правило, снижается  в случае неудачи его выполнения. Причём это будет происходить  независимо от того, навязано ли задание  извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении  снижение привлекательности во 2-м  случае (выбрал сам) может быть менее  выражено, чем в 1-м случае (навязано кем-то)


Обозначения: МУ - мотивация успеха, МБН - мотивация боязни неудачи. 

 

2. Специальные методики психодиагностики, позволяющие диагностировать типы мотивации личности. Мотивы деятельности и поведения образуют ядро личности, "закрыты" для анализа, составляют зону, сознательно или подсознательно оберегаемую самой личностью от постороннего проникновения. Мотивационная сфера личности в связи с этим изучается с помощью сложных методик проективного типа. Наряду с проективными методиками, отличающимися высокой трудоёмкостью и требующей от специалиста высокой квалификации, для диагностики типов мотивации используют другие тестовые опросники.

Для диагностики МУ (или надежды  на успех - НУ) и МБН применяют  тестовые опросники:

1. Опросник ТМД А. Мехрабиона (в т.ч. в модификации М.Ш. Магомед-Эминова),

2. Опросник МУН А. Реана

(Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000; М.К. Акимова, К.М. Гуревич, 2005).

Сущность этой методики основана на использовании тест-опросника МУН (мотивации успеха или надежды  на успех) и заключается в следующем.

Тест-опросник МУН

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные  вопросы, необходимо выбрать один из ответов: «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может значить и «конечно, да», и «скорее да, чем нет». Точно так же и «нет» может значить и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует  в достаточно быстром темпе, не обдумывая  ответ подолгу. Ответ, который первым приходит в голову, как правило, наиболее точный.

1. Включаясь в работу, я, как  правило, оптимистично настроен, надеюсь на успех.

2. Обычно я действую активно.

3. Я склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных  заданий я по мере сил стараюсь  найти любые причины, чтобы  отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо  очень легкие, либо совершенно  невыполнимые задания.

6. При встрече с препятствиями  я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и  неудач я склонен к переоценке  своих успехов.

8. Плодотворность деятельности  в основном зависит от меня  самого, а не от чьего-то контроля.

9. Когда мне приходится браться  за трудное задание, а времени  мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.

10. Я обычно настойчив в достижении  цели.

11. Я обычно планирую свое  будущее не только на несколько  дней, но и на месяц, на год  вперед.

12. Я всегда думаю, прежде чем  рисковать.

13. Я обычно не очень настойчив  в достижении цели, особенно если  меня никто не контролирует.

14. Предпочитаю ставить перед  собой средние по трудности  или слегка завышенные, недостижимые  цели.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"